Назначение основных узлов и систем. Назначение основных узлов и систем Коробка передач бтр 80 схема переключения

Наших статьи мы рассказали об истории создания БТР-80 и его технических характеристиках, теперь же перейдём к рассказу о его вооружении и опыту эксплуатации в войсках.

Вооружение БТР-80 состоит из спаренной установки, включающей в себя пулемёт КПВТ, имеющий калибр 14,5-мм, а так же 7,62-миллиметровый ПКТ. Эта установка расположена на цапфах, размещённых в лобовой её части. При этом наведение установки производилось вручную, с помощью винтового механизма. В горизонтальной же плоскости наведение производилось при помощи вращения башни.

Кроме того, для обеспечения наводки пулемётов использовался и перископический монокулярный оптический прицел 1ПЗ-2. Он обеспечивал ведение огня на дальность, не превышающую 2 000 метров при стрельбе из КПВТ по наземным целям, по воздушным целям такая дальность составляла 1 500 метров. При стрельбе из ПКТ поразить можно было только наземные цели на дальность не свыше 1 500 метров.

С помощью КПВТ экипаж бронемашины мог успешно бороться с легкобронированной и иной техникой противника, а так же с вертолётами и низколетящими самолётами. Его боекомплект составлял 500 патронов, снаряжённых в 10-ти лентах. ПКТ же применялся для уничтожения живой силы, а так же стационарных огневых средств противника. Его боекомплект составляет 2 000 патронов, расположенных в 8-ми лентах.

В целях обеспечения противопожарной безопасности машина была оснащена противопожарным оборудованием. Кроме того, БИР-80 был специально разработан для транспортирования его при помощи грузовых самолётов Ил-76 и Ан-22.

В 1994 году Российская армия приняла на вооружение модификацию ГАЗ-5903 (БТР-80) под наименованием ГАЗ-59029 (БТР-80А). От прототипа она отличалась совершенно новым комплексом вооружения. Так БТР впервые в истории отечественных бронетранспортёров такого класса, получил вместо крупнокалиберного пулемёта 30-ти миллиметровую автоматическую пушку, имевшую боекомплект 300 снарядов.

Конструкторы машины вынесли всё её вооружение на специальный лафет за границы обитаемого отделения. Такой ход позволил значительно уменьшить загазованность внутри боевого отделения при стрельбе. БТР-80А комплектовался дневным прицелом 1ПЗ-9, а так же танковым ночным прицелом под наименованием ТПН-3-42 «Кристалл», который позволял поражать в ночных условиях цели на расстоянии до 900 метров.

Новая модификация БТР-80 имела массу 14, тонн и она имела возможность сбивать вертолёты и самолеты, летающие на высотах до 4 000 метров.

Практически в одно и то же время с БТР-80А ГАЗ выпустил его модификацию под индексом БТР-80С, предназначенный для вооружения внутренних войск. Кроме того, на базе шасси этого БТР было создано в 1990 году и самоходное орудие 2С23 «Нона-СВК».

Разрабатывались и иные модификации этой машины. За рубежом так же производились её аналоги, в частности в Венгрии такие БТРы на базе предприятия CURRUS модифицировались под требования НАТО.

БТР-80 до сих пор состоит на вооружении Российской армии, кроме того, он поставлялся на вооружение цело ряда стран мира, начиная орт США и заканчивая республикой Чад.

Технические характеристики БТР-80:

Длина корпуса, мм 7650
Ширина корпуса, мм 2900
Высота, мм 2350..2460
База, мм 4400
Колея, мм 2410
Клиренс, мм 475
Бронирование
Тип брони стальная катаная
Лоб корпуса, мм/град. 10
Борт корпуса, мм/град. 7..9
Корма корпуса, мм/град. 7
Лоб башни, мм/град. 7
Борт башни, мм/град. 7
Корма башни, мм/град. 7
Вооружение
Углы ВН, град. 4..+60
Углы ГН, град. 360
Дальность стрельбы, км 1..2 (КПВТ) / 1,5 (ПКТ)
Прицелы 1ПЗ-2
Пулемёты 1 - 14,5-мм КПВТ / 1 - 7,62-мм ПКТ
Подвижность
Тип двигателя КамАЗ 7403
Мощность двигателя, л. с. 260
Скорость по шоссе, км/ч 80
Скорость по пересечённой местности, км/ч 20..40 по грунту / 9 на плаву
Запас хода по шоссе, км 600
Запас хода по пересечённой местности, км 200..500 по грунтовым дорогам
Удельная мощность, л. с./т 19,1
Колёсная формула 8-8/4
Тип подвески индивидуальная торсионная с гидравлическими амортизаторами
Преодолеваемый подъём, град. 30
Преодолеваемая стенка, м 0,5
Преодолеваемый ров, м 2
Преодолеваемый брод, м плавает

Проблема транспортировки пехоты и поддержки ее в бою остро встала перед советской армией уже в годы Великой Отечественной войны. Для решения этих задач разрабатывались бронетранспортеры. Однако первоначально их конструкции имели множество «детских болезней», справиться с которыми было достаточно сложно.

