К чему приводит трусость? Направление «смелость и трусость Что делает людей трусливыми

Эрнест Ренан

Существуют такие формы человеческого поведения, которые всегда были присущи определенной части людей и от которых при всем желании невозможно отказаться, не изуродовав при этом саму природу человека. К одной из таких форм мы можем отнести трусость, которая в той или иной мере присуща всем здоровым людям, но у некоторых из них может выделяться особенно сильно и поэтому вызывать к себе негативное отношение. Безусловно, трусость – неприглядная форма поведения и часто вредная для того, кто ее демонстрирует. Считается, что быть трусом плохо, потому что такого человека одолевает страх, который либо толкает его на глупые поступки, либо наоборот, сковывает его действия. Но в этой статье я не буду столь категоричным по отношению к этому виду душевной слабости, а взгляну на нее более широко, чтобы увидеть в ней и показать вам, положительные и даже полезные стороны. Именно такой подход к этой форме поведения и состоянию ума, позволял и позволяет мне помогать людям, обращающихся ко мне за помощью с данной проблемой. Надеюсь, эта статья также поможет кому-нибудь, кто в этом нуждается, по-новому взглянуть на свою трусость, чтобы использовать ее себе во благо, в тех случаях, когда невозможно стать немного смелее.

Что такое трусость?

Вкратце о том, что такое трусость. Трусость – это неспособность справляться со своим страхом, неумение переступать через него, когда это необходимо. Или еще можно сказать, что это неумение грамотно реагировать на страх. Допустим, есть какая-то ситуация, когда можно и нужно поступить определенным образом, чтобы решить проблему, задачу и чего-то избежать или что-то получить, а человек действует иначе или вовсе бездействует, из-за своей трусости. То есть, по сути, он ведет себя не совсем адекватно сложившимся обстоятельствам и поэтому лишает себя определенных возможностей или не решает важные проблемы, тем самым только усугубляя их. Но, надо также заметить, что в некоторых ситуациях трусливое поведение может помочь человеку избежать ненужных неприятностей и опасностей, оно уберегает его от лишних проблем. Ниже я объясню, о каких именно ситуациях идет речь.

Отношение к трусости

Первым делом скажем, что трусость в нашем обществе необоснованно презирается, порицается и представляется исключительно как слабость. Это, я вам скажу, не совсем объективная, с точки зрения природы, позиция людей по отношению к этой форме человеческого поведения, она больше культурная, ведь нам с детства внушают, что быть трусом плохо. Конечно, трусливые люди чаще всего не очень хорошо устраиваются в жизни, поэтому сложно углядеть в их отношении к ней какие-то позитивные моменты. Однако, трус совсем необязательно является слабым человеком, который никогда ничего не добивается из-за своего трусливого поведения. Он может применять эту модель поведения для избегания различных угроз, убегания от опасностей, трудностей, проблем, вместо борьбы с ними, ради своего выживания и благополучия. Он даже может таким образом отстаивать свои интересы. Тут просто надо помнить о том, что трусом движет страх, а это очень мощный стимул, и если подключить к нему голову, то можно придумать массу выгодных комбинаций в качестве ответа на различные вызовы, которые бросает нам жизнь и другие люди. Там, где смелый может действовать безрассудно, трусливый человек проявит осторожность и осмотрительность, и не подвергнет себя неоправданному риску. Так что в каких-то ситуациях трусливое поведение помогает, а в каких-то мешает. Главное, не просто чего-то бояться и в результате этого поддаваться воздействию эмоций, а перебирать различные комбинации своих действий, в ответ на то, что вызывает страх – вот что важно уметь делать трусливым людям. Боишься лезть в гору – обойди ее. Тебе не обязательно преодолевать страх – тебе важно добиться нужного результата.

А негативное отношение к трусости объясняется тем, что люди не любят тех, кто не берет ответственность за решение каких-то проблем на себя, кто не рискует своими интересами, здоровьем и даже жизнью в борьбе с различными угрозами, что означает, что это придется делать им, этим людям. А ведь не хочется. Хочется, чтобы кто-то другой был героем в опасных и трудных ситуациях, а ты просто извлекал из этого пользу. Поэтому смелое, но опасное, рискованное поведение одобряется, а более осмотрительное и осторожное поведение, воспринимаемое, как трусливое, порицается. Это неосознаваемый в большинстве случаев момент в отношении людей к трусости, он связан с эгоистическими интересами человека, который хочет, чтобы кто-то другой решал за него различные проблемы и чем-то жертвовал. К примеру, если вы со связкой гранат бросаетесь под танк – вы герой, смелый человек, вас, а точнее ваше поведение, восхваляют. Почему? Потому что вы это сделали, вы пожертвовали своей жизнью ради других людей, значит им не придется этого делать – расставаться со своей жизнью. А вот трус, делать этого не станет – он будет спасаться сам. Значит кому-то другому придется делать это за него – жертвовать своей жизнью ради других. Естественно, никому этого делать не хочется, поэтому трусливых людей выставляют в негативном свете. Такие вот, если так можно выразиться, шкурные интересы у нас стоят на кону, в вопросе осуждения трусости. Все дело в нашем эгоизме.

Вы можете спросить, как же так люди могут восхвалять смелость в других, ради своих эгоистичных интересов, не осознавая этого, если почти каждый человек хочет, чтобы в нем самом видели смелую, сильную, мужественную личность. Тут, друзья, надо различать желание людей выглядеть смелыми, сильными, мужественными и их способность такими быть. Безусловно, есть и всегда были люди, которые поступают смело, рискованно, проявляют отвагу и мужество и за это получают определенную награду, а вместе с ней признание и уважение со стороны других людей. Но далеко не всегда смелость приводит человека к победам, гораздо чаще к ней приводит хитрость. Не смелость, я считаю, а хитрость города берет. А потом уже, когда человек придет к определенному успеху, чего-то добьется, он начинает сочинять о себе красивые легенды, выставляя себя в самом благоприятном свете. Нередко так поступают трусы, которые с помощью хитрости и коварства смогли в чем-то преуспеть, к чему-то прийти, например, к власти. Или человек может выставлять себя героем, по сути, таковым не являясь, но поскольку доказать обратное не представляется возможным, то он может рассказывать о себе много всего хорошего. Например, пока одни под пули и танки бросались, другие отсиживались в штабах, отлеживались в госпиталях, а потом, когда все улеглось, начали травить байки о том, какими смелыми и отважными они были и сколько геройских поступков совершили. Здесь не истина играет важную роль, а красноречие и умение складно врать. Так что, хотеть быть смелым и мужественным и быть таковым, совершенно разные вещи. И именно поэтому большинству людей хочется выглядеть смелыми, но каштаны из костра пусть таскают другие.

