Гидрораспределительный аппарат. Система рулевого управления колесной машины Привод управления планетарными механизмами поворота

Изобретение относится к области транспортного машиностроения и может быть использовано при проектировании, конструировании и модернизации машин с колесным типом движителя. Система рулевого управления колесной машины содержит рулевой механизм, рулевой привод и гидроусилитель поворота передних управляемых колес и снабжена вторым рулевым колесом, расположенным под первым и имеющим свой рулевой механизм с рулевой сошкой, продольной рулевой тягой поворота задних управляемых колес, золотником управления поворотом задних управляемых колес, гидроусилителем поворота задних управляемых колес, двумя рулевыми трапециями задних управляемых колес с возможностью поворота задних управляемых колес независимо от поворота передних управляемых колес. Технический результат заключается в улучшении поворачиваемости машины. 2 ил.

Изобретение относятся к области транспортного машиностроения и может быть использовано при проектировании, конструировании и модернизации машин с колесным типом движителя. Известны машины, имеющие передние и задние управляемые колеса, например машина "Лукс" (ФРГ), семейство машин "Пегасо" (Испания), а также аналогичные машины в Японии и других странах. В нашей стране имеются машины со всеми управляемыми колесами (Зил-135лм, БАЗ 5937, 5938, 5939). Известен бронетранспортер БТР-80, система рулевого управления которого включает 1) рулевой механизм; 2) рулевой привод; 3) гидравлический усилитель рулевого управления (передних управляемых колес), (см. Техническое описание и инструкцию по эксплуатации БТР-80. Часть 2. - М.: Военное издательство, 1990, с. 33-38. Открытое издание. Прототип). Бронетранспортер БТР-80, имея хорошие показатели устойчивости движения, обладает низким показателем поворачиваемости, выражающимся в большой величине минимального радиуса поворота (14 м). Задачей предлагаемого изобретения является улучшение поворачиваемости машины (уменьшение величины минимального радиуса поворота). Поставленная задача решается введением 1) второго рулевого колеса, расположенного под первым и имеющего свой рулевой механизм с рулевой сошкой; 2) продольной рулевой тяги поворота задних управляемых колес; 3) золотника управления поворотом задних управляемых колес; 4) гидроусилителя поворота задних управляемых колес; 5) двух рулевых трапеций задних управляемых колес. Система рулевого управления колесной машины, содержащая рулевой механизм, рулевой привод и гидроусилитель поворота передних управляемых колес, отличающаяся тем, что снабжена вторым рулевым колесом, расположенным под первым и имеющим свой рулевой механизм с рулевой сошкой, продольной рулевой тягой поворота задних управляемых колес, золотником управления поворотом задних управляемых колес, гидроусилителем поворота задних управляемых колес, двумя рулевыми трапециями задних управляемых колес с возможностью поворота задних управляемых колес независимо от поворота передних управляемых колес. На фиг.1 приведена общая схема предлагаемой системы рулевого управления колесной машины. На фиг.2 приведена конструкция рулевых колес с рулевыми механизмами. На фиг.1 и 2 обозначены 1) рулевое колесо поворота передних управляемых колес;
2) рулевое колесо поворота задних управляемых колес;
3) рулевой вал поворота передних управляемых колес;
4) полый рулевой вал поворота задних управляемых колес;
5) рулевой механизм поворота передних управляемых колес;
6) рулевой механизм поворота задних управляемых колес;
7) рулевая сошка рулевого механизма поворота передних управляемых колес;
8) рулевая сошка рулевого механизма поворота задних управляемых колес;
9) золотник управления поворотом передних управляемых колес;
10) золотник управления поворотом задних управляемых колес;
11) гидроусилитель поворота передних управляемых колес;
12) гидроусилитель поворота задних управляемых колес;
13) гидравлические магистрали поворота передних управляемых колес;
14) гидравлические магистрали поворота задних управляемых колес;
15) продольная тяга поворота передних управляемых колес;
16) продольная тяга поворота задних управляемых колес;
17) рулевые трапеции задних управляемых колес. В систему рулевого управления БТР-80 дополнительно введены рулевое колесо поворота задних управляемых колес, полый рулевой вал поворота задних управляемых колес, рулевой механизм поворота задних управляемых колес, рулевая сошка рулевого механизма поворота задних управляемых колес, золотник управления поворотом задних управляемых колес, гидроусилитель поворота задних управляемых колес, гидравлические магистрали поворота задних управляемых колес, продольная тяга поворота задних управляемых колес, рулевые трапеции задних управляемых колес. Предлагаемое устройство обеспечивает устойчивое движение машины на высоких скоростях при работе только одним рулевым колесом, хорошую поворачиваемость при повороте управляемых колес в разные стороны, а также возможность совершения облического (движение вбок) движения. Работает предлагаемое устройство следующим образом. При движении на высоких скоростях, а также при движении с небольшими радиусами поворота, водитель поворачивает рулевое колесо поворота передних управляемых колес 1 (верхнее), при этом вращение рулевого колеса 1 через рулевой механизм поворота передних управляемых колес 5 передается на рулевую сошку 7, которая, воздействуя на подвижную часть золотника управления поворотом передних управляемых колес, заставляет перемещаться шток гидроусилителя передних управляемых колес 11, который поворачивает передние управляемые колеса. В этом случае поворот машины происходит только за счет поворота передних управляемых колес. Для движения по местности, характеризуемого малыми радиусами поворота, а также при парковании водитель поворачивает оба рулевые колеса в противоположных направлениях. В этом случае вращение рулевого колеса 1 через рулевой механизм 5 передается на рулевую сошку 7, которая воздействует на подвижную часть золотника управления поворотом и перемещает шток гидроусилителя передних управляемых колес 11, который поворачивает передние управляемые колеса При этом вращение рулевого колеса 2 (нижнее) через рулевой механизм 6 передается на рулевую сошку 8, которая, воздействуя на подвижную часть золотника управления поворотом задних управляемых колес 10, перемещает шток гидроусилителя задних управляемых колес 12, который через продольную тягу поворота задних управляемых колес 16 и рулевые трапеции задних управляемых колес 17 перемещает задние управляемые колеса в сторону, противоположную повороту передних управляемых колес. Для совершения облического движения оба рулевые колеса поворачиваются в одну сторону, при этом изменяется лишь направление потока жидкости от золотника 10 к гидроусилителю 12, и все колеса машины поворачиваются в одну сторону относительно корпуса машины. Таким образом, предлагаемое устройство обеспечивает устойчивое движение машины на высоких скоростях при работе только одним рулевым колесом, хорошую поворачиваемость при повороте управляемых колес в разные стороны, а также возможность совершения облического движения. Литература
Бронетранспортер БТР-80. Техническое описание и инструкция по эксплуатации. Часть 2. - М.: Военное издательство, 1990, с. 33-38. Открытое издание (прототип).

