Что такое феминистское движение. Что такое феминизм? «Третья волна» феминизма

Феминистское движение - это такое явление, которое можно разглядывать по меньшей мере с двух сторон. С одной стороны, это политическое движение, которое заключается в борьбе женщин за равноправие. Данный нюанс нередко ассоциируется с традиционным феминизмом, в том числе с движением суфражисток, требовавших предоставить дамам право голоса на выборах. В наше время кажется, что такие трудности остались позади, но в начале XX века девушки не имели избирательных прав фактически нигде в мире. В итоге побед ранних феминисток мы смогли с радостью об этом забыть. Так кто же такие феминисты и какая идеология феминизма?

Понятие «феминизм» берёт своё начало в XIX столетии. В публицистической литературе данной эпохи под ним подразумевается совокупность свойств, присущих женщинам . Так же как есть специальные мужские черты - мужественность, существует и феминность, другими словами - «феминизм».

Уже в конце XIX века в контексте суфражистского движения возникает слово «феминистка», вначале французское, которым именуют активисток дамского движения. В итоге к началу XX века значение термина постепенно приобретает изменения. На протяжении последних ста лет под феминистами мы уже точно понимаем представительниц женского пола, которые ведут борьбу за свои права . При этом права эти могут пониматься по-всякому, и борьба не постоянно заключается в требованиях официального политического равенства.

История феминизма

Идеи, которые были близки к современному феминизму, впервые были замечены в западной культуре ещё во времена Античности. В книжке «Страны» Платона , которая была пятой по счёту, к примеру, утверждается, что нет никаких препятствий для того, чтоб дама была правителем. Если девушка довольно разумна и одарена, то она обязана владеть теми же правами, что и самые разумные и профессиональные представители мужского пола. Проявления феминизма можно отыскать и в Средние века, а также в эпоху Возрождения.

Первой представительницей феминистского движения принято считать англичанку Мэри Уолстонкрафт , которая жила в конце XVIII века. В труде «Защита прав женщин» она ставит вопросы, которые связаны с судьбой дамы: чем женщина отличается от мужчины, насколько справедливы обвинения девушек из-за недостатка их ума, как на роль девушки оказывает влияние материнство и домашний труд. Основной девиз Уолстонкрафт, который вызвал скандал, заключается в том, что дама может без помощи других распоряжаться собственной жизнью.

Немного в тени от Уолстонкрафт находится её соотечественница по имени Мэри Эстел , которая была поклонницей рациональной философии Декарта, что не делала различия между женским и мужским полом. Уолстонкрафт аналогично находится под воздействием Руссо и полемизирует с ним. Во время чтения этих давних текстов карикатурный образ феминисток пропадает: они дают разностороннюю, нередко ироничную и порой неожиданную аргументацию. К примеру, Эстел в качестве вероятной альтернативы замужеству и переходу девушки «во власть мужчины» предлагала создание дамских «светских монастырей».

Среди первых феминистов точно был один мужчина по имени Джон Стюарт Милль , который являлся классиком либеральной философии. В 1869 году он предал гласности трактат «Подчинённость дамы» в защиту прав женщин. Большая часть мужчин была настроена категорически против феминизма. Частично они просто не могли осознать, чего желают эти девушки.

Некий автор-мужчина сделал даже заявление в качестве ответа на публикацию труда Уолстонкрафт, что требовать защиты прав девушек настолько же несуразно, как требовать защиты прав домашних питомцев. В качестве ответа на движение суфражисток было сформулировано и «традиционное опровержение» : феминистками будто стают лишь чрезвычайно безобразные дамы, которые не могут надеяться на то, чтобы найти для себя достойного супруга.

Первая волна феминизма

Определить первую волну феминизма легче всего. Это борьба дам за равноправие в политике , а также за возможность избирать и выступать в качестве кандидата на голосовании. Первые представительницы феминизма апеллировали к либеральным девизам: люди владеют равными правами, и это не зависит от пола.

Суфражистки были чрезвычайно большим и сильным движением общественной политики в Англии и США: дамы слились и достигли своей цели. 1920 год вошёл в историю тем, что в США была рассмотрена и принята 19-я поправка к Конституции . В соответствии с данной поправкой пол не может являться препятствием для ограничения на участие в политической сфере жизни, а также на участие в голосовании.

После чего почти всем казалось, что феминизм завершился, так как начальной главной цели дамы достигли, а остальные трудности способны разрешить политики, которые были избраны женщинами на голосовании.

Данная волна феминизма зародилась в 60-е годы XX столетия и является уже более трудным явлением. Подавление тут уже не сводится к запрету дамам принимать участие в политической сфере жизни. Стало известно, что политическое равенство допускает подавления в семье , подавления на рабочем месте.

Главный текст той эпохи - это труд Симоны де Б​овуар «Второй пол» . Представительницы феминизма второй волны критикуют представление о том, что главное назначение девушки - это исключительно материнство, которое понимается как затворничество и отрешение от карьеры, уход за домом.

Феминистки позволили себе опровергнуть тезис о том, что девушки не должны стремиться к тому, чтобы проявлять себя за границами этого «женского мира». О том, что будто бы мужчина - природный экстраверт, а дама - природный интроверт, и данное социальное разделение труда предопределено навечно определёнными естественными правилами.

Перечень тем, ассоциируемых с феминизмом , в это время очень расширяется. Теперь это:

Всё это начинает осознаваться как социальная проблема. В общем, идёт речь о проблематизации женской фигуры в культуре.

Данная волна не достигла реализации собственных задач в полном объёме, трудности, о которых говорили представительницы феминизма 60-х годов, существуют и в нынешнем мире. Однако в период второй волны случилась реальная социальная революция: девушки в западных странах массово начинают обосновываться на рынке труда. В свою очередь, это приводит к очень резкому росту материального положения общества, а также к совсем новому представлению о настоящей гендерной политике.

Эта волна феминистского движения приходится на 90-е годы XX столетия. Она характеризуется попыткой применить к гендерным исследованиям соответствующие моменту философские идеи, сначала концепцию постструктурализма и вдобавок постколониальную теорию. Обсуждение проблемы тут строится в главном около понятия равенства. В общем, на данном шаге уже достаточно тяжело разговаривать о некой теоретической целостности замыслов феминизма.