Новые решения, как часто бывает, подсказала война. После восстания в Будапеште отказались от открытого верха БТР, наследия еще Великой Отечественной. Эксплуатация БТР-60 и ее модификаций привела к , а бои в Афганистане выявили проблемы уже у «семидесятой». После модернизации этой машины армия получила новый БТР-80.

История создания

Боевые действия в демократической республике Афганистан выявили множество недостатков БТР-70. Одним из главных была ненадежная силовая система, два карбюраторных двигателя, спаренные и находящиеся в корме бронетранспортера.

Кроме традиционных недостатков бензиновых двигателей в армии, добавлялась прожорливость даже по армейским меркам. Боевые действия в высокогорье, кроме того, показали проблемы с потерей мощности. Проблемы доставляли люки на корпусе бронетранспортёра, экипажу и находящимся внутри мотострелкам, было сложно быстро покинуть машину.

Огневая поддержка на поле боя так же была невелика. Опыт боев показал, что угол подъема стволов оружия БТР недостаточен для ведения огня в горах. Недостаточной была и броневая защита «семидесятки». Не эффективно действовала водометная система, при пересечении водоемов забивавшаяся илом, торфом и водорослями.

Конструкторской группе Горьковского автозавода под командой И. Мухина и Е. Мурашкина было поручено модернизировать машину в соответствии с требованиями военных.

Модернизация получилось настолько глубокая, что можно говорить о принципиально новом бронетранспортере отечественной конструкции.

Сдвоенный двигатель был заменен на один мощный, КамАЗ-740.3, дизель с турбокомпрессором. Корпус был увеличен в сравнении с БТР-70 на 115 мм в высоту и длину, на 100 мм в ширину. Однако, за счет уменьшения клиренса, общая высота машины увеличилась только на 30 мм.

Было усиленно бронирование корпуса, все изменения привели к увеличению массы машины на 18 %. Если БТР-70 весил 11,5 тонн, то «восьмидесятка» поправилась до 13,6 тонн. После испытаний на полигонах, в 1986 году новый бронетранспортер был официально принят на вооружение.

Конструкция БТР-80

Компоновка машины предусматривает три части. В головной части находится отделение управления с экипажем из механика-водителя и командира. Они располагаются так: слева мех-вод, справа командир. Среднюю часть занимает наводчик-оператор и семь человек десанта.

К слову, десять – двенадцать человек может поместиться «на броне».

Десант внутри машины расположен на сидячих местах по центральной оси, лицом к бортам для наиболее эффективного наблюдения и стрельбы из личного оружия.

Десант ведет огонь через амбразуры с шаровыми установками. Они рассчитаны на углы ведения огня от ±15 до ±25° от центральной оси машины. Башней управляет наводчик оператор, боевое место которого находится в подвесном сиденье башни с круговым вращением.

Командир мотострелкового отделения, сидит на отдельном сидении сразу за мехводом и командиром, и ведет огонь из амбразуры по ходу движения машины. Мертвые зоны для десанта – задняя полусфера и передняя левая часть, за механиком-водителем.


Двигатель в данном БТР находится в хвостовой части. На корпусе конструкторы расположили несколько небольших технологических люков для возможности быстро добраться до узлов и механизмов силовой установки и трансмиссии.

Бронирование машины противопульное, слабо дифференцированное. Корпус собирают из катаных стальных листов, соединяя сваркой, толщина брони 5-9 мм. Корпус обтекаемой формы для лучшего прохождения водных преград, листы установлены с разными углами наклона для повышения защиты при обстреле.

Средний лобовой лист укрыт специальным щитком-волноотражателем.

В поднятом положении он защищает смотровое стекло механика-водителя от захлестывания волной при движении на плаву.

Были установлены новые, широкие двухсоставные двери десантного отделения. Верхняя половина откидывается вбок и фиксируется пружинной задержкой, нижняя в открытом положении образует ступеньку, своеобразную аппарель и облегчает десантирование из движущейся машины.

Вооружение машины составляют спаренные: крупнокалиберный (14,5 мм) пулемет КПВТ и 7,62 мм ПКТ. Оружие размещается в небольшой бронированной башенке кругового обстрела, установка цапфенная, угол возвышения в пределах от −4 до +60°.


Наведение блока вооружения и поворот башни осуществляется вручную. Прицеливание обеспечивается перископическим прицелом 1ПЗ-2. Монокулярная оптика позволяет накрывать цель КПВТ на дистанции до 2000 м, ПКТ до 1500 м. Боеукладка включает 500 патронов в коробах для КПВТ и 2000 для ПКТ.

Наблюдение осуществляется через перископы. У механика-водителя располагается три перископа ТНПО-115. Для действий в ночное время предполагается использование инфракрасных фар и оптического прибора.

Видимость через приборы наблюдения, ночью, в зависимости от условий, варьируется от 60 до 120 метров.

Обзор командира обеспечен смотровым прибором комбинированного типа ТКН-3, для использования его в ночное время на корпусе машины установлен прожектор ОУ-3ГА2М с инфракрасным фильтром, который обеспечивает работу в активном режиме, дальность видимости до 400 метров.

