Петров николай павлович. Петров, Николай Павлович

Петров, Николай Павлович

Военный инженер, генерал-лейтенант, род. в 1836 г. Образование получил в Константиновском кадетском корпусе и Николаевской инженерной академии. П. слушал в Сибирском педагогическом институте лекции М. В. Остроградского, механику в Сибирском технологическом институте и уже вскоре спроектировал машины для перестраивавшегося тогда Охтенского порохового завода. Командированный в 1865 г. на год за границу для изучения прикладной механики, П. по возвращении приступил в Николаевской инженерной академии и Спб. технологическом институте в качестве преподавателя к чтению лекций по разным частям упомянутого предмета. В 1868 г. П. утвержден в звании адъюнкт-профессора, затем был признан заслуженным профессором Николаевской инженерной академии и училища. В Технологическом институте П. читал теорию и устройство паровых котлов и паровозов, руководил составлением проектов и в 1871 г. ввел новый курс - о подвижном составе железных дорог, что побудило учебный комитет института предложить П. звание профессора. В 1873 г. Главное общество российских железных дорог пригласило П. в состав инженеров, разрешающих назревающие вопросы железнодорожной практики. Годы 1888-92 П. состоял председателем временного управления казенных железных дорог; в эти годы протяжение казенных железных дорог возросло вдвое, несколько казенных дорог окончены постройкой и началась постройка дороги в Уссурийском крае. П. состоял короткое время директором департамента железных дорог, председателем инженерного совета министерства путей сообщения, а с 1893 г. занимает пост товарища министра путей сообщения. В конце 1897 г. П., как председатель Императорского русского технического общества, председательствовал в комиссии, призванной к обсуждению вопроса о расширении в России технического образования. П. напечатал немало трудов по своей специальности: "Очертание зубцов круглых цилиндрических колес дугами круга", "О непрерывных тормозных системах", "Об изнашивании и пробое стальных шин", "Хранение и перегрузка хлебного зерна и каменного угля", "Трение в машинах и влияние на него смазывающей жидкости" (СПб., 1887: сочинение, заслуживающее особенного внимания), "Практические результаты опытов и гидродинамической теории с применением к железн. дорогам и бумагопрядильням", "Resultats les plus marquants de l"étude théorique et experimentale sur les frottements mediat", "Определение скорости поезда на железной дороге при возможном увеличении вероятности безопасного движения" (СПб., 1890), "Насадка шин на колеса и колес на оси", "Опасные скорости движения паровоза", "О наивыгоднейших скоростях движения товарных поездов и о способах определения скоростей воинских поездов на железной дороге", "Сравнение условий движения поезда по железной дороге одиночной и двойной тягой" (СПб., 1890).

{Брокгауз}

Петров, Николай Павлович

Инженер-генерал, чл. Гос. Сов., председ-ль 2-го его деп-та, поч. чл. инж. сов. мин. пут. сообщения, Имп. ак. наук и СПб. технол. инст. Род. в 1836 г., из дворян Новгород. губ. Окончил в 1855 г. Констант. кадетск. корпус (ныне Констант. артил. училище) и в 1857 г. Николаевскую инженерную академию, где оставлен репет-ром математики. Для дальнейшего усовершенствования в науке П. слушал лекции в бывшем педагогич. институте, а изучение прикладной механики начал в технолог. институте. В 1865 г. командирован за границу для изучения практич. механики. С 1866 г. читал лекции в Николаевской инженерной академии и в техн. инст. В 1867 г. за многие научн. работы был назначен адъюнкт-профессором инж. академии. В 1871 г. избран профессором СПб. техн. инс-та, где читал лекции по теории и устройству паров. котлов и паровозов. Не удовлетворяясь работами своих предшественников, П. старался приложить свои знания к самостоятельному разрешению разных вопросов. Такова была его первая работа "Очертания зубцов крупных цилиндр. колес дугами круга", напечатанная в "Инжен. Журн." в 1870 г. и удостоенная премии этого же журнала. В 1873 г. главное общество российских ж. дор. пригласило его в состав своих инженеров, а в 1876 г. общество командировало его на всемирную выставку в Филадельфию экспертом или, как называли его там американцы, "судьей". В 1888-1892 гг. состоял председ-лем временного управления казен. ж. дорог, был дир-ром деп-та ж. дорог, а также председателем инж. сов. мин. пут. сообщения. С 1893 по 1900 г. занимал должность тов. мин-ра путей сообщения. В научно-техн. области П. является творцом гидродинамической теории трения при налич-ти смазывающей жидкости; при помощи им же предложенного прибора он определил кривые для разн. масел и дал тем возм-сть больш. сбережения машин. За эту работу он получил Ломоносовскую премию академии наук. Другое обширное сочинение его по тому же вопросу вышло в 1886 г. и также удостоено Имп. академией наук премии митрополита Макария. П. принадлежит много работ по вопросам подвижн. состава жел. дорог и ж.-д. хоз-ва. Научно-литер. трудов его насчитывается более 80, из них более выдающиеся: 1) "Об очертании зубцов кругл. цилиндрич. колес дугами круга"; 2) "Об изнашивании и пробе стальн. шин"; 3) "О непрерывных тормозн. системах"; 4) "Трение в машинах и влияние на него смазывающих жидкостей"; 5) "Практич. резул-ты опытов гидродинамич. теории трения с применением к ж. дорогам и бумагопрядильням". Кроме науч. деятельности, весьма важна и ценна деятельность П. в области экономики ж.-д. хоз-ва, где он указал на необходимость связи техники с жизнью. Ценя всю практич. важность трудов этого рода, Имп. рус. техническ. общество еще в 1888 г. присудило П. высшую из выдававшихся тогда наград - золотую медаль Государя Наследника Цесаревича, а 27 апр. того же года московское политехническ. общество избрало его в свои почетные члены. В настоящее время Н. П. П. является одним из заслуженнейших рус. инженеров.

Крупный ученый и инженер в области железнодорожного транспорта. Продолжал оставаться членом Государственного Совета . С 15 июня 1915 г . - председатель Верховной комиссии для расследования обстоятельств , послуживших причиной "несвоевременного и недостаточного пополнения запасов военного снаряжения ". Постановлением этой комиссии в 1916 г . было возбуждено уголовное преследование против бывшего военного министра В . А . Сухомлинова . П . принимал участие в строительстве Сибирской железнодорожной магистрали . Умер 15 января 1920 г . в Туапсе .

Соч.: Гидродинамическая теория смазки . Избранные работы . М . 1948; Прочность рельсов и устойчивость пути . Пг . 1915.

Лит.: Костомаров В . М . и Бургвиц А . Г . Основоположник гидродинамического трения в машинах Н . П . Петров . М . 1952.

{Воен. энц.}

Петров, Николай Павлович

Рус. ученый и инженер, почетный чл. Петербург. АН (с 1894), инженер-генерал-лейтенант. По окончании в 1858 Инженерной академии (в Петербурге) работал в ней же на кафедре математики у М. В. Остроградского. В 1862 стал читать курс высшей математики в академии, а в 1866- лекции по различным разделам прикладной механики в Петербург. практич. технологич. ин-те. В 1867 П. был избран адъюнкт-проф. Инженерной академии, а в 1871 - проф. Петербург. практич. технологич. ин-та. В 1888-92 был пред. Управления казенных ж. д., с 1892 - пред. Инженерного совета мин-ва путей сообщения и в течение нескольких лет (с 1893) - товарищем министра путей сообщения.

Первые свои работы по механике П. проводил под руководством И. А. Вышнеградского. В 1883 вышла работа П. "Трение в машинах и влияние на него смазывающей жидкости", где впервые излагался закон трения при наличии смазки. П. обосновал гипотезу И. Ньютона о пропорциональности напряжения трения внутри жидкости первой степени относительной скорости ее движения и дал возможность использовать эту гипотезу для изучения определенного режима течений вязких жидкостей, названных позднее ламинарными течениями. Он указал также на возможность существования другого режима течения жидкости - турбулентного. П. сформулировал закон трения при смазке, исходя из общих ур-нии гидродинамики вязкой жидкости и рассматривая фрикционный узел в машинах в виде двух концентрич. цилиндров (подшипник и шип вала), разделенных тонким слоем смазки. За этот труд П. в 1884 был удостоен Ломоносовской премии АН. Работы П. послужили основой для создания гидродинамич. теории трения при смазке и толчком к дальнейшему развитию теоретич. и экспериментальных исследований в этой области. П. заложил также теоретич. основы одного из методов вискозиметрии. В теории механизмов он предложил метод очертания зубцов цилиндрич. колес дугами круга; в свое время его метод был наиболее точным решением задачи.

Ряд работ П. относится к области ж.-д. техники (тяговые расчеты поездов, давление колес на рельсы и их прочность, исследование действия тормозных систем и др.). В 1871 ввел в Петербург. практич. технологич. ин-те новый курс о подвижном составе ж. д. Принимал активное участие в строительстве Сиб. магистрали. С 1875 состоял чл. (с 1896 - почетным чл.) Рус. технич. об-ва, а в 1896-1905 был его пред. П. известен также как поборник высшего технич. образования в России.