Главная цель для представительниц феминистского движения третьей волны - это понимание, что, по сути,проблема не сводится к тому, что существуют мужчины и женщины. Проблема сводится к попытке осознать, как конкретно эти половые роли, женская и мужская, проектируются , каким образом мы становимся женщинами и мужчинами. Что принуждает нас быть мужчиной либо женщиной? Тут же возникает вопрос про то, что могут существовать и иные половые роли. Занимается исследованием огромного количества гендерных идентичностей квир-теория.

В данной волне в особенности обращает на себя внимание движение Riot Grrrl , которое сконструировано вокруг эстетики не лишь освобождённой, однако и располагавшей властью женщины, которая способна быть самодостаточной, профессиональной, лидирующей в социальной области жизни - и в данном смысле превосходствующей над мужчинами. Riot Grrrl сообщили, что бюстгальтер с эффектом «пуш-ап» не противоречит наличию мозгов, возвратили в обиход брутальный мейкап и высочайшие каблуки, которые ещё не так давно числились традиционным символом подавления со стороны мужчины.

В итоге можно кратко сказать, что феминизм этой волны стремится к свободе также от тех ограничений, которые были навязаны ранними феминистами.

Разновидности феминизма

Выделяют три вида феминизма:

Под либеральным феминизмом подразумевается то, что феминизм - это прежде всего история о равенстве прав женщин и мужчин. С того момента когда мы можем гарантировать официальное и обстоятельное равенство прав, можно начинать думать, что так же как в своё время был решён вопрос с расизмом, теперь решена проблема и гендерного неравенства.

Либеральный вид феминистского движения - это мейнстрим и на западе огромные политические партии нацелены конкретно на него. Западная политкорректность в отношении девушек - это также продукт либерализма.

Второй вид феминизма - это марксистский . Марксистское феминистическое движение подразумевает, что подавление дам - это частный вариант капиталистического и классового подавления. Иначе говоря, в экономике присутствует эксплуатация наёмных тружеников, и девушки - это один вид людей из тех, что используется. Так же, как в XIX веке и позднее, использовали рабочих, так и дам принуждают работать на особей мужского пола.

Марксистский феминизм увлекателен тем, что в качестве собственной центральной темы вводит дилемму бесплатной домашней работы. Существуют среди марксистов учёные, утверждающие, что база мировой экономики - это работа и труд домохозяек, который абсолютно не оценивается, но при всём этом совершает главный вклад в наше благополучие.

Необходимо помнить, что в марксистский феминизм большой вклад привнесла Россия. Правительство большевиков с начала 20-х годов получило звание самого прогрессивного современного правительства во всём мире исходя из убеждений гендерного равенства:

  • Существовало официальное политическое равенство, а также избирательное равенство.
  • Девушек учили грамоте.
  • Пытались освободить от «кухонного рабства» путём открытия централизованных пролетарских харчевней.

Были совершены и такие ходы, которые были недопустимыми для Западной Европы в то время. А именно был декриминализован аборт. Александра Коллонтай была самой популярной защитницей женских прав в числе большевиков. По окончании первых годов русской власти отношение к дамам постепенно становится более консервативным. Однако до правления Сталина Россия считалась современной передовой феминистской страной.

- это третий тип феминистических теорий, подразумевает, что всего этого недостаточно, так как мужчины при любом варианте остаются заинтересованными в сбережении режима патриархата. В этом случае патриархат - это особый термин, который указывает на принцип политического, социального и финансового преобладания представителей мужского пола. В данном режиме мужчина является добытчиком, он тот, кто делает, а дама - та, кто ожидает, девушка - бесплатная прислуга как бытовая, так и сексуальная.

Рассматривая радикальный феминизм, мы видим теорию, предполагающую, что, по сути, все старые определения политической философии были выдуманы мужчинами, они не схватывают самого важного. Что трудность не в использовании, не в наличии классов, не в буржуазии, не в стране, трудность состоит в том, что присутствует режим патриархального правления и частным вариантом подавления является подавление одних мужчин иными, тогда как базовым институтом подавления является конкретно гендерное.

Сила и сразу слабость радикального феминизма состоит в том, что в некотором роде слова представительницы феминизма выступают против не только разных отсталых форм общественного устройства, однако и против сегодняшней либеральной демократии по типу западной.

Из бессчётных замыслов радикального феминизма следует сказать о «лесбийском сепаратизме» . Он заключается в том, что дамы вообще не должны вступать в половые отношения с мужчинами, так как каждый вид сексуальных отношений с мужчиной тем или иным образом становится продолжением многолетней традиции подавления. Ритуалы романтичной влюблённости, к примеру, - просто форма покупки женского тела и контроля над чувствами женщины.

Феминизм - это явление, которое можно рассматривать как минимум с двух сторон. Во-первых, это политическое движение, связанное с борьбой женщин за равноправие. Именно этот аспект часто ассоциируется с классическим феминизмом, в частности с движением суфражисток, которые требовали предоставить женщинам право голоса на выборах. Нам кажется, что подобные проблемы остались в далеком прошлом, но на начало XX века женщины не имели избирательных прав практически нигде в мире. В результате побед ранних феминисток мы счастливо об этом забыли.

Во-вторых, феминизм - это интеллектуальное движение, по сути, течение в философии, которое по своему содержанию и аргументации гораздо более разнообразно, чем классический политический феминизм.

Происхождение понятия

Термин «феминизм» возникает в начале XIX века. Под ним в публицистике этой эпохи понимается совокупность качеств, присущих женщине. Так же как есть специфические мужские черты - мужественность, есть и феминность, или «феминизм».

К концу XIX столетия в контексте суфражистского движения появляется слово «феминистка», изначально французское, которым называют активисток женского движения. Таким образом, к началу XX века значение термина постепенно меняется. Последние 100 лет под феминистками мы уже определенно понимаем женщин, которые борются за свои права. Причем права эти могут пониматься по-разному, и борьба не всегда сводится к требованиям формального политического равенства.

Истоки феминизма

Идеи, близкие феминизму, циркулируют в западной культуре со времен Античности. В пятой книге «Государства» Платона, например, сообщается, что нет никаких препятствий для того, чтобы женщина была правителем. Если женщина достаточно разумна и талантлива, то она должна обладать теми же правами, что и наиболее разумные и талантливые мужчины. Элементы феминизма можно находить и в Средние века, и в эпоху Возрождения.