Оператор-стрелок обеспечен круговым наблюдением: перископами переднего и тылового обзора типа ТНП и прицелом. В десантном отсеке дополнительно установлено шесть ТНПО для обеспечения десантникам обзора.


Связь обеспечивается радиостанциями Р-123 на ранних сериях машин, впоследствии их сменили более совершенные Р-173. Кроме того на части машин в ходе модернизации были установлены симплексные радиостанции Р-163. Внутренняя связь обеспечивается Р-124, рассчитанной на трёх абонентов.

Модернизация и сравнение с зарубежными аналогами

За многолетнюю службу БТР-80 неоднократно подвергался модернизации. В российской армии встречаются следующие разновидности машины:

  • командно-штабная машина, дополнительно оборудованная средствами радиосвязи и позиционирования на местности, кроме этого часть БТР-80К выпущена в качестве передвижных пунктов управления ракетными пусками;
  • БТР-80А, модернизированный вариант с необитаемым боевым модулем с 30-мм пушкой 2А72. Вместо башни со спаркой пулеметов;
  • БТР-80М, с усиленным двигателем ЯМЗ-238, а так же шинами повышенной пулестойкости и большей длиной корпуса;
  • БТР-80АМ, двигатель ЯМЗ-238 и необитаемый боевой модуль.

Кроме России эти транспортёры, находятся на вооружении 26 стран мира. Улучшать любят не только русские, поэтому известны варианты, подогнанные даже под стандарты НАТО. Наибольших успехов на этом поприще достигли венгерские разработчики:

  • BTR-80 SKJ – специализированная медицинская машина;
  • BTR-80 VSF – для войск РХБЗ;
  • BTR-80 MVJ – эвакуатор для поврежденной на поле боя техники с возможностью простейшего ремонта на месте;
  • BTR-80 MPAEJ – аппарат для ремонта и технического обслуживания;
  • BTR-80 MPFJ – инженерно-техническая модификация.

Кроме Венгрии над «восьмидесяткой» много трудились в Польше и Украине. Внимание, с которым инженеры относятся к этой машине, говорит о ее огромном потенциале для модернизации и важности в военном деле.


Применение БТР-80 в Афганистане и других конфликтах не сильно заинтересовало американских военных, привыкших к гусеничным транспортерам. Ситуацию изменил знаменитый Бросок на Приштину, показавший преимущество колесной техники перед гусеничной в подобных операциях.

В итоге армия США получила M1126 Stryker, за основу которого взята швейцарская «Пиранья» БТР и наша «восьмидесятка». Сравнительные испытания, между тем, показали наличие серьезных проблем у американцев. Из-за большого веса машины и особенностей трансмиссии Stryker чаще застревает в грязи.

Если у отечественного БТР оторвет миной пару колес, он вполне в состоянии добраться до своих.

Американец же, несмотря на наличие тех же 8 колес, встает после потери хотя бы одного из них.

Боевое применение БТР-80

С момента поступления первых машин в войска они тут же заняли положенную им нишу. Ни одно боевое столкновение, произошедшее с 1986 года на территории в ведении СССР, России и стран-союзников, не обходилось без хотя бы косвенного участия БТР-80.


БТР, рабочая лошадка любого конфликта, обеспечивала быструю и относительно безопасную доставку живой силы на место столкновения. Она же поддерживала пехоту огнем своих пулеметов, а при необходимости, эвакуировала раненых бойцов.

Показательный случай грамотного использования качеств БТР-80 можно увидеть в событиях августа 1996 года.

В Грозном части внутренних войск оказались блокированы на площади Минутка. Возможности для эвакуации тяжелораненых солдат не было. Один из офицеров, майор Ларин, решил пробиваться с раненными на БТР.

Разогнавшись, с экипажем Ларин пробивается через первое кольцо окружения, но необходимо было проехать через весь город. Командир приказывает разжечь фальш-дымы на башне БТР перед очередным заслоном боевиков. Одновременно с нескольких сторон машину атакуют гранатометчики.

Одна из гранат, сорвав прикрепленные для усиления брони ящики на борту, взрывается у корпуса, не повреждая при этом двигатель. Командир приказывает механику-водителю сбросить скорость, не выключая двигателя, и медленно остановить машину. Одновременно с этим разгораются , и создается полное впечатление поражения машины.

По воспоминаниям Ларина, боевики поднялись в полный рост, ожидая, что через люки полезут оглушенные и обожжённые бойцы. Вместо этого экипаж разворачивает КПВТ в сторону нападающих. Очередь из пулемета сопровождается приказом снова набирать скорость. Эта хитрость позволила вырваться из кольца окружения и доставить раненных в госпиталь.


В прочих войнах умелые руки и ясная голова позволяли со всей эффективностью использовать маневренность и мощь БТРов.

След в культуре

БТР-80, одна из самых массовых машин последних десятилетий внесла громадный вклад в кино и видео. Все, что, так или иначе, связано с боевыми действиями, обязательно рано или поздно покажет БТР-80. Благодаря характерному силуэту перепутать эту машину невозможно.

Интересно, что увидеть аппарат можно не только в кино, но и многочисленных клипах музыкальных исполнителей.