Есть и другая причина негативного отношения людей к трусости – это их собственная трусость, которая мешает им отстаивать свои интересы. Ведь в других людях мы часто презираем то, что ненавидим в самих себе. А собственная слабость нам особенно неприятна, к ней мы чувствуем генетическое отвращение. Хотя, те, другие люди, могут вообще не беспокоиться из-за тех проблем, которые мешают нам и которые мы видим в ним. Грубо говоря, если вы трус и вам из-за этого плохо, то это совсем не означает, что другому трусу так же плохо, как и вам. Он может быть всем доволен и ему совсем не хочется становится смелее, он и так научился хорошо решать свои проблемы. Вы можете его презирать, видя в нем свое отражение, но это будет исключительно ваша позиция, ваше видение другого человека.

Про убеждения, которые могут не иметь реальных подтверждений в жизни и вовсе говорить нечего. Человека можно убедить в чем угодно, в этом его слабость и сила. Если вам с детства внушали, что трусом быть плохо, то вам надо поискать в ней, в трусости, что-то хорошее, полезное, нужное, как я это делаю в этой статье, чтобы сформировать свое собственное отношение к ней. Тогда может прийти понимание того, что, да, трусом быть плохо, в некоторых ситуациях. Но бывают и такие ситуации, когда трусом быть нужно или приходится. Ведь, к примеру, если вас обвинят в трусости из-за того, что вы не хотите спрыгнуть с моста в реку, хотя другие это делали, а вы даже плавать не умеете, то честное слово, вам лучше признать свою трусость, чем попытаться ее опровергнуть, решив сделать то, к чему вас призывают. Такая смелость вам ни к чему. Запомните, как когда-то я это сделал – в этой жизни есть результативное и безрезультативное поведение, одно приводит к победам и успеху, другое к поражениям и неудачам. А смелое оно или трусливое, правильное или неправильное, хорошее или плохое, с чьей-то точки зрения, это менее значимые факторы для его оценки.

Смелость и трусость

Вышесказанное, разумеется, не означает, что трусость полезна и нужна, и что с ней нужно мириться, не пытаясь стать более смелым. Просто здесь нужно понять, тем, кто из-за нее страдает, что и с ней можно добиваться своих целей. И когда люди обращаются ко мне с такой проблемой, когда они жалуются на свое трусливое поведение, которое мешает им нормально жить, я всегда смотрю на их возможности, на имеющийся у них жизненный опыт, на их сильные и слабые стороны, перед тем как предлагать им различные варианты решения этой проблемы. Не все люди могут просто взять и стать смелыми и мужественными, даже постепенно и даже при хорошем наставничестве и должном старании. Я бы даже сказал, многие этого не могут сделать. Поэтому одним нужно учиться вести себя смелее в одних ситуациях, другим в других, а третьим и вовсе удобнее приспособить свою трусость к своим желаниям и потребностям, чтобы, как было сказано выше, искать различные варианты достижения своих целей, не борясь со своей трусостью, а используя ее в качестве мотивации и обходя с ее помощью острые углы.

Например, некоторые люди не могут вести себя смело в конфликтных ситуациях и учитывая их психические возможности, не должны этого делать, чтобы не усугублять своего положения. Потому что их характер не позволяет им быть такими, какими они в идеале должны быть в конфликтах. Они не смогут долго исполнять неестественную для них роль, не смогут отвечать ударом на удар. Поэтому, чтобы не ломать себя и не тратить уйму времени на освоение не подходящей им роли смелого, наглого, сильного, а когда это нужно и агрессивного человека, им проще прибегнуть к разного рода хитростям и с их помощью добиться своих целей. Поэтому я никогда не стремился всех, кому помогал справиться с трусостью, сделать, так сказать, крутыми, потому что все крутыми быть не могут. Но вот стать более результативными, успешными, практичными могут все. А если ты, будучи трусом, тем не менее достигаешь своих целей, то чего тебе из-за нее переживать, просто делай то, что можешь делать и получай за это определенную награду. Главное, не раскисать, не бездействовать. Трусость нужно дополнять гибкостью ума, чтобы не проигрывать из-за нее.

Конечно, в долгосрочной перспективе любого человека можно изменить до неузнаваемости, работая с ним грамотно, настойчиво, индивидуально. Но надо понимать, что под долгосрочной перспективой мы можем рассматривать очень длительный срок. Поэтому гораздо разумнее учиться в первую очередь обходиться тем, что уже имеешь, даже если это неприглядная трусость, вынуждающая тебя всего бояться.

А если говорить о смелости, то, бесспорно, она чаще приносит пользу тому, кто ее проявляет, по сравнению с трусостью. Но надо понимать, что смелость и трусость – это разные стороны одной медали. Быть всегда и везде смелым тоже плохо, можно здорово пролететь в тех ситуациях, в которых смелое поведение попусту неуместно. Поэтому здесь дело больше в оценке человеком той или иной угрозы, опасности, риска, а не в модели поведения. Просто быть смелым, без учета внешних факторов и своих возможностей, значит быть безрассудным. Таким образом получается, что одна крайность вынуждает людей бояться всего, а другая, не бояться ничего, что может привести к абсолютно неоправданному риску и потери всего и вся. Следовательно, проявить трусость или смелость и при этом выиграть от того или иного своего решения, может человек, который умеет оценивать риски, который понимает свои возможности и главное, умеет контролировать свое состояние, а не действует по привычке. Но это с точки зрения ума. А вот с точки зрения эмоций и чувств, коими большинство из нас в большинстве случаев руководствуется, поведение человека является менее контролируемым и обдуманным. Оно в большинстве случаев шаблонное, основанное на годами формировавшихся привычках. Поэтому, я иногда вижу, что человек на самом деле не трус, но считает себя таковым просто потому, что когда-то привык себя так вести, как ведут себя трусы, привык бояться, хотя бояться ему нечего, привык отступать, хотя вполне может отстаивать свои интересы в определенных ситуациях. Иными словами, некоторые люди недостаточно хорошо себя понимают и поэтому испытывают проблемы с той же трусостью, или со смелостью, если она у них безрассудная.

Чтобы лучше понять, почему иногда люди ошибаются на свой счет, давайте поговорим о том, что делает людей трусливыми и как потом это их состояние души, ума и тела становится для них привычным.

Что делает людей трусливыми?

Итак, что делает людей трусливыми и как потом изменить эту поведенческую и мировоззренческую модель отношения к жизни, приведя ее к более адекватному и эффективному состоянию? Здесь, друзья, необходимо понимать, что человек всегда придерживается такой модели поведения, которая в большинстве случаев позволяет ему что-то получить или чего-то избежать. Если говорить упрощенно, то получить человек хочет удовольствие, а избежать боли. И он прощупывает границы своих возможностей, границы дозволенного, с помощью той или иной модели поведения. Обычно, изначально, это эгоистичная модель поведения, проявлением которой является наглость, агрессия, капризы, призывающие других людей во что бы то ни стало сделать так, как хочется человеку. И если такое наглое, агрессивное, напористое поведение позволяет ему добиваться своих целей, тогда, естественно, он будет так постоянно себя вести, пока что-то или кто-то его не остановит, дав ему понять, что не все в этой жизни можно получить именно таким образом.