Формула изобретения

Система рулевого управления колесной машины, содержащая рулевой механизм, рулевой привод и гидроусилитель поворота передних управляемых колес, отличающаяся тем, что снабжена вторым рулевым колесом, расположенным под первым и имеющим свой рулевой механизм с рулевой сошкой, продольной рулевой тягой поворота задних управляемых колес, золотником управления поворотом задних управляемых колес, гидроусилителем поворота задних управляемых колес, двумя рулевыми трапециями задних управляемых колес с возможностью поворота задних управляемых колес независимо от поворота передних управляемых колес.

Похожие патенты:

Изобретение относится к соединительному устройству рулевого управления для автодорожного транспортного средства, например, для городского общественного транспорта

Изобретение относится к поворотному кулаку для колеса транспортного средства, в частности автомобиля, с участком (1) крепления подшипника ступицы колеса, служащим для закрепления этого подшипника, и с участком (2) крепления направляющих звеньев подвески колеса, служащим для закрепления этих звеньев, причем участок (1) крепления подшипника ступицы колеса относительно участка (2) крепления направляющих звеньев подвески колеса установлен с возможностью упругого поворота с помощью пружинного средства или с помощью упругодеформируемого связующего участка

Изобретение относится к области транспортного машиностроения. Устройство управления автомобилем содержит приводную шестерню, рейку, продольные рулевые тяги, жестко закрепленные к рейке, рычаги, поворотные кулаки, с установленными на них колесами. Устройство управления автомобилем содержит блок управления с джойстиком, соединенный с усилителем электрического сигнала. Сигнал передается на три исполнительных устройства: на исполнительные двигатели, на соленоид газа и соленоид тормоза. На валу исполнительных двигателей закреплены шестерни, связанные с передней и задней зубчатыми рейками привода поворота передних и задних колес автомобиля. На валу исполнительных двигателей установлены датчики угла поворота, связанные обратной связью с синхронизатором, обеспечивающим согласование угла поворота колес с заданным углом отклонения рукоятки джойстика. Соленоид газа связан с рычагом дроссельной заслонки карбюратора. Достигается улучшение управляемости автомобилем. 2 ил.

