Интервью с учителем "учитель - профессия дальнего действия". Интервью с преподавателями из других вузов: Леа Лембитовна Пильд

независимое тестирование, качество современного образование, научная деятельность преподавателя

Расскажите о себе .

Имя и отчество - Борис Петрович. Работаю в техническом вузе 4-й степени аккредитации. Преподавательской деятельностью занимаюсь с 1999 года. Готовлю инженеров по системам автоматического управления.
Любимая книга ?
- Поэма А.С. Пушкина «Руслан и Людмила»
Что Вы можете сказать о школьной программе, переход с оценок на баллы и ЕГЭ (Независимое тестирование)?
С точки зрения подготовки студентов, которые к Вам приходят на первый курс.

(В чём преимущества, улучшения? Студенты сейчас стали грамотнее, чем раньше?)

К сожалению, не могу считать это нововведение положительным, поскольку у преподавателей из приёмной комиссии практически полностью теряется контакт с абитуриентами. Ни для кого не секрет, что оценить подготовку можно не по полученному готовому результату, выраженному в N-ном количестве баллов, а по тому, как абитуриент ведёт поиск решения задач, на что опирается, как аргументирует, как доказывает.
По моему убеждению, для технического образования эти качества являются первоочередными, поскольку решение технических задач неоднозначно – правильных решений может быть несколько.
Сегодня знакомство с будущими студентами у преподавателей происходит только во время короткого собеседования, на котором преподаватель из приёмной комиссии может непосредственно пообщаться с абитуриентом, задать ему вопрос. А в ответ зачастую можно услышать то, что ещё лет пятнадцать назад было уместно только в анекдотах.
На вопрос «Напишите X2»: натурально обводят X квадратной рамкой.
Или же на тригонометрический пример по упрощению выражения sin α + cos α, записывают ответ: 2α(sin + cos). И у этих абитуриентов - проходной бал!
И институт обязан их зачислять на первый курс.


На какие параметры опирается качество современного образования?

- Сегодня мы сталкиваемся с противоречием: переход на болонскую систему должен был, по заверениям лоббистов, улучшить качество преподавания, а на самом деле наблюдается устойчивое ухудшение. Для учебного процесса стало естественным постоянное копирование готовых работ, которые в изобилии циркулируют в Интернете. Что, там работы!
У меня студенты шпаргалки составляют, копируя тексты из Интернета, которые зачастую не соответствуют смыслу и сути вопроса, но поисковыми системами эти ответы выбраны, как правильные, так как поиск ориентируется на несколько ключевых слов без логичной связи между словами.
Ещё один момент болонской системы.
Демократизация процесса обучения, которая заключается в наличии так называемых «недель ликвидации студентом текущих академических задолженностей». По сути: студент два раза в семестр имеет возможность досдать вовремя не сданные и не отработанные работы. На деле: студенты полсеместра создают (путём непосещения занятий, невыполнения учебной программы) задолженности, которые в неделю пересдач официально могут ликвидировать (но могут этого и не делать).
Никто не задумывается, что, таким образом, провоцируются и стимулируются прогулы.
Третий момент.
Болонский процесс разделяет всех студентов на тех, кто готовится по бакалаврской и магистерской программам. В соответствии с требованиями процесса эти программы должны в корне отличаться друг от друга (это записано в первичных документах по Болонской системе), причём так, что студент-бакалавр не получает знаний, с которыми он мог перейти на обучение на более высокую ступень магистра. Всего же (по первичным документам) ВУЗ имеет право готовить магистров, которые составляют 10% от общего числа студентов. Квота. Социальное сито. Первичные документы Болонского процесса являются недвусмысленным основанием для построения на базе ВУЗов социальных сепараторов. Но, к чести наших работников образования (преподавателей, методистов), пока сохранились подходы советской системы образования, которые позволяют и бакалавров, и магистров обучать по единой цепочке, оставляющей возможность для студента легко перейти в магистратуру.

В чём особенности сегодняшней научной деятельности преподавателя? Занимаются ли современные преподаватели научными изысканиями, которые должны служить показателем качества образования и квалификацией преподавательского состава?

Проведение научной работы и участие в научно-практических конференциях фактически является обязанностью работника ВУЗа, особенно имеющего научную степень. Преподаватель технического ВУЗа зачастую был связан с производством, на котором решались (и внедрялись) практические задачи его научной деятельности. А темы научных разработок диктовались потребностями отечественного народного хозяйства, обороны, космоса и так далее.
Результатами исследований преподаватели делились в научной среде.
Что же происходит сейчас?
Экономический кризис в народном хозяйстве, отсутствие отечественных оборонных программ и жалкие потуги в космической отрасли делают отечественную науку формальным явлением.
С недавнего времени, появилось очередное нововведение, требующее публикаций в англоязычных иностранных журналах. Преподносится это так, что якобы иностранные журналы имеют более высокий авторитет. Авторитет в чём? И главное, как это отразится на развитии отечественной науки? Экономика любой другой страны заинтересована в нас только как в потребителях собственных товаров, а не в развитии нашей науки. И это ясно любому мыслящему человеку.
А нас заставляют публиковаться в иностранных журналах. Это просто насмешка и способ держать нас под контролем.

А не оскорбляет ли такое положение вещей современного преподавателя?

- Увы, должен отметить, что преподаватели сегодня очень разные.
Очень многие склонны к странной мысли о безоговорочном авторитете западного общества, где бы то ни было, в том числе и в науке. Поэтому публикация в любом зарубежном журнале по определению престижна. И сама собой является научным достижением.
Но, безусловно, есть и те, кто считает для себя оскорбительным такое положение вещей. Почему они об этом не говорят? Вероятно, потому, что очень разобщены, окружены высокой степенью недоверия друг к другу.
К сожалению, это факт. Да и отстаивать своё мнение в этой среде становится всё менее популярно.