А в нашем случае речь идет о трусливом поведении, к которому человек прибегает вынуждено. Это потому, что большая часть его попыток проявить смелое, мужественное и инициативное поведение оканчивалось неудачей. Жизнь и другие люди наказывали его за смелость, поэтому он вынужденно избрал такую модель поведения, которая позволяет ему избегать боли, бороться со страхом и даже что-то получать от этого мира. Трусость помогает трусу выживать. Адекватна она или нет, это уже другой вопрос.

Поэтому, если этот мир так или иначе человека ломал и подавлял, не позволяя ему быть смелым, активным, мужественным, наглым, агрессивным, то ему только и остается, что быть трусом, который хоть как-то может себя защитить от различных угроз, хоть каким-то образом может добиться своих скромных целей, подстраиваясь под обстоятельства. Подумайте, а что еще можно в таком случае сделать, как подстроиться под этот мир, если не с помощью трусости? Если в жизни человека было очень много насилия, жесткости, боли, страданий, из-за которых он постоянно испытывал страх, если у человека нет внутреннего стержня, который сам по себе не появляется, его нужно развивать, если этот человек не имеет возможностей демонстрировать смелое поведение, потому что оно приведет его к гибели или очень серьезным проблемам, то какой смелости от него можно ждать? Попробуйте, к примеру, проявить смелое поведение в ситуации, когда всех несогласных ставят к стенке и расстреливают, чего вы добьетесь? Геройской смерти? А кому она нужна? Ведь главная задача человека в этом мире – выжить, а не погибнуть с гордо поднятой головой.

Поэтому, все зависит от того, как складывалась жизнь человека, как к нему относились другие люди, особенно близкие, что ему позволяли делать, а в чем ограничивали, испытывал он насилие на себе или нет и так далее. Трусливых людей жизнь не обязательно ломает, она их может учить тому, как жить в тех или иных условиях, когда твои возможности ограничены, когда ты не можешь бороться с теми или иными силами. Там уступил, тут уступил, от этого убежал, с тем не стал связываться, здесь поступился своими интересами, лишь бы не накалять ситуацию – так ведет себя трус. Он не боец по своей натуре, потому что в нем не развиты навыки бойца, его характер не закален, и он не обладает необходимыми бойцовскими качествами. Точнее, качествами бойца он обладает, но они в нем задавлены. Вот и живет человек так, как умеет, как привык жить, предпочитая борьбе бегство, а стойкости уступки. От природы он не трус, просто жизнь его складывалась так, что смелость, мужество, агрессивность, он просто не потянет, ни физически, ни морально. Собственно говоря, все здоровые люди, в определенных ситуациях могут проявить трусость. Никто, находясь в здравом уме, не может быть всегда и везде сильным и смелым, это невозможно. Иногда приходится и даже надо струсить, чтобы избежать каких-то, крайне негативных последствий или что-то получить, в чем-то преуспеть. Например, желая продвинуться по карьерной лестнице, по службе, человеку нужно уметь подстраиваться под вышестоящего, а не конфликтовать с ним.

Так что в основном агрессия и жестокость людей, делают человека трусливым. Реже, на это влияют болезни, когда человек чувствует свою физическую и духовную слабость и поэтому предпочитает не лезть на рожон и не прыгать выше головы, понимая, что это дорого ему обойдется. И еще внушения могут сделать из человека труса – это своего рода промывка мозгов, когда, к примеру, можно запугать человека какими-то страшилками, скажем, религиозного характера и таким образом заставить его бояться наказания за те или иные свои поступки. Так человек может стать трусливым, не сталкиваясь с реальным насилием над собой, а лишь воображая его себе.

Чтобы помочь человеку встать на другой путь – на путь смелого, сильного, уверенного в себе человека – нужно постепенно приучить его к этой, новой для него модели поведения, показав ему ее практичность, эффективность, работоспособность, а главное, доступность для него, чтобы человек верил в то, что сможет потянуть более смелую жизнь. Но прежде, если человек живет страхами, которые его подавляют, надо его от них избавить. Для этого нужно разложить в хронологическом порядке все этапы формирования его личности, чтобы увидеть, когда и как закреплялась его нынешняя, трусливая модель поведения и понять, ответом на какие внешние факторы она стала. Многое человеку, возможно, нужно будет переосмыслить, чтобы не бояться того, чего он привык бояться, к чему-то ему нужно будет изменить свое отношение, чтобы не беспокоиться и не нервничать, а на что-то, на какие-то страхи, ему необходимо будет найти более достойные ответы.

Например, трусливый человек может избегать принятия смелых решений в ситуациях, которые на самом деле ничем ему не угрожают и поэтому проявленная в них смелость и решительность – это орешек, который ему в данном конкретном моменте по зубам. Но он этого не понимает, поэтому предпочитает придерживаться привычного поведения, то есть, трусливого, робкого и в конкретном случае абсолютно бессмысленного, потому что он хронический трус, который видит опасность даже в собственной тени. Чтобы понять, какими возможностями он обладает, какую решимость способен проявить и благодаря смелым действиям выйти за рамки привычного поведения, человеку нужен кто-то извне, кто подтолкнет его к решительным действиям, кто, если потребуется, заставит его быть смелым в нужный момент. И когда он благодаря этой посторонней помощи совершит необходимые действия и увидит, что ничего страшного не произошло, а наоборот, все сложилось очень даже удачно для него – он победил, добился успеха, за счет проявленной смелости, то это будет его первый шаг на новом пути – пути смелого человека. Сделав несколько таких шагов, обязательно успешных, он закрепит новую модель поведения в своем уме и потом сможет ее развивать, проявляя смелость в тех случаях, когда это уместно, когда это в его силах.

Есть еще один важный момент в этом вопросе. Некоторые люди могут бояться того, что и так постоянно делают, только по принуждению, когда кто-то их заставляет перешагнуть через свой страх и совершить смелый, отважный поступок. То есть, они смелые только тогда, когда рядом с ними есть другой человек, как правило сильный, смелый, уверенный в себе, умный, который их поддерживает и направляет, или просто заставляет что-то делать. В результате они смелые не сами по себе, а благодаря кому-то. От такой зависимости тоже необходимо избавляться, иначе полностью трусость не преодолеть. Поэтому нужно добиваться того, чтобы человек был смелым по собственной инициативе, ставя его перед выбором: проявить смелость или струсить в определенной ситуации. Разумеется, эти определенные ситуации должны быть такими, чтобы человеку было по силам действовать в них смело и самостоятельно, не нуждаясь в посторонней помощи и поддержке. Тогда он станет более самостоятельным в этом деле.

