Литейный мост призрак. Литейный мост. Из истории моста

1851. Во второй половине XIX века в Петербурге был объявлен международный конкурс на строительство нового моста через Неву. На конкурс было представлено семнадцать проектов.

Победил инженер А. Е. Струве, по проекту которого в 1875–1879 годах мост был построен в створе Литейного проспекта. Его художественное украшение выполнено по рисункам архитектора К. К. Рахау. Чугунные перила моста оформлены звеньями с изображениями русалок, удерживающих герб Петербурга. Таких звеньев 273. Учитывая, что гербы находятся по обе стороны решеток, общее их количество составляет 546. В 1851 году мост был назван Литейным, по Литейному проспекту, в створе которого он находится.

Возведение моста было окружено мистическими рассказами о некоем священном валуне, или «кровавом камне Атакане», на дне Невы, которому в стародавние времена приносили человеческие жертвы. Если верить древнейшим преданиям, этот так называемый философский камень медленно дозревает на дне Невы. Когда он окончательно дозреет, утверждает предание, на земле наступит рай.

Говорят, будто некие мистические силы не раз предупреждали строителей моста, что древние боги этих мест не простят бесцеремонного вмешательства в их владения и скоро начнут мстить. И действительно, уже при возведении опор несколько десятков рабочих погибло, а еще через год строительство моста неожиданно было прервано мощным взрывом, при котором погибло еще около сорока человек. Но когда и такое страшное предупреждение не подействовало и мост все-таки достроили, он стал одним из самых мощных в Петербурге полюсов притяжения самоубийц. Казалось, какая-то неведомая сила притягивала их со всего города, чтобы здесь, на этом мосту, они сводили счеты со своей жизнью.

1879. В 1879 году мост переименовали. Ему присвоили имя царствующего императора. Он стал мостом Императора Александра II. Иногда на картах Петербурга можно встретить менее официальный вариант этого топонима: Александровский мост. Однако ни то, ни другое название в Петербурге не прижилось. Мост продолжали называть Литейным, хотя, как нам кажется, никаких официальных документов на этот счет не было. Не подвергся мост никаким переименованиям и в советское время.

О мистических свойствах Литейного моста вспомнили еще раз в начале блокады. Казалось, мост стал единственным в городе объектом, который с удивительной регулярностью обстреливался немецкой артиллерией. Понятно, что это было связано с близостью Финляндского вокзала – единственной точкой соприкосновения блокадного Ленинграда с Большой землей. Но в осажденном городе были уверены, что это была плата за строительство моста на том самом, проклятом некогда древними богами месте. По свидетельству блокадников, Литейный мост в то время называли Чертовым.

Говорят, и сегодня наибольшее количество больших и малых аварий речных судов в Петербурге происходит при их проходе именно под Литейным мостом. И каждая из аварий в очередной раз напоминает петербуржцам о древнем заклятье, якобы связанном с тем самым неведомым подводным валуном.

Как утверждают петербуржцы, Литейный мост чаще других закрыт для движения пешеходов и транспорта. Его то реконструируют, то ремонтируют. Может быть, так происходит со всеми городскими мостами, но именно Литейный вдруг оказался героем парадоксального объявления, рожденного в придирчивых умах петербуржцев: «Литейный мост закрыт. Пользуйтесь услугами Аэрофлота».

Судьбы петербургской топонимики в городском фольклоре.
Купить книги Н.А. Синдаловский |

Литейный мост стал вторым постоянным мостовым сооружением в Петербурге. Мост, построенный на месте нерегулярной Благовещенской переправы, соединил Литейный проспект с Выборгской стороной города. Возведение объекта стало знаковым событием для города на Неве. При строительстве были воплощены передовые для тех времен инженерно-технические идеи.

Для туристов Литейный мост – один из культовых объектов Санкт-Петербурга. Уникальная разводная конструкция делает мост едва ли не самым узнаваемым в мире. Кроме того, туристы заинтересуются архитектурными особенностями, историей и наличием большого количества достопримечательностей неподалеку.

Благовещенская переправа через Неву возникла еще до решения Петра I об основании Петербурга. Действовала переправа только в зимнее время, когда реку в этом месте сковывал лед. Пользовались переездом в основном купцы, следовавшие из Новгорода в Выборг.

В 1786 г. здесь соорудили из бревен наплавной мост, получивший название Воскресенский. Эта переправа прослужила больше полувека. В 1849 г. власти Петербурга решили разобрать Литейный двор и освободившееся место использовать в качестве продолжения Литейного проспекта. Для переезда с этой улицы на Выборгскую сторону использовался Воскресенский мост, который получил новое название – Литейный.

Весной 1865 г. на Неве прошел мощный ледоход, снесший наплавную переправу. Жизнь города была частично парализована. Это событие подтолкнуло власти Петербурга к окончательному решению проблемы – строительству постоянного моста через Неву. Обсуждения и согласования длились четыре года. Наконец, в 1869 г. Гордума Петербурга поддержала идею властей.