Что бы Вы хотели пожелать современным студентам?

- Ребята, я бы хотел пожелать Вам понимания - именно понимания! - тех наук, которые вам преподают.
Если кому-то из вас трудно даётся понимание, не надо стеснятся, спрашивайте, а те, кто понимает лучше, пусть помогут тем, кто отстаёт. В обучающем процессе не только важна роль преподавателя, но и студенческая солидарность и взаимопомощь.
Не поддавайтесь на сказки об индивидуализме и собственной исключительности. Не рассчитывайте на то, что жить среди слаборазвитых людей вам, чего-то добившимся, будет легче. Как это было нередко в истории, даже самые светлые математические умы, оказавшись среди невежд, были востребованы как астрологи-предсказатели и тому подобные клоуны, а не как ученые и признанные авторитеты. А это, в сущности, жалкое и унизительное прозябание.
Только, когда знания доступны многим и признаны большинством, они становятся силой.

Спасибо!

Верхом на теленке не доедешь до кочевья; читая сказки, не сделаешься ученым.

Калмыцкая народная пословица

#уЕжа учитель начальных классов Анастасия Бондарева (Предеина)

— Учительство – призвание или профессия?

— Учительство, безусловно, — это призвание, которое базируется на огромнейшем профессионализме.

И я искренне не понимаю тех педагогов, которые работают в школе и её терпеть не могут. Это, в первую очередь, издевательство над самим собой. Для чего тогда оставаться в школе? Ради денег? Вряд ли. В большинстве своём таких учителей не любят.

Из университета нас выпускают не совсем знающими учителями, искренними, верящими в счастье и радость учительской профессии, думающими, что всё очень легко. А в школе приходит понимание, что профессионализм вырабатывается годами. Я до сих пор не могу сказать, что я учитель профессионал (Анастасия работает в школе 8-й год – прим. ред. ).

Я искренне не понимаю тех педагогов, которые работают в школе и её терпеть не могут.

— Ты из династии педагогов. Почему решила её продолжить?

— Наша педагогическая династия большая. Моя мама — учитель начальных классов, а вот сама династия со стороны папы. Мой прадед был учителем физической культуры и начальных классов в Саратове, но практически не успел поработать, потому что началась Великая Отечественная война. А моя прабабушка — учитель истории — очень долгое время, практически с юношеских лет, работала директором саратовской школы. Она всегда с удовольствием отзывалась о своей профессии и была очень горда тем, что я тоже стала учителем.

Моя мама уже много лет работает учителем начальных классов, и я всегда знала, на что иду, что меня ждёт, и каково это — быть учителем. Тем не менее, уже в начальной школе я понимала, что хочу стать учителем. Был только один бунтарский период в 13-14 лет — хотела стать визажистом-косметологом и делать всех красивыми и ухоженными. Но когда я узнала, что нужно идти в медицинский университет, всё желание отбило. Ведь однажды посетив экзамен в медицинском училище (бабушка-медик брала пятилетнюю меня на работу) и увидев манекен с внутренними органами, поняла, что медицина – это не моё.

— А какие ещё профессии рассматривала при поступлении в вуз?

— Кроме «учитель начальных классов», никакие. Подавала документы только на 1 факультет во Владимирский педагогический университет, в крайнем случае рассматривала поступление в педагогический колледж.

— Из твоих одногруппников многие работают в школе?

— На момент выпуска из 40 человек в школу ушло работать процентов 85. Это просто фантастический поток, преподаватели и декан были в безумном восторге. Со временем кто-то отсеялся, но из нашей группы 15 из 20 человек сейчас работают в школах Владимира, области и близлежащих городов. Мы периодически общаемся, друг у друга что-то спрашиваем.

— Почему осталась работать в школе Владимира, а не уехала в столицу?

— Не могу сказать, что я сразу хотела поехать в Москву или Санкт-Петербург. Во-первых, у меня был целевой договор и 5 лет я должна была отработать во Владимире. Но, к сожалению или счастью, о нём мне ни разу в жизни никто не напомнил.

Меня приглашали работать в Москву, и желание куда-то уехать закрадывалось. Но на самом деле я боюсь что-то резко менять, переехать в чужой город далеко от семьи и друзей, заново всё это нарабатывать, формировать и организовывать… Во владимирскую школу мы пошли работать с подружкой. А через 3-4 года работы я поняла, что не хотела бы уезжать из города. Меня устраивает работа, здесь возможно как-то развивать педагогическое дело. Не зарекаюсь, что желания уехать не будет никогда, но сейчас все мои планы во Владимире.

— Пять лет назад, в сентябре 2013-го, во Владимир приезжал Дмитрий Медведев. Он ведь побывал в вашей школе и на твоём уроке?

— О, это очень забавная история. Август 2013 года. Я работаю в лагере и даже не подозреваю, что через пару дней мне придётся ехать на работу. Вдруг раздаётся звонок от директора, и мне сообщают, что завтра в 7 утра я должна быть в школе, потому что 1 сентября ко мне на открытый урок приезжает Дмитрий Анатольевич Медведев (Председатель Правительства Российской Федерации – прим. ред.). Я отвечаю: «Да, конечно, хорошо». Вешаю трубу и рыдаю, потому что морально не готова оставить отряд детей. Но в итоге в 5 утра следующего дня я вернулась в город, а в 7:00 пришла в школу.