Такой выбор, надо заметить, жизнь постоянно ставит перед каждым из нас. Только вот ситуации, в которых он спонтанно возникает, не всегда позволяют нам принимать смелые решения и совершать сильные поступки, чтобы закрепить соответствующую модель поведения. Именно поэтому одни люди получают такой жизненный опыт, который позволяет им быть смелыми, храбрыми, инициативными и уверенными в себе, а другие вынуждены становиться трусами и действовать с позиции слабого человека. Старайтесь, друзья, проявлять смелость почаще, определяя для этого ситуации, в которых она уместна и необходима. От нее больше пользы, чем от трусости. Смелые люди в этой жизни добиваются большего, чем трусливые. Но и не забывайте о том, что быть трусом тоже полезно, когда страх, который вынуждает вас уступать и отступать, сигнализирует о действительно серьезной опасности, на которую именно так и нужно реагировать.

Трусость – невозможность к действиям в период реальной (или воспринимаемой как реальную) угрозы, преступная слабость или деятельность в период невозможности контроля своего страха.

Страх – это нормальная реакция организма на угрозу для функционирования и целостности организма. Он есть всегда и встречается у всех людей, с сохранной психикой и полноценным развитием.

Однако, все мы с ним боремся как в бытовых, так и экстремальных ситуациях. Мы можем бояться знакомиться с родителями нашей избранницы, подниматься в прозрачном лифте, и идти просить повышение у руководителя, а можем – бояться идти в бой, понимая реальную угрозу нашей жизни. Но, мы берём себя в руки, и не отступаем. А вот некоторые отступают, убегают. Это и называется трусостью.

Иногда не просто «сдаются», а готовы совершить всё что угодно, осознано или нет. И одно дело, когда мы поворачиваем в сторону перед кабинетом начальника. Ну что же – будем сидеть ещё на низкооплачиваемой должности. И совсем другое дело, когда ради личного спасения трусы готовы расстреливать своих пленных товарищей, топить женщин и детей, снимая с них спасательные жилеты во время кораблекрушения. Поэтому к трусости всегда негативное отношение и она оценивается как «преступная» деятельность или бездеятельность. Отсюда хорошо прослеживаются различия между страхом и трусостью.

Различие страха и трусости

Основных различий между страхом и трусостью можно выделить несколько.

  1. Страх – это реакция организма на угрозу, а трусость – это всегда поступок (причём пассивность – это тоже ведь поступок).
  2. Отсюда идёт следующее понятие, трусость всегда связана с волевой детерминацией деятельности, вернее её недостатком.
  3. С трусостью связывают глубинные личностные установки, которые формируются каждой личностью, и не которые влияют очень многие факторы. Таким образом, на упомянутое понятие влияют все отношения, которые закладывались ребёнку, его моральные догмы, способность принимать решения, чувство ответственности, в общем — развитость его личности с психологической стороны. Поэтому, одни люди предпочтут расстаться с жизнью, если на весы положена жизнь ребёнка; а другие впитывали установку, что дети – не великая ценность и спокойно предпочтут свою выгоду, в экстремальной ситуации.

Поэтому, из этих различий, отлично выводятся причины трусости.

Причины трусости

Итак, на основании вышеперечисленного, давайте подробно остановимся на причинах формирования трусости и приведём соответствующие примеры.


Как бороться с трусостью?

Давайте разделим этот пункт на две большие части: глубинная проработка себя и ситуативные принципы борьбы с «приступами трусости».

Если мы готовы на глубинную проработку проблемы, мы просматриваем все возможные моменты, которые могли привести к формированию такого способа реагирования на ситуацию:


Ситуативные принципы борьбы также направлены на выработку контроля над собой. Это и дыхательные упражнения, уменьшающие чувства напряжённости и готовности к импульсивным действиям; и экспесс-методы, позволяющие сконцентрироваться на важном мотиве; и, наконец, методы, позволяющие «создавать» себе «помощников» или находить внутренние резервы, чтобы не струсить.

Тема сочинения: Может ли смелый человек бояться?

Принято считать, что смелый человек не боится ничего. Но так ли это? Для того чтобы ответить на этот вопрос, необходимо определить, что значит смелость и какой она бывает. В словарях смелость – это положительная нравственно-волевая черта личности, проявляющаяся как решительность, бесстрашие, храбрость при выполнении действий, связанных с риском и опасностью.


Действительно, смелость обычно связывают с хождением по краю, с угрозой жизни, но ведь она может проявляться и в повседневных ситуациях. Храбрецы бывают не только на войне, они встречаются нам повсюду. Смелым можно назвать того, кто не боится высказать свое мнение, кто имеет храбрость отличаться от большинства, способен воспринимать новое. Предполагает ли смелость страх? На мой взгляд, не боится только глупец. Бояться не стыдно, но только человек, преодолевающий страх, может называться смелым.

Множество писателей обращались к этой теме. Так, повесть Е. Ильиной «Четвертая высота» посвящена преодолению страхов. Гуля Королева – пример смелости во всех ее проявлениях. Вся ее жизнь – это сражение со страхом, и каждая ее победа – это новая высота. В произведении мы видим историю жизни одного человека, становление настоящей личности. Каждый ее шаг – это манифест решимости. С первых строк повести маленькая Гуля проявляет настоящую смелость в разных жизненных ситуациях. Преодолевая детские страхи, она достает из коробки ужа голыми руками, пробирается в клетку со слонами в зоопарке. Героиня растет, и испытания, встречающиеся в жизни, становятся серьезнее: первая роль в кино, признание своей неправоты, умение отвечать за свои поступки. На протяжении всего произведения делает то, чего боится. Повзрослев, Гуля Королева выходит замуж, у нее рождается сын. Кажется, что все страхи побеждены, можно жить спокойной семейной жизнью, но впереди ее ждет самое большое испытание: начинается война, и ее муж уходит на фронт. Она боится за мужа, своего сына, будущее страны, но страх не парализует ее, не заставляет спрятаться. Девушка идет работать санитаркой в госпиталь, чтобы внести свой вклад. К сожалению, ее муж погибает, и Гуле приходится бороться в одиночестве. Она уходит на фронт не в силах смотреть на ужасы, происходящие с ее близкими. Героиня берет "четвертую высоту". Она погибает, победив самый последний страх, живущий в человеке, страх смерти. На страницах повести мы видим, как главная героиня боится, но преодолевает свои фобии.

Проблема преодоления страха также раскрывается в романе Вероники Рот «Дивергент». Беатрис Прайор – главная героиня произведения, уходит из своего дома, фракции "Отреченных", чтобы стать "Бесстрашной". Она опасается реакции своих родителей, боится не пройти обряд инициации, быть непринятой в новом месте. Но главная ее сила состоит в том, что она бросает вызов всем своим страхам, смотрит им в лицо. Трис подвергает себя огромной опасности, находясь в обществе "Бесстрашных", ведь она «другая», таких, как она, уничтожают. Это жутко ее пугает, но куда больше она боится саму себя. Она не понимает природу своего отличия от других, ужасается от мысли о том, что само ее существование может быть опасно для людей.