Изобретение относится к области транспортного машиностроения. Рулевая система управления всеми колесами трактора содержит руль с насосом-дозатором, управляющие каналы которого сообщены маслопроводами с гидроцилиндром поворота передних колес, и гидроусилитель поворота задних колес. Гидроусилитель поворота задних колес включает сигнальный гидроцилиндр, чьи полости сообщены маслопроводами с управляющими каналами насоса-дозатора параллельно гидроцилиндру поворота передних колес. Шток сигнального гидроцилиндра соединен с сжатой на пороговое усилие центрирующей пружиной с возможностью еще большего сжатия сигнальным гидроцилиндром при заданном давлением в нем и соединен с задними колесами через гидрораспределитель. Управляющие каналы гидрораспределителя сообщены с гидроцилиндром поворота задних колес. Достигается улучшение управляемости трактора. 1 ил.

Изобретение относится к области транспортного машиностроения. Система рулевого управления состоит из двух независимых рулевых колес. Одно рулевое колесо расположено внутри другого. Основное рулевое колесо крепится на полый вал, внутри которого расположен дополнительный внутренний вал. Дополнительное рулевое колесо имеет меньший диаметр по отношению к основному и крепится на внутренний вал. Основной вал имеет меньшую длину, чем внутренний, и крутящий момент от него передается при помощи шестерен. Достигается повышение управляемости транспортного средства за счет независимого управления передними и задними колесами. 2 ил.

Изобретение относится к области транспортного машиностроения и может быть использовано при проектировании, конструировании и модернизации машин с колесным типом движителя

Гидрораспределительный аппарат (рис. 4.47) предназначен для подвода жидкости под давлением к магистрали гидроусилителя руля, к гидроцилиндрам приводов волноотражательного щитка, включе­ния водометного движителя, заслонки водометного движителя, клапанов водоотливной системы и отвода от них жидкости на слив.

Гидрораспределительиый аппарат относится к типу аппаратов гидравлических систем и представляет собой тринадцатилинейный десятипозиционный распределитель.

Управление аппаратом осуществляется рукояткой 7 (рис. 4.47). При отпущенной рукоятке золотник 26 удерживается пружиной 24 в выдвинутом положении, поэтому напор жидкости от штуцера 11 передается к штуцеру 13,

Предупреждение. При оттягивании рукоятки на себя отключается подача жидкости в гидроусилитель, что значительно увеличивает усилие, необходимое для поворота и удержания рулевого колеса.

Рис. 4.47. Гидрораспределительный аппарат:

1 -распределительная пробка; 2 - стрелка-указатель рукоятки; 3 -толкатель; 4 - эксцентрик; 5 -чехол рукоятки; 6 - сигнальная лампа; 7 -рукоятка; 8 -штуцер закрытия заднего клапана откачки; 9 -чехол; 10 -штуцер слива; 11 -штуцер напора; 12 -штуцер открытия заднего клапана откачки; 13 -штуцер гидроусилителя руля; 14 -разъем жгута проводов; 15 -штуцер закрытия заслонки; 16 -штуцер открытия заслонки; 17 -штуцер выключения водометного движителя; 18 -штуцер включения водометного движителя; 19 -штуцер поднятия волно-стражателыюго щитка; 20 -штуцер опускания щитка; 21 -штуцер открытия переднего клапана откачки; 22 -штуцер закрытия переднего клапана откачки; 23 -кронштейн; 24 -пружина золотника; 25 -крышка золотника; 26 -золотник; 27 -корпус золотника; 28 -заглушка; 29 -корпус пробки; 30 -регулировочный болт; 31 -контргайка; 32 -панель; 33 -крышка пробки. А -размер между торцом толкателя и осью крепления эксцентрика рукоятки