Специальная комиссия объявила конкурс проектов, на который российские и иностранные компании представили 17 работ. В 1872 г. был назвал победитель – британская архитектурная фирма, предложившая проект моста арочной конструкции с наличием двух разводных пролетов.

Впрочем, англичанам не суждено было приступить к реализации своей идеи. В дорожном министерстве выбранный комиссией проект назвали слишком дорогим и небезопасным. В итоге был назначен новый конкурс, победу в котором одержали инженеры А. Е. Струве и А.А. Вейс.

Струве и Вейс предложили конструкцию с шестью постоянными пролетами и поворотным крылом у левобережья Невы. С авторами проекта был заключен контракт, в соответствии с которым строительство моста предполагалось завершить за 4 года.

В 1875 г. наплывной мост был разобран. Строители приступили к сооружению опор новой переправы, и сразу стало понятно, что с этим их ждут серьезные проблемы. Глубина Невы в этом месте составляет 24 метра, а дно сильно заилено. Решение было найдено в использовании огромных фундаментов-кессонов.

К сожалению, при возведении моста не обошлось без человеческих жертв. Осенью 1876 г. один из кессонов неожиданно просел, и в него начала поступать вода. Жертвами аварии стало 5 человек. Второй несчастный случай стал еще более трагичным по количеству погибших: в 1877 г. один из кессонов взорвался и затонул, в результате погибло 29 мостостроителей.

Аварии потребовали дополнительного финансирования, но на сроках работ, в целом, сказались не сильно. В 1879 г. мост был открыт. Ему было присвоено название «Александровский» - по имени правящего тогда царя Александра II. Мостостроители были награждены и повышены в должностях.

Поворотная часть моста приводилась в движение с помощью специального ворота, который вращали восемь работников. Позднее эту устаревшую систему заменили на водонапорную турбину, открывавшую мост для прохождения кораблей уже через 20 мин.

Литейный мост отличается уникальными литыми решетками, изготовил которые знаменитый архитектор К. Рахау. На каждом пролете решетки находится выполненный из чугуна барельеф: две русалки держат в руках щит, на котором изображен герб Петербурга. Всего в ограждении 546 художественных секций. На разводном пролете моста решетка отсутствует.

Александровский мост обошелся государству в 5,1 млн. руб. – колоссальные деньги по тем временам. Изначально планируемая цена была превышена в 1,5 раза. Впервые для изготовления пролетных конструкций моста была использована сталь – ранее для этих целей применяли чугун. Кроме того, переправа стала первым мостовым сооружением Петербурга, освещенным электричеством.

Историческое наименование объекта – Литейный мост - было возвращено после революции 1917 г.

В середине 60-х гг. 20-го в. из-за изменившихся судоходных условий было принято решение о масштабной реконструкции Литейного моста. Работы были поручены ленинградским инженерам. Руководителем группы стал Л. Вильтгруде, план разработал Ю. Синица. На месте строительство контролировал инженер Ю. Кожуховский.

В ходе реконструкции поворотное крыло было заменено на постоянный пролет, а в центральной части моста было сооружено разводное звено.

Кроме того, мост стал частично пешеходным – с двух сторон были оборудованы тротуары. Со стороны Литейного проспекта к переправе подвели две современные автомобильные трассы.

Эксперты признали реконструкцию Литейного моста исключительно удачной: значительно повысилась пропускная способность сооружения, внешний облик переправы стал гармоничнее.

Многие туристы приезжают в Петербург, чтобы полюбоваться разводкой мостов. Это завораживающее, удивительное зрелище, которое невозможно наблюдать больше нигде в мире. Разводка Литейного моста начинается в конце марта, заканчивается в конце декабря. В 1.40 движение по мосту завершается, в 1.50 включается подъемная система. В 4.45 движение по мосту возобновляется.

Неподалеку от Литейного моста находятся такие достопримечательности, как Большой дом на Литейном, Новый Арсенал и Площадь Ленина.

Литейный мост

Литейный мост

Мост соединяет Литейный проспект с улицей Академика Лебедева на Выборгской стороне. Длина моста 396 м, ширина - 34 м. Название моста происходит от Литейного двора, основанного на левом берегу в 1711 г. В районе моста Нева имеет наибольшую глубину - 24 м.

В 1786 г. через Неву построили второй наплавной плашкоутный мост от Воскресенского проспекта (ныне Чернышевского) на Выборгскую сторону. Мост получил название Воскресенский. В 1803 г. этот мост поставили против Летнего сада, и он стал называться Петербургским. Вместо него против Воскресенского проспекта был сооружен новый наплавной мост, который наводился до 1849 г. Тогда в результате разборки Литейного двора на набережной Невы пролегла сплошная магистраль - Литейный проспект, связавшая центр города с Выборгской стороной. Поэтому Воскресенский мост был переведен на трассу по оси Литейного проспекта и стал называться Литейным.