Оказалось, Дмитрий Анатольевич собирался приехать в город, чтобы посетить уроки, связанные с 20-летием Конституции РФ, причём ему хотелось проследить развитие этой темы от начальных к старшим классам. Опустим момент невообразимых школьных приготовлений…

Тогда у меня был 3 класс, тему Конституции мы ещё не затрагивали, поэтому на интерактивной доске я решила сделать кроссворд. В нём были вопросы о государственных символах, тематические термины и ключевое слово — «конституция». Предполагалось, что Дмитрий Анатольевич придёт именно в тот момент, когда мы будем весело отгадывать загадки.

На появление Председателя Правительства РФ дети вообще никак не отреагировали, для них это был просто дяденька из телевизора.

Он поздоровался, спросил, что за день и говорит: «Вы разгадываете кроссворд? Я вам помогу». Встал у доски и начал открывать слова, когда дети отгадывали. И вот мы доходим до части слова КОНС, а он и говорит: «Дети, вы же можете дальше не отгадывать, вы наверняка знаете это слово».

Я сквозь зубы ему отвечаю: «Нет, Дмитрий Анатольевич, мы ещё маленькие, мы ещё не знаем». Он: «Да нет, что вы! Вы знаете». 4 человека активно тянут руку. Он: «Давайте хором». И дети: «Конструкция». Он засмеялся, поздравил нас с 1 сентября, пожал мне руку. И пошёл в старшие классы.

Что послужило звоночком для администрации, чтобы выбрать для этого мероприятия именно меня? Я не боялась. Внутренне понимала, что что-то сильно не так быть не может, поэтому нестрашно. А ещё директор говорит, что я постоянно улыбаюсь.

Очень часто молодые учителя, проработав год, собирают вещи и уходят.


— Педагоги сегодня в дефиците?

— Да, даже несмотря на то, что ежегодно выпускается огромное количество педагогов. Их не хватает всегда, потому что очень часто молодые учителя, проработав год, собирают вещи и уходят. Кроме этого, 70 процентов педагогического состава в школе — это возрастные учителя (за 60 лет). Работать с маленькими детьми им достаточно сложно, особенно в начальной школе, где надо и попрыгать, и побегать. Огромный дефицит в школах приводит к тому, что учителям начальной школы приходится брать 2 класса в разные смены, а учителям-предметникам совмещать несколько предметов. От этого никуда не денешься.

Больше всего сегодня не хватает учителей английского языка. Они знают, что могут найти более высокооплачиваемую работу. Обидно, что молодые педагоги не задерживаются, да и студенты не особо идут. В этом году только 1 выпускница моего факультета пришла работать в школу…

— А какая сегодня школа?

— Современная школа для меня очень индивидуальная. И это не об индивидуальном подходе. А о том, что каждая школа имеет «своё лицо». Она пытается быть в чём-то лучше, выделиться, дать новое. Сейчас образовательное учреждение на 80 процентов автоматизировано — много интерактивных досок, веб-камер, нетбуков, систем голосования.

Современная школа более живая. Каждый имеет своё мнение, позицию по отношению к какому-либо вопросу. Спросите наших мам, имели ли они право что-то высказать, что-то изменить в своём обучении. Конечно, нет. А современные дети с удовольствием принимают участие в процессе образования и иногда корректируют его. И это безумно интересно, когда ты понимаешь, что ребёнок подталкивает тебя к совсем другому решению вопроса, другой позиции, которую ты и не рассматривал. А со временем, всё обдумав, понимаешь, что его вариант куда интереснее и необычнее, чем то, что ты сам задумал.

— А в общем какие сегодня дети?

— Дети очень свободные, и эта свобода делает их как безумно интересными, очень знающими, так и не всегда добрыми. Они пытаются проявить себя, самореализоваться, быть лидерами. Но в силу того, что по телевизору не рассказывают о том, как быть Человеком, а родители не всегда могут уделить этому достаточно времени, дети становятся более агрессивными. И я знаю, что педагогам старой закалки от этого очень тяжело с ними справиться. Ведь они уже не поспевают за их мыслями, и тем более не приемлют свободы их мышления и мнений.

Но мне очень нравятся современные дети. Нам, молодым педагогам, в этом плане проще. Тех детей, которые были раньше, мы не знаем, нам не надо перестраиваться.

Современное правительство и законы сделали так, что школа превратилась в сферу услуг


Интервью с учителем

— Изменилось ли сегодня отношение к учителю? Кажется, в наши школьные годы мы относились к педагогам иначе, уважительнее что ли…

— Да, к сожалению, в целом отношение к учительству изменилось в худшую сторону.

Сейчас в большинстве своём учителей школы воспринимают… Как сферу услуг. Современное правительство и законы сделали так, что школа действительно превратилась в сферу услуг – мы оказываем образовательные услуги, и родитель для нас — клиент. А как все знают, клиент всегда прав. В школе получается также. Родитель может прийти и начать топать ногами, обзывать, хамить, писать жалобы. Самое главное и обидное то, что в такие моменты практически никто не может защитить учителя. Он оказывается в безвыходной ситуации. Я знаю прекрасных педагогов, которые были вынуждены уволиться из-за такого отношения.

Сейчас каждый родитель считает, что может прийти и учить нас образовывать их детей.

А школу не критикует только ленивый. Хотя, скорее, надо критиковать не школу, а законы и инновации, которые пытаются в неё привнести.


— Кстати об инновациях. Усложняется ли школьная программа? Тебе не кажется, что детей сегодня перегружают, что требуют от них слишком много?