Для того чтобы подать жидкость к гидроцилиндру какого-либо гидропривода, например к гидроцилиндру переднего клапана откачки водоотливной системы для закрытия клапана, необходимо рукоятку 7 повернуть до установки стрелки 2 в зоне таблички КЛАПАН ПЕРЕДН. напротив надписи ЗАКР. При этом напорное отверстие в распределительной пробке 1 установится напротив штуцера 22. После этого рукоятку 7 необходимо оттянуть на себя до упора, чтобы стрелка 2 вошла в углубление панели 32. При этом эксцентрик 4, закрепленный на рукоятке, нажмет на толкатель 3, который переместит золотник 26 в нижнее положение, сжимая пружину 24. Магистраль к гидроусилителю руля окажется перекрытой золотником, и поток жидкости пойдет по каналу к напорному отверстию распределительной пробки 1 и далее к гидроцилиндру переднего клапана откачки. При опускании рукоятки 7 пружина 24 возвратит золотник 26 итолкатель 3 в верхнее положе­ние. Поток жидкости от штуцера 11 пойдет к штуцеру 13, т. е. в магистраль гидроусилителя руля.

На панели 32 установлены сигнальные лампы, сообщающие об открытии заслонки и включении водометного движителя.

Трубки каждой гидролинии от гидрораспределительного аппарата до гидроцилиндра привода в местах подсоединений окрашены в один цвет.

Гидроцилиндры

Гидроцилиндры (рис.4.48) приводов управления водометным движителем, заслонкой водомета, волноотражательным щитком и клапанами водоотливной системы имеют одинаковую конструкцию и отличаются длиной цилиндров и ходом штоков.

При подводе жидкости под давлением к нижнему штуцеру цилиндра поршень 5 (рис. 4.48) со штоком 7 переместится и дойдет до упорного кольца 8, шарики 6 отожмут поршень с пружиной 4, пройдут через упорное кольцо и будут зафиксированы между упорным кольцом и штоком. Шток цилиндра встанет на шариковый замок. При подводе жидкости к верхнему штуцеру жидкость отожмет поршень и сожмет пружину 4, давая шарикам возможность пройти через упорное кольцо. Шток вдвинется в корпус до упора в крышку 3.

Гидрозамки

При отсутствии давления в магистралях А (рис. 4.49), Б, В и Г шарик 10 клапана, прижимаемый пружиной 9 к седлу 5, «запирает» жидкость в магистрали В, т. е. не допускает перетекание жидкости из магистрали В в магистраль Г. А-Б под давлением, создающим на поршень 2 усилие, превышающее силу пружины 4, поршень 2 переместится и, нажав через шток 3 на клапан 10, откроет отверстие в седле 5, соединив магистраль В с магистралью Г.

При подводе жидкости по магистрали Г под давлением она, проходя через отверстие а седла 5, отожмет шарик 10 и откроет отверстие в седле, соединив магистрали Г и В.

Уход за гидросистемой

Проверить уровень жидкости в бачке гидросистемы и при необходимости долить при работающем на холостом ходу двигателе (ЕТО, ТО-1, ТО-2)

Проверку уровня масла в бачке гидронасоса выполнять при за­крытой заслонке водомета и опущенном волноотражательном щитке, при закрытых клапанах откачки воды из корпуса и выключенном водомете. При разогретом двигателе уровень масла в бачке должен быть между метками на указателе уровня масла.

Масло заливать в бачок необходимо при работе двигателя на минимальной частоте вращения холостого хода через воронку с сеткой и заливной фильтр, установленный в горловине бачка гидронасоса. При применении загрязненного масла быстро изнашиваются детали гидронасоса и гидроусилителя.

Фильтр гидронасоса промывать в бензине, для чего:

Отсоединить резиновый рукав от трубопровода высокого дав­ления и слить масло из гидронасоса в подставленную емкость;

Снять крышку 9 (рис. 4.45) бачка, отвернув болт 4;

Вывернуть из коллектора 12 трубку 6 вместе с фильтром 8;

Удалить из бачка 11 гидронасоса остаток загрязненного мас­ла, не допуская попадания в него волокон используемого обтироч­ного материала;

Очистить и промыть снятые детали, после чего поставить их на место и завернуть фильтр в коллектор;

Промыть насос, залив в бачок 0,5 л чистого масла, и, слив его в подставленную емкость через трубопровод высокого давления

насоса, присоединить резиновый рукав и убрать емкость со сли­тым маслом;

Залить в бачок масло, пустить двигатель и прогреть масло в системе; при работе двигателя на минимальной частоте вращения холостого хода долить масло в бачок до нормы.