С высокой долей вероятности если они хотят изобразить «что-то военное» в своих творениях, то там появится трудяга БТР-80. Часто эти машины используют в небольших городах на День Победы.

Если сильно захотеть, можно не только полететь в космос, но и самостоятельно построить БТР-80 и поставить у себя дома на полочке. Российская компания «Звезда», а так же китайская «Trumpeter» и итальянская «ITALERY» и многие другие занимаются выпуском сборных моделей БТР-80.

Продукция пользуется большим спросом в Китае. Восточные соседи, увлеченные реконструкцией советской и российской армий в Афганской и Чеченской войне, интересуются этой техникой не меньше россиян.

Видео

Бронетехника России и мира фото, видео смотреть онлайн значительно отличалась от всех предшественников. Для большого запаса плавучести заметно увеличили высоту корпуса, а для улучшения остойчивости ему в поперечном сечении была придана трапецеидальная форма. Нужную пулестойкость корпусу обеспечивала катаная цементованная броня с дополнительно закаленным наружным слоем марки КО ("Кулебаки- ОГПУ"). При изготовлении корпуса применялась сварка броневых листов с внутренней мягкой стороны, для облегчения сборки применялись специальные стапели. Для упрощения монтажа агрегатов верхние броневые листы корпуса сделали съемными с уплотнением на тканевых прокладках, смазанных суриком.

Бронетехника второй мировой войны в которой экипаж их двух человек размещался вблизи продольной оси в затылок друг другу, но башня с вооружением была смещена на 250 мм к левому борту. Силовой агрегат смещен к правому борту таким образом, что доступ для ремонта двигателя был возможен изнутри боевого отделения танка после снятия предохранительной перегородки. В корме танка по бортам располагались два бензобака емкостью по 100 л., а непосредственно за двигателем – радиатор и теплообменник, омываемые забортной водой при движении на плаву. На корме, в специальной нише, располагался гребной винт с водоходными рулями. Баланс танка был подобран таким образом, что на плаву он имел небольшой дифферент на корму. Привод гребного винта осуществлялся карданным валом от коробки отбора мощности, укрепленной на картере коробки перемены передач.

Бронетехника СССР в январе 1938 г. по ходатайству начальника АБТУ Д. Павлова вооружение танка должно было быть усилено путем установки 45-мм полуавтоматической пушки или 37-мм автоматической пушки, причем в случае установки полуавтомата экипаж должен был быть увеличен до трех человек. Боекомплект танка должен был состоять из 61 выстрела для 45-мм пушки и 1300 патронов к пулемету. КБ завода № 185 выполнило два проекта по теме "Замок", в качестве прототипа которых использовался шведский танк "Ландсверк-30".

Бронетехника вермахта не избежала неприятностей с форсированием двигателя. К сказанному можно добавить только то, что указанный кризис был преодолен фактически только в 1938 г., для чего танк получил не только форсированный двигатель. С целью усиления подвески в нем были применены более толстые листы рессор. Пошли резиновые бандажи из неопрена – отечественного синтетического каучука, начато изготовление траков из стали Гартфильда горячей штамповкой, введены закаленные ТВЧ пальцы. Но все эти изменения в танк были введены не одномоментно. Корпус танка с наклонными бронелистами изготовить в срок не удалось. Однако коническая башня улучшенной защиты была подана вовремя, и танк с прежним корпусом, усиленной подвеской (за счет установки более толстых листов рессор), форсированным двигателем и новой башней поступил на испытания на НИБТполигон.

Современная бронетехника шла под условным индексом Т-51. В нем был сохранен процесс перехода с гусениц на колеса, как у прототипа, – опусканием специальных рычагов с колесами без выхода человека. Однако после корректировки требований к танку, сделавших его трехместным (решено было сохранить дублирующее управление у заряжающего), и усиления его вооружения до уровня БТ колесный ход по типу "Ландсверка" реализовать оказалось уже невозможным. Кроме того, трансмиссия колесного привода танка была чрезмерно сложной. Поэтому вскоре работы по теме "Замок" велись уже над танком Т-116, в котором "переобувание" производилось по типу БТ – снятием гусеничных цепей.

Конструкцией предусмотрено, что БТР-80 может продолжать движение при полном выходе из строя одного или даже двух колес.

БТР-80 разработан по той же конструктивной схеме, что и его предшественники БТР-60 и БТР-70: в передней части, а находится отделение управления, за ним десантное отделение и в кормовой части корпуса - моторно-трансмиссионное отделение.

Герметичный, полностью закрытый корпус бронетранспортера сварен из катаных стальных броневых листов, расположенных с большими углами наклона к вертикали. Он защищает экипаж и десантников от пуль ручного стрелкового оружия калибра 7,62мм, а лобовая броня - от пуль калибра 12,7мм.