Борьба со страхами – одна из ключевых проблем романа. Так, возлюбленного Беатрис зовут Фор, в переводе с английского это означает «четыре». Именно такое количество страхов ему необходимо победить. Трис и Фор бесстрашно сражаются за свои жизни, справедливость, мир в городе, который называют домом. Они побеждают как внешних врагов, так и внутренних, что, несомненно, характеризует их как смелых людей.


Завершить свои размышления я бы хотела высказыванием М. Твена: «Смелость - это сопротивление страху, а не его отсутствие». Действительно, не нужно бояться страха и ассоциировать его с трусостью, нужно бороться с ним, преодолевая не только внешние обстоятельства, но и разрешая внутренние конфликты.


Бог - это надежда для храброго, а не оправдание для трусливого.

Трусость - мать жестокости.

Трус опаснее всякого другого человека, его надо бояться более всего.

Трус - это человек, который в минуту опасности думает ногами.

Трус намного чаще втягивается в ссоры, чем мужественный человек.

В душах трусливых нет места для счастья.

В счастье и трус становится отважным, но только тот герой, кто даже в поражении носит свою голову гордо.

И трус набирается храбрости, видя, что враг удирает.

Что проку клеймить трусов позором - ведь, страшись они позора, они не были бы трусами; смерть - вот достойная казнь, её они боятся больше всего.

Мысли умных людей о трусости

Трусами нас делает раздумье - особенно раздумье бунтарское.

Великие люди считают, что нет большего зла, чем трусость тех, кто не может переносить беду с твердостью, и хотя они ненавидят пороки, но не ненавидят тех, кто подвержен этим порокам, а питают к ним только жалость.

Беспримерные мысли умных людей о трусости

Если кто либо знает, какое решение он должен принять, чтобы произвести нечто хорошее или помешать чему либо дурному, но не делает этого, то это называется малодушием.

Есть несколько способов справиться с искушением; самый верный из них - трусость.

Жестокость характерна для законов, продиктованных трусостью, ибо трусость может быть энергична, только будучи жестокой.

Избегай людей, которые, видя твои пороки и недостатки, оправдывают их или даже одобряют. Такие люди или льстецы, или трусы, или просто дураки. От них не жди помощи ни в какой беде или несчастье.

Как в больном теле расслаблены все члены, так и в трусливой душе парализована энергия.

Когда малодушный трус попадает в фавор, он наглеет и не боится оскорблять людей, более значительных, чем он сам.

Люди, желающие внушать ужас, тем самым показывают, что они трусы.

Мы считаем трусом того, кто допустил, чтобы в его присутствии оскорбительно отзывались о его друге.

Космические мысли умных людей о трусости

Напрасно трус бьет себя кулаком в грудь, чтобы набраться храбрости; ее нужно иметь прежде того и лишь укреплять в общении с теми, кто ею обладает.

Не надо проявлять трусости по отношению к своим поступкам.

Несчастье походит на труса: оно преследует людей, которых видит трепещущими, и бежит, когда смело идут ему навстречу.

Никогда не бывает проявлением трусости подчинение силе, стоящей над вами.

По трусливы только те мужчины, которые не боятся женщин.

Попробуйте в с человеком непреклонно суровым сказать доброе слово о милосердии, и вы услышите в ответ: Если закон не будет безжалостен, нас удавят в собственной постели. О кровавая трусость!

Поражения и победы неотделимы от жизни всякого человека, если не считать трусов, ибо трусы не терпят поражений, но и побед не одерживают.

После храбрости нет ничего более прекрасного, чем признание в трусости.

Правительства чаще совершают зло из трусости, чем из своеволия.

Пятиться назад из трусости и боязни до сих пор считается искусным маневром.

Робкий боится заранее, трусливый - в момент опасности, а смелый - после.

Мечтательные мысли умных людей о трусости

Робость - величайший грех против любви.

Самый смелый человек становится трусом, когда у него нет установившихся взглядов.

Самый трусливый человек в тюрьме - её директор.

Сократ справедливо называет бегущего воина трусом.

Среди прочих существуют награды за военное мужество и гражданскую трусость.

Страх, не умеряемый смелостью, делает человека трусом; смелость же, не умеряемая страхом, производит гибельную дерзость и буйство.

Тайна власти состоит в том, чтобы знать: другие ещё трусливее нас.

Трус намного чаще ищет ссоры, чем человек мужественный.

Трус посылает угрозы только тогда, когда он уверен в безопасности.

Трус умирает сто раз, храбрый однажды, и то не скоро.

Трусливость самих народов - вот что даёт ковать для них цепи.

Трусость есть косность, мешающая нам утверждать нашу свободу и самостоятельность в отношениях с другими.

Вечерние мысли умных людей о трусости

Трусость отнимает разум.

Трусость очень вредна потому, что она удерживает волю от полезных действий.

Трусость происходит только от отсутствия определенной надежды или желания.

Трусость универсальна. Патриотизм, общественное мнение, родительский долг, дисциплина, религия, мораль - все это лишь красивые слова для обозначения страха; а жестокость, обжорство и легковерие оказывают трусости моральную поддержку.

Трусы обычно не сознают всей силы своего страха.

Храбрец избегает опасности, а трус, безрассудный и беззащитный, устремляется к пропасти, которой не замечает из за страха; таким образом, он спешит навстречу несчастью, которое, может быть, ему и не предназначалось.

Трусы должны иметь власть, иначе им боязно.

Человек трусливый, потерявший всякий стыд, может согласиться на всякую гадость.

Храбрость получает свой выигрыш от трусости других.

Как только ребёнок начинает понимать и оценивать своё место в коллективе, он овладевает понятиями смелость и трусость. И уже в раннем возрасте мы понимаем, что быть смелым – это хорошо, а трусливым – это плохо, что смелость – это способность к решительным действиям в сложной ситуации, а трусость – уход от этих действий, бегство. Всегда ли человек смелый прав в своих действиях, как отличить смелость подлинную от показной бравады?