— Нагрузка в школе — наболевший вопрос. Так как школа сейчас — это сфера услуг, она пытается потакать тем желаниям и веяниям, которые «образуются» вокруг ребенка ещё в дошкольный период. Поговорите во дворе с любой мамочкой. Куда она отдаёт своего ребёнка? Бедный малыш ходит и в бассейн, и на танцы, и на изучение английского с китайским, и на ментальную математику, и на вышивание, и в театральную студию, и за хомячком ухаживает, и на самокате катается. И чаще не для того, чтобы стать разносторонним человеком, а чтобы мама смогла сказать своей подружке: «Мой ребенок стал читать раньше, считает в пределах миллиона, выделает квадратный корень…» И так далее.

Эти запросы родителей ещё до школы и формируют то, что даёт образовательное учреждение. Программа шагает на одном уровне с детьми. Они в принципе сейчас знают больше, чем знали 5-10-20 лет назад. И им уже нельзя давать тот уровень, который давали нам.

Всегда есть альтернативные программы. Например, сейчас огромное количество образовательных программ. Самая обычная – «Школа России». Я не считаю её плохой или лёгкой. Она рассчитана на всех детей, каждый ребенок с ней справится, а дальше всё зависит от учителя. Если ребенок слабее, ему даются какие-то карточки, дополнительный материал, вспомогательные методические пособия. Если ребенок более усидчивый, с ним идёт работа повышенной сложности. Не могу сказать, что программа очень объёмная. Просто появилось много разных предметов, внеурочной деятельности, внеклассной работы, которая загружает ребенка. Но в какой-то степени это разгружает родителей, потому что большое количество факультативов проходит на базе школы.

— Реальный случай: в WhatsA pp родители детей из одного класса создают общий чат, чтобы совместными усилиями решать за детей задачи/выполнять упражнения. Что это? Не справляются дети или слишком опекают родители?

— Да, в реальность случая верю. В моём классе кто-то из ребят не успел прочитать книги, заданные на лето. И мамы друг другу их пересказывали. Дети у меня маленькие, ничего не скрывают. И когда они принесли сдавать читательские дневники, кто-то так и сказал: «Ой, да я это не читал. Мама спросила в общей беседе, и я по её словам записал».

Конечно, это та самая медвежья услуга своим детям. Нормальный адекватный учитель никогда не «съест» и не унизит ребёнка, если он подойдёт и скажет, что с заданием не справился. А так это родители просто хотят упросить себе работу (а быть родителем — это огромная работа). Ведь одно дело — помочь ребёнку, другое – сделать за него. Но объяснять ребёнку ещё раз родителям просто лень или уже вечер, или есть ещё какие-то дела, или просто ребёнок бесит (такое тоже слышу). Поэтому это, скорее, не излишняя опека родителей, а излишнее желание пойти более простым путём.

Мой пример из жизни. Несмотря на то, что моя мама — учитель начальных классов, я не отличница. У меня всегда было две четвёрки: по русскому языку и математике. Во 2 классе нам задали задачу, в которой переливали растительное место в трёхлитровые банки. Решить её мне никак не удавалось. Мама объясняла и словесно, и на чертеже, и на каких-то кругах, и ещё как-то. Подключился папа, а я так ничего и не понимала. В итоге мама с папой переговорили, папа ушёл в магазин и принес 9 литров растительного масла (это был 1996-97 год, сами понимаете, сколько это денег для молодой семьи). Родители поставили 3 банки, перелили что-то куда-то, и я сразу поняла, как решается эта задача. Её решали мы часа три, но родители не сдались, помогли, и задачу я решила сама.


Интервью с учителем

— Совсем недавно в Instagram ты делилась: «Молодых, инициативных, очень грамотных и интересных педагогов много, но чаще всего администрация образовательных учреждений даже не представляет, как поддержать огонёк, как его развить». Есть шанс найти общий язык с администрацией?

— Я не могу сказать, что администрация как-то это пресекает. Я называю это словом «мешать». Не только администрация, но и коллеги очень часто пытаются навязать свою точку зрения на общение с детьми, проведение каких-то внеклассных мероприятий, на твоё желание самореализовываться в образовательном коллективе. А ведь она не единственно правильная (и это не про методические рекомендации). Не всякая администрация смотрит на это позитивно.

Многим нужен человек-педагог, которым хорошо управлять.

Мне лично повезло с администрацией, не помню, что хоть раз что-то запретили.

Чтобы найти общий язык с администрацией, первое время не нужно перечить. Нужно прислушиваться, в непонятных тебе ситуациях не бояться попросить помощи. И главное — самому проявлять инициативу, ведь под лежачий камень вода не течёт. Нужно общаться, участвовать в мероприятиях, конкурсах педагогических, профессиональных. И тогда о тебе сложится хорошее впечатление, основанное не только на мнении руководства, детей и родителей, но и на мнении каких-то сторонних людей – членов жюри различных конкурсов, экспертных комиссий.

Вообще директора и завучи любят молодых педагогов, ведь школа стареет, а молодые педагоги вносят новую жизнь, огонёчек в жизнь детей и учреждения в принципе. Если умело и аккуратно педагога «вести» и не мешать ему, тогда этот огонёк не угаснет.

— Ты видишь работу школы изнутри. Скажи, чего не хватает сегодня школе?

— Сложный и компрометирующий вопрос.

Первое — школе сейчас не хватает единой цели, к которой все должны стремиться, которую все должны понимать, воспринимать и на неё работать. У каждой школы может быть своя концепция или единая государственная цель. Но, мне кажется, очень часто мы (образование) не понимаем, кого и как мы должны воспитать. И поэтому получается «мы все учились понемногу чему-нибудь и как-нибудь».

Второе – не хватает заинтересованных педагогов. Тех, которые бы горели, хотели работать.