Литейный мост наводился до 1875 г., когда началось сооружение постоянного Литейного моста. Наплавной мост вернули на прежнюю трассу и снова назвали Воскресенским. После постройки постоянного моста наплавной Воскресенский мост разобрали.

Поводом к сооружению второго постоянного моста через Неву послужил срыв ледоходом 4 апреля 1865 г. наплавной переправы у Литейного проспекта. Для руководства проектированием и строительством моста была создана специальная экспертная комиссия, в которую, в числе прочих, вошли три видных петербургских архитектора: В. А. Львов, Ц. К. Кавос, Н. Л. Бенуа.

22 апреля 1871 г. был объявлен конкурс на проект Литейного моста, а 11 декабря 1872 г. комиссия вынесла решение о присуждении первой премии проекту под девизом «Вестминстер», выполненному английской фирмой. Однако, Особая комиссия Министерства путей сообщения, рассматривая его, высказала ряд замечаний, результатом которых стал отказ от этого проекта. Была создана новая комиссия, которая решила строить мост по проекту инженер-полковника А. Е. Струве (одного из членов этой комиссии) и инженер-капитана А. А. Вейса. Струве предложил строить мост из английского и германского металла, хотя в России к тому времени плавили высококачественный металл.

Закладка нового моста состоялась 30 августа 1875 г. Работами по строительству руководил А. Е. Струве, ему помогали инженеры Вратновский, Баторский, Мазинг и Альберт. Строительство сопровождалось драматическими событиями - 16 сентября 1876 г, из-за резкого оседания опоры полужидкий грунт ворвался в кессон, при этом погибли пять человек, а 9 сентября 1877 г. при сооружении фундаментов под речные опоры произошел взрыв в кессоне: девять человек были убиты. Здесь необходимо пояснить, что собой представлял кессон, впервые примененный в России именно на этом строительстве. Кессон - огромный металлический ящик, перевернутый вверх днищем и опущенный на дно реки.

Внутрь его нагнетается воздух, «выжимающий» воду и позволяющий разрабатывать грунт дна для сооружения фундамента мостовой опоры. По мере того как из-под кессона выбирается грунт, сверху над ним сооружается каменное основание опоры, под тяжестью которого кессон опускается вниз. Рабочие спускаются в кессон через специальную камеру. Через нее же транспортируется наружу в контейнерах разработанный грунт. Работа эта не только тяжела, но и очень опасна.

Стоимость строительства составила 5100 тыс. рублей, что в полтора раза превысило сметную стоимость.

Все участники строительства получили награды, а Струве был пожалован чин генерал-майора. Мост назвали Александровским в честь императора Александра II, но название это не привилось.

Масса металлических пролетных строений составила 5902 т.

Пять пролетов Литейного моста перекрывались арочными клепаными металлическими пролетными строениями, а шестой разводной пролет, располагавшийся у левого берега, был перекрыт поворотной решетчатой металлической фермой. При разводке она вращалась на вертикальной оси, расположенной на первом широком и массивном быке (речной опоре). Разводка моста для пропуска судов производилась при помощи простейшего устройства - ворота, приводимого в действие восьмью рабочими.

Со временем ворот был заменен водяной турбиной мощностью 36 л. с., питавшейся от городского водопровода. Это был единственный мост с такой системой разводного пролета.

Мост был огражден перилами двух типов. Металлические кованые, простого рисунка, легкие и «прозрачные» установили на разводном пролете, на остальном протяжении - тяжелые чугунные литые секции между такими же чугунными стойками, отлитые на заводе Кахуна. Эти элементы перил представляли высокохудожественное литье по рисунку архитектора К. К. Рахау. Он изобразил в центре секции картуш - щит с гербом города - перекрещенные скипетр, морской и речной якоря в руках двух русалок, хвосты которых композиционно вплетены в фигурный растительный орнамент в виде спиралевидных побегов. У чугунных столбиков просветы между боковыми плоскостями заполнены фантастическими морскими животными, стремительно опускающимися в водную пучину.

Решетка Литейного моста

Литейный мост был первым и долгое время единственным среди петербургских мостов, освещенным электрическими фонарями. В 1878 г. в Петербурге было учреждено «Товарищество электротехнического освещения П. Н. Яблочков-изобретатель и К°.

Целью Товарищества было - освещение петербургских магистралей недавно изобретенной «свечой Яблочкова». Однако, это прогрессивное направление в жизни петербуржцев тормозилось капиталистическими отношениями, существовавшими в российском обществе (оказывается, капитализм явление регрессивное).