В отечественной литературе есть достаточно примеров смелых поступков героев, и наоборот, поступков нелепой бравады, от которой нет никому пользы. В романе «Герой нашего времени» М.Ю.Лермонтова в истории про княжну Мери одним из героев является молодой юнкер Грушницкий. В описании Печорина Грушницкий предстаёт, как человек, наглядно демонстрирующий смелость какую-то не нашу: «Я его видел в деле: он махает шашкой, кричит и бросается вперёд зажмуря глаза. Это что-то не русская храбрость!» С одной стороны, у Грушницкого Георгиевский крест, а с другой стороны, по мнению Печорина, он трус. Так ли это? Достаточно вспомнить сцену ссоры Грушницкого и Печорина, когда бывший юнкер оклеветал княжну, с целью отомстить, а Печорин, потребовал извинений. Он предпочёл солгать, нежели при всех признать, что он на самом деле оговорил девушку. Потому что боялся осуждения и кого? Гнусного водяного общества, готового оклеветать любого, лишь бы выглядеть в глазах других героем. Драгунского капитана, который являлся предводителем этого общества. Даже перед лицом смерти Грушницкий «кутается в пышные фразы», провозглашая несуразицу: «Нам на земле вдвоём нет места…» Пышно и броско, но зачем? Чтобы выглядеть! Истинная смелость заключалась бы в том, чтобы признать своё малодушие, страх показаться жалким перед пышным обществом, провозглашающим ложные ценности. Но Грушницкий на это не способен.

В романе Л.Н.Толстого «Война и мир» Николай Ростов считает себя смелым человеком. И это так. Да, в первом бою под Шенграбеном он испугался приближающихся французов и вместо того, чтобы открыть стрельбу, бросил пистолет и бросился бежать наутёк, как заяц. Толстой пишет об этом, без прикрас. Потому что это был первый бой. Храбрость формируется со временем, впоследствии Ростов станет настоящим офицером, не только в бою, но и в жизни. Когда он проиграл баснословную сумму Долохову, он сознался себе в том преступлении, которое совершил, поклялся никогда не садиться за карточный стол и восполнить весь проигрыш семье. А когда судьба свела его с княжной Болконской, он смог быстро навести порядок среди мятежных крепостных крестьян, поставив их на место.

Смелость – это качество, которое формируется со временем, человек делает выводы из неприглядных поступков, совершённых под действием обстоятельств и больше никогда не повторяет их. В этом и есть настоящая смелость.

Введение : Перед лицом опасности человека часто охватывает чувство страха. И не каждый человек может подавить его. Страх настолько силен, что заставляет людей совершать совершенно непредсказуемые поступки. Страх - враг человека. А с врагами нужно бороться. Но не стоит думать, что страх - удел слабых.

Каждый из нас хоть раз в жизни испытывал это жуткое чувство, сопровождающееся дрожью в коленях и учащенным сердцебиением. Это могла быть совершенно обычная ситуация, например, волнение при ответе у доски, переживание за близкого человека, или же что-то более серьезное.

В любом из этих случаев страх отнюдь не выступал помощником человека - скорее, наоборот, он мешал собраться с мыслями, чтобы взять ситуацию под контроль и все исправить. И если страх для нас - вполне обыденное чувство, которое мы испытываем несколько раз за день (точно как с радостью или грустью), то проявление духовной слабости в критической ситуации, так называемая трусость, для нас является одним из самых ужасных человеческих качеств.

Трусость делает человека в наших глазах слабаком, немощным, тем, кто способен только жалеть себя, а не действовать на благо других. Но нельзя назвать подлецом того, кто жалеет себя из страха, - он пуглив и беспомощен, но не жесток. Подлец тот, кто из-за трусости причиняет боль другим. Такой трус боится, но не принимает свой страх, не мирится с поражением, а пытается от него избавиться любыми средствами, чтобы вновь оказаться в безопасности. Такой трус перешагнет даже через раненного человека, нуждающегося в его помощи. Такой трус - сам враг общества.

Аргументы : В русской литературе есть немало примеров тому, как малодушие толкало героев на поступки, которые вредили всем людям, окружавшим их. Так, например, в произведении Александра Сергеевича Пушкина «Капитанская дочка» во время осады крепости Пугачевым один из героев, Алексей Швабрин, предает свое Отечество, принимая сторону врага. Швабрин ставит свою жизнь и собственное благополучие превыше долга. Такая черта, как трусость, вынуждает героя совершить предосудительный поступок.

Другим примером душевной слабости в литературе может послужить поступок Понтия Пилата, героя романа «Мастер и Маргарита», написанного Михаилом Афанасьевичем Булгаковым. Несмотря на то, что прокуратор испытывал жалость по отношению к Иешуа, он не осмелился противостоять Синедриону. Понтий Пилат оказался слишком трусливым для того, чтобы пожертвовать своей властью ради жизни благородного человека.

Заключение : Подводя итог, можно еще раз сказать, что трусливые люди - враги общества. Их малодушие вредит не только собственно им, но и всем тем, кто их окружает. Малодушные люди никогда не смогут совершить благородный и смелый поступок во имя общества, их всегда будет заботить только одно - собственная безопасность. Они не побоятся предать, покинуть или - что самое страшное - лишить кого-то жизни. Им самим будто бы чужда одна из самых важных для человека качеств - умение сострадать. Поэтому им так легко пойти на обман, ведь чувства другого человека, пусть даже самого близкого, для них ничего не значат. Трусость - один из самых страшных пороков.

Отвага и боязливость – категории нравственные, связанные с духовной стороной личности. Они являются показателем человеческого достоинства, демонстрируют слабость, или напротив, силу характера, которая проявляется в сложных жизненных ситуациях. Такими перипетиями богата наша история, поэтому аргументы по направлению «Смелость и трусость» для итогового сочинения в изобилии представлены в отечественной классике. Примеры из русской литературы помогут читателю разобраться, как и где проявляет себя храбрость и вылезает наружу страх.