Третье – финансирование. Банально от хозяйственных нужд до зарплат сотрудников. Денег не хватает.

Я искренне считаю, что работа педагога должна оплачиваться выше.

Ведь мы отдаём не только свои знания, но и свои эмоции, внутреннюю силу. И работа педагога не заканчивается в школе. Приходя домой, ты проверяешь тетради, готовишься к уроку, общаешься с родителями и многое другое.

Для того, чтобы зарабатывать в школе, например, 50 тысяч рублей, мне нужно взять 2,5 ставки. Но это нереальная нагрузка — не успеешь жить.

— Что самое сложное в работе учителя начальных классов?

— Самое сложное в работе любого учителя (не только начальных классов) — это найти общий язык с родителями. Это скажет каждый педагог.

А в моей профессии самое сложное то, что я должна уметь всё, знать всё и научить всему. Если мы изначально не привьём желание учиться, умение дружить, умение сострадать, не дадим возможность самореализовываться, не поможем стать тем, кем через много лет он станет, он этого никогда не сделает. Ведь к 7 годам сформирована личность, а дальше мы закладываем навыки, умения, знания.

— В одном из интервью Ежа наш гость-психолог сказал: «Сегодня учителя берут несколько ставок, чтобы получить зарплату, на которую можно прожить. Это те же люди, которые имеют свои сложности и пытаются выжить. Если бы педагоги были лучше защищены, идеологически подготовлены и у них не было бы такой нагрузки, то они больше внимания уделяли бы воспитанию «.

Что думаешь по этому поводу? Воспитательная функция сегодня ослаблена?

— Если говорить о воспитательной функции, я бы не сказала, что это связано с большой загруженностью в плане ставок. У педагога огромная загруженность в бумажном плане.

Нашу профессию превратили в бумажкоперекладывание.

Будь добр, напиши конспект от руки, в электронном виде и загрузи в сеть, поставь оценки в дневник, заполни журнал, не забудь оформить электронный журнал (вписать туда темы, домашнее задание и т.д.). А у меня 32 ученика. Каждому нужно всё это вписать. И я понимаю, что это время могла бы потратить на то, чтобы с детьми поговорить, поиграть, ещё раз что-то объяснить. Но этого времени нет.

Поэтому воспитательная составляющая зависит не от количества нагрузки. Вся школа — это воспитательное пространство. Что ребенок видит вокруг себя, то он и «принесёт» домой. И это воспитательное пространство мы корректируем.


Интервью с учителем

— А как ты думаешь, должен ли учитель принимать активное участие в воспитании или это сугубо дело родителей?

— Семьей закладывается 60-70 процентов воспитания — умение дружить, сострадать, любить, делиться, помогать, злиться, проявлять агрессию. Педагоги могут это скорректировать, показать ребёнку, как можно иначе. А школа организует пространство, которое помогает ребенку развиваться.

— Ты видишь недочёты образовательной системы, превращение учительства в бумажкоперекладывание, а школы – в сферу услуг… Почему ты остаёшься в школе?

— Я очень люблю детей и, похоже, обладаю некоторой степенью мазохизма. Но мне действительно очень нравится работать в школе, не считая бумажной волокиты.

— А что самое главное в жизни?

— Семья. И очень многие учителя страдают от того, что этого не понимают и остаются у разбитого корыта.

— Назови принципы работы Анастасии Максимовны в трёх словах.

— Улыбка. Развитие. Интерес.

Фото из личного архива Анастасии Бондаревой

Расскажите о себе: кем вы работаете и как долго работаете по этой профессии?

Меня зовут Елена Николаевна. Я работаю . Стаж моей деятельности 15 лет.

Почему вы выбрали эту профессию?

В подготовительную группу детского сада к нам знакомиться пришла будущая учительница. Было занятие по математике. Я смогла хорошо показать себя и Нина Николаевна похвалила меня. Я была горда. Были дети, которые не смогли себя хорошо проявить, но и их Нина Николаевна поддержала. Я решила, что буду как она.

Кем мечтали стать в детстве? Если мечта не сбылась, жалеете ли об этом?

Моя мечта сбылась. Каждый год обучения в начальной школе моя мечта только укреплялась. Нина Николаевна всегда была на высоте: методически грамотно вела уроки, организовывала внеклассную деятельность. Мне очень хотелось, чтобы у будущих маленьких школьников была такая же отличная учительница. И этой учительницей буду я.

Что вам нравится в вашей профессии больше всего?

В моей профессии мне больше всего нравится видеть искорки счастья от получения нового знания или открытия моими детьми. Мне очень нравится видеть их целеустремлённость и настойчивость, умение не сгибаться в сложной ситуации, а всегда, при любых условиях, идти к своей цели.

С какими трудностями сталкиваетесь в работе?

Сплочение родителей класса при его образовании. Класс - это большая семья, в которой люди с разными характерами, темпераментами, взглядами на жизнь. Когда приходит 30 детей и 60 родителей не всегда бывает просто. Начинается работа по формированию коллектива родителей: проводятся собрания, консультации, тренинги.

Учились ли вы специально, чтобы работать в этой области? Какое образование нужно получить? Нужно ли вам периодически повышать квалификацию?

Для получения своей специальности я получила высшее образование: в 2000 году закончила и получила . Один раз в три года я прохожу .

Какие особые качества и навыки нужны человеку, чтобы успешно работать по этой профессии?

Человеку моей профессии необходимо быть высококультурным человеком. Нужно быть аккуратным во внешнем виде. Нужно иметь красивую богатую речь. Обязательно надо уметь слушать и слышать, понимать ребёнка, не ломать его душу.

Есть ли в вашей работе место творчеству? Когда и как можно проявить творческие способности?