В отделении управления оборудованы места механика-водителя и командира машины. В их распоряжении находятся перископические приборы наблюдения. В правой части лобового листа оборудована шаровая опора для ведения стрельбы из автомата. Доступ в отделение управления осуществляется через два люка в крыше корпуса. За местами механика-водителя и командира установлены одноместные сиденья одного из пехотинцев десанта и: стрелка башенной пулеметной установки. Основное вооружение БТР-80 состоит из 14,5-мм пулемета КПВТ и спаренного с ним 7,62-мм пулемета ПКТ. Пулеметы установлены в конической башне с углами наведения 360° по горизонтали и от - 4° до +60° по вертикали.

ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ БТР-80

БОЕВАЯ МАССА,т.

ЭКИПАЖ, чел.:

ГАБАРИТНЫЕ РАЗМЕРЫ, мм:

длина - 7650, ширина - 2900, высота - 2350, база - 4400, колея -2410, дорожный просвет - 475.

ВООРУЖЕНИЕ-

Пулемет КПВТ калибра 14,5мм, пулемет ПКТ калибра 7,62мм, 6 пусковых установок для 81 -мм дымовым гранат.

БОЕКОМПЛЕКТ;

500 патронов калибра 14,5мм, 2000 патронов калибра 7,62мм.

ПРИБОРЫ ПРИЦЕЛИВАНИЯ:

прицел 1ПЗ-2.

БРОНИРОВАНИЕ, мм:

лоб корпуса - 10, борт - 7... 9, корма - 7, башня - 7.

ДВИГАТЕЛЬ:

КамАЗ-7403, восьмицилиндровый, дизельный, четырехтактный, V-образный, с турбокомпрессорным наддувом, жидкостного охлаждения, мощность - 260л.с. при 2600 об./мин, рабочий объем - 10 850 см3.

ТРАНСМИССИЯ:

сухое двухдисковое сцепление, пятискоростная коробка передач с синхронизаторами на 2, 3,4 и 5-й передачах, карданная передача, двухступенчатая раздаточная коробка с дифференциальной раздачей крутящего момента на два потока (на 1-3-й и 2-4-й мосты) и блокировкой дифференциала, но раздаточной коробке смонтирована коробка отбора мощности на водометный движитель и лебедку, 4 главные передачи, 4 дифференциала, 8 колесных редукторов.

ХОДОВАЯ ЧАСТЬ:

колесная формула 8x8, размер шин 13,00-18", давление воздуха в шинах регулируется от 0,5 до 3 кг/см2 подвеска рычажно-торсионная независимая, амортизаторы гидравлические, телескопические, двойного действия, по два у колес 1-й и 4-й осей и по одному у колес 2-й и 3-й осей, колеса 1-й и 2-й осей управляемые.

СКОРОСТЬ МАКС, км/ч;

по суше - 80, на плаву - 9.

ЗАПАС ХОДА:

по суше - 600км, на плаву - 12 часов.

ПРЕОДОЛЕВАЕМЫЕ

ПРЕПЯТСТВИЯ:

угол подъема, град. - 30; ширина рва, м - 2;

высота стенки, м - 0,5.

СРЕДСТВА СВЯЗИ:

радиостанция P-163-50y и переговорное

устройство Р-174.

Для освещения целей при стрельбе ночью на консоли пулеметной установки смонтирован ИК-осветитель. На кормовой стенке башни установлены дымовые гранатометы системы 902В «Туча», а в крыше - прибор ТНПТ-1, предназначенный для наблюдения башенным стрелком за дорогой и местностью, находящимися в заднем секторе обзора. Основная часть десанта - шесть полностью экипированных пехотинцев -располагается лицом к бортам на двух сиденьях, смонтированных в десантном отделении вдоль продольной оси корпуса. Для ведения десантниками стрельбы в бортах корпуса имеется семь амбразур, выполненных с разворотом по курсу, причем две из них предназначены для ведения стрельбы из пулеметов. Амбразуры снабжены шаровыми опорами, позволяющими стрелять без разгерметизации десантного отделения на зараженной местности. По одной амбразуре для стрельбы вверх имеется и в обеих бронированных люках крыши десантного отделения. Кроме двух люков в крыше корпуса, для посадки и спешивания десанта используются двустворчатые двери в обоих бортах бронетранспортера. Одна створка двери откидывается вверх, а другая опускается вниз и образует подножку, благодаря чему в случае необходимости посадка и спешивание десанта могут производиться при движении машины.

1 Силовая установка БТР-80 состоит из одного дизельного 8-цилиндрового V-образного четырехтактного двигателя жидкостного охлаждения КамАЗ-7403 с турбокомпрессорным наддувом мощностью 260л.с. при 2600об./мин, рабочий объем - 10 850см2. Размещение одного двигателя вместо двух повлекло за собой и изменения в конструкции агрегатов трансмиссии. Она включает в себя сухое двухдисковое сцепление, пятискоростную коробку передач с синхронизаторами на 2,3,4 и 5-й передачах, карданную передачу. Вместо двух раздаточных коробок установлена одна межосевая двухступенчатая раздаточная коробка с дифференциальной раздачей крутящего момента на два потока (на 1-3-й и 2-4-й мосты) и принудительной блокировкой дифференциала. Блокировочные устройства обеспечивают включение понижающей передачи и блокировку межосевого дифференциала только при включенных передних мостах. Чтобы при перегрузке элементов трансмиссии (при заблокированном дифференциале) исключить поломки, в раздаточной коробке имеется фрикцион - муфта предельного момента. На раздаточной коробке смонтирована коробка отбора мощности на водометный движитель и лебедку.