  1. В романе Л.Н. Толстого «Война и мир» одной из таких ситуаций становится война, которая ставит героев перед выбором: уступить страху и спасти собственную жизнь, или, презрев опасность, сохранить силу духа. Андрей Болконский в бою проявляет недюжинную смелость, первым кидается в бой, чтобы подбодрить солдат. Он знает, что может погибнуть в битве, но страх смерти не пугает его. Отчаянно сражается на войне и Фёдор Долохов. Чувство страха чуждо ему. Он знает, что храбрый солдат может повлиять на исход сражения, поэтому отважно кидается в бой, презирая
    трусость. А вот юный корнет Жерков уступает страху и отказывается передать приказ об отступлении. Письмо, которое так и не было им доставлено, становится причиной гибели многих солдат. Цена за проявление малодушия оказывается непомерно высокой.
  2. Смелость побеждает время и увековечивает имена. Трусость же ложится позорным пятном на страницы истории и литературы.
    В романе А.С. Пушкина «Капитанская дочка» примером смелости и мужества является образ Петра Гринева. Он готов ценою жизни отстаивать Белогорскую крепость под натиском Пугачева, и страх смерти чужд герою в момент опасности. Обострённое чувство справедливости и долга не позволяет ему сбежать или отказаться от присяги. Нескладный и мелкий в своих побуждениях Швабрин представлен в романе антиподом Гринева. Он переходит на сторону Пугачева, совершая предательство. Им движет страх за собственную жизнь, судьбы же других людей ничего не значат для Швабрина, готового спастись, подставив под удар другого. В историю русской литературы его образ вошел как один из архетипов трусости.
  3. Война обнажает потаенные человеческие страхи, самый древний из которых – страх смерти. В повести В. Быкова «Журавлиный крик» перед героями стоит, казалось бы, невыполнимая задача: задержать немецкие войска. Каждый из них понимает, что исполнить долг возможно только ценой собственной жизни. Каждый должен решить для себя, что для него важнее: избежать смерти или исполнить приказ. Пшеничный считает, что жизнь дороже призрачной победы, поэтому заранее готов сдаться в плен. Он решает, что сдаться немцам намного разумнее, чем напрасно рисковать жизнью. Солидарен с ним и Овсеев. Он жалеет, что не успел сбежать до прихода немецких войск, и большую часть боя сидит в окопе. В очередную атаку он делает трусливую попытку бежать, но Глечик стреляет в него, не позволяя скрыться. Сам Глечик уже не боится умереть. Ему кажется, что только теперь, в момент полного отчаяния, он почувствовал ответственность за исход боя. Страх смерти для него мал и ничтожен, по сравнению с мыслью о том, что бегством он может предать память погибших товарищей. В этом заключается подлинный героизм и бесстрашие героя, обречённого на гибель.
  4. Василий Тёркин – ещё-один герой-архетип, вошедший в историю литературы как образ смелого, веселого и бравого солдата, идущего в бой с улыбкой на устах. Но не столько напускным весельем и меткими шутками привлекает он читателя, сколько подлинным героизмом, мужественностью и стойкостью. Образ Тёркина создавался Твардовским как шуточный, однако, войну автор изображает в поэме без прикрас. На фоне военных реалий незатейливый и такой пленительный образ бойца Тёркина становится народным воплощением идеала настоящего солдата. Разумеется, герой боится смерти, мечтает о семейном уюте, но точно знает, что защита Отечества – его главный долг. Долг перед Родиной, перед погибшими товарищами и перед самим собой.
  5. В рассказе «Трус» В.М. Гаршин выводит характеристику персонажа в заглавие, тем самым как бы заранее оценивая его, намекая на дальнейший ход повествования. «Война решительно не дает мне покоя», - пишет в своих заметках герой. Он боится, что его заберут в солдаты и не хочет идти на войну. Ему кажется, что миллионы загубленных человеческих жизней невозможно оправдать великой целью. Однако, в размышлениях над собственным страхом, он приходит к выводу, что едва ли может обвинить себя в трусости. Ему претит мысль о том, что можно воспользоваться влиятельными знакомствами и уклониться от войны. Внутреннее чувство правды не позволяет ему прибегнуть к столь мелкому и недостойному средству. «От пули не убежишь», - говорит герой перед смертью, тем самым принимая её, осознавая свою сопричастность к происходящему бою. Его героизм – в добровольном отказе от трусости, в невозможности поступить иначе.
  6. «А зори здесь тихие…» Б. Васильева - книга отнюдь не о трусости. Напротив, о невероятной, сверхчеловеческой храбрости. Причем герои её доказывают, что у войны может быть и женское лицо, а смелость – не только мужской удел. Пять юных девушек ведут неравный бой с немецким отрядом, бой, из которого они едва ли выйдут живыми. Каждая из них понимает это, но ни одна не останавливается перед смертью и с покорностью идет ей навстречу, чтобы исполнить свой долг. Все они - Лиза Бричкина, Рита Осянина, Женька Комелькова, Соня Гурвич и Галя Четвертак - погибают от руки немцев. Однако в их молчаливом подвиге нет ни тени сомнения. Они точно знают, что другого выбора быть не может. Их вера непоколебима, а стойкость и мужество – примеры подлинного героизма, прямое доказательство тому, что человеческим возможностям нет предела.
  7. «Тварь я дрожащая или права имею?» - вопрошает Родион Раскольников, уверенный в том, что он скорее второе, чем первое. Однако по непостижимой жизненной иронии всё оказывается с точностью да наоборот. Трусливой оказывается душа Раскольникова, несмотря на то, что он нашёл в себе силы совершить убийство. В попытке возвыситься над массой, он теряет самого себя и переступает моральную черту. Достоевский в романе подчеркивает, что встать на ложный путь самообмана очень просто, но побороть в себе страх и понести наказание, которого так боится Раскольников, необходимо для душевного очищения героя. На помощь Родиону, живущему в постоянном страхе за содеянное, приходит Соня Мармеладова. Несмотря на всю свою внешнюю хрупкость, героиня обладает стойким характером. Она вселяет в героя уверенность и мужество, помогает ему побороть трусость, и даже готова разделить наказание Раскольникова, чтобы спасти его душу. Оба героя борются с судьбой и обстоятельствами, в этом проявляется их сила и смелость.
  8. «Судьба человека» М. Шолохова - ещё одна книга о мужестве и смелости, героем которой становится обычный солдат Андрей Соколов, судьбе которого и посвящены страницы книги. Война заставила его покинуть дом и отправиться на фронт, чтобы пройти испытания страхом и смертью. В бою Андрей честен и храбр, как и многие солдаты. Он верен долгу, за который готов заплатить даже собственной жизнью. Оглушённый боевым снарядом, Соколов видит приближающихся немцев, но не желает бежать, решив, что последние минуты нужно провести достойно. Он отказывается повиноваться захватчикам, его смелость впечатляет даже немецкого коменданта, который видит в нем достойного противника и доблестного солдата. Судьба безжалостна к герою: он теряет в войне самое дорогое – любящую жену и детей. Но, не смотря на трагедию, Соколов остается человеком, живет по законам совести, по законам храброго человечного сердца.
  9. Роман В. Аксёнова «Московская сага» посвящён истории семьи Градовых, которая всю свою жизнь отдала на служение Отечеству. Это роман-трилогия, представляющий собой описание жизни целой династии, тесно связанной родственными узами. Герои готовы пожертвовать многим ради счастья и благополучия друг друга. В отчаянных попытках спасти близких, они проявляют недюжинную смелость, зов совести и долга для них – определяющий, руководящий всеми их решениями и поступками. Каждый из героев по-своему храбр. Героически защищает родину Никита Градов. Он получает звание героя Советского Союза. Герой бескомпромиссен в своих решениях, под его руководством успешно проводятся несколько военных операций. Уходит на войну и приёмный сын Градовых – Митя. Создавая героев, погружая их в атмосферу постоянной тревоги, Аксенов показывает, что смелость - удел не только отдельно взятой личности, но и целого поколения, воспитанного на уважении семейных ценностей и нравственного долга.
  10. Подвиги – тема, вечная в литературе. Трусость и смелость, их противоборство, многочисленные победы одного над другим, и сейчас становятся предметом споров и поисков современных писателей.
    Одним из таких авторов стала известная британская писательница Джоан К. Роулинг и её знаменитый на весь мир герой – Гарри Поттер. Её серия романов о мальчике-волшебнике покорила сердца юных читателей фантастичностью сюжета и, конечно, храбростью сердца центрального персонажа. Каждая из книг – история борьбы добра и зла, в которой первое всегда побеждает, благодаря смелости Гарри и его друзей. Перед лицом опасности каждый из них сохраняет стойкость и веру в конечное торжество добра, которым по счастливой традиции победители вознаграждаются за смелость и мужество.
  11. Интересно? Сохрани у себя на стенке!