Соч.: Гидродинамическая теория смазки. Избранные работы, М., 1948 (имеется биография и список трудов); Давление колес на рельсы. Прочность рельсов и устойчивость пути, [СПб], 1915; К вопросу о приготовлении для промышленности инженеров, "Журнал министерства народного просвещения", 1915, ч. 56 .

Лит.: Костомаров В. М. и Бургвиц А. Г., Основоположник теории гидродинамического трения в машинах Н. П. Петров, М., 1952; Воларович М. П., Н. П. Петров - основоположник гидродинамической теории смазки машин, в кн.: Трение и износ в машинах. Труды Второй Всесоюзной конференции по трению и износу в машинах, [т.] 3, М.-Л., 1949.


Большая биографическая энциклопедия . 2009 .

Смотреть что такое "Петров, Николай Павлович" в других словарях:

    Русский учёный и инженер в области ж. д. транспорта, почётный член Петербургской АН (1894), инженер генерал лейтенант. По окончании Петербургской… … Большая советская энциклопедия

    - (1836 1920) российский ученый, почетный член Петербургской АН (1894), инженер генерал. Создал основы гидродинамической теории смазки (Ломоносовская премия, 1884). Труды по теории машин и механизмов, железнодорожной технике. Участник строительства … Большой Энциклопедический словарь

    Петров (Николай Павлович) военный инженер, генерал лейтенант, родился в 1836 году. Образование получил в Константиновском кадетском корпусе и Николаевской инженерной академии. П. слушал в Санкт Петербургском педагогическом институте лекции М.В.… … Биографический словарь

п. Шепси
В южной части Туапсинского района Краснодарского края расположен поселок с необычным названием ШЕПСИ.
Он раскинулся вдоль реки Шепси, от которой и получил свое название.
Наименование это объясняется по-разному. Одни воспроизводят его от адыгейского «молочная река»,
для других Шепси – это «сто - речная». Но есть еще более приемлемая версия – РЕКА,
что соответствует рельефу местности в среднем течении реки, где три ручья сливаются почти в одном
месте.
Первыми, по сведениям историков, на территории, опустевшей после русско-турецкой войны,
поселились три семейства: Гнедко, Чернобривец и Довгай.
Случилось это в 1888 году, ставшем годом основания села. Люди рачительные, они осели здесь, привлеченные
плодородием земли, удивительными по вкусовым свойствам сортами яблок, произраставших здесь, обилием
диких пчел и сладкой земляники на соседней горе, названной ими Ягодкой. А главное – климат, мягкий,
безветренный благодаря тому, что горы, закрывали место со всех сторон. Край, считался настолько
плодовитым, что даже река, давшая название населенному пункту, носила название «молочной».
Вот они где оказались, молочные реки с кисельными берегами!
В 1915 году на побережье начали появляться армянские семьи.
В настоящее время в живописной долине горной реки Шепси, на границе Туапсинского и
Лазаревского района Большого Сочи, расположился одноименный курортный посёлок, основными
достопримечательностями которого стали природные объекты: ущелья, водопады и пещеры.
Но есть тут и археологические памятники, сохранившиеся до наших дней. Один из них музейдача Петрова Н.П. (1836-1920), известного русского учёного и государственного деятеля царской России.

Русский инженер-генерал Петров Н.П.
Никола́й Па́влович Петро́в - православный
Дата рождения (13 (25) мая 1836
Место рождения Трубчевск, Орловская губерния,
Российская империя
Дата смерти 15 января 1920 – г. Туапсе
Научная сфера – механика
Альма-матер- Николаевское инженерное училище
Научный руководитель М.В. Остроградский
Награды и премии:
Русский учёный-механик и инженер, инженер-генерал, профессор, основоположник гидродинамической теории смазки.
13 мая 1836 года в городе Трубчёвске, расположенном на реке Десне, родился Николай Павлович Петров. Мальчик
воспитывался в православных традициях дворян Орловской губернии. В юности пошёл по стопам отца и окончил сразу два
военных заведения Петербурга – Константиновское артиллерийское и Николаевское инженерное училища. Позднее
талантливый молодой человек прослушал лекции Технологического института и изучил в Европе прикладную математику.
Вернувшись в Российскую империю, Николай Павлович начал проектировать новые машины для Охтенского завода. В
процессе работы он уделял особое внимание трению, износу и смазывающим маслам.
Н.П. Петров - великий человек своего времени. Существует несколько книг сугубо технического характера о его
наиболее знаменитых научных работах. И нигде нет ни слова о человеке - Петрове Николае Павловиче. Он автор почти
двухсот значительных работ практически по всем отраслям знаний - механике, гидродинамике, железнодорожной
технике, экономике, государственности и образовательной деятельности в России на рубеже XIX-XX веков. Он был и
остается единственным инженером, награжденным орденом Святого апостола Андрея Первозванного с бантом, высшей
награды Российской Империи.
К сожалению, большая часть его трудов попала в разряд архивных документов, доступ к которым не всегда прост. В
2004 году в Москве в информационно-полиграфическом центре Московского государственного университета путей
сообщения (МИИТа) вышла в свет книга В.Г. Бусарова, Б.Л. Левина «Без светоча теории...». Она позволяет составить новое
представление о личности Николая Павловича Петрова. Это всего лишь первая попытка его историографии, все
дальнейшее, касающееся его имени, требует времени и упорного труда в архивах и библиотеках. В 2005 году несколько
книг были переданы городу Туапсе, в частности, одна из них находится в краеведческом музее, две другие - в
администрации города.

Н. П. Петров, с 1900 г. –
член Государственного Совета (изображен
на картине И. Е. Репина, хранящейся
в Русском музее – «Торжественное заседание
Государственного совета 7 мая 1901 г.
по случаю столетнего юбилея»)
Вот, какой уникальной личностью
был Николай Павлович Петров
Безусловно, такие государственные деятели, как Н.П. Петров, не должны принимать
непосредственное участие в проектировании и строительстве железных дорог. К началу
изысканий и строительства Армавир - Туапсинской ж.д. Н.П. Петров являлся исполняющим
обязанности Председателя 11-го Департамента Государственного совета по
промышленности, науке и торговле. Он и подготовил обстоятельный и обоснованный
доклад императору о необходимости строительства Армавир -Туапсинской ж.д. В основу
доклада легла работа Н.П. Петрова «Интересы и права частных лиц в вопросе об устройстве
железных дорог на Кавказе и колоссальные потери страны от бездорожья». Эта работа не
оставила никаких шансов Владикавказскому обществу ж.д. направить железную дорогу по
иному направлению, а не к порту Туапсе. Кстати работа эта была опубликована под
псевдонимом «Старожил». К 1906 году Н. Петров владел имением в селении Шепси уже
более семи лет и мог с полным основанием позволить себе такой псевдоним.
Известно, что в 1899 году по просьбе министра путей сообщения князя М. Хилкова, Н.П. Петров «принял на себя труд самым
ближайшим образом ознакомиться на месте с ходом работ, производимых под ведением МПС, на восточном побережье
Черного моря». Уже в то время Николай Петров определил на карте место выхода новой железной дороги – черноморский
нефтяной порт Туапсе.
Трудно переоценить значение этой дороги для всего развития города, и не только как черноморского порта, но и как одного
из культурно-промышленных центров юга России.
Кроме того, до сих пор красуется стальной мост через горную реку Псезуапсе в районе поселка Лазаревское, построенный по
проекту Н.И.Петрова.
Следует добавить, что инициатором создания Императорского московского инженерного училища ведомства путей
сообщения (сегодня он называется Московский государственный университет путей сообщения) тоже был Н.П. Петров. Он
сумел доказать необходимость создания в России второго высшего учебного заведения железнодорожного профиля в связи с
острой нехваткой специалистов железнодорожного транспорта на строительстве Сибирской железной дороги. С тех пор
прошло почти 120 лет.

ИСТОРИЯ В ФОТОГРАФИЯХ:
МЕНИЕ ЦАРСКОГО ГЕНЕРАЛА
Дача – русский эксклюзив…
В 18 – начале 19 века дачный отдых был уделом состоятельных и
даже знатных особ. Николай первый подарил жене дачу в 1821 году. Уже
тогда про Москву можно было сказать, что в летние месяцы она пустеет,
все уезжали на дачу. Не стал исключением и наш Туапсинский район,
куда приезжали на отдых знаменитые дачники.
Впервые упоминается о п. Шепси так: «Проехавший далее Дедеркой,
имение Рубинштейна, мы въехали в имение товарища министра путей
сообщения Н.П.Петрова и посетили его усадьбу, расположенную на
береговой возвышенности с прекрасным видом на море.
Николай Павлович с семьей.1912 г.
В усадьбе этого имения повсюду видна правильная
террасовка местности, а на террасах, живописно
спускающихся к морю ущелью, разведен сад и парк.
Небольшая дача, состоящая из нескольких комнат,
соединяет в себе условия для удобной перезимовке в
ней. Для лиц, который ищут для себя тихого уголка с
чудным видом на море, которые не боятся
одиночества,
нельзя
рекомендовать
лучшего
«убежища».