Я считаю, что - это, в первую очередь, артист. Ведь чтобы ни было за стенами школы, нужно для своих детей всегда сиять и заряжать их положительными эмоциями.

Из чего состоит ваш рабочий день?

Мой рабочий день состоит из трёх больших блоков: уроков в школе, проверки тетрадей, подготовки уроков на следующий день. Несколько раз в неделю проходит внеурочная и внешкольная деятельность.

Какие основные обязанности вы выполняете?

В мои обязанности входит образование и воспитание подрастающего поколения.

Что самое интересное в вашей работе?

Самое интересное в моей работе - это прирост обучающихся. Огромная разница между учеником, пришедшим в первый класс и заканчивающим начальную школу.

Насколько ваша профессия полезна и важна для нашей страны, общества?

Считаю свою профессию одной из самых важных в нашей стране. Стране нужны образованные, грамотные, активные люди.

Приносит ли ваша профессия хороший доход?

Хороший доход моя профессия приносит лишь в том случае, если учитель работает не на одну ставку, ведёт активную дополнительную школьную деятельность.

Как вы думаете, будут ли специалисты вашей профессии востребованы в будущем?

Я считаю, что люди моей профессии будут востребованы всегда. Ведь нельзя прожить без школы.

О чем стоит предупредить тех, кто собирается получить такую же профессию, как у вас?

Люди, которые собираются получить профессию учителя должны понимать, что у них будет крайне мало времени на свою семью.

Гордитесь ли вы своими учениками?

Горжусь. Они не только моя гордость, но и гордость школы и города. Они победители и призёры олимпиад, творческих конкурсов, многие отличники учёбы.

Многие Ваши ученики отлично учатся. Были ли отличницей Вы?

В классе я училась лучше всех, но отличницей не была. В университете на первом курсе имела 4 и 5 в зачётной книжке, со второго курса училась только на 5.

Участвуете ли Вы в профессиональных конкурсах?

Да. Я во всём должна быть примером для своих детей.

Делитесь ли Вы своим опытом с коллегами?

Да. Я провожу мастер-классы.

Считаете ли Вы, что правильно выбрали профессию?

Да. Я правильно выбрала профессию. Она позволяет мне не стоять на месте, а постоянно развиваться и самосовершенствоваться.

Одобрили ли бы Вы выбор Вашей профессии своей дочерью?

Да. Одобрила бы. Очень хочу, чтобы моя дочь стала учителем. У неё есть задатки хорошего учителя. Я думаю у неё получилось бы.

Что Вам не нравится в современной системе образования?

Мне не нравится разный уровень подготовки обучающихся, которые учатся по разным образовательным программам.

Достаточно ли времени Вы уделяете своей семье?

Не всегда. Стараюсь быть с семьёй как можно больше. Для этого школьную работу в стенах дома выполняю когда семья спит.

На какую птицу (если проводить сравнение) должен быть похож учитель?

Учитель должен быть умным как ворона, красивым как павлин и быстрым как страус.

С какой бы просьбой при возможности Вы обратились к президенту страны?

Я бы попросила предоставить учителю больше времени для творчества и освободить его от бумажной работы.

Я взяла интервью у прекрасного учителя начальных классов - Выборновой Татьяны Александровны!

- Здравствуйте, Татьяна Александровна! Расскажите о себе и о своей профессии.

Родилась я в 1982 году. Закончила РГУ им. Есенина. После второго курса вышла замуж, а спустя год у меня родились мои девочки - Лера и Вика. Пришлось последний курс учиться заочно. По образованию я учитель математики. Но уже 9 лет работаю учителем начальных классов.

- Почему Вы выбрали эту профессию?

С детства меня сопровождали разговоры о школе, так как у меня мама тоже учитель. Любимая игра в детстве - в «школу». У меня был настоящий классный журнал, который мама принесла с работы. Я спрашивала воображаемых учеников и выставляла им оценки.

- Чем Вас привлекает Ваша профессия?

Мне нравится работать с детьми. По моему мнению, когда работаешь с учениками, такое ощущение, что ты совсем не стареешь, как называется всегда в «теме»: знаешь что творится в мире, последние новости, потому что именно молодежь - это движущая сила страны!

- Что является самым сложным в Вашей работе?

Вообще я очень вспыльчивый человек, завожусь, как говорится, с пол-оборота. Поэтому лично для меня самое сложное - это владеть собой и управлять своими эмоциями, особенно в тех ситуациях, когда вижу, что ребенок не то чтобы не может усвоить материал, он не хочет.

- Довольны ли Вы, что выбрали когда-то эту профессию?

Да, довольна, так как профессия учителя достаточно интересна в плане каких-то новых открытий, потому что каждый раз приходят новые дети и каждый раз приходится находить с ними и общий язык, и какие-то точки соприкосновения. Я не могу себя представить в другой профессии.

Сразу вспомнила слова Ключевского: «Чтобы быть хорошим учителем, нужно любить то, что преподаешь, и тех, кому преподаёшь». Человек должен прежде всего любить детей! Также он должен быть внимательным, умеющим верно оценивать различные ситуации и быстро находить оптимальный выход.

- О чем бы Вы хотели предупредить тех, кто собирается получить такую же профессию как у Вас?

Учитель, я считаю, это даже не профессия, а образ жизни. Учитель играет важную роль в формировании личности каждого своего ученика. Став учителем ты берешь на себя огромную ответственность, прежде всего перед учениками, так как «учитель» является фундаментом всех профессий.

- Сложно ли было освоить Вашу профессию? Какое образование нужно получить для этого?