Первой феминисткой обычно называют англичанку Мэри Уолстонкрафт, жившую в конце XVIII столетия. В трактате «Защита прав женщины» она ставит вопросы, связанные с судьбой женщины: насколько женщина отлична от мужчины, насколько справедливы обвинения женщины в недостатке у нее разума, как на роль женщины влияет материнство и домашний труд. Главный лозунг Уолстонкрафт, вызвавший скандал, состоит в том, что женщина может самостоятельно распоряжаться своей судьбой. Несколько в тени Уолстонкрафт остается ее соотечественница Мэри Эстел, опиравшаяся на рационалистическую философию Декарта, не делавшего разницы между мужчинами и женщинами. Уолстонкрафт аналогично находится под влиянием Руссо и полемизирует с ним. Когда мы читаем эти ранние тексты, карикатурный образ феминисток рассыпается: они предлагают разностороннюю, часто ироническую и подчас неожиданную аргументацию. Например, Эстел в качестве возможной альтернативы замужества и перехода женщины «в собственность мужчины» обсуждала создание женских «светских монастырей».

В числе первых феминистов был по крайней мере один мужчина, классик либеральной философии Джон Стюарт Милль, который в 1869 году опубликовал трактат «Подчиненность женщины» в защиту женских прав. Большинство мужчин, однако, были настроены резко против феминизма. Отчасти они просто не могли понять, чего хотят эти женщины. Один автор-мужчина даже заявил в ответ на публикацию трактата Уолстонкрафт, что требование защиты прав женщин столь же нелепо, как требование защиты прав домашних животных. В ответ на движение суфражисток было сформулировано и «классическое опровержение»: феминистками якобы становятся только очень некрасивые женщины, которые не могут рассчитывать на то, чтобы найти себе достойного мужа.

Первая и вторая волна феминизма

Первую волну феминизма определить проще всего. Это борьба женщин за политическое равноправие и за возможность избирать и быть избранными на выборах. Первые феминистки апеллировали к либеральным лозунгам: люди обладают равными правами вне зависимости от пола.

Суфражистки были очень мощным движением публичной политики в Великобритании и США: женщины объединились и добились желаемого. В 1920 году в США была принята 19-я поправка к Конституции, согласно которой пол не может быть препятствием для ограничения на участие в политической жизни и, в частности, на участие в выборах. После этого многим казалось, что феминизм закончился, потому что своей основной цели женщины достигли, а другие проблемы могут быть решены политиками, избранными женщинами на выборах.


// Official_program_-_Woman_suffrage_procession_March_3,_1913

Вторая волна феминизма возникает в 60-е годы XX века и представляет собой уже гораздо более сложное явление. Угнетение здесь уже не сводится к запрету женщинам участвовать в политической жизни. Оказалось, что политическое равенство не исключает угнетения в семье, угнетения на рабочем месте. Ключевой текст этой эпохи - это «Второй пол» Симоны де Бовуар. Феминистки второй волны критикуют представление о том, что основным предназначением женщины является материнство, понятое как затворничество и отказ от карьеры, забота о доме. Они оспорили тезис о том, что женщины не должны стремиться к тому, чтобы проявлять себя за пределами этого «женского мира». О том, что якобы мужчина - природный экстраверт, женщина - природный интроверт, и это социальное разделение труда предопределено навсегда некими естественными правилами.

Список тем, которые ассоциируются с феминизмом, в этот момент сильно расширяется: теперь это насилие (реальное, домашнее, символическое - например, мальчикам говорят «не будь как девчонка», как будто быть девчонкой - это нечто оскорбительное), критика навязанных гендерных ролей, вопрос об , неоплачиваемый домашний труд осознаются как социальная проблема. В целом речь идет о проблематизации фигуры женщины в культуре.

Вторая волна не добилась реализации своих целей в полном объеме, проблемы, о которых писали феминистки 60-х годов, сохранились и в сегодняшнем мире. Но в период второй волны происходит настоящая социальная революция: женщины на Западе массово выходят на рынок труда, что приводит и к резкому росту богатства общества, и к совершенно новому представлению о реальной гендерной политике.

Третья волна феминизма

Третья волна феминизма, начало которой связывают с 90-ми годами XX века, представляет собой попытку применить к гендерным исследованиям актуальные философские идеи, в первую очередь идеи постструктурализма, а также постколониальную теорию. Дискуссия здесь строится в основном вокруг понятия идентичности. В целом на этом этапе уже довольно трудно говорить о некотором теоретическом единстве идей феминизма.

Ключевая тема для феминисток третьей волны - осознание, что на самом деле вопрос не сводится к тому, что есть женщины, а есть мужчины. Вопрос сводится к попытке понять, как именно эти гендерные роли, мужская и женская, конструируются, как мы становимся мужчинами и женщинами. Что заставляет нас быть мужчиной или женщиной? Здесь же возникает вопрос о том, что могут существовать и другие гендерные роли. Исследованием множества гендерных идентичностей занимается квир-теория.

В третьей волне особенно выделяется движение Riot Grrrl , выстроенное вокруг эстетики не только освобожденной, но и наделенной властью (empowered) женщины, которая способна быть самодостаточной, талантливой, лидирующей в социальном мире - и в этом смысле превосходящей мужчин. Riot Grrrl заявили, что push-up bra не противоречит наличию brains , и вернули в обиход агрессивный макияж и высокие каблуки, которые еще недавно считались классическим символом угнетения со стороны мужчины.

Таким образом, феминизм третьей волны стремится к свободе в том числе от тех ограничений, которые были навязаны старым феминизмом.

Либеральный, марксистский и радикальный феминизм

Хронологию волн феминизма имеет смысл дополнить представлением об идеологической структуре движения.

Либеральный феминизм предполагает, что феминизм - это в первую очередь история о равенстве прав мужчин и женщин. Как только мы гарантируем формальное и содержательное равенство прав, мы можем считать, что, так же как мы когда-то решили вопрос с расизмом, мы решили вопрос и с гендерным неравенством.

Либеральный феминизм - это мейнстрим, и в западном мире большие политические партии ориентированы именно на него. Западная политкорректность в отношении женщин - это также в первую очередь продукт либерализма.