В доме Петрова любило отдыхать С.Ю. Витте – министр путей
сообщения, министр финансов, Г.Е. Паукер- ученый, великий русский химик
Д. И. Менделеев, а его жена Анна Ивановна с удовольствием рисовала
чудные шепсинские пейзажи, которые ныне хранятся в доме-музее Д. И.
Менделеева С.-Петербургского университета.
Дача Петрова была построена в 1899 году и находится на территории
пансионата «Шепси». До нашего времени сохранились не только общий
архитектурный облик здания и уникальная башня, но и лестница,
украшенные резьбой дубовые террасы, фрагменты лепнины.
В учетной карте объекта, представляющего собой историко-культурную
ценность сказано, что здание расположено на верхней площадке
террасированного южного склона, кирпичное, двухэтажное с подвалом, под
двускатной крышей, с круглой башней, акцентирующей юго-западный угол
дома, имеющий деревянный третий ярус - восьмигранный бельведер со
сложной шатровой крышей, увенчанной шпилем.
Вблизи пейзажей непривычных,
Где многое пошло под слом,
Стоит средь зарослей кирпичных
Старинный деревянный дом.
Дома, что жили с ним годами,
В былое канули давно,
А он и ныне перед нами,
Седой истории звено.
На фоне каменных строений
Он настоящий раритет,
Как в массе серой яркий гений
Сыскал себе авторитет.
Приютом многих поколений
Был дом за эти времена,
Свидетель множества свершений,
Хлебнувший трудностей сполна.
С двухскатной крышею железной,
Приветлив окон светлых взор,
Встречает нас улыбкой нежной
Резных наличников узор.
Ворот тесовых вид солидный,
Кольцо в столбе для лошадей,
Он не утратил облик видный,
А значит, создан для людей.
Красавец русский деревянный,
Он свой средь множества чудес,
Добротный, тёплый и желанный
Дал жизнь ему российский лес.
Даст новостройкам ещё фору,
Лишь посерел фасад слегка,
Да, были плотники в ту пору,
Умели строить на века!
Запасам пороха и дальше
В пороховнице его быть,
Красив и крепок он, как раньше,
А значит, будет ещё жить.
А.И. Менделеева за работой.
Экстерьер выдержан в эклектической стилистике.
Высокий цоколь грубой каменной кладки на южном и
западном фасаде переходит в крытые террасы, на
северном – в открытую террасу с балюстрадой. На юго
и северо-западных углах устроены лестницы.
В интерьере сохранилась деревянная лестница
с ограждением – балюстрадой, в отдельных
помещениях – простой потолочный декор: розетки
и профилированные тяги.
Объект представляет собой выдающийся образец
усадебной (дачной) архитектуры Черноморского
побережья
Кавказа.
Архитектурную
ценность
представляют объемно-пространственная композиция,
экстерьер, сохранившиеся элементы интерьера.
Давайте рассмотрим его с внешней стороны поближе.

Дача неплохо сохранилась, судя по
старому снимку, на фасаде не хватает
нескольких элементов: круговой галереи
на башенке, балкона над боковым
входом, утрачено резное ограждение
террасы и заложили некоторые проёмы.
Цокольный этаж приподнимает
здание над землёй.
Буквально со всех сторон в особняк
ведут лестницы.
На замковом камне над главным входом
виден год постройки дачи - 1899. Именно
тогда Николай Павлович переезжает в этот
дом. Архитектор этого здания, увы,
неизвестен. Петров Н.П. приобрёл его
недостроенным
у
своего
учителя
-
профессора
механики
Технолоского
института
Вышнеградского
И.А.,
впоследствии министра финансов.
В 1935 году на даче был открыт дом отдыха на 60 коек
для нефтяников из Майкопа, а во время Второй мировой
войны, сюда направляли раненых бойцов. В годы Великой
Отечественной войны дом был здравницей для моряковподводникоа, где они отдыхали после боевых походов.
Двухэтажное здание, несмотря на свой возраст, радует
глаз и сегодня. В условиях южного климата видовая
обзорная площадка на башенке, открытые террасы и
балконы гармонично смотрятся в окружающей среде.
Дача Петрова чудом сохранилась.
И это чудо - люди, уважающие историю и культуру
родной страны.
Башенка, увенчанная
небольшим шатром и
шпилем, придаёт зданию
выразительный силуэт.

Две наружные лестницы
украшены балюстрадой.
Рассматривая здание, можно заметить,
что была проведена работа по усилению
и укреплению несущей способности кирпичных стен.
Фасад облицован местным природным камнем,
а оконные проёмы
и двери обрамлены красным кирпичом.
Хорошо сохранились дубовые террасы,
декорированные резными деталями.

Дача Петрова Н.П. - это не просто красивое здание, а
памятник нашей истории и культуры.
Построенное на совесть, оно простояло больше 100 лет
В настоящее время идет реставрация комнат, в которых и
планируют в этом году открыть экспозицию. Одна ее часть будет
посвящена профессиональной деятельности Петрова, а другая - его
жизни и в целом быту дворянской интеллигенции того времени.
Обстановку воссоздадут с помощью сохранившихся у местных
жителей мебели и предметов обихода тех времен.
ДАВАЙТЕ ЗАГЛЯНЕМ ВНУТРЬ НАШЕГО
ДОМА.
Почтенный замок был построен,
Как замки строиться должны:
Отменно прочен и спокоен
Во вкусе умной старины.
Входящий в дом сразу попадал в вестибюль –
просторный светлый зал, служивший прихожей.
Из вестибюля на второй этаж вела красивая
лестница.

За вестибюлем находился парадный зал – непременная часть дома. Ведь устраивать обеды была традиция того
времени. Зал выходил окнами в парк, в нем было много света и воздуха. Просторным он казался еще и потому, что его
стены украшали зеркала – это зрительно увеличивало размеры зала.
Глаз радовали лепные потолки и расписные стены – золото на белом фоне. А полы были подлинными произведениями
искусства! По рисункам художников их выкладывали паркетными плитками различных пород дерева, составляя
разнообразные орнаменты.
По левую и правую стороны от вестибюля находились, как правило, гостиные. Обычно в них принимали гостей
(отсюда и само слово «гостиная»). Верх стен в гостиной украшали красивым карнизом, потолок – лепным орнаментом.

Парадные гостиные уставлены диванами, креслами и
другой мягкой мебелью. Ее обивка по цвету должна была
соответствовать обивочной ткани, которой отделывали
стены гостиной, и часто гостиная так и называлась –
розовая, зеленая, голубая …
Были в доме и диванная – комната для отдыха и
домашних занятий, кабинет и библиотека – строгие
комнаты, отделанные лакированным деревом, со
шкафами для книг, бюро, секретерами, будуар – дамская
комната для отдыха и приема друзей
Непременно имелись парадная столовая и буфетная –
комната рядом со столовой для хранения дорогой
серебряной и фарфоровой посуды, скатертей. В буфетную
доставляли готовые блюда из кухни. Саму же кухню
размещали подальше от дома, чтобы не раздражать
хозяина и его гостей неприятными запахами.
Комнаты в доме были проходными. Они располагались в
ряд, одна за другой, составляя анфиладу. Двери во всех
комнатах были открыты, и создавалось впечатление их
бесконечности.
Жилые помещения и спальни второго этажа небольшими
окнами выходили в парк или на боковые фасады. Часто эти
комнаты называли антресолями.

На террасе пили чай.
С сухарями пили чай,
С пирогами пили чай,
С сушками, ватрушками,
С пирогами, плюшками,
Чай с лимоном,
Чай простой,
Сладкий чай
И чай пустой...
В 2006 году в здании железнодорожного вокзала Туапсе, произошло торжественное открытие бюста выдающемуся
русскому ученому и инженеру-механику Николаю Павловичу Петрову. Основателю нынешнего Московского
государственного университета путей сообщения.
Научный труд Н.П.Петрова «Образовательные задачи России в виду предстоящего переворота политико-экономических
отношений ее с народами запада и востока, вызываемого распространением наших железных дорог », вызвавший в свое
время широкий общественный резонанс, был опубликован в 1899 г. В этой работе впервые промышленность России
рассматривается как растущая сила, подающая надежду на свое интенсивное развитие в самом ближайшем будущем. При
таком развитии не только отпадет необходимость в «охране ее таможенными границами»), а сама Россия может выступить
полноправным конкурентом на мировом рынке и «не только с продукцией сельского хозяйства», ибо в стране совершаются
процессы, как считает Петров, способные привести к последствиям «гораздо более важным, чем открытие в Китае пороха и
компаса»

В 16 июля 2013 года на здании дачи
была торжественно открыта
мемориальная доска.
ЧЕЛОВЕК РОЖДАЕТСЯ НА СВЕТ
ЧТОБ ТВОРИТЬ, ДЕРЗАТЬ – И НЕ ИНАЧЕ
ЧТОБ ОСТАВИТЬ В ЖИЗНИ ДОБРЫЙ СЛЕД
И РЕШИТЬ ВСЕ ТРУДНЫЕ ЗАДАЧИ
Надо наше прошлое помнить и любить!
Такой след в истории оставил Николай Павлович Петров.
15 января 1920 года,так и не оправившись от тяжелой
болезни, Николай Павлович скончался.
Погребение состоялось на городском кладбище Туапсе.
Последние воинские почести генерал-лейтенанту отдали
отряд юнкеров местного гарнизона и небольшая группа
инженеров-единомышленников, заброшенная на южную
окраину России революционными событиями.
Если человек не любит хотя бы изредка смотреть на старые
фотографии людей, не ценит память о них, в вещах,
которые им принадлежали, значит, он не любит их.
Если человек не любит старые дома, старые улицы, пусть
даже плохонькие, значит, у него нет любви к своему
городу.
Если человек равнодушен к памятникам истории своей
страны, значит, он равнодушен к своей стране.
Жаль, не сохранилось записей о предках
Родовое дерево, чтоб восстановить
Нет имен, ушедших на зеленых ветках
Но кого я знаю, надо сохранить
Это не конец поискам, продолжение следует…
ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ
И В КОНЦЕ МНОГОТОЧИЕ –
КРУПНЫМ ПОЧЕРКОМ ВЫВЕЛА
ЧЬЯ-ТО РУКА
ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ!
ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ НАВЕРНЯКА!!!