2 Главные передачи ведущих мостов - с кулачковыми дифференциалами повышенного трения. Колесные редукторы - одноступенчатые, с косозубыми цилиндрическими шестернями. Колеса с разъемными ободами и с бескамерными пулестойкими пневматическими шинами КИ-80 или КИ-126 размером /3.00-/8". Давление воздуха в шинах регулируется от 0,5 до 3 кг/см2, подвеска рычажно-торсионная независимая, амортизаторы гидравлические, телескопические, двойного действия, по два у колес 1-й и 4-й осей и по одному у колес 2-й и 3-й осей, колеса 1-й и 2-й осей управляемые. Централизованная система регулирования давления воздуха в шинах позволяет водителю в зависимости от условий движения устанавливать соответствующее давление в шинах, чем обеспечивается низкое удельное давление на грунт и тем самым высокая проходимость по бездорожью, сравнимая с гусеничными машинами. Кроме того, БТР-80 может продолжить движение при полном выходе из строя одного или даже двух колес. Машина не повреждается при наезде на противопехотную мину, а при подрыве на противотанковой мине сохраняет подвижность, так как энергия взрыва повреждает, как правило, одно из восьми колес.

3 Движение по воде обеспечивается работой одноступенчатого водометного движителя с четырехлопастным рабочим колесом диаметром 425мм. Выходное окно водомета при движении по суше закрывается броневой заслонкой. При движении по воде закрытие заслонки приводит к направлению воды в каналы заднего хода. Максимальная скорость на плаву не менее 9 км/ч. Запас хода на плаву при средних эксплуатационных режимах работы двигателя (1800-2200)- 12 часов.

4 На машинах ранних выпусков устанавливались радиостанции P-I23M и ТПУ Р-124, в дальнейшем замененные на P-163-50У и Р-114.

Информация взята из журналов «Русские Танки» и «Техника и Вооружение»

Cоветский бронетранспортёр, спроектированный в начале 80-х, как развитие бронетранспортёра БТР-70, с учётом выявленных в Афганской войне недостатков. В серийное производство БТР-80 поступил в 1984 году, и, неоднократно модернизируясь, по состоянию на 2012 год всё ещё продолжает выпускаться. Последние модели БТР-80, оборудованные усиленным вооружением, многими специалистами классифицируются как колёсные боевые машины пехоты (БМП). Использовался советскими войсками в Афганской войне, а с 1990-х годов стал основным бронетранспортёром Вооружённых Сил России, а так же ряда других бывших советских республик и применялся практически во всех крупных вооружённых конфликтах на постсоветском пространстве. Активно продовался и на данный момент продолжает поставляется на экспорт, в общей сложности, по состоянию на 2011 год БТР-80 состоит на вооружении около 26 государств.

История создания и производства

Основным бронетранспортёром ВС Советского Союза к началу 1980-х годов являлся запущенный в серийное производство в 1976 году БТР-70. Опыт их использования уже вскоре показал, что, несмотря на серьёзные улучшения по сравнению с БТР-60, множество главных недостатков и недочётов предшественника перешли к нему почти без исправлений и зменений. Одним из них была довольно сложная и очень ненадёжная конструкция силовой установки из спаренных карбюраторных двигателей, имевших к тому же повышенный расход топлива и ряд других недостатков по сравнению с дизельным двигателем. Серьёзной проблемой оставалась весьма неудовлетворительная высадка и посадка десанта и экипажа, по сравнению с БТР-60 она была лишь совсем немного улучшена. Как показала Афганская война, неудовлетворительной была и защищённость машины. Помимо этого на БТР-70 приплюсовались проблемы с водомётным движителем новой конструкции, он на плаву часто забивался водорослями, торфяной жижей и т. д.

Для устранения этих недостатков, в конструкторском бюро Горьковского автозавода под руководством И. Мухина и Е. Мурашкина в начале 1980-х годов был создан бронетранспортёр ГАЗ-5903. При оставлении неизменной компоновки БТР-70, новая машина отличалась от неё множеством улучшений. Например- вместо спарки карбюраторных двигателей был поставлен один дизельный двигатель большей мощности, для посадки и высадки десанта были оборудованы большие двухстворчатые люки в бортах корпуса. Сам корпус стал на 115 мм выше и длиннее, и на 100 мм шире, но общая высота машины возросла лишь на 30 мм. Последующее развитие стремилось дать экипажу и десанту возможность ведения огня из-под защиты брони, для этого стрелковые порты в бортах корпуса были заменены шаровыми установками, развёрнутыми в сторону передней полусферы. Бронирование бронетранспортёра было усилено незначительно, но всё же масса ГАЗ-5903 возросла на 18 % по сравнению с БТР-70, с 11,5 до 13,6 тонн, но в целом подвижность машины осталась неизменной, а запас хода только увеличился. После успешно пройденных государственных испытаний, ГАЗ-5903 был в 1986 году принят на вооружение ВС СССР и получил название БТР-80.