Монополией на освещение городских магистралей владели частные компании, которые предоставляли горожанам услуги в виде газовых и масляных фонарей, чадящих, разбрызгивающих всякую гадость и еле освещающих пространство. Договор между городскими властями и частными фирмами, оказывавшими подобные услуги горожанам, был долгосрочным, и петербуржцы долго не могли пользоваться изобретением своего гениального земляка. Литейный мост в этом отношении составлял исключение. К моменту его сооружения осветительные фирмы не заключили договор на его освещение, и таким образом Товарищество беспрепятственно заключило с городскими властями договор на его освещение электрическими фонарями.

Во время Блокады в пролет моста попала немецкая авиабомба и пробила его, но не взорвалась.

В 1964 г. началось движение по обновленному глубоководному Волго-Балтийскому каналу. Однако ширина разводного пролета моста (19,8 м) ограничивала свободу судоходства в новых условиях. Интенсивность движения транспорта намного превышала расчетную. Разводка моста, осуществлявшаяся гидротурбиной, длилась целых 20 минут. Все это привело к полной перестройке моста, расширению проезжей части и созданию транспортных развязок у обоих берегов на разных уровнях для ликвидации перекрестных потоков.

Проект реконструкции разработан инженерами Л. А. Вильдгрубе, Н. Д. Шиповым, К. П. Клочковым и архитектором Ю. И. Синицей. Проектирование велось в 1963–1964 гг. Строительство велось под руководством инженера Ю. Р. Кожуховского. В 1967 г. мост сдан в эксплуатацию. Металлические строения его заменили. Поворотный разводной пролет был заменен раскрывающимся и перенесен к более глубокой части русла. Он увеличился до 50 м. Разводное пролетное строение массой 3225 тонн стало подниматься гидроприводом. При разводке оно поднимается под углом 67 градусов, и с Литейного проспекта кажется, что перед зрителем возникла вертикальная стена.

Ширина мостового полотна увеличилась на 10 м, благодаря чему стало возможным трехрядное движение транспорта. Реконструкция изменила внешний облик моста - исчез огромный бык вблизи берегового устоя, служивший основой для вращения разводной части и вносивший дисгармонию в силуэт моста. Теперь его силуэт приобрел плавные очертания, а разводной пролет не выделялся среди других пролетных строений.

Ограждения, бывшие на мосту до реконструкции, были сохранены, причем для разводного пролета секции отлиты из легкого сплава.

Из книги Легендарные улицы Санкт-Петербурга автора Ерофеев Алексей Дмитриевич

Из книги Книга Перемен. Судьбы петербургской топонимики в городском фольклоре. автора Синдаловский Наум Александрович

Литейный мост 1851. Во второй половине XIX века в Петербурге был объявлен международный конкурс на строительство нового моста через Неву. На конкурс было представлено семнадцать проектов.Победил инженер А. Е. Струве, по проекту которого в 1875–1879 годах мост был построен в

Из книги Другой Петербург автора Ротиков Константин Константинович

автора Антонов Борис Иванович

Литейный мост Литейный мостМост соединяет Литейный проспект с улицей Академика Лебедева на Выборгской стороне. Длина моста 396 м, ширина - 34 м. Название моста происходит от Литейного двора, основанного на левом берегу в 1711 г. В районе моста Нева имеет наибольшую глубину

Из книги Мосты Санкт-Петербурга автора Антонов Борис Иванович

Балтийский мост Мост расположен напротив Балтийского вокзала. Длина моста 33 м, ширина - 4,5 м. Название моста происходит от Балтийского вокзала.Мост сооружен в 1957 г. по проекту инженера А. А. Куликова и архитектора П. А. Арешева.Являясь одновременно пешеходным, он имеет

Из книги Мосты Санкт-Петербурга автора Антонов Борис Иванович

Таракановский мост Пешеходный мост расположен в створе улицы Циолковского.Название мост получил по речке Таракановке, соединявшей реки Фонтанку и Екатерингофку. В 1907–1908 гг. ее частично засыпали, и между набережными Фонтанки и Обводного канала образовалась улица,

Из книги Мосты Санкт-Петербурга автора Антонов Борис Иванович

Борисов мост Объединяет промышленные зоны левого и правого берегов Обводного канала. Металлический мост построен в 1989 г. по проекту инженера А. И. Фельдмана и архитектора В. М. Иванова. Длина моста 33,1 м, ширина -

Из книги Мосты Санкт-Петербурга автора Антонов Борис Иванович

Матвеев мост Мост расположен на левом берегу Мойки. Длина моста 27,1 м, ширина - 9,78 м. Он назван в память о комиссаре С. М. Матвееве, убитом в 1918 г. на Восточном фронте.Мост построен в 1782–1787 гг. при сооружении гранитных набережных Крюкова канала. Он был деревянным,