Николай Николаевич Петров
(сын Николая Павловича)
основоположник отечественной онкологии, автор первой в России монографии «Общее учение об
опухолях»
Дата рождения: 2 (14) декабря 1876
Место рождения: Санкт-Петербург, Российская империя
Дата смерти: 2 марта 1964 (87 лет)
Место смерти: Ленинград, РСФСР, СССР
Страна: Российская империя, СССР
Научная сфера: онкология
Место работы: Ленинградский институт онкологии
Альма-матер: Военно-медицинская академия им. С. М. Кирова
Известные ученики: Ф. Г. Углов
Награды и премии:
Герой Социалистического Труда - 1957
Орден Ленина Орден Ленина Орден Ленина Орден Ленина
Орден Трудового Красного Знамени Орден Трудового Красного Знамени
Ленинская премия - 1963 Сталинская премия - 1942
Основоположник отечественной онкологии, автор первой в России монографии «Общее учение об опухолях»
Биография
1910 - автор первого в России труда по онкологии на русском языке;
1925 - организовал онкологическое отделение при больнице имени И. И. Мечникова, c 24 декабря 1925 года - его
заведующий;
1927 - 16 марта онкологическое отделение было преобразовано в Научно-практический онкологический институт под его
руководством;
1939 - член-корреспондент АН СССР;
1942 - Государственная (Сталинская) премия СССР;
1944 - акдемик Академии медицинских наук СССР;
1957 - Герой Социалистического Труда;
1963 - Ленинская премия;
1964 - похоронен на Комаровском кладбище. Надгробие входит в Культурно-историческое наследие Курортного района
Санкт-Петербурга федерального уровня охраны. В составе Комаровского некрополя охраняется под эгидой ЮНЕСКО;
1966 - институту онкологии в п. Песочный (Санкт-Петербург) присвоено имя Н. Н. Петрова.

Н. Н. Петров в Комарово Николай Николаевич Петров поселился в п. Комарово в 1946 году. Для проживания он
выбрал полуостров площадью 2,1 га на озере Щучье. На современных картах этот полуостров называется мыс Весёлый.
60.211356, 29.790186).
Дача Н. Н. Петрова, на которой сейчас живут его наследники - семья Ракитовых, представляет из себя бывший
финский хутор, построенный в 1893 году (дом, баня, конюшня, коровник, сарай и т. д., полное самодостаточное
хозяйство; сохранилось до сих пор). Дом сохранился в первозданном виде без ремонта до настоящего времени. В доме
находится мемориальная комната академика. Часть вещей и книг учёного были переданы в музей Н. Н. Петрова в
институте онкологии в п. Песочный. Быт после войны устраивался медленно, но к озеру были проведены телефон,
электричество, асфальтовая дорога. У Петровых была машина, личный шофёр, квартира в Ленинграде. Оплата всех
расходов осуществлялась из заработной платы академика. Проживая на озере, Петров вёл активную научную работу,
держал под контролем исследования в основанном им Сухумском обезьяньем питомнике. Было у него и хобби: он
писал стихи, делал переводы с французского стихов и прозы. Потомки Н. Н. Петрова, внук и правнучка Ракитовы, хранят
наследие деда.
Отец Н. Н. Петрова был до революции членом Государственного Совета; он был изображён на картине И. Е. Репина,
хранящейся в Русском музее. У Петровых было родовое имение в Осташкове на Валдае. Во время ВОВ немцы имение
сожгли. Н. Н. Петрову в Комарово было предоставлено два дома: один у станции, второй на Щучьем озере, где он жил
только в летнее время. На берегу был сделан навес - беседка, где академик любил работать. Вставал он около шести
часов и много работал в беседке - писал статьи. К нему приезжали ведущие светила медицинской науки, например
хирург Ф. Г. Углов, который был его учеником и тоже жил в Комарово.
Жена Н. Н. Петрова, Любовь Владимировна, окончила Смольный институт. Была доброжелательная хорошая хозяйка
дома. Это была старая профессорская семья - спокойная, благопристойная, неторопливая, гостеприимная. Хозяйка
сама пекла пирог и сама же его торжественно разрезала для собравшихся за столом гостей. Готовили на дровяной
плите. Вина и фрукты привозились из Сухуми. У супругов было две дочери и сын Всеволод. Старшая дочь Анна знала
испанский язык и после событий в Испании была награждена орденом. Некоторое время с ними жил младший брат
академика Михаил, который работал в железнодорожном ведомстве и преподавал в институте железнодорожного
транспорта.

Всеволод Николаевич Петров (внук Николая Павловича)
Дата рождения: 13 апреля 1912
Место рождения: Санкт-Петербург
Дата смерти: 20 марта 1978 (65 лет)
Место смерти: Санкт-Петербург
Страна: СССР
Научная сфера: искусствоведение
Место работы: Государственный Русский музей
Альма-матер: ЛГУ
Известен как: искусствовед, писатель, мемуарист, музейный деятель
Всеволод Николаевич Петров потомок старинного дворянского рода Петровых. Происходил из
семьи ярославских и новгородских Петровых, давших России знаменитых инженеров, ученых,
государственных деятелей.
Родился 13 апреля 1912 года в семье Н. Н. Петрова, врача-онколога, академика (в Петербурге его имя носит Институт
онкологии). Внук учёного, Инженер-ГенералаН. П. Петрова, с 1900 года - члена Государственного Совета (изображен на
известной картине Репина Торжественное заседание Государственного совета 7 мая 1901 года).
Закончил 1-ю Советскую среднюю школу в Ленинграде (среди его одноклассников был Павел Зальцман).
В 1929-1934 годах учился на факультете языкознания и материальной культуры Ленинградского университета (с 1930
года - Ленинградский институт литературы, философии и истории, ЛИФЛИ).



В 1929-1934 годах учился на факультете языкознания и материальной культуры Ленинградского университета (с
1930 года - Ленинградский институт литературы, философии и истории, ЛИФЛИ).
С 1931 года - сотрудник Отдела рукописей Русского музея, куда поступил экстерном III курса исторического
факультета Ленинградского университета.
С 1934 года - сотрудник секции рисунков.

Ученик и друг Н. Н. Пунина. Обнаружил в архиве Бенуа сделанный им графический набросок - портрет И.Анненского,
после чего Пунин познакомил его с Ахматовой, чрезвычайно высоко ценившей Анненского. Входил в круг М.Кузмина.
Под влиянием М. Кузмина начал писать художественную прозу. Дружил с обэриутами, художниками Вл. Лебедевым,
Н. Тырсой, Т.Глебовой, В.Курдовым и др. Поэт Д. И. Хармс посвятил Петрову рассказ «Исторический эпизод» из позднего
цикла «Случаи».
В конце 1940-х годов, когда развернулась кампания по борьбе с космополитизмом и формализмом, репутация
В. Н. Петрова в Русском музее пострадала. 7 марта 1949 года после рассмотрения его «дела» на общем собрании
сотрудников Петров был уволен из Русского музея. Через полтора месяца он написал в местный комитет Русского музея
заявление о восстановлении на службе, 28 апреля 1949 года, но не был восстановлен в должности.
Участник Великой Отечественной войны. В июле 1941 года Петров был мобилизован, дошёл до Берлина, а после
окончания войны вернулся в Русский музей старшим научным сотрудником Отдела живописи.
Автор многочисленных статей, исследовательских работ по истории русской скульптуры эпохи классицизма, о
художественном объединении «Мир искусства». Написал монографию о творчестве В. В. Лебедева. Писал о многих
художниках, в том числе о В. Борисове-Мусатове, Н. Альтмане, В. Конашевиче, А. Пахомове, Ю. Васнецове, Т.
Шишмаревой.
В 1946 году написал повесть «Турдейская Манон Леско», посвятив ее памяти Михаила Кузмина.
В 1950-х годах в соавторстве с писателем Геннадием Гором написал нескольких популярных биографий художников.
После войны жил в Ленинграде на ул. Маяковского, д. 11, кв. 58. Квартиры этого дома после войны были переделаны, и в
квартиру Петрова входили комнаты из бывшей квартиры 8, где жил Д. И. Хармс.
С 1950 г. был женат на Марине Николаевне Ржевуской (1915-1982), двоюродной сестре и близкой подруге второй
жены Д. И. Хармса, Марины Владимировны Малич.
Умер 20 марта 1978 г. Похоронен, как и его отец, на кладбище в Комарово.
Существуют портреты В. Н. Петрова работы Т. Н. Глебовой (1930-е годы), Т. В. Шишмаревой (1969).
Труды: Петров оставил воспоминания, частично напечатанные уже после его смерти, дневники и записные
книжки, прозу (при жизни не была опубликована, хотя приватно читалась). В подцензурной печати при жизни он
публиковал лишь книги и статьи по истории русского искусства. В последние годы жизни его посещали, среди
других, деятели «второй» ленинградской культуры (А. Н. Миронов и др.).