Описание

БТР-80 имеет компоновку с размещением отделения управления в лобовой, совмещённого десантного и боевого - в средней, а моторно-трансмиссионного - в задней части машины. Экипаж БТР-80 состоит из трех человек: командира отделения (машины), механика-водителя и наводчика; коме них, бронетранспортёр может брать на борт десант из 7 бойцов.

Броневой корпус и башня

БТР-80 имеет слабо дифференцированную (классификационный термин конструкции бронированных наземных боевых машин. Боевая машина имеет дифференцированную бронезащиту, если её корпус снабжён бронёй неравной толщины в различных своих частях. Как правило, наиболее толстая и прочная броня оборудуется в местах, наиболее подверженных вражескому огню - лоб или вся передняя оконечность машины. Менее толстой бронёй оснащаются борта и корма.) противопульную бронезащиту. Броневой корпус транспортёра делается при помощи сварки из катаных листов гомогенной броневой стали толщиной от 5 до 9 мм. Большинство листов вертикального бронирования БТР-80, за исключением нижних бортовых и кормового, установлены с довольно значительными углами наклона. Броневой корпус всех БТР-80 имеет обтекаемую форму, значительно повышающую его водоходные качества и оснащён складным волноотражательным щитком, укладывающимся в походном положении на средний лобовой лист корпуса, таким образом не намного повышая его защиту.

В лобовой части корпуса располагается отделение управления, в котором, слева и справа соответственно, располагаются механик-водитель и командир бронетранспортёра. За ним размещено отделение десанта, сделанное вместе с боевым. Шесть десантников в кормовой части десантного отделения размещены в нём на двух продольных пластиковых сиденьях в центре, сидя лицом к борту. В передней части, сразу за местами механика-водителя и командира, есть два одиночных сидения для оставшихся членов десанта, при этом правое сиденье развёрнуто по ходу машины, чтобы обеспечить возможность ведения огня, а левое, занимаемое членом десанта, в боевых условиях становящимся башенным стрелком, развёрнуто спиной к борту. Возле мест всех членов десанта, помимо башенного стрелка, в бортах есть восемь шаровых установок с углами горизонтальной наводки от +...-15 до +...-25 град. предназначенные для стрельбы из личного оружия. Шаровые установки повёрнуты в направлении передней полусферы, в результате этого задняя полусфера является мёртвой зоной для десантников, маленькая мёртвая зона есть и спереди слева. Также, ещё два лючка для обстрела верхней полусферы, без шаровых установок, оборудованы в десантных люках в крыше.

На БТР-80, как и на предшественниках, оборудованы два прямоугольных десантных люка в крыше, но всё же основным средством высадки и посадки на нём служат большие двухстворчатые бортовые двери расположенные сразу за башней. Верхняя крышка бортовой двери откидывается вперёд по ходу машины, а нижняя откидывается вниз и становится подножкой, что, в отличие от предшественников, разрешило производить посадку и высадку десанта из БТР-80 во время движения. Механик-водитель и командир, как и на предыдущих моделях бронетранспортёров, имеют два индивидуальных полукруглых люка, которые расположенны над своими рабочими местами. Помимо этого, в корпусе БТР-80 оборудованы целый ряд люков и лючков, служивших для доступа к агрегатам двигателя, трансмиссии и лебёдки.

Вооружение

Вооружение БТР-80 составляет спаренная установка 14,5-мм пулемёта КПВТ и 7,62-мм ПКТ. Установка оборудуется на цапфах в лобовой части башни, её наведение в вертикальной плоскости, в пределах?4…+60 град, производится вручную с помощью винтового механизма, горизонтальная наводка производится вращением башни. Наводка пулемётов на цель делалась при помощи перископического монокулярного оптического прицела 1ПЗ-2, имевшего переменное увеличение 1,2х или 4х при поле зрения, соответственно, 49 град и 14 град и разрешавшего огонь из КПВТ на дальность до 2000 метров по наземным целям и 1000 м по воздушным целям, и из ПКТ - до 1500 метров по наземным целям. КПВТ специализировался на борьбе с легкобронированной и небронированной техникой противника, а так же низколетящих воздушных целей, данный пулемёт имеет боекомплект 500 патронов в 10 лентах, снаряжённых бронебойно-зажигательными пулями Б-32, бронебойно-трассирующими БЗТ, бронебойно-зажигательными, с сердечником из карбида вольфрама, БСТ, зажигательными ЗП и зажигательными мгновенного действия МДЗ. ПКТ же специализировался на поражении живой силы и огневых средств противника и имеет боекомплект в 2000 патронов в 8 лентах.