Вторая разновидность - это марксистский феминизм. Марксистский феминизм предполагает, что угнетение женщин - это частный случай капиталистического и классового угнетения. Иными словами, в экономике существует эксплуатация наемных работников, и женщины - это один из видов людей, которых эксплуатируют. Так же как в XIX столетии и позже эксплуатировали рабочих, так и женщин заставляют работать на мужчин. Марксистский феминизм интересен тем, что в качестве своей центральной темы вводит проблему неоплачиваемого, бесплатного домашнего труда. Есть ученые-марксисты, которые утверждают, что основа мировой экономики - это труд домохозяек, который никак не оценивается, но при этом вносит ключевой вклад в наше благосостояние.

В марксистский феминизм внесла большой вклад Россия, и об этом не стоит забывать. Правительство большевиков в начале 1920-х годов стало с точки зрения гендерного равенства: было гарантировано формальное политическое равенство, формальное избирательное равенство, женщин учили грамоте, пытались освободить от «кухонного рабства» через открытие централизованных пролетарских столовых. Были сделаны и те ходы, которые для Западной Европы на тот момент были неприемлемыми. В частности, был декриминализован аборт. Самая известная защитница прав женщин среди большевиков - Александра Коллонтай. После первых годов советской власти отношение к женщинам становится постепенно более консервативным. Но до товарища Сталина мы были передовой феминистической державой.


Радикальный феминизм, третий тип феминистических теорий, предполагает, что всего этого недостаточно, потому что мужчины в любом случае заинтересованы в сохранении режима патриархата. Патриархат в данном случае - это специальный термин, указывающий на принцип культурного, политического и экономического доминирования мужчин. В патриархате мужчина - добытчик, мужчина - это тот, кто делает, а женщина - та, кто ждет, женщина - бесплатная бытовая и сексуальная прислуга.

В случае с радикальным феминизмом мы имеем теорию, которая предполагает, что на самом деле все старые термины политической философии были придуманы мужчинами, они не схватывают самого главного. Что проблема не в эксплуатации, не в наличии классов, не в буржуазии, не в государстве, проблема в том, что существует режим патриархального правления и частным случаем угнетения является угнетение одних мужчин другими, в то время как фундаментальным институтом угнетения является именно гендерное.

Сила и одновременно слабость радикального феминизма заключается в том, что в каком-то смысле слова феминистки выступают против не только различных отсталых форм социального устройства, но и против нынешней либеральной демократии западного типа. Из многочисленных идей радикального феминизма стоит упомянуть «лесбийский сепаратизм». Она состоит в том, что женщины вообще не должны вступать в сексуальные отношения с мужчинами, потому что любая форма сексуальных отношений с мужчиной так или иначе становится продолжением многовековой традиции угнетения. Ритуалы романтической влюбленности, например, не более чем форма покупки женского тела и контроля над женскими эмоциями.

Литература

Литература по феминизму чрезвычайно обширна. В качестве введения в тему я бы рекомендовал публицистическую, но очень яркую книгу Наоми Вульф «Миф о красоте», которая позволяет иначе взглянуть на всем знакомые социальные практики, такие как глянцевые журналы, диеты или работа женщин в офисе. Очень емким теоретическим и историческим введением является работа Валери Брайсон «Политическая теория феминизма». Хорошее представление о современном радикальном феминизме дает работа Кейт Миллет «Политика пола». Тем, кто сомневается, что феминистки способны на утонченную и нетривиальную философскую аргументацию, рекомендую заглянуть в тексты Джудит Батлер.

В современном обществе часто встречается такое понятие, как феминистка. Термин этот не совсем новый, хотя его появление можно отнести к 18-20 векам. Что такое феминизм объясняет популярный портал Википедия. Это совмещение различных идеологий, взглядов, направленных на достижение политического, социального, финансового, личного равенства женщин и сохранения их прав.

Феминисткие движения борются за право слабого пола участвовать в выборах, выбирать работу, иметь оплату труда наравне с мужчинами, право на неприкосновенность.

Как зарождался феминизм

Начало движения женщин феминисток относят к концу XVIII — началу XIX веков. В это время царствует патриархат, а женщина подвергается угнетениям. Первой феминисткой согласно Википедии считается Абигейл Смит Адамс. Женщины впервые выдвинули свои требования во время Войны за независимость.

В конце XVIII века появился журнал, посвященный борьбе женщин за равенство. Произошло это во Франции.

Первая волна пошла с 1848 года. Был организован съезд по защите прав женщин. Здесь была принята декларация, в которой освещались вопросы о правах женщины в различных сферах жизни.

Второй этап относится к 60-м годам XX века. Здесь уже произошло акцентирование внимания на социальном, юридическом равенстве, устранении дискриминации.

Третья волна началсь с 90-х годов прошлого века и продолжается и поныне. Современное понятие феминистки — это уже борьба за сексуальность.

Кто такие феминистки

Чтобы называть себя приверженцем этого направления, надо четко понимать, что значит феминистка. Сейчас это модное слово, но женщины, относящиеся себя к этому течению, не всегда верно оценивают его значение.

Девушка феминистка желает быть, действовать, мыслить наравне с мужчинами. Они не приемлют ограничений своих свобод. Активистки устраивают шествия, митинги, общаются с прессой.

Одна из известных феминисток — Клара Цеткин, биография которой . Благодаря ей весной мы отмечаем Женский день.

Мужчины воспринимают последователей направления как агрессивных, независимых, даже мужеподобных, доминирующих. Есть представительницы, которые проявляют ненависть мужчин и неприемлемость отношений с ними.

Виды феминизма

Как и любое течение, феминизм имеет разновидности.

  • Анархо-феминизм. — главная проблема общества, и с ним надо бороться.
  • . Оба пола признаются равными.
  • Индивидуальный. Защищает индивидуальность слабого пола.

Большинство представителей течения женщины. Тем не менее существует и мужской вариант. Феминист в этом случае называется маскулизм.

Влияние на общество

То, что делают феминистки, оказало широкое влияние на общество. Значение этого течения огромно: женщины получили право участвовать в выборах, владеть имуществом, решать, рожать ли им детей, выбирать работу, получать развод. Повлияли они и на развитие языка, введя новые термины и понятия. Свой вклад феминистки внесли в воспитание и обучение детей.

В современном обществе мужчинам и женщинам приходится адаптироваться к новым условиям. Феминистический взгляд оказывает влияние и на семейные роли, когда женщина занимает доминирующее положение или предпочитает растить ребенка самостоятельно, отвергая отношения с мужчиной.

В некоторых религиях женщинам разрешается становится членами духовенства, что определенно влияет и на эту сторону жизни.