Публикации:
Русский музей. Живопись XVIII-XIX вв.: Путеводитель / В. Н. Петров и др. Л., 1948
В. М. Васнецов (1848-1926). [Л.]: Тип. ГПБ,
Карл Брюллов. М.: Изд-во Гос. музея изобраз. искусств, 1949
Художник Федотов. М.; Л.: Детгиз, 1951 (в соавторстве с Г. С. Гором)
Художник Перов. Л.: Детгиз, 1955 (в соавторстве с Г. С. Гором)
Василий Иванович Суриков. 1848-1916. М.: Молодая гвардия, 1955 (ЖЗЛ, в соавторстве с Г.Гором)
Карл Петрович Брюллов: Альбом / Сост., авт. вступ. ст. В. Н. Петров. М.; Л.: Изогиз, 1958 (1959, 1960)
Последний день Помпеи: Картина К. П. Брюллова Л.: Художник РСФСР, 1960
Юрий Алексеевич Васнецов. Л.; М.: Искусство, 1961
«Портреты В. Лебедева» // «Творчество». 1961. № 6.
«Из истории детской иллюстрированной книги 1920-х годов» // «Искусство книги». Вып. 3. - М.: «Искусство», 1962
Укротители коней: Скульптурные группы П. К. Клодта: [Альбом] / Авт. текста В. Н. Петров. Л.: Художник РСФСР, 1962
«Мир искусства» // История русского искусства: В 10 т. М., 1968. Т. 10. Кн. 1. С. 341-485
Кузьма Сергеевич Петров-Водкин: Акварели, рисунки, наброски / Авт.-сост., авт. вступ. ст. В. Н. Петров. Л.: Аврора,
Конная статуя Петра Первого работы Карло Растрелли. Л., 1972
Владимир Васильевич Лебедев. 1891-1967. Л.: Художник РСФСР, 1972
Пётр Карлович Клодт. Л.: Художник РСФСР, 1973.
Мир искусства. Л.: Изобразительное искусство, 1975 (переизд.: Мир искусства. Художественное объединение начала ХХ века. СПб.: Аврора,
1997)
Михаил Иванович Козловский. - Л.: Художник РСФСР, 1976
Очерки и исследования: Избранные статьи о русском искусстве XVIII-XX вв. / Вступ. ст. Д. В. Сарабьянова. М.: Сов. художник, 1978
Русская сказка в творчестве Ю. А. Васнецова: [Альбом] / Сост., авт. текста В. Н. Петров. Л.: Художник РСФСР, 1985
Воспоминания и художественная проза
Калиостро: Воспоминания и размышления о М. А. Кузмине // Новый журнал. Нью-Йорк, 1986. Кн. 163. С. 81-116; То же (отрывки) // Панорама
искусств. Вып. 3. М., 1980. С. 142-161
Фонтанный Дом // Наше наследие. 1988. No. 4. С. 103-108; То же (отрывки) // Воспоминания об Анне Ахматовой. М., 1991. С. 219-226
Даниил Хармс / Публ., предисл. и коммент. В. И. Глоцера // Панорама искусств. Вып. 13. М., 1990. С. 235-248
Турдейская Манон Леско. История одной любви / Публ. М. В. Петровой; Подгот. текста Вл. Эрля; Предисл. С. Г. Бочарова; Послесл. Н.
Николаева, Вл. Эрля // Новый мир. 2006. No. 11
Из «Книги воспоминаний» [о М.Кузмине, Н.Тырсе, с сокращениями]// Панорама искусств. Вып. 3. М., 1980, с. 129-142
Воспоминания о Хармсе// Ежегодник Рукописного отдела Пушкинского Дома на 1990 год. СПб., Академический проект, 1993
«Мир для меня полон Вами». Письма к Е. К. Лившиц. Публикация, вступительная заметка и комментарии П. Л. Вахтиной. /»Знамя», ж. М.
2014. №12.
Литература:
Курдов В. Памятные дни и годы: Записки художника. СПб., 1994. С. 201-205
Кузмин М. Дневник 1934 года. СПб.: Изд-во Ивана Лимбаха. 1998. С. по указ.
Глинка В. М. Хранитель: Воспоминания. Архивы. Письма: В 2 кн. / Авт.-сост. М. С. Глинка. СПб., 2006. Кн. 1. С. по указ.
Гильдебрандт-Арбенина О. Девочка, катящая серсо…: Мемуарные записи. Дневники. М.: Молодая гвардия, 2007. С. по указ.
Траугот В. Хармс и Петров. // «Шестнадцать пятниц: Вторая волна ленинградского авангарда».»Experiment/Эксперимент: Журнал русской
культуры». № 16: В 2 ч. LA (USA), 2010. Ч. 2. С.155-156

Родился в семье военного. Образование получил в Константиновском кадетском корпусе и Петербургской Инженерной академии. После окончания Академии в 1858 г. работал на кафедре математики под руководством известного ученого М. В. Остроградского , передавшего ученику высокую математическую культуру, глубину абстрактного мышления и превосходное владение аналитическим аппаратом при решении пректических задач. Будучи вольнослушателем Технологического института, Н. П. Петров принимал участие в проектировании машин на Охтенском заводе в коллективе талантливого конструктора профессора И. А. Вышнеградского .

В 1865 г. был направлен за границу для изучения прикладной механики. По возвращении читал лекции в Петербургском технологическом институте и Инженерной академии. После присвоения в 1867 г. звания адьюнкт-профессора практической механики Инженерной академии выполнял крупные научно-исследовательские работы по созданию оборудования военных заводов. Возглавлял кафедру паровой механики в Петербургском технологическом институте, а в 1871 г. кафедру железнодорожного дела. В это время начинается научная деятельность Н. П. Петрова в области трения, износа и смазки. В 1873 г. стал членом Инженерного совета Общества российских железных дорог, принимал участие в строительстве Транссибирской железной дороги.

В 1883 г. в «Инженерном журнале» издается первая работа Н. П. Петрова по гидродинамической теории смазки «Трение в машинах и влияние на него смазывающих масел», в 1886 г. была опубликована вторая работа «Описание и результаты опытов над трением жидкостей и машин»; а в 1887 третья книга - «Трение в машинах и влияние на него смазывающей жидкости. Практические результаты опытов». В 1900 г. в «Записках» Академии наук вышло в свет четвертое крупное сочинение Н. П. Петрова «Трение в машинах», в котором изложена теория смазки с учетом эксцентричного положения шипа в подшипнике.

В 1892 г. Н. П. Петров был назначен председателем Инженерного совета Министерства путей сообщения , а в 1893 г. - заместителем министра путей сообщения. В 1894 г. избирается почетным членом Петербургской академии наук. С 1896 по 1905 г. был председателем Русского технического общества . За свою жизнь опубликовал более 80 научных работ и был удостоен многих премий. Ему была присуждена золотая медаль Русского технического общества , и он был избран почетным членом Московского политехнического общества.


Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое "Петров Н. П." в других словарях:

    Петров Андрей Павлович Композитор Дата рождения: 2 сентября 1930 Место рождения: Ленинград … Википедия

    ПЕТРОВ Михаил Константинович (8 апреля 1923, Благовещенск 11 апреля 1987, Ростов на Дону) философ, науковед, теоретик культуры. Учился в Кораблестроительном институте. Во время войны разведчик на Ленинградском фронте. После войны окончил… … Философская энциклопедия

    ПЕТРОВ. В выражении: Петров день, Петрова дня (церк.) праздник апостолов Петра и Павла у православных (29 июня старого стиля). «До Петрова вспахать, до Ильина заборонить.» (посл.) «Далеко кулику до Петрова дня.» посл. (много еще недостает кому… … Толковый словарь Ушакова

    Петров Е. П. ПЕТРОВ Евгений Петрович (1903) современный юмористический писатель и фельетонист. Совместно с И. Ильфом (см). им написаны два романа «Двенадцать стульев» и «Золотой теленок», ряд фельетонов, опубликованных в «Правде» и… … Литературная энциклопедия

    ПЕТРОВ Е. П. см. Ильф И. и Петров Е … Большой Энциклопедический словарь

    Петров Е. П. (1903 1942), русский советский писатель; см. Ильф И. и Петров Е … Большая советская энциклопедия

    Петров В. П. ПЕТРОВ Василий Петрович (1736 1799) одописец. По происхождению попович, до 16 лет самоучка. По окончании духовной академии (1760) преподавал в ней риторику. В 1766 написал первую оду «На карусель» в честь празднеств по случаю… … Литературная энциклопедия

    Петров Д. К. ПЕТРОВ Дмитрий Константинович (1872 1925) историк литературы, специалист по романским литературам и яз. Окончил Петербургский университет, был оставлен при нем акад. А. Веселовским (см.) и получил длительную командировку во Францию и … Литературная энциклопедия

    Петров Н. И. ПЕТРОВ Николай Иванович (1840 1921) украинский историк литературы. Р. в с. Вознесенском Макарьевского у. Костромской губ. Окончил Киевскую духовную академию. В 1870 был назначен доцентом академии по кафедре иностранных лит p и… … Литературная энциклопедия

    - (Александр Дмитриевич) самый известный русский шахматист (1867), считавшийся не имевшим равного в России. Его Шахматная игра (СПб., 1824) была вторым русским оригинальным сочинением по этомупредмету. С 1840 г. П. жил в Варшаве, занимая разные… … Энциклопедия Брокгауза и Ефрона

Книги

  • И. Ильф. Е. Петров. Собрание сочинений в 5 томах (комплект) , И. Ильф, Е. Петров. Судьба литературного содружества Ильфа и Петрова необычна. Она трогает и волнует. Они работали вместе…
  • Общая хирургия: учебник. 4-е изд., перераб. и доп. Петров С. В. , Петров Сергей Владимирович. В учебнике рассматриваются основные вопросы асептики и антисептики, десмургии, анестезиологии и…

Николай Павлович Петров (1836-1920)

Истории развития учения о силах трения известны два крупнейших открытия: первое - это установление Амонтоном (1699 г.) и затем Кулоном (1781 г.) основных законов трения несмазанных ("сухих") и плохо смазанных ("загрязнённых") тел; второе - открытие русским учёным Н. П. Петровым (1883 г.) закона трения при смазке и создание им основ математической теории смазки.

Классические исследования Амонтона и Кулона являются почти исключительно экспериментальными. Результаты их в настоящее время должны рассматриваться, как очень приближенные. Эти работы не повлекли за собой крупных прогрессивных исследований, несмотря на то, что способствовали утверждению в механике плодотворных, хотя и формальных представлений о трении. Работы Н. П. Петрова носят характер теоретического исследования, основанного на точном эксперименте. Строгая математическая трактовка проблемы и тщательная проверка результатов создали прочный фундамент гидродинамической теории смазки и тех многочисленных исследований, которые появились в результате развития идей Н. П. Петрова.

Николай Павлович Петров родился 13 мая 1836 г. в городе Трубчевске Орловской губернии. До 13 лет он жил в семье отца, где и получил первоначальное образование. 19 лет, окончив Константиновский хозяйственный корпус, Н. П. Петров в чине прапорщика поступил в Николаевскую инженерную академию. Его занятиями по прикладной механике руководил проф. Вышнеградский, но особенно большое влияние на Н. П. Петрова оказал один из крупнейших русских математиков М. В. Остроградский, который оставил Н. П. Петрова при своей кафедре и дружески руководил его занятиями после окончания академии. Н. П. Петров ещё совсем молодым человеком принимал участие в постройке Охтенского порохового завода, спроектировал вспомогательное устройство для заводской турбины. Около двух лет Н. П. Петров провёл за границей, где совершенствовал своё образование. В 1876 г. побывал в Америке, куда был командирован на Всемирную выставку в Филадельфию. Много лет спустя Н. П. Петров был утверждён заслуженным профессором Инженерной академии, которую он сам когда-то окончил; позже Н. П. Петров был назначен членом Государственного совета.

Во второй половине прошлого столетия быстро растущее машиностроение и развитие сети железных дорог потребовали широкого и рационального применения смазок. Законы трения Амонтона-Кулона оказались неприменимыми как раз в тех практически важных случаях, когда смазка подводится в избытке и поверхности трения разделены тонким слоем жидкости. Стал также на очереди вопрос об использовании в качестве смазок громадных отходов развивающейся нефтяной промышленности. Установление законов трения при смазке представляло серьёзные трудности. На величину трения оказывает влияние множество факторов: тепловой режим фрикционного узла (трущихся частей), распределение смазочного вещества между поверхностями трения, режим подачи и отвода смазки, деформация элементов фрикционного узла и, конечно, свойства смазки. Смазывающее действие жидкостей, представляющее собой обыденное и широко известное явление, следовало, таким образом, рассматривать как чрезвычайно сложную совокупность физических и физико-химических процессов. Многочисленные попытки найти законы трения при смазке не приводили к решению вопроса и по результатам даже противоречили друг другу.

Бесплодность этих попыток оставляла смазочное дело во власти эмпирии. Развитию машиностроения наносился серьёзный ущерб в силу малой жизнеспособности фрикционных узлов и невозможности без риска аварий расширить ассортимент смазок.

В 1883 г. в печати появилась первая работа Н. П. Петрова: "Трение в машинах и влияние на него смазывающей жидкости", которая разрешала труднейшую проблему мировой техники - проблему смазки. Эта работа была удостоена Российской академией наук Ломоносовской премии.

Во введении к своему исследованию Н. П. Петров так определяет его задачи: "Расходы на топливо для машин, считающиеся у нас в России десятками миллионов, заслуживают самого серьёзного внимания. Увеличение расхода на топливо на 5%, на 10% может легко явиться вследствие неудовлетворительных условий смазывания, а это выразится в народном хозяйстве потерями миллионов рублей. Таковы теперь причины, заставляющие наших техников обратить всё своё внимание на правильный выбор смазочных материалов... Те же самые причины побудили и меня написать эту статью, чтобы по мере сил моих содействовать развитию техники".

Идея Н. П. Петрова заключалась в том, что при смазке ("жидкостном трении") силы трения прежде всего определяются вязким сопротивлением смазочного слоя и в соответствии с законом Ньютона пропорциональны первой степени скорости.

В то время, когда Н. П. Петров приступил к выполнению своей работы, этот закон Ньютона не находил общего признания. Поэтому Н. П. Петрову в первой и едва ли не наиболее значительной части своей работы пришлось дать доказательства справедливости закона Ньютона. Эта часть исследования Н. П. Петрова, в которой он существенно содействовал установлению основ гидродинамики реальной жидкости, имеет в истории физики не меньшее значение, чем и вторая часть, в которой им был найден закон трения при смазке.

Н. П. Петров доказал в своём труде, что наблюдаемое до него учёными несоответствие закона Ньютона произведённым опытам не опровергает закона, так как причиной этого несоответствия являлось нарушение при производстве опытов условия прямолинейности траектории частиц жидкости (условия "ламинарности") и возникновение вихревого движения. Эта мысль Н. П. Петрова в наше время является общепризнанной. Несколько лет позднее она была высказана в работах учёного-гидродинамика О. Рейнольдса.

Н. П. Петров тщательно проанализировал причины противоречий в результатах опытов ряда исследователей, изучавших законы трения вязкой жидкости. Он показал ошибочность опровержения Клейтцем уравнения Ньютона, найдя в этом опровержении математическую ошибку.

Заканчивая замечательный анализ гидродинамических работ в области изысканий закона вязкого сопротивления, занявший по объёму более 2/5 его работы, Н. П. Петров пишет: "Таким образом, можно сказать уже с уверенностью, что в настоящее время нет решительно никаких оснований считать гипотезу Ньютона недостаточно точной".

Переходя к выводу закона трения при смазке, Н. П. Петров рассматривает наиболее распространённый в машинах фрикционный узел в виде двух одноосных цилиндров, разделённых тонким слоем жидкой смазки. Применяя закон Ньютона к этому случаю, Н. П. Петров показывает, что при установившемся движении смазку можно рассматривать состоящей из множества бесконечно тонких цилиндрических слоев, как бы вставленных один в другой. При этих условиях возможно вычислить "влияние внутреннего и внешнего трения жидкости на величину момента внешних сил, вращающих внутренний цилиндр". Решение именно этой задачи и привело Н. П. Петрова к установлению закона трения при смазке.

Опуская самый математический вывод, приведём его результат, выражающий закон трения, найденный Н. П. Петровым. При постоянной температуре смазочной жидкости сила трения пропорциональна коэффициенту внутреннего трения жидкости, величине поверхности сопротивления трущихся твёрдых тел и первой степени относительной скорости этих тел на их поверхности прикосновения; она обратно пропорциональна сумме, состоящей из толщины смазочного слоя и из суммы отношений коэффициента внутреннего трения к коэффициентам внешнего трения жидкости при данной температуре.