Почему одни справляются со страхами, а другие нет? Один может пройти по канату, натянутому между небоскребами, а другой не может пересечь темный двор от остановки до дома. С чем это связано? Итак, в чем причина трусости?

Я - трус. Боюсь всего: возвращаться вечером домой через дворы, проходить мимо шумных компаний, заговорить с понравившейся девушкой - жизни вообще. Не получается постоять ни за себя, ни за близких. Не могу ударить человека, даже если нужно защищаться. Мне говорят, что я тряпка. Никто не воспринимает меня всерьез. Как выжить в этом мире? Как избавиться от трусости?

На тренинге Юрия Бурлана «Cистемно-векторная психология» можно найти выход из такой ситуации.

Я не трус, но я боюсь, или Чем отличается страх от трусости

Почему одни справляются со страхами, а другие нет? Один может пройти по канату, натянутому между небоскребами, а другой не может пересечь темный двор от остановки до дома. С чем это связано? Создается впечатление что те, кто не боится идти по канату, родились без страха. А тем, кто боится пройти мимо компании на лавочке, смелость не передалась по наследству.

На самом деле, смелость или трусость - это проявление наших свойств, которое зависит от психологического состояния. И если до системно-векторной психологии не было возможности точно определить, как устроена человеческая психика и чем один человек отличается от другого, то теперь это стало возможным.

В разной степени и по разным причинам страх могут испытывать все без исключения. Тот, у кого получается совладать со своим страхом или вообще о нем забыть, проявляет себя как смелый или бесстрашный человек. В противоположность им, те, кто с трудом или вообще не справляется со своим страхом, проявляют трусость.

Понятие вектор, которое используется в системно-векторной психологии, подразумевает совокупность врожденных свойств, желаний и ценностей человека. Всего таких векторов восемь, современный городской человек имеет обычно от трех до пяти векторов. Разные сочетания векторов и уровень их развития объясняют,почему в одинаковых ситуациях люди ведут себя по-разному.

Бывает, такие мужчины живут с мамой, потому что с ней у них очень сильная эмоциональная связь. С детства послушные, «золотые» мальчики, они могут вырастать в «маменькиных сыночков», если мама постоянно педалирует похвалу, формируя буквально зависимость от ее мнения. Тесная связь с мамой не позволяет уже взрослому мужчине оторваться от нее, создать отношения, реализовать свою потребность в семье, любви и детях, иметь свое мнение, жить свою жизнь.

Осознание своих свойств и ценностей помогает реализовать их. И тогда уходят страхи и неуверенность. И анально-зрительный мужчина может раскрыть в себе другие способы решать проблемы: не драться, а договариваться.

Кстати, Юрий Бурлан на тренинге «Системно-векторная психология» не рекомендует отдавать детей в школы единоборств, чтобы они могли постоять за себя, потому что так они не научатся защищать себя другим способом. Часто бывает так, что человек, владеющий техниками какой-то борьбы, решает проблемы исключительно силой, не подключая другие свои свойства. То есть владение техниками - не показатель смелости. Более широко этот вопрос освещен .

Где же выход, или Как избавиться от трусости

Первым шагом должно быть правильное понимание себя. На тренинге «Системно-векторная психология» это можно и нужно сделать самому. Осознание своих основных страхов помогает понять, откуда они берутся и как связаны с ситуациями, где мы проявляем трусость.


Следующий шаг после осознания своей природы - это правильная реализация потенциала своей психики в общественно полезной деятельности, в процессе которой страх преобразуется в эмпатию, сочувствие и любовь к людям. Для обладателя кожно-зрительной связки - это, например, профессии продавца в женском магазине, администратора в салоне красоты, актера, менеджера. Все это нужные профессии, которые совсем не требуют большой мышечной массы или умения махать кулаками. Выйти на сцену, пусть даже любительского театра, - это уже поступок совсем не труса. А от ухоженных и галантных продавцов в магазинах женской одежды или косметики покупательницы просто в восторге!

Реализация для анально-зрительной связки - это археолог, историк, искусствовед, портной, ювелир, художник, дизайнер, учитель. Доскональное знание предмета, неисчерпаемое терпение, внимание к деталям, способность учить других - все это необходимо и востребовано в современной жизни.

Грубая физическая сила в таких занятиях не нужна и даже мешает. А нужны умение видеть прекрасное, уважение к опыту предков и традициям, создание эмоциональных связей, простое человеческое сочувствие, чувствительность к нуждам других, любовь и сострадание. Это так противоречит насаждаемым ложным установкам - что нужно постоять за себя, драться и что-то доказывать кулаками, а не попытаться понять и прийти к соглашению. Без разрушения и агрессии. Ведь каменный век давно закончился.

На зрительном занятии тренинга очень подробно прорабатываются проблемы таких мужчин, и они полностью .

Изменившееся внутреннее состояние перестает притягивать агрессию состоянием страха. Это как с собакой - если на самом деле не боишься, она и не думает нападать. Похожий механизм работает и у людей. Когда зрительный человек раскрывает свою природу, правильно реализует свои свойства, он не испытывает страха, а значит, не попадает в опасные ситуации.

«Избавился от огромного страха, мешавшего мне жить… Я просто панически боялся собак, не важно, больших или маленьких, и с годами этот страх усиливался… После зрительного занятия первого уровня много думал о страхах. И однажды заметил, что еду в лифте с большой немецкой овчаркой. И никакого страха. Раньше и речи быть не могло, чтобы я зашел в один лифт с собакой. Все прошло незаметно, само собой...»

«У меня было достаточно много страхов. Одним из сильнейших был страх людей - социофобия. Наличие этого все усиливающегося страха в течение всей моей жизни сильно осложняло мне жизнь, значительно ограничив мое развитие, мой круг общения, и мешало установлению каких-либо новых социальных контактов, которых я старался всегда избегать.

Сейчас по прошествии почти двух лет я не ощущаю того былого ужаса перед людьми, спокойно могу выйти на улицу, пользоваться общественным транспортом, разговаривать по телефону и делать еще много каких вещей без излишней траты времени и усилий на обдумывание и перебарывания своего страха...»

Как почувствовать психологический комфорт, состоятельность? Как избавиться от трусости? Осознать себя, реализоваться, занять свое место в жизни. А за этим приходите для начала на .

Корректор: Наталья Коновалова

Статья написана по материалам тренинга «Системно-векторная психология »