Средства наблюдения и связи

Механик-водитель и командир БТР-80 в дневное время в небоевых условиях производят наблюдение за местностью через два закрытых ветровыми стёклами люка расположенных в верхнем лобовом бронелисте корпуса. В боевых условиях, а так же при движении ночью, наблюдение за местностью они осуществляют через перископические смотровые приборы различных типов. Механик-водитель на машинах ранних выпусков имел три перископических смотровых прибора ТНПО-115 для обзора переднего сектора, на машинах последующих серий к ним был добавлен ещё один ТНПО-115 оборудованный в левом верхнем скуловом бронелисте корпуса. Ночью, центральный из направленных вперёд приборов заменялся перископическим бинокулярным пассивным прибором ночного видения ТВНЕ-4Б, работавшим за счёт усиления естественного освещения, или за счёт подсветки фарой ФГ125 с инфракрасным светофильтром. Поле зрения прибора по горизонту составляло 36 град, по вертикали - 33 град, а дальность видения при нормальных условиях - 60 метров при подсветке фарой и 120 при естественной освещённости в 5·10?3 лк (Люкс (от лат. lux - свет; русское обозначение: лк, международное обозначение: lx) - единица измерения освещённости в Международной системе единиц (СИ)).

Главным средством наблюдения для командира машины является комбинированный бинокулярный перископический электронно-оптический смотровой прибор ТКН-3 с дневным и пассивным ночным каналами. ТКН-3 имеет увеличение в 5х для дневного и 4,2х для ночного канала, при поле зрения в 10 град и 8 град, соответственно. Оборудование прибора допускала его поворот в пределах +...-50 град. по горизонтали и качание в пределах?13 - +33 град. в вертикальной плоскости. С прибором был совмещён прожектор ОУ-3ГА2М со съёмным инфракрасным светофильтром, использовавшийся для подсветки при недостаточной естественной освещённости. Дальность видения ночью для ТКН-3 достигала 300-400 метров. Помимо ТКН-3, командир имеет три прибора ТНПО-115 - два для обзора переднего сектора и один, оборудованный в правом верхнем скуловом бронелисте.

Для башенного стрелка, главным средством наблюдения за местностью является прицел орудия, помимо этого у негоесть перископические смотровые приборы: ТНП-205, оборудованный в левом борту башни и ТНПТ-1, размещённый в крыше башни и обеспечивающий задний обзор. Десант имеет два перископических смотровых прибора ТНП-165А, которые оборудованы в крыше корпуса за башней, рядом с посадочными местами десантников-пулемётчиков, а также четыре прибора ТНПО-115, которые размещены в верхних бортовых бронелистах корпуса по обе стороны от дверей.

Для внешней связи, на БТР-80 ранних выпусков оборудовалась радиостанция Р-123М, на машинах более поздних выпусков она была заменена более современными Р-163 или Р-173. Для внутренней связи, БТР-80 оборудован танковым переговорным устройством Р-124 на трёх абонентов - командира, механика-водителя и башенного стрелка.

Двигатель

На БТР-80 применяется двигатель КамАЗ-740.3 с турбокомпрессором, на каждом развале двигателя. БТР-80 с двигателм ЯМЗ-238М2 имеет индекс БТР-80М

ТТХ

Классификация: Бронетранспортёр
-Боевая масса, т: 13,6
-Экипаж, чел.: 3
-Десант, чел.: 7

Длина корпуса, мм: 7650
-Ширина корпуса, мм: 2900
-Высота, мм: 2350..2460
-База, мм: 4400
-Колея, мм: 2410
-Клиренс, мм: 475

Бронирование:

Тип брони: стальная катаная
-Лоб корпуса, мм/град.: 10
-Борт корпуса, мм/град.: 7..9
-Корма корпуса, мм/град.: 7
-Лоб башни, мм/град.: 7
-Борт башни, мм/град.: 7
-Корма башни, мм/град.: 7

Вооружение:

Углы ВН, град.: -4..+60
-Углы ГН, град.: 360
-Дальность стрельбы, км: 1..2 (КПВТ); 1,5 (ПКТ)
-Прицелы: 1ПЗ-2
-Пулемёты: 1 х 14,5-мм КПВТ; 1 х 7,62-мм ПКТ

Подвижность:

Двигатель: Производитель: Камский автозавод; Марка: КамАЗ 7403; Тип: дизельный; Объём: 10 850 куб. см.; Максимальная мощность: 260 л.с., при 2600 об/мин; Максимальный крутящий момент: 785 Н·м, при 1800 об/мин; Конфигурация: V8; Цилиндров: 8; Расход топлива при смешанном цикле: 60..130 л/100 км; Расход топлива на трассе: 48 л/100 км; Диаметр цилиндра: 120 мм; Ход поршня: 120 мм; Степень сжатия: 16; Охлаждение: жидкостное; Тактность (число тактов): 4; Порядок работы цилиндров: 1-5-4-2-6-3-7-8; Максимальные обороты: 2930
-Скорость по шоссе, км/ч: 80
-Скорость по пересечённой местности, км/ч: 20..40 по грунту; 9 на плаву
-Запас хода по шоссе, км: 600
-Запас хода по пересечённой местности, км: 200..500 по грунтовым дорогам
-Удельная мощность, л. с./т: 19,1
-Колёсная формула: 8х8/4
-Тип подвески: индивидуальная торсионная с гидравлическими амортизаторами
-Преодолеваемый подъём, град.: 30
-Преодолеваемая стенка, м: 0,5
-Преодолеваемый ров, м: 2
-Преодолеваемый брод, м: плавает