Дискуссия, насколько значимо фиминистическое направление и полезно для общества, продолжается и сейчас. Создаются различные бесплатные форумы, где женщины обсуждают проблемы, способы отстаивания своих интересов.

Сегодня мы очень часто слышим слово «феминизм». Феминистское движение набирает популярность в последние годы. Причиной этого является ущемление интересов женщин во всех сферах общественной жизни. Несмотря на достаточное распространение этого движения не все знают, кто такие феминистки. Разберемся, что означает понятие «феминизм» простыми словами, почему оно возникло, и за что борются феминистки.

Содержание:



Что такое феминизм?

Феминизм (латинского «femina» – женщина) – это женское движение, направленное на отстаивание своих экономических, политических, личных и социальных прав, доказательство своего равноправия с мужским полом. С научной точки зрения, это концептуальная теория, анализирующая дискриминационное положение женщин в социуме и ищущая способы устранения господства мужского пола над женским.

Феминистское движение появилось еще в XVIII веке, свою активность набрало в середине ХХ века в связи с нарастающим недовольством женщин свои положением в обществе и патриархальным мировоззрением. В то время женщины не имели права принимать участие в выборах, должны были выполнять только работу по дому и не могли занимать руководящие должности.

История появления




Феминистское движение в своем развитии прошло три этапа:

  1. 1775-1783 гг. – когда велась война за независимость Соединенных Штатов Америки, представительницы женского пола выступили с заявлениями о своем праве на участие в государственных делах страны. Движение возглавила жена тогдашнего президента США Джона Адамса – Абигейл Смит Адамс, которая одной из первых заговорила открыто о женских правах. Участницы движения выдвинули требования уравнять права мужчин и женщин и отказывались руководствоваться законами, в составлении и утверждении которых они не принимали участие. Самым главным требованием было предоставление возможности женщинам иметь право голоса на государственных выборах. Несмотря на тернистость и трудность пути, по которому двигались феминистки, они громко заявляли о себе посредством создания женских революционных клубов, политических организаций и печатных изданий. Эммелин Панкхёрст, Лукреция Мотт – наиболее известные борцы за права женщин в это время. Несмотря на их активные действия, представительницы прекрасного пола все равно находились дома в полном подчинении у своего мужа, им запрещали появляться в общественных местах, различного рода собраниях.
  2. Середина 1960-х годов – начало борьбы за равноправное положение женщин во всех сферах общественной жизни. Эта волна была связана с требованиями женщин равенства в социальных и юридических правах. Бетти Фридан, Симона де Бовуар – известные феминистки второй волны феминистского движения.
  3. С начала 90-х годов ХХ века по сегодняшний день – третья волна, связанная с активизацией феминистками своих действий, направленных на ликвидацию дискриминации по половому признаку, признание возможности участия женщин в политической жизни и крупном бизнесе, с использованием всевозможных современных технологий. Права, относящиеся в сексуальной жизни, – в этот период стали первоочередными. Призывом женщин стал отказ от представления женской сексуальности в качестве принятого шаблона и нормы. Они пытались внушить обществу, что сексуальность ценна как инструмент для возможного раскрепощения и расслабления. Активными участниками движения этого периода можно назвать Глорию Ансалдуа и Одри Лорд.

Кто такие феминистки?

Это женщины, участницы феминистского движения, борцы за равноправное положение с мужчинами в обществе, ярые противницы половой дискриминации.




Средства, которыми пользуются феминистки:

  • Организация шествий и протестных движений;
  • Средства массовой информации (пресса, телевидение, радио и т.д.);
  • Перфомансы.

Феминистка, получившая мировую известность, – Клара Цеткин. Именно благодаря ей в 1910 году был учрежден Международный женский день – 8 марта. Эта дата связана с событиями этого дня в далеком 1908 году, когда состоялся марш, в котором приняли участие больше десятка тысяч женщин, выступивших с требованиями уравнять их права с мужчинами и разрешить им принимать участие в выборах.

Изначально 8 марта должно было быть днем, когда женщины будут выходить на митинги с целью привлечения внимания общественности к своим проблемам (ущемление прав, половая дискриминация, невозможность участия в политике, занимать руководящие должности и т.д.). Сегодня мы представляем себе события в праздник Международного женского дня совсем в другом формате – это день, когда мужчины женщинам дарят цветы, заботятся о них, признают их равноправие и носят на руках в буквальном смысле этого слова. И такого отношения к женскому полу добились в свое время феминистки.

Феминистское движение в наши дни

Феминистки оказывают значительное воздействие на всю общественную жизнь. Современный феминизм интерпретирует половую принадлежность не как то, что дано от природы, а в качестве политического конструктора, дающего возможность устанавливать властные взаимоотношения между представителями различных социальных групп.



Современный мир пронизан всевозможными формами принижения, к которым относятся расовая, половая, возрастная дискриминация, господство патриархата, издержки капитализма. Ими заражены все ячейки общества, которые содействуют друг другу в стремлении ущемлять права женщин. С этими проявлениями и борются современные феминистки.

Они выступают с критикой тех естественных наук (современной философии, психологии, литературоведения), которые надают особые привилегии мужчинам в обществе. Участницы движения считают единственно возможным решением этой проблемы, – открытый диалог всех областей знаний, которые производятся членами общества, находящимися на разных социальных позициях. Современный феминизм, кроме положительных последствий, несет в себе и негативную окраску, связанную с желанием и стремлением некоторых женщин выделиться, создать себе привилегированное положение, что ведет к эпатажу и неприличному поведению на публике (оголение разных частей тела в общественных местах, организация антиправительственных акций протеста, не имеющих в своей основе продуктивных и адекватных идей). Они объясняют свое некультурное поведение необходимостью борьбы за свои права, сами не понимая, за какие именно.



Поскольку сегодня феминистки выставляют себя в таком негативном свете, многие мужчины считают их опасными женщинами, враждебно настроенными по отношению к ним, которые видят себя в роли главы семьи и занимающими доминирующее положение в профессиональной деятельности, прикрываясь якобы своими ущемленными правами. Радикальность феминисток проявляется в том, что они начинают яростно ненавидеть всех мужчин, стараясь задеть или оскорбить их при любом подходящем случае.

Феминизм принес с собой и следующую проблему: с открытием новых возможностей для женщин многие из них начинают испытывать дискомфортные ощущения, связанные с трудностями в новой реальности создать семью, выполнять полноценно свои материнские функции.