Из книги Мосты Санкт-Петербурга автора Антонов Борис Иванович

Мост Декабристов Мост расположен в створе улицы Декабристов. Длина моста - 29 м, ширина - 23,3 м. Название мост получил в память о восстании декабристов на Сенатской площади 14 декабря 1825 г. Впервые в 1784–1786 гг. здесь был построен трехпролетный мост с опорами из бутовой

Из книги Мосты Санкт-Петербурга автора Антонов Борис Иванович

Торговый мост Торговый мостМост соединяет Театральную площадь с улицей Союза Печатников (бывшая Торговая улица). Длина моста 26,7 м, ширина - 10,5 м. Название моста происходит от Торгового (Литовского) рынка, находившегося неподалеку с 1789 до середины 1920-х гг.Впервые мост

Из книги Мосты Санкт-Петербурга автора Антонов Борис Иванович

Кашин мост Мост находится в створе проспекта Римского-Корсакова. Длина моста 23,85 м, ширина - 16 м.Первый постоянный мост с деревянным пролетным строением построен здесь в 1805–1810 гг. В 1839–1840 гг. Кашин мост вновь перестроили, и он стал трехпролетным, на каменных,

Из книги Мосты Санкт-Петербурга автора Антонов Борис Иванович

Смежный мост Мост расположен на набережной реки Фонтанки. Длина моста 25,9 м, ширина - 15 м. Название моста связано с его местоположением.В 1800–1810 гг. деревянный мост заменили постоянным, трехпролетным, на каменных, облицованных гранитом опорах с деревянным балочным

Из книги Мосты Санкт-Петербурга автора Антонов Борис Иванович

Матисов мост Мост соединяет левый берег реки Мойки с Матисовым островом. Длина моста 39,7 м, ширина - 10,5 м. Назван по имени мельника Матиса, имевшего на острове свою слободку, построенную на участке, подаренном ему Петром I за произведенную разведку действий шведских войск

Из книги Мосты Санкт-Петербурга автора Антонов Борис Иванович

Банный мост Мост расположен против улицы Декабристов. Длина моста 35 м, ширина - 15 м. Название мост получил по располагавшемуся на Матисовом острове зданию бань.С 1821 г. здесь находился деревянный мост.Современный мост - однопролетный, консольный, из предварительно

Из книги Мосты Санкт-Петербурга автора Антонов Борис Иванович

Бердов мост Мост соединяет Матисов остров и Мясную улицу. Название мосту дано по фамилии основателя Чугунолитейного завода на Матисовом острове в 1780-х гг. Чарлза Берда. Мост пешеходный.Он соединял Мясную улицу с проходной завода и назывался сначала Чугунным, затем

Из книги Мосты Санкт-Петербурга автора Антонов Борис Иванович

Головинский мост Мост соединяет набережные Адмирала Ушакова и Выборгскую. Длина моста 28,1 м, ширина - 27 м. Мост назван по располагавшемуся неподалеку имению графа Ф. А. Головина.Мост построен в 1875 г. на месте существовавшего здесь с 1817 г. деревянного моста. Он имел на

Краткая историческая справка:

Литейный мост через Неву расположен в створе Литейного проспекта и улицы Академика Лебедева. Название моста происходит от Литейного двора, основанного на левом берегу в 1711 г. В 1871 г. был объявлен конкурс, на который было представлено 17 проектов. В 1874 г. победителем стал инженер-полковник А. Е. Струве и инженер-капитан А. А. Вейс. Закладка нового моста состоялась 30 августа 1875 г. Торжественное открытие моста состоялось 30 сентября 1879 г. Все участники строительства получили награды, а Струве был пожалован чин генерал-майора. Мост назвали Александровским в честь императора Александра II, но название это не привилось. Пять пролетов Литейного моста перекрывались арочными клепаными металлическими пролетными строениями, а шестой разводной пролет, располагавшийся у левого берега, был перекрыт поворотной решетчатой металлической фермой. При разводке она вращалась на вертикальной оси, расположенной на первой широкой и массивной речной опоре. Разводка моста для пропуска судов производилась при помощи простейшего устройства - ворота, приводимого в действие руками восьми рабочих. Со временем ворот был заменен водяной турбиной мощностью 36 л. с., питавшейся от городского водопровода. Это был единственный мост с такой системой разводного пролета. Мост был огражден перилами двух типов. Металлические кованые, простого рисунка, легкие и «прозрачные» установили на разводном пролете, на остальном протяжении - тяжелые чугунные литые секции между такими же чугунными стойками (по проекту архитектора К. К. Рахау). Элементы перил представляли высокохудожественное литье. В центре секции перил был изображен картуш - щит с гербом города - перекрещенные скипетр, морской и речной якоря в руках двух русалок, хвосты которых композиционно вплетены в фигурный растительный орнамент в виде спиралевидных побегов. У чугунных столбиков просветы между боковыми плоскостями заполнены фантастическими морскими животными, стремительно опускающимися в водную пучину. При разводке оно поднимается под углом 67 градусов. Реконструкция изменила внешний облик моста - исчез огромный бык вблизи берегового устоя, служивший основой для вращения разводной части и вносивший дисгармонию в силуэт моста. Ограждения, бывшие на мосту до реконструкции, были сохранены, причем для разводного пролета секции отлиты из легкого сплава. Одновременно были установлены новые фонари, в оформлении которых использовались художественные особенности ограды моста. Под мостом вдоль набережной проложены пешеходные дорожки с гранитными спусками к воде.