Н. П. Петров тщательно рассмотрел влияние на полученный им результат ряда факторов - влияние краёв поверхностей трения, наличия на них желобков, температуры. Он сумел учесть влияние деформаций узла, подачи смазки и давления. Н. П. Петров вполне правильно определил условия возникновения эксцентриситета (асимметрии положения) вкладыша и учёл его влияние на результат. Эту задачу вслед за Н. П. Петровым исследовал Рейнольдс, а затем и Зоммерфельд, считавший Н. П. Петрова "отцом гидродинамической теории смазки".

Н. П. Петров всесторонне рассмотрел в связи со своей теорией смазки все известные ему работы в этой области. Он показал, что ни одна из них не противоречит полученным им результатам. Некоторые косвенно подтверждают их, а другие находятся в прямом соответствии с ними.

Петров не удовлетворился, однако, этим добросовестнейшим анализом литературы и перешёл к собственным экспериментам. Первые опыты им были сделаны на машине Ингама и Стамфора ("машина Бели"), а затем им была построена машина трения собственной конструкции. Н. П. Петров на особом станке установил вагонную ось и, таким образом, получил возможность исследовать трение и смазку в обычных условиях движения на железных дорогах. Полученные им результаты принесли новые подтверждения его теории и способствовали улучшению смазочного дела на железных дорогах.

Здесь следует указать, что во времена Н. П. Петрова коэффициенты вязкости были известны лишь для двух веществ: для воды и сурепного масла. Н. П. Петров впервые произвёл измерение коэффициентов внутреннего трения для 15 масел и нескольких смесей. Во время последних измерений он обнаружил резкие отклонения от правила смешения. Им же была впервые изучена зависимость коэффициента вязкости от температуры. Таким образом, современная наука о вязкости жидкости - вискозиметрия - относит к числу классических измерений в своей области замечательные измерения Н. П. Петрова.

В 1900 г. Н. П. Петров в "Записках Российской академии наук" опубликовал в более общем виде свою теорию смазки. Полученная им формула определяет зависимость смазывающего действия от относительных положений осей и разности диаметров подшипника и вала; первоначальная формула из неё получается как частный случай.

Имя Н. П. Петрова в истории науки связано не только с его исследованиями по гидродинамике, теории смазки и вискозиметрии. Н. П. Петров был одним из лучших инженеров своего времени. И в этой области ему принадлежат работы исключительной ценности. В теории механизмов известен метод Петрова очертания зубцов круглых цилиндрических колёс дугами круга. Во времена Петрова его метод являлся наиболее точным решением этой задачи. Он в наилучшей степени удовлетворял требованию плавности движения частей механизмов и машин. Для характеристики уровня задачи укажем, что вслед за Н. П. Петровым решением её занялся крупнейший русский математик П. Л. Чебышев.

Наиболее замечательными в инженерной области являются работы Н. П. Петрова по исследованию давления колёс на рельсы, прочности рельсов и устойчивости железнодорожных путей. Народнохозяйственное значение износа рельсов и путей уже во времена Н. П. Петрова определялось ежегодной сменой около 7 миллионов пудов (приблизительно 100 000 тонн) рельсов. Над решением этой труднейшей в теории упругости задачи до Н. П. Петрова работали крупнейшие учёные мира - Стокс, Сен-Венан и др. Стокс дал дифференциальное уравнение деформации лежащего на упругих опорах рельса под давлением катящегося колеса. Однако решение (интегрирование) уравнения Стокса оказалось невозможным. Различными учёными для этой цели вводились крайне искусственные допущения, обесценивавшие самое решение.

Здесь и сказались выдающиеся качества Н. П. Петрова как механика и математика. Эту чисто динамическую задачу он сумел представить как статическую. Заменив уравнение Стокса двумя (разностными) уравнениями, он впервые произвёл их численное интегрирование. Это своё решение Н. П. Петров послал Н. Е. Жуковскому. Великий учёный, отец русской авиации, прислал Н. П. Петрову своё полное одобрение и вместе с письмом, кроме того, объяснение в виде теоремы одного из найденных Н. П. Петровым свойств траекторий точки касания колеса и рельса. Насколько велико теоретическое и экспериментальное значение выводов, полученных Н. П. Петровым, можно усмотреть хотя бы из простого перечисления факторов, влияние которых предусмотрено Н. П. Петровым. Теория деформации рельса, предложенная Н. П. Петровым, учитывает: скорость поступательного движения колеса, коэффициент балласта, упругость, число (до 6) и взаимное расстояние опор, поддерживающих рельс, вибрации рессор, инерцию колеса, инерцию рельса вместе со шпалами, неоднородности в подбивке шпал, неправильности поверхности катания как рельса, так и колеса. Из теории Петрова могут быть найдены как вертикальные силы, действующие на колею, так и горизонтальные, иначе говоря, могут быть определены силы, расшатывающие и расширяющие колею.

Значение этих выводов не требует никаких комментариев. Добавим в заключение, что они нашли блестящее подтверждение в многочисленных работах учёных различных стран.

В прямой связи с этой замечательной работой Н. П. Петрова стоят его работы по вопросам тяги. Найдя на основе своей теории точный критерий устойчивости пути, Н. П. Петров получил возможность успешно разрешить ряд задач из области эксплоатации и безопасности движения паровозов и подвижного состава. Так, Н. П. Петров рассмотрел вопросы: наибольшей скорости, допустимой при сохранении устойчивости пути, опасные скорости движения паровоза, вопросы о наиболее целесообразных и выгодных скоростях товарных, а также воинских поездов, вопросы норм расхода топлива, сопротивления и силы тяги паровоза и тяги двумя паровозами. Им был написан первый для высших учебных заведений "Курс сопротивления поезда на железной дороге".

Во время русско-турецкой войны, в 1878 г., Петрову пришлось встретиться с весьма своеобразной задачей. Требовалось ряд небольших невских пароходов, необходимых для переправы нашей армии через Дунай, перевезти по железной дороге. Пароходы не укладывались, однако, в габариты железнодорожных мостов. Н. П. Петров успешно разрешил и эту задачу.

Особо следует выделить работу Н. П. Петрова по исследованию "непрерывных тормозных систем". Эта работа представляет собой в сущности изыскание теоретического предела быстроты действия тормоза. И эта задача представляла серьёзные трудности. Главнейший результат, к которому пришёл Н. П. Петров, заключается в том, что оптимум работы тормоза, т. е. наибольшая скорость остановки, получится при условии, если за всё время торможения удастся удерживать колёса на границе перехода их от качения к скольжению по рельсам. И этот вывод Н. П. Петрова нашёл подтверждение на опыте.

Приведём в заключение краткую характеристику деятельности Н. П. Петрова в экономической, административной и педагогической области.

В конце прошлого столетия лишь около 1/6 всех железных дорог России принадлежало государству. Благодаря этому народное хозяйство страны во многом зависело от частных и в том числе иностранных интересов. Весьма вероятно, что именно здесь находились истоки той шумной кампании, которая была в то время предпринята в печати и которая велась под лозунгом убыточности железных дорог. Утверждалось, что не только нецелесообразно дальнейшее расширение сети, а, наоборот, требуется её сокращение, и, конечно, были высказаны рекомендации передачи государственных дорог частным компаниям. Н. П. Петров, пользовавшийся громадным авторитетом, в ряде выступлений и статей существенно способствовал ликвидации этой авантюры. С полной ясностью он показал, что утверждение нерентабельности железных дорог неверно, так как основывается на неправильном способе расчёта, не учитывающем целый ряд ценных услуг, оказываемых железными дорогами народному хозяйству. Н. П. Петров считал необходимым и требовал дальнейшего расширения железнодорожной сети.

Н. П. Петров занимал в течение своей жизни ряд крупных административных постов в Министерстве путей сообщения. Он был директором Департамента железных дорог, председателем Инженерного совета министерства, а с 1893 г. и товарищем министра путей сообщения. Как в науке, так и в этой области Н. П. Петров оставил о себе память талантливейшего и прогрессивного для своего времени человека, до конца преданного делу и своей родине. Действительно, за те годы (1888-1892), когда Н. П. Петров состоял председателем Управления государственных железных дорог, общее их протяжение возросло вдвое, несколько железных дорог было закончено постройкой и началось строительство Уссурийской железной дороги. Н. П. Петров принимал также организационное участие в строительстве Транссибирской железной дороги. Среди его трудов мы находим "Отчёт председателя комиссии для исследования на месте сооружения Сибирской железной дороги".

Н. П. Петров в течение долгих лет состоял профессором Николаевской инженерной академии и Петербургского технологического института, где руководил дипломным проектированием и читал курсы прикладной механики, теории и эксплоатации паровых котлов и введённый им впервые курс сопротивления поезда, упомянутый выше. В конце 1897 г. Н. П. Петров как председатель Русского технического общества председательствовал в Комиссии по разработке проекта расширения в России технического образования.

Н. П. Петров был сторонником такого построения высшего технического образования, которое обеспечивало бы всестороннее развитие будущих инженеров. Он, например, утверждал: "Развитие философского мышления нужно технику не менее, чем математику, естествоиспытателю или социологу".