В результате трех волн феминистского движения, его участницы все же добились своих требований:

  • Равноправие в избирательном праве – сегодня и мужчины, и женщины имеют одинаковое право голоса на государственных выборах;
  • Право получать образование по любой специальности;
  • Право на занимание руководящей должности, причем не только в частных организациях, но и в государственных учреждениях.

Как видим, борьба за права женщин принесла свои плоды. Она продолжается и сегодня. В ближайшей перспективе можно будет увидеть, к чему она приведет. Будем надеяться на лучшее!

Специально для тебя мы разделили всех женщин страны по степени эмансипированности. И даже расскажем, с какой тебе будет легче (или тяжелее) жить.

Текст: Илья Кирданов
Иллюстрации: Степан Гилев

К слову «феминистка» большинство из нас относится с настороженностью. Мы знаем, что феминистки призывают женщин не краситься, не брить ноги и не стараться нравиться мужчинам, что не может не огорчать. Кроме того, феминистки все время против чего-то протестуют, в том числе и против вещей, к которым мы относимся положительно. Например, к стриптизу. Тем не менее не все в феминистском движении так печально. Наоборот, некоторые их требования в конечном счете вполне разумны и полезны даже с точки зрения мужчин. Мы составили список типов женщин по степени феминистичности их убеждений и выяснили, что много феминизма - это плохо, но если феминизма слишком мало - тоже нехорошо.

Немного истории

Вначале были суфражистки. Весь XIX век они добивались избирательного права для женщин и к концу Первой мировой в большинстве европейских стран гражданские, экономические и политические права мужчин и женщин были в целом уравнены. Женщины официально перестали считаться социально неполноценными существами, нуждающимися в опеке подобно детям и сумасшедшим. К тому же человечество как раз начало экспериментировать с разнообразной контрацепцией, и женщины, освобожденные от необходимости рожать по 10–12 детей (плюс 3–4 выкидыша), действительно начали активно участвовать в производстве, науке и политике.

С 60-х годов XX века женское движение, получившее название «феминизм», обрело второе дыхание, о котором мы сейчас и поговорим. Оставим в стороне страны ислама и всякую прочую Африку, которая пока живет по собственному календарю, и посмотрим на так называемый цивилизованный мир.

Цивилизованный мир, пережив бум рождаемости и резкое увеличение плотности населения, уже полвека пытается решить важную задачу - отправить домохозяйку заниматься общественно полезной деятельностью. Даже в Штатах, оплоте феминизма, каждая четвертая замужняя женщина проводит жизнь полируя комоды и вырезая рожицы на тостах в детских завтраках, при этом редко имеет больше двух детей и активно пользуется услугами системы всеобщего образования, в том числе и дошкольного. То есть огромная часть здоровых людей по сути отстранена от созидательного общественного труда только благодаря стереотипу о том, что место женщины - в доме.

За что боролись...

И тут на помощь пришли феминистки. Они включились в борьбу за вытаскивание дам из семейных гнездышек, искренне полагая, что сражаются за счастье угнетенной половины человечества, против косных правительственных институтов. А эти институты и не могли ждать лучшего подарка. Обеспечить женщине декретный отпуск за счет налогоплательщика, выделить место ребенку в садике, а мать отправить махать кайлом во имя гендерной справедливости - да это же мечта! И женщины все это проделывают с собой сами, вместо того чтобы сидеть дома, угрюмо вцепившись в свои корсеты и кринолины! Увеличивается предложение рабочей силы на рынке, и там, где раньше работал только муж, теперь будут пахать оба супруга. Эффективность общества возрастает многократно.

Другой любопытный аспект - сексуальность. Многовековую борьбу религиозных фанатиков за женскую нравственность феминистки выиграли одним плевком. Те давили на женщин, а эти стали давить на мужчин. Проституцию стали истреблять, сажая клиентов. Порнографию преследуют, сражаясь не во имя патриархальной морали, а защищая женский пол от сексуальной объективации. Девичью честь охраняют повышением возраста согласия (если бы сегодня Бедная Лиза встретилась с соблазнителем Эрастом, то ему пришлось бы отбиваться от нее Уголовным кодексом). Конкурсы красоты выстояли перед религиозными фанатиками, но сдаются под напором феминисток: «Женская красота - не товар!» Под предлогом защиты женщин ограничили в праве получать преференции, заигрывая с начальством. То есть движение, которое создавалось, чтобы сделать женщин свободнее, сегодня в крайних своих проявлениях лишило их множества свобод и традиционных преимуществ. Что ж, леди, вы сами этого хотели. Счет оплачиваем пополам.

7 типов женщин по степени феминизма

Пользуясь воображаемой шкалой феминистичности, можно разделить всех женщин на семь типов - согласно их взглядам на свое положение в обществе. И к каждому из этих типов требуется свой подход.

Патриархалка

Степень феминизма 0

Мужчина - царь, бог и повелитель. Женская доля - подчиняться и служить. Будет все, как ты захочешь (по крайней мере, на словах). Патриархалка охотно признает свою слабость и ущербность по сравнению с тобой, венцом природы. Она осуждает женщин распутных, образованных, занимающихся карьерой и вообще оскверняющих светлый образ жены и матери всякой посторонней деятельностью. Круглосуточная варка борщей и штопка носков - вот святое женское предназначение, а все прочее - от лукавого. Стопроцентная патриархалка - редкий цветок в наших широтах, обычно она растет на почве, хорошо удобренной традиционными религиями. Мужчина, выбравший себе в спутницу жизни патриархалку, должен быть двужилен, как конь-битюг, упрям, как осел, и энергичен, как фокстерьер, потому что полагаться ему придется только на себя: друга, соратника и партнера из настоящей патриархалки не получится. Ибо инициативность, предприимчивость и ответственность, с точки зрения патриархалки, - это пороки, которые в женской грешной натуре надлежит всячески искоренять, заменяя их скромностью и послушанием. Да, и детьми тоже придется заниматься самому: сыновей она избалует, а дочерей - затюкает.

Какой мужчина ей нужен
Помешанный на контроле добытчик, защитник и опекун. Человек, который не только уверен, что его слово в семье - закон, но и способен подбирать эти слова так, чтобы они имели хоть какой-то смысл. Если ты готов нести полную ответственность за все, что происходит в вашей семье и в жизни жены; если ты убежден, что деньги, еда, одежда и прочие блага цивилизации - это проблемы исключительно мужа, а женское дело - скромно ехать на твоей шее, ожидая, чем ты сегодня ее еще развлечешь и побалуешь, то патриархальный типаж просто создан для тебя.