Нет, мне не сложно было. Я, помимо образования в РГУ, посещала различные курсы, так как считаю, что учитель - он и воспитатель, и наставник, и помощник, и защитник, и вдохновитель, который призван помочь ребёнку приобрести не только знания об окружающем мире, но овладеть умениями и навыками.

- Нужны ли какие-то особые качества человеку, который решил стать специалистом в этой области?

На мой взгляд, нет, особые качества не нужны. Я считаю, что учитель - это всё-таки призвание, поэтому уже с детства эти люди, которым суждено стать учителем, ответственные, пунктуальные, трудолюбивые, уравновешенные, общительные.

- Приносит ли Ваша профессия хороший доход?

Я никогда не задумывалась над этим вопросом, если честно. Для меня главное - это успех моих учеников. Но, наверное, если сравнивать с окружающей обстановкой, у учителей маленькая зарплата. Но я и за маленькую зарплату каждый день готова творить чудеса.

- Каким, по-вашему, должен быть идеальный ученик? И встречался ли он в Вашей практике?

По-моему мнению, активным, любознательным, старательным, исполнительным, честным, прилежным. В каждом выпуске есть «звездочки», которые запоминаются на всю жизнь. Но особенно запоминаются сложные дети, из которых удается слепить хороших человечков.

- Чем Вы любите заниматься в свободное от работы время?

Все свое свободное время уделяю семье: дочкам, мужу. Считаю, что семья - это то, для кого и ради чего человек живет. А еще, в свое время я окончила музыкальную школу. Но со временем я перестала уделять время своему хобби. Сейчас хочу возобновить свои музыкальные занятия и уже купила синтезатор.

- Хотелось ли когда-нибудь бросить всё и проявить себя в совершенно другой сфере деятельности?

Бывает такое, особенно в минуты слабости и усталости. Бывают такие «пиковые» ситуации, когда начинаешь задавать себе вопрос: «Зачем мне всё это нужно?». Но ответ находится быстро - это дело всей твоей жизни, и искать себя на другом поприще - у меня нет для этого ни основания, ни мыслей.

- Есть ли у Вас любимые ученики?

В своей практике я никогда не делила учеников на любимых и нелюбимых. Выделяю, конечно, тех учеников, которые начинают интересоваться предметом с первых же занятий, задают дополнительные вопросы, выходят за рамки учебника.

- Ну, Татьяна Александровна, и напоследок Ваши пожелания или слова благодарности коллегам и ученикам.

Огромное спасибо всем тем, кто помогал мне в трудные минуты мудрыми советами! Спасибо ученикам, которые помогли мне стать мудрее! «Если мечтаешь увидеть радугу, то не бойся попасть под дождь!» - мой девиз в жизни и на работе.

- Огромное спасибо, Татьяна Александровна!

Интервью провела Елена Титкина, ученица 11-го класса

В этом году наша школа готовится отмечать славный юбилей, мы вспоминаем об истории школы, о победах наших учеников и свершениях выпускников, однако мы считаем, что в праздничной круговерти нельзя забывать о тех, на ком держится школа. Давайте вспомним о наших учителях и побеседуем с ними, пусть наш разговор будет совсем коротким, но мы постараемся задать нашим педагогам самые интересные вопросы, чтобы увидеть учителя с неожиданной стороны.

Итак, 12 класс открывает юбилейную серию интервью с учителями Kesklinna Gümnaasium:

Интервью с учителем английского языка Евгением Жигаловым

Я решил задать вопросы учителю английского языка, Евгению Жигалову. Евгений работает в нашей школе уже около пяти лет и всем нам успел запомниться и полюбиться.

- Почему вы решили стать учителем?
Я чувствовал в себе потребность кого-то чему-то научить.

- Какие вы можете назвать плюсы или приятные аспекты работы учителем?
Приятно, когда вижу хорошие результаты учеников на экзаменах и на олимпиадах. Также, мне интересно общаться с молодёжью и решать их проблемы.

- Негативное или положительное отношение учеников к вам как к учителю?
Отношения ученика ко мне зависит от результатов самого ученика.

Интервью с Мариной Сергеевной Гусевой

- Нравится ли Вам ваша работа?
Да, безусловно, я люблю свою работу, она приносит много эмоций и впечатлений. Мне очень нравится общаться с детьми. Помимо преподавания физической культуры у меня есть ещё и классное руководство, для меня это огромное удовольствие: организация мероприятий, беседы по душам, живое общение. Кроме того, я уделяю много времени подготовке учеников к соревнованиям. Участие в состязаниях, особенно победы воодушевляют и учеников и учителя. Своей любимой работе я посвятила 26 лет, могу сказать, что я фанат своей профессии.

- Каким, по Вашему мнению, должен быть хороший учитель?
Самые важные качества хорошего учителя - справедливость и честность. Я считаю, что ученики должны получать те оценки, которые они заслуживают, ни больше, ни меньше. Каждая оценка зарабатывается исключительно трудом, работой и упорством. В этом и заключается справедливость. К своему предмету я отношусь серьёзно и хочу, чтобы ученики это принимали и понимали.

- Какие качества Вы цените в учениках?
Прежде всего, ученик должен быть целеустремлённым, старательным, трудолюбивым и позитивным. Так как я являюсь учителем физкультуры, я ценю в учениках спортивные навыки и умения. Я люблю спорт и уважаю спортсменов, так как это тяжёлый труд, который воспитывает характер и формирует личность. Многие положительные качества я стараюсь воспитывать в своих учениках.

Интервью брала ученица 12 А класса Сидорова Дарья.