16 апреля 1911 г. в Петербурге состоялось чествование члена Государственного совета, почётного члена Николаевской инженерной академии, заслуженного профессора, инженер-генерал-лейтенанта Н. П. Петрова в связи с 40-летием его учебно-литературной деятельности. Юбиляру в то время было уже 75 лет. Чествование протекало в торжественной обстановке. Присутствовало около 60 делегаций от всех учёных и культурных организаций тогдашней России. В числе делегатов были виднейшие профессора: Жуковский, Каблуков, Кирпичёв, академики Крылов, Голицын, и много других. Присутствовали делегаты от четырёх русских университетов: Петербургского, Московского, Казанского и Харьковского. В своей ответной речи Н. П. Петров кратко охарактеризовал значение точных наук в технике и закончил её словами: "Пусть процветает наша промышленность под руководством просвещённых инженеров и техников, умеющих ценить связь между наукой и практическим делом".

Н. П. Петров умер 15 января 1920 года, 84 лет от роду, вблизи Туапсе, где он в то время находился, болея тяжёлой формой воспаления лёгких.

В Туапсе Н. П. Петров и был похоронен.

Главнейшие труды Н. П. Петрова : Трение в машинах и влияние на него смазывающей жидкости (1883 и 1886), в кн. "Гидродинамическая теория смазки (Н. П. Петров, О. Рейнольдс, А. Зоммерфельд, А. Мичель, Н. Е. Жуковский, С. А. Чаплыгин), М.-Л., 1934; Результаты опытов над трением вагонных осей при смазывании их различными маслами, "Труды съезда русских железных дорог", 1884, и "Киевский инженер", 1885; О трении хорошо смазанных твёрдых тел..., "Журнал физ.-хим. общества", 1884; Гидродинамическая теория до работы Зоммерфельда и сущность сделанного им шага вперёд, "Записки Русского технического общества", 1905; Об изнашиваемости рельсов..., 1882 (отдельное изд.); Давление колёс на рельсы, 1915 (отдельное изд.); О непрерывных тормозных системах, "Известия Петербургского технологического института", 1878; Сопротивление поезда на железной дороге, 1889 (отдельное изд.).

О Н. П. Петрове : Петров М. Н., Николай Павлович Петров (Очерк жизни и идей), Л., 1925 (приложен список научных трудов); Гофман Н. К., О способе Петрова исследования смазывающей способности жидкостей, "Записки Русского технического общества", 1888, № 6 Краткая биография, в кн. "Гидродинамическая теория смазки", М.-Л., 1934.

19.01.1929-29.11.2008

Языковед, доктор филологических наук (1982), профессор (1985), заслуженный деятель науки Чувашской Республики (1993).

Родился в д. Досаево (Тусай) Красноармейского района Чувашской Республики.

Н. Петров – выпускник Чувашского государственного педагогического института (ныне университет) им. И.Я. Яковлева. Трудовую деятельность начал в 1951 г. учителем чувашского языка и литературы в Убеевской средней школе Красноармейского района. В 1952-1955 гг. был редактором Чувашского книжного издательства. С 1958 по 1972 гг. – научный сотрудник НИИ языка, литературы, истории, экономики при Совете Министров Чувашской АССР (ныне Чувашский государственный институт гуманитарных наук). С 1972 по 2003 гг. т– в Чувашском государственном университете им. И.Н. Ульянова: доцент, заведующий кафедрой журналистики и стилистики, профессор кафедры стилистики и библиотековедения. В 1985-1986 гг. преподавал чувашский язык в Софийском университете (Болгария). С 2003 по 2008 гг. – профессор кафедры чувашского языка Чувашского государственного педагогического университета им. И.Я. Яковлева.

Основные направления научной деятельности: история чувашской письменности и литературного языка, лексикография, терминология, стилистика и социолингвистика. Долгое время был членом Терминологической комиссии Чувашской Республики. Имеет более 250 научных работ по вопросам современного чувашского языка и его истории. Является одним из составителей и редактором «Чувашско-русского словаря», «Русско-чувашского словаря».

Основные труды: «Нормализация чувашского литературного языка», «Чувашская терминология», «Чӑваш литература чӗлхин историйӗ» (История чувашского литературного языка), «Магистр богословия Виктор Вишневский и его роль в истории старочувашской письменности и литературного языка» и др.

Библиография (труды):

1. Петров, Николай Петрович. Чӑваш ҫырулӑхӗ [Текст] : ҫӗнӗ ҫырулӑх пуҫланни 100 ҫул ҫитнӗ май / Н. П. Петров. - Шупашкар, 1971. - 64 с.
2. Петров, Н. П. Язык и стиль художественной прозы С. Ф. Фомина: Автореф. дис. на соиск. учен. степ. канд. филолог. наук / Н. П. Петров. - Москва: Б.и., 1963. - 20 с.
См. текст
3. Петров, Н. П. Магистр богословия Виктор Вишневский и его роль в истории старочувашской письменности и литературного языка / Н.П. Петров; Чуваш. гос. ун-т им. И.Н. Ульянова; [науч. ред. В.Г. Родионов]. - Чебоксары: Изд-во ЧГУ, 2004. - 107 с.
См. текст
4. Петров, Николай Петрович. Нормализация чувашского литературного языка [Текст] : учеб. пособие / Н. П. Петров. - Чебоксары, 1988. - 81 с.

Библиография:
1. Николай Петрович Петров профессор, академик: 70 çул тултарнă тĕле / А. П. Данилов, Л. П. Сергеев хатĕрленĕ. – Шупашкар: Чăваш ун-чĕн изд-ви, 1999. – 72 с.
2. Ахвандерова, А. Д. Исследователь тайн праболгарских надписей: [к 80-летию со дня рождения профессора Н. П. Петрова] / А. Д. Ахвандерова // Ҫулталӑк кӗнеки = Календарь года: 2009. – Чебоксары, 2008. – С. 23-26. - См. текст
3. Горшков, А. Ăслăлăх çулĕпе – тăвалла / А. Горшков // Тăван Атăл. – 1998. – № 11-12. – С. 64-66.
4. Дегтярев, Г. Яппунсене те чăваш чĕлхи вĕрентнĕ / Г. Дегтярев // Хыпар. – 1999. – 19 кăрлач.
5. Николай Петрович Петров: [некролог] // Хыпар. – 2008. – 2 раштав. – С. 4.
6. Петров Николай Петрович // Чăваш чĕлхи тĕпчевçисем: библиографи указателĕ. – Шупашкар, 2006. – С. 162-167.
7. Сергеев, Л. П. Паллă тĕпчевçĕн пархатарлă кун-çулĕ : [Николай Петрович Петров чĕлхеçĕ çинчен] / Л. П. Сергеев // Чăваш чĕлхипе литератури: теори тата методика: статьясен пуххи. – Шупашкар, 2009. – 8-мĕш кăларăм. – С. 3-6.
8. Ахвандерова, А. Д. Исследователь тайн праболгарских надписей / А. Д. Ахвандерова // Календарь года: 2009 / Нац. б-ка Чуваш Респ. – Чебоксары, 2008. – С. 23-26.
9. Дегтярев, Г. А. Петров Николай Петрович / Г. А. Дегтярев // Краткая чувашская энциклопедия. – Чебоксары, 2001. – С. 322.
10. Дегтярев, Г. А. Петров Николай Петрович / Г. А. Дегтярев // Чувашская энциклопедия. – Чебоксары, 2009. – Т. 3: М-Се. – С. 413.
11. Иванов, И. Именитый сын безымянного / И. Иванов // Совет. Чувашия. – 1999. – 26 янв.
12. Петров Николай Петрович: к 75-летию со дня рождения // Вестн. Чуваш. гос. пед. ун-та им. И. Я. Яковлева. – 2004. – № 1. – С. 189.
13. Петров Николай Петрович // Красноармейский район. Люди и судьбы: [энцикл.]. – Чебоксары, 2005. – С. 67.
14. Петров Николай Петрович // Национальная академия наук и искусств Чувашской Республики. – Чебоксары, 2002. – С. 77-79.
15. Петров Николай Петрович // Ученые и сотрудники Чувашского государственного института гуманитарных наук: 1930-2005. – Чебоксары, 2005. – С. 125.
16. Петров Николай Петрович // Ученые Чувашского государственного педагогического университета им. И. Я. Яковлева. – Чебоксары, 2005. – С. 270-271.
17. Петров Николай Петрович // Ученые Чувашского государственного педагогического университета им. И. Я. Яковлева. – Чебоксары, 2010. – С. 316.
18. Петров Николай Петрович // Ученые Чувашского университета: (1967–1992). – Чебоксары, 1992.– С. 138-139.
19. Сергеев, Л. Неутомимый труженик науки / Л. Сергеев // Чăваш ен. – 1999. – 16-23 янв. (№ 2). – С. 3.
20. Чернов, М. Ф. Ученый, филолог, педагог / М. Ф. Чернов // Вопросы истории чувашского литературного языка и его стилей. – Чебоксары, 1999. – С. 4-11.