Принцесса

Степень феминизма 1 Перспективы счастливой жизни с ней

Тоже девушка чрезвычайно традиционных взглядов. В ее системе ценностей мужчина является подателем всевозможных благ и источником радостей. Для выдаивания этих радостей из мужчин, жадных и упрямых, требуются бульдожьи челюсти, коими настоящие принцессы, мягко скажем, не обделены. Нет, она ни в коем случае не собирается бороться за равенство с мужчинами - что за глупости? Конечно, мужчины гораздо сильнее, умнее и во всех отношениях талантливее. А женщины нужны только для мужского удовольствия - это само собой разумеется. Просто за удовольствие полагается платить. Девушки со взглядами принцессы могут быть как откровенными содержанками, так и вполне добродетельными женами и матерями. Но знаменатель тут один: мужчина должен заботиться о женщине и обеспечивать ее. Если он делает это плохо - его нужно пилить. Если не помогает - пинать. Если и после пинков он не исправляется - нужно искать другого. А что поделать? Таков женский крест. В отличие от патриархалок, принцессы обычно не замыкаются в уютном мире своего дома, они продолжают светскую жизнь и в браке, так как постоянно нуждаются в мужском восхищении, а также в паре-тройке кандидатов на твое место, если ты вдруг начнешь бастовать и капризничать.

Какой мужчина ей нужен
С большим кошельком и радужными перспективами на будущее. Ну а также добрый, щедрый и заботливый, готовый относиться к женщине как к очаровательному дитя. Здравое зерно рациональности тут есть: договор предполагает, что ты берешь на себя все материальные и большинство житейских проблем, чувствуешь себя кормильцем и добытчиком, а взамен получаешь секс, приятное общество, уютный дом, детей (нужное подчеркнуть).

Леди советикус

Степень феминизма 2 Перспективы счастливой жизни с ней

Женщины такого типа встречаются не только на постсоветских пространствах, но именно тут их концентрация достигла невиданных высот. Изначально эти дамы имеют вполне традиционно-патриархальные взгляды на роль женщины в социуме, однако вынуждены вести совершенно иную жизнь. В СССР незамужние «тунеядки» могли попасть в тюрьму, а зарплаты мужей обычно не хватало на семью, поэтому женщинам приходилось работать: класть шпалы, строить ракеты и выбивать в райкомах квоты. Часто они добивались на своем поприще значительных успехов, но, вернувшись домой и сняв спецовку со скафандром, пытались вибрировать в унисон своим дремучим представлениям о том, что есть настоящее женское счастье, - подносить любимому пельмешки в вышитом передничке и все такое. Потому что без мужа и детей смысла в жизни они не видят и вполне искренне сочувствуют звезде, загорающей на своей канарской вилле, если в подписи под журнальным снимком указано, что звезда в свои 28 лет еще не замужем. В результате леди советикус буквально упахиваются на двух фронтах - трудовом и семейном, не забывая на бегу еще выщипывать ногти и лакировать брови. Неудивительно, что, пребывая в постоянном соседстве с этим фонтаном энергии, мужчины сплошь и рядом начинают ощущать себя нахлебниками. Надежно огражденные от «немужского» труда по дому, отстраненные от воспитания детей и являющиеся больше приживалами, чем главами семьи, мужчины выпускают из рук все бразды правления. Леди советикус, формально признавая за мужчинами некие важные сакральные функции «мужика в доме», все всегда решают сами, в том числе какие трусы сегодня с утра должен надеть «мужик» и сколько денег он может потратить на пиво с Толянычем.

Какой мужчина ей нужен
Дамы этого типа очень часто выходят замуж за первого встречного, который сделает предложение руки и сердца: у них очень развит живучий советский стереотип «Мужчин на всех не хватит, бери быстрее, что дают» (после развода с той же энергичностью они выходят за второго встречного, а потом за третьего). А вот сохранить мир и покой в семье с ней больше всего имеет шансы мужчина, который отличается покладистостью в быту, не лезет в «женские дела» и умеет охотно и активно выражать полную удовлетворенность происходящим, потому что именно частые похвалы и комплименты - основное топливо для женщины такого типа, без них все теряет смысл.

Баланс

Степень феминизма 3 Перспективы счастливой жизни с ней

Эта девушка полагает, что в цивилизованном мире мужчины и женщины уже во всем равны, но при этом видит бонус в принадлежности к женскому полу. Она понимает, что общество часто относится к ней снисходительно, и эта снисходительность ее радует. Она будет стараться получить хорошее образование и профессию, ей нравится ее самостоятельность, она может предложить тебе разделить счет в ресторане, но при этом не будет возражать против пододвинутого стула или поданного пальто. Она не ищет добытчика и защитника, поэтому сплошь и рядом заводит отношения с симпатичным ей ровесником, не особо смущаясь тем, что в его кармане лежат только деньги, выданные мамой на проездной. Но опять-таки она совершенно не расстроится, если ты окажешься переодетым принцем, готовым дарить ей жемчужные ожерелья и оплачивать автобусные экскурсии за двоих. Если ей приходится сталкиваться с мужской грубостью или, того хуже, насилием, она не винит за это весь мужской род, высказывая претензии к одному конкретному мерзавцу. Ей могут казаться смешными сексистские шутки, так как она никогда по-настоящему не ощущала себя ни угнетенной, ни неполноценной.

Какой мужчина ей нужен
Любимый. Она не видит в тебе покупателя ее красоты и молодости, на нее не давит старый стереотип «Одинокая женщина - это неудачница», она не боится оказаться старой девой или матерью-одиночкой, поэтому при выборе спутника жизни руководствуется критерием «Я его люблю, поэтому хочу быть рядом с ним». Конечно, в жизни случается всякое, но такой приоритет обычно становится крепким цементом для фундамента будущих отношений. Но она вряд ли потерпит усиленный контроль над собой - для любителей повелевать и распоряжаться этот типаж не подходит.