Интервью с Оксаной Александоровной Николаевой

Кажется, что педагог - простая профессия, однако, если вникнуть в его рабочую деятельность, то мы увидим, что это довольно сложная профессия. Она включает в себя не только обучение детей, но и воспитание в них морали, правильного поведения, почитание взрослых, ответственность за свои поступки и многое другое. Педагогический процесс направлен на развитие и формирование личности ребенка. Именно по таким признакам осуществляется обучение в Нарвской Кесклиннаской гимназии. Одна из преподавателей – Оксана Александоровна Николаева любезно согласилась ответить мне на несколько вопросов, связанных с ее профессиональной деятельностью.

1) Какие мечты детства вы воплотили в жизни?
- С детства мечтала стать учителем, мечта сбылась! Те мечты, которые остались, надеюсь когда-то воплотятся!

2) Какой был самый значимый успех в вашей жизни?
- Мой самый большой успех в жизни - моя семья, круг общения и все,что я имею на сегодняшний день.

3) Какой самый лучший совет, который вам дали?
- Советов в жизни было достаточно, но в жизни поступала по велению сердца и совести.

Интервью с Ольгой Петровной Максимовой.

1. Как начался ваш трудовой путь в качестве учителя английского языка?
Работать я начала в 1991 году в 14 школе. Преподавала в гимназии в 10-11 классах, вела уроки и во вторых классах.

2. Вы помните свой первый урок? Что Вы чувствовали тогда?
Свой первый урок я провела в Петрозаводске, будучи на учебной практике в 5 классе. В тот момент, конечно волновалась и даже боялась немного.

3. А у Вас был в школе любимый учитель? Какой предмет преподавал?
В школе, пожалуй, самым любимым был Ахмат Меджидович Алиев, он преподавал историю. Запомнился он именно тем, как преподносил новую тему урока. У него были весьма глубокие знания в истории, также все ученики в классе его уважали, одним только взглядом он мог восстановить тишину в классе.

4. Есть ли у Вас любимая книга?
У меня много любимых книг, но хотелось бы отметить «Над пропастью во ржи» Селинджера, я люблю читать эту книгу в оригинале- на английском языке, перечитываю и мысленно возвращаюсь в детскую пору.


Интервью с Сильвией Соо

Одним из самых любимых учениками и поистине веселых учителей нашей школы можно смело назвать Сильвию Соо, преподавателя музыки на эстонском языке. В честь 90летия нашей школы, я взяла у Сильвии Соо небольшое интервью.

Как ваши дети относятся к вашей работе? Пойдут ли они по вашим стопам?
Моей дочери 31 год. Она не собирается на работу. Говорит: «Мам, ты хочешь, чтобы я была такая же нервная, как ты?». И вот, муж ее кормит. Я говорю: «Доченька, надо». Всё-таки университет она закончила, но, к сожалению, работать она не хочет. Воспитывает ребенка, она порядочная, всё хорошо. Но нет, никогда не собирается идти в учителя. Дети изменились.

Считаете ли вы себя примером для подражания?
Меня воспитывали быть скромной, и я никак не могу ставить себя в пример. Кто хочет, тот возьмёт пример. Конечно, стараюсь, чтобы дети брали пример.

Что мотивирует вас каждое утро вставать на работу?
Я говорю: «Здравствуй, мой Боже. Дай мне сил, чтобы я смогла быть доброй учительницей».

Было бы просто замечательно, если бы в школе было больше таких замечательных, добродушных учителей, как Сильвия Соо, способных заинтересовать учеников своим предметом и добавить частичку юмора на уроке.

Надежда Макарова 12а


Интервью с Ольгой Александровной Лучкой

Как изменились школа и ученики за время Вашего преподавания?
Учителя стали более загружены выполнением своих обязанностей. Сама школа не изменилась. Ученики стали более продвинуты в плане технологий и владения информацией, могут давать советы учителям по многим вопросам. И это хорошо! Учёба – это процесс всегда взаимный, достичь успеха в котором можно только в сотрудничестве.

Какой совет Вы бы дали тем ученикам, которые хотят стать учителями?
Работа учителя в наше время может быть интересна молодёжи, которая готова всё время самосовершенствоваться, принимать вызовы быстро меняющегося мира, быть гибкими и открытыми ко всему новому. Только в этом случае работа учителя будет приносить удовлетворение и радость.

Когда вы впервые плакали на работе и почему?
В начале этого учебного года меня до глубины души тронула обратная связь на просмотренное в качестве домашнего задания видео одной ученицы, которая высказала своё беспокойство и озабоченность по поводу участи жителей развивающихся стран, которые вынуждены выполнять любую чёрную работу ради того, чтобы только прокормить свои семьи.

Интервью провела ученица 12 А класса Алина Лернер


Три вопроса педагогу. Интервью с Натальей Кахур.

- Что Вам больше всего нравится в Вашей работе?
- Работа учителя очень интересна и ответственна. Каждый день приносит что-то новое, всегда есть возможность творчески подойти к решению повседневных задач. Мне нравится передавать свои знания детям, видеть, что мой труд приносит пользу и помогает ребятам.

- Если бы у Вас был шанс поменять профессию, Вы это сделали бы?
- Сейчас, после многих лет работы в школе, мне трудно представить себя в какой-то иной роли, профессия учителя стала частью моей жизни. Педагогика- это настолько широкое поле для профессионального и личностного развития, что учиться и повышать свой уровень можно постоянно. Чем больше я работаю, тем больше понимаю, как многого я ещё хотела бы достичь.

- Есть ли у Вас хобби? Оно как-то связано с вашей работой?
- В свободное время люблю бывать на природе, читаю, в том числе знакомлюсь с новинками современной эстонской литературы, так как преподаю этот предмет в гимназии.