Статус:

Местный памятник архитектуры

Достопримечательности объекта:

Арочный металлический мост через Неву, возведённый в 1879 году вместо плашкоутного моста, соединяет центр города с Выборгской стороной. Построен по проекту инженеров А.Струве и А.Вейса. Мост имеет 5 арочных металлических клепаных ферм и одного однокрылого поворотного разводного пролёта длиной 55 метров. Длина моста - 396 метров, ширина - 34 метра.

Основные мифологические факты:

Давным-давно, на берегах Невы жило воинственное племя. Они совершали набеги, убивая и разоряя соседей. Пленных мужчин приносили в жертву на огромном валуне, который назывался Атакан. Многие годы кровь жертв омывала гранитный камень. И однажды, страдания, страх и слепое поклонение сотворили чудо – камень ожил. Как сказали бы сейчас: «образовался деструктивный эгрегор». Он начал требовать все новых и новых жертв. Все племена в округе были истреблены, но камню нужна была еще кровь и тогда вожди начали выбирать жертв из своего племени. Взмолились тогда женщины и обратились к Великой реке. Они попросили избавить людей от проклятого камня. Услышала их Нева и сжалилась над глупыми людьми. Началась сильная буря, много дней лил дождь, и буйствовала природа, а когда все утихло увидели люди, что изменилось русло реки, и камень оказался на дне. Точное количество жертв строительства Литейного моста не установлено, т.к. не все тела были найдены. По разным оценкам это количество варьируется от 50 до 100 человек. После открытия Литейный мост обрел "нехорошую" славу среди жителей. На мосту часто совершались самоубийства и убийства. В районе часто пропадали и пропадают без вести люди. Кстати, сама река в этом месте имеет самую большую глубину (около 25 метров) и очень сложный и непредсказуемый характер течения. Возможно, поэтому возникло поверье о Черной Воронке, которая неожиданно возникает около ферм моста и может "поглотить" в себя проплывающую лодку или небольшой катер. Вымысел это или нет, не известно, но в 2002 году в одну из опор Литейного моста врезался и затонул сухогруз "Каунас".

1. Полное наименование объекта (если объект переименовывался, например, улица, то первоначальное название). Литейный мост

2. Исторические события, связанные с объектом (даты постройки, основания). Закладка нового моста состоялась 30 августа 1875 г. Торжественное открытие моста состоялось 30 сентября 1879 г.

3. Местонахождение объекта (фактический полный адрес). Россия, Санкт-Петербург, Литейный мост

4. Описание объекта (краткая характеристика внешних черт, автор, дата сооружения, материал изготовления, размеры, тексты надписей на памятнике). арочный металлический мост через Неву, возведённый в 1879 году вместо плашкоутного моста, соединяет центр города с Выборгской стороной. Построен по проекту инженеров А.Струве и А.Вейса. Мост имеет 5 арочных металлических клепаных ферм и одного однокрылого поворотного разводного пролёта длиной 55 метров. Длина моста - 396 метров, ширина - 34 метра.

5. Источники сведений об объекте и событиях, с ним связанных (библиографическое описание литературных и архивных материалов).Антонов Б. И. Мосты Санкт-Петербурга. - СПб: Глагол, 2002.

Бунин, М. С. Мосты Ленинграда. Очерки истории и архитектуры мостов Петербурга - Петрограда - Ленинграда.. - Л.: Стройиздат, Ленингр. отд-ние, 1986. - 280 с.

Пунин А. Л. Повесть о ленинградских мостах. - Л., Лениздат, 1971.

6. Отличительные признаки объекта, степень уникальности. первый в Петербурге мост, который освещался электрическими фонарями

7. Состояние объекта и степень сохранности. Хорошее состояние

8. Охрана памятника (кем и как охраняется).Местная, Администрация Санкт-Петербурга