Селфмейд

Степень феминизма 4 Перспективы счастливой жизни с ней

Сильная и самостоятельная женщина, многого добившаяся в жизни, имеющая хороший доход и часто начальница. Она полагается только на себя, не терпит контроля, особенно со стороны мужчины, поэтому часто берет на воспитание совершенно пушистое и послушное нечто, готовое носить за ней тапочки, а больше решительно ни к чему не пригодное. В этом идеальном для нее тандеме она чувствует себя бесконечно комфортно, и у нее обычно достает разумности, чтобы прилагающийся к ней муж имел свои тихие радости в виде карманных денег, спокойной жизни, ласкового обращения и нарядных попонок. Какой бы комичной парой они ни смот­релись со стороны, надо понимать, что здесь действует договор, максимально устраивающий обе стороны. Мужчины иного типа чувствуют себя в ее обществе куда менее счастливыми: она чисто машинально будет истреблять их самостоятельность и самоуважение. Если же ей попадется крепкий орешек, равный по характеру и возможностям, то вскоре загрустят оба. При всем этом селфмейд равнодушна к идейному феминизму, поскольку эта проблематика чудовищно далека от нее. Наоборот, она часто может играть в игры «Ты мужчина - ты решай» и «Пожалей меня, бедную и беспомощную». А слушая рассказы об угнетенных женщинах и женщинах - жертвах насилия, она в глубине души считает большинство пострадавших бесхарактерными дурами, которые не умеют разбираться со своими проблемами.

Какой мужчина ей нужен
Покорный, во всем согласный с ее мнением и умеющий демонстрировать глубокое восхищение ее красотой, умом и талантами.

Феминистка

Степень феминизма 5 Перспективы счастливой жизни с ней

Эта девушка искренне верит, что женщины являются слабым и угнетенным полом, белыми рабами мужчин-хозяев, и пришло время делать революцию. Она общается с единомышленницами, собирая коллекцию свидетельств несправедливостей этого мира, и любого мужчину рассматривает как потенциального агрессора и противника, пока он не докажет обратное. Мировое сообщество феминисток довольно велико и влиятельно, чтобы во многих странах уже начали массово штамповать законы по их требованию. Часть из этих законов вполне разумна (например, повышение брачного возраста, уничтожение зарплатной сегрегации по половому признаку, помощь жертвам насилия, репродукционная свобода женщин), а часть вызывает недоумение (например, требования гендерно-политкорректных оборотов в документах и СМИ, запрет на шовинистическую литературу типа «Белоснежки» в школах* и тому подобная ерунда). В целом общение с феминисткой - довольно утомительное мероприятие, так как ее очень легко обидеть любой случайной фразой, в которой можно усмотреть мужской сексизм, хотя ты ничего такого не имел в виду. С другой стороны, большинство феминисток нацелено на равноправные партнерские отношения с мужчиной, они не будут рассматривать тебя в качестве большого кошелька на малоинтересных ножках. При условии совпадения взглядов и характеров совместная жизнь с феминисткой может оказаться вполне счастливой.

Какой мужчина ей нужен
Готовый хотя бы на словах поддерживать ее феминистские взгляды, а также не испытывающий отвращения к домашнему хозяйству, ибо отныне его удел - уборка и готовка строго по очереди. Кроме того, придется очень внимательно следить за своими речами, так как настоящие феминистки традиционно обидчивы и умеют видеть сексизм даже в пятнах Роршаха и фразах типа «Какое в этом году долгое бабье лето!».

* - Примечание Phacochoerus"a Фунтика: « Образ девушки, убирающей свинарник за семью уродливыми мужиками и распевающей радостные песенки по этому поводу, как ты сам понимаешь, никогда не был близок сердцу феминистки »

А вот от этого стоит держаться подальше. Впрочем, тебя, вероятнее всего, и так не подпустят. Радикальные феминистки - это женщины, искренне и горячо не любящие мужчин, даже если утверждают обратное. Среди них много лесбиянок, но есть и традиционно ориентированные - впрочем, великодушнее к нам они от этого не делаются. Если обычная феминистка требует равенства полов, то радикальные феминистки настаивают на том, что мужской пол должен быть серьезно поражен в правах - на том основании, что мы тысячелетиями угнетали женщин и по-прежнему держим их на положении служанок. А ситуацию можно исправить, лишь введя суровые ограничения для мужчин и огромные привилегии для женщин. Мало женщин в крупных корпорациях? Ввести закон, запрещающий корпорациям иметь в штате меньше 40% женщин-директоров*. Девочки неохотно идут в программисты? Принимать абитуриенток без экзаменов. Интересно, что многие требования радфем почти совпадают с требованиями самых патриархальных и религиозных обществ. И те и другие категорически против проституции (правда, радфем требуют сажать только клиентов проституток - как людей, «изнасиловавших женщин с помощью экономических рычагов»). И те и другие считают, что мужчинам нужно запретить быть гинекологами и, скажем, маммологами. И те и другие считают, что женщины не должны ходить в мини-юбках и на каблуках, поскольку это возбуждает посторонних мужчин (трактовка радфем: этот навязываемый обществом образ заставляет женщин портить свое здоровье, передвигаясь в неудобной одежде и на небезопасной обуви). И те и другие ненавидят журнал MAXIM («эксплуатирует женскую сексуальность с целью получения финансовой выгоды»). И не такой уж шуткой кажется мысль, периодически высказываемая на их форумах, - о том, что в идеальном обществе всех мужчин будут кастрировать в подростковом возрасте, предварительно забирая у них семенной материал, и отправлять потом в резервации. Прежде чем возмущаться, подумай о том, что радфем существуют в аду, где их окружают насильники-рабовладельцы, где общество презирает женщин, где в каждом карапузе, возящемся в песочнице, зреет будущий сексуальный маньяк. Их мир жесток и несправедлив к ним, и они платят ему той же монетой.

На 14 женщин, убитых мужчинами, приходится всего один мужчина, убитый женщиной.

Женщины совершают в 10 раз меньше преступлений, чем мужчины. Единственный вид преступлений, которые женщины совершают чаще, чем мужчины, - это магазинные кражи: 75%.

Лишь в 6-ти странах женщины по-прежнему лишены права голоса. Это Бахрейн, Бруней, Кувейт, Оман, Катар, Саудовская Аравия.

Феминистский язык

У русскоязычных феминисток принято указывать половую принадлежность человека в названии его профессии, рода деятельности. Даже в тех случаях, когда русский язык на это не рассчитан. Так появляются на свет «авторки , администраторки , бухгалтерки , режиссерки , сантехницы и докторини ». В планах фемсообщества - распространить эту практику и сделать ее обязательной для официальных документов.