9. Базовая легенда/миф Давным-давно, на берегах Невы жило воинственное племя. Они совершали набеги, убивая и разоряя соседей. Пленных мужчин приносили в жертву на огромном валуне, который назывался Атакан. Многие годы кровь жертв омывала гранитный камень. И однажды, страдания, страх и слепое поклонение сотворили чудо – камень ожил. Как сказали бы сейчас: «образовался деструктивный эгрегор». Он начал требовать все новых и новых жертв. Все племена в округе были истреблены, но камню нужна была еще кровь и тогда вожди начали выбирать жертв из своего племени. Взмолились тогда женщины и обратились к Великой реке. Они попросили избавить людей от проклятого камня. Услышала их Нева и сжалилась над глупыми людьми. Началась сильная буря, много дней лил дождь, и буйствовала природа, а когда все утихло увидели люди, что изменилось русло реки, и камень оказался на дне. Точное количество жертв строительства Литейного моста не установлено, т.к. не все тела были найдены. По разным оценкам это количество варьируется от 50 до 100 человек. После открытия Литейный мост обрел "нехорошую" славу среди жителей. На мосту часто совершались самоубийства и убийства. В районе часто пропадали и пропадают без вести люди. Кстати, сама река в этом месте имеет самую большую глубину (около 25 метров) и очень сложный и непредсказуемый характер течения. Возможно, поэтому возникло поверье о Черной Воронке, которая неожиданно возникает около ферм моста и может "поглотить" в себя проплывающую лодку или небольшой катер. Вымысел это или нет, не известно, но в 2002 году в одну из опор Литейного моста врезался и затонул сухогруз "Каунас".

Литейный мост, построенный в конце 19 века (1879 год) инженером А. Струве на месте старого наплавного моста, снискал мрачную мистическую славу еще в период строительства. Казалось, что неведомая сила мешает работам. Старожилы предупреждали, что "место тут нехорошее", и после постройки старались обходить мост стороной.
Легенда мистического моста описана и в дневнике пра-пра-дедушки.


Литейный мост в конце 19 века. Рис. П. Верещагин
Первый мост в мире, который стал освещаться электрическими фонарями

189* год
Из дневника Николая Вербина

Я возвращался поздним вечером, наслаждаясь последними теплыми вечерами перед осенью.
Стемнело, на Неву опустился туман. Проходя мимо Литейного моста, я заметил силуэт барышни, стоявшей у перил. Забеспокоившись, что вечером одной даме идти опасно, я направился к ней дабы предложить помощь. Туман сгущался, даже свет фонарей стал едва заметен. Наконец, я подошёл к незнакомке. Черты её хорошенького юного лица были едва различимы в густом тумане.



Вид на Литейный мост в наши дни (фото мои)

Вы друг господина К*, - произнесла она радостно. - Почему он не приходит? – в её голосе слышалась обида. – Передайте ему, что я жду на мосту, как мы условились...
С этими словами она спешно покинула меня, скрывшись в тумане.

Я повернул назад и к удивлению обнаружил, что туман рассеялся.
Лицо барышни показалось мне знакомым. Вскоре я вспомнил, где мог видеть эти черты. Незнакомка оказалась поразительно похожа на дочь знаменитого промышленника Н*, пропавшую неделю назад. Наверно, уже каждый в Петербурге видел фото барышни Н* после её исчезновения…



Мост и прогулочная набережная (и снова пошли дожди)


Литейный мост в начале 20 века носил еще одно название - "Александровский мост"

На следующий день я нанес визит приятелю Александру К*, который встретил меня в очень подавленном расположении духа.
- Я влюблен в Ольгу, - произнес он сразу после приветствия, показывая мне фото пропавшей девушки, – Мы должны были встретиться на Литейном мосту, но придя, я не нашел её… Неужто Ольга стала жертвой злодея-убийцы? Мне страшно даже подумать о несчастье...

Молодые люди полюбили друг друга вопреки интересам семей. Они принадлежали к фамилиям двух знатных промышленников, которые молча недолюбливали и избегали друг друга долгие годы. Влюбленные скрывали от семей свои встречи. Александр рассказал мне, что они с Ольгой решили бежать от родительского гнева, дабы быть вместе. Может показаться, что такая история невозможна в наш прогрессивный век, но столетия проходят, а люди не меняются.


Литейный мост в конце 19-начале 20 века.

Разумеется, я рассказал другу о своей странной встрече на мосту с барышней, поразительно похожей на его невесту.

Александр задумчиво произнес:
- Иногда ночами возникает над Литейным - мост-призрак - дорога в иной мир. Ольга заблудилась, и теперь ждёт меня, дабы увести за собой… Я готов последовать за моей милой Ольга...

Если бы я не сталкивался с мистическими явлениями, то бы решил, что мой друг обезумел от горя.
- Ольга ждёт меня, - повторил Александр. - Спасибо за добрую весть...
На этом мы расстались. Друг простился со мной как в последний раз.


Орнамент ограждения моста. "Классический сюжет - русалка" :)

Истории, как ночами на месте обычного Литейного моста в тумане появляется другой мост - мост-призрак, появились давно. Ничего не подозревающие горожане ступают на "призрачный мост". На мгновения открывается мистический путь, шагнувший на который уже не вернется к живым...

Я вспомнил, что после беседы с барышней, повернул назад. Неужели, я тоже мог сгинуть, если бы решил перейти на другой берег?



Строительство моста

Этой ночью мне приснился сон, как Александр и Ольга, держась за руки, удалялись по мосту за туманный горизонт. Уходя, они обернулись, будто благодря, что я помог им встретиться. Их размытые силуэты скрылись в тумане...

На следующий день в газетах появилась новость об исчезновении сына промышленника К*. Последний раз его видели у Литейного моста.

Я надеялся, что мой друг наболтал глупости, а сам заранее условился с барышней о дате встречи. Вполне разумно исчезнуть с невестой в разные дни, дабы не навлекать подозрений о совместном побеге. Но тогда зачем Ольга показалась мне, прося напомнить, что ждет? И откуда она могла знать, что я знаком с Александром? И этот странный сон - как они уходили за горизонт...

Наши дни
Историю из дневника пра-прадеда я вспомнила, когда однажды ночью проезжала на такси мимо Литейного моста. Таксист оказался общительным дядечкой. Он раньше работал водителем экскурсионного автобуса, и знал много забавных историй о Питере.

Когда мы выехали на набережную, вокруг опустился сильный туман.
В тумане на Литейном мосту промелькнул чёрный силуэт. Таксист тоже заметил его и прибавил скорость. Мы пронеслись по набережной мимо моста.


Съезд с моста на Литейный проспект. Выходной, движение свободное.
В будни на мосту пробки целый день

Вообще, не надо гулять у Литейного моста, как стемнеет, - сказал он. - Особенно в туман...

История Александра и Ольги промелькнула в памяти.
Литейный мост может завести в другой мир? И если есть вход из нашего мира, возможно, есть выход из иного... Мне вспомнился чёрный силуэт. Гости с того света выходят на мост, чтобы полюбоваться на ночной Питер?


С моста открываются красивые виды на Петропавловскую крепость...


...и на Крейсер Аврора

Знаю истории, когда люди без вести пропадали, - продолжал таксист. - Один мой приятель, так пропал. Последний раз его машину на Литейном проспекте видели. Он любил истории о призраках, и мечтал увидеть что-то сверхъестественное. Его Литейный мост как бы заманивал. Я хобби друга бредом считал, пока он не исчез... А потом я узнал, что на этом месте люди ещё с 19 века пропадать стали.

Я поначалу решила, что дядька хочет подшутить, пересказывая знакомые байки, и ждала, когда он начнет хихикать, но таксист оставался серьёзным.


Виды на набережную

Мне рассказывали, как ночами воды реки под мостом бурлить начинают, - добавил он. - Водоворот появляется. От водоворота возникает смерч, как густой чёрный дым, который окутывает мост и затягивает прохожих.

Я слышала историю о магическом камне Атакан, которому в древности приносили в жертву пленников. Кровь несчастных давала камню силу. Однажды пленники взмолились богам о спасении от смерти. Боги услышали их мольбы - река вышла из берегов и затопила Атакан своими водами. Но мрачный камень мстит людям, затягивая новые жертвы в мистические водовороты.

Если призрачный мост - дорога в загробный мир, то жутко представить, куда затягивает чёрный смерч, созданный проклятым жертвенным камнем.
Как гласил старинный фолклор - из водоворота "вылазит всяка нечисть, которая поганы рожи корчит, да слова срамные кричит" .

А про самобийц на мосту и так все знают, - напомнил таксист, - не, я ночью через этот мост не поеду.


Мемориальная доска была поставлена в 60-е годы 20 века

Литейный мост, как место самоубийц упоминается ещё в романе Чернышевского "Что делать?"
По сюжету романа - летом 1856 года в номере петербургского отеля находят записку: «Ухожу в 11 часов вечера и не возвращусь. Меня услышат на Литейном мосту, между 2 и 3 часами ночи. Подозрений ни на кого не иметь».
Во времена Чернышевского на месте нынешнего моста существовал другой мост - наплавной, но о "проклятом месте самоубийц" слухи уже появились.


Вид на мост с набережной

Трагедии прошедшего лета
Этим летом на Литейном мосту произошли трагические события.

29 июля в ночь на воскресенье с разведенного моста упал в реку автомобиль. Были найдены тела двух погибших - мужчины-водителя и женщины-пассажирки. Причина трагедии - водитель, игнорируя заграждения, выехал на разведенный мост.

8 июля поздно вечером с моста прыгнул мужчина.
Слова очевидца: "Всплыл. Махал руками. Ничего не говорил. Люди пытались прыгнуть. Другие остановили их как-то. Сказали, что тут достаточно тяжелое течение. Он ушел под воду, потом всплыл. Три раза где-то так вот".

Считалочка
У Литейного моста
Я поймал в Неве кита,
Спрятал за окошко.
Съела его кошка,
Помогали два кота…
Вот и нет теперь кита!
Ты не веришь другу?
Выходи из круга!