Прокачка гидравлического усилителя рулевого привода. После работ, связанных с устранением негерметичности системы, или после работ, приведших к нарушению герметичности системы, необходимо удалить из системы воздух путем ее прокачки. Для этого открыть пробку бачка и долить масло до нормы, пустить двигатель и при его работе на минимальной частоте вращения холостого хода, подливая масло в бачок, не допуская попадания воздуха в насос, поворачивать рулевое колесо до упора до тех пор, пока не прекратится процесс вспенивания и убывания масла в бачке.

Если процесс вспенивания масла при прокачке затягивается, то это свидетельствует о попадании в гидросистему воздуха либо через насос при несвоевременной доливке масла, либо через неплотность в месте крепления бачка к насосу, которую необходимо устранить, подтянув болты крепления коллектора и бачка.

Если уровень масла в бачке заметно уменьшился, то это свиде­тельствует о том, что в гидросистеме имеется течь, которую необходимо устранить.

При полностью заполненной гидросистеме при прогретом двигателе уровень масла в бачке гидронасоса должен находиться между метками указателя.

Замену рабочей жидкости в гидросистеме выполнять последова­тельной прокачкой гидроусилителя руля и гидроприводов волно-отражателя, заслонки водомета, клапанов откачки и включения водомета (при прогретом двигателе) со сливом отработавшей жидкости в подставленную емкость и непрерывной доливкой свежей жидкости в бачок, не допуская подсоса воздуха насосом.

Для замены:

Приготовить 10-12 л свежей рабочей жидкости и емкость для слива масла;

Отсоединить верхний конец шланга от трубки бачка и слить из него отработавшую рабочую жидкость в подставленную емкость;

Заглушить свободный конец трубки бачка, а шланг направить в емкость для слива жидкости;

Открыть пробку бачка и залить в него свежую рабочую жидкость;

Пустить двигатель и при его работе на минимальной частоте вращения холостого хода, подливая свежую рабочую жидкость в бачок, прокачать гидроусилитель двукратным поворотом рулевого колеса вправо и влево до упора. При этом отработавшая жидкость будет вытекать в подставленную емкость.

Прокачку гидроусилителя руля выполнять до израсходования примерно 6-7 л свежей рабочей жидкости.

Для этого необходимо:

Перевести рукоятку гидрораспределительного аппарата в зону таблички ЩИТОК в положение ПОДН;

Оттянуть на себя рукоятку гидрораспределительного аппарата и удерживать ее в этом положении до поднятия щитка, после чего опустить рукоятку;

Перевести рукоятку гидрораспределительного аппарата в зону таблички ЩИТОК в положение ОПУЩ;

Оттянуть на себя рукоятку и удерживать ее в этом положении до опускания щитка, после чего опустить рукоятку.

При поднятии и опускании щитка отработавшая жидкость бу­дет вытекать в подставленную емкость, а в бачок необходимо до­ливать свежую рабочую жидкость, не допуская подсоса воздуха насосом.

Аналогичным способом выполнить замену рабочей жидкости в гидроприводах заслонки водомета, клапанов откачки воды из кор­пуса машины и включения водомета.

После окончания замены рабочей жидкости во всех гидропри­водах необходимо снять заглушку с трубки бачка гидронасоса, слить жидкость из бачка в чистую емкость, подсоединить к трубке шланг и залить эту жидкость обратно в бачок и провести прокачку гидроусилителя рулевого привода.

Тормозные системы БТР-80

Тормозные системы предназначены для уменьшения скорости движения и для полной остановки машины, а также для удержания машины от скатывания. На машине имеются рабочая тормозная система (рис. 4.50), действующая на все восемь колес, стояночная тормозная система, действующая на трансмиссию, и противоскатное устройство, стопорящее трансмиссию и предотвращающее скатывание машины, остановленной на подъеме.

Рабочая тормозная система

Рис. 4.50. Схема рабочей тормозной системы:

1 -главные цилиндры с пневмоусилителями; 2 -колесный тормозной механизм; 3 -педаль; 4 -тормозной кран; 5 -клапан отграничения падения воздуха; 6 -воздушный баллон; 7 -лампа стоп-сигнала; 8 -контрольная лампа сигнализатора; 9 -урав­нитель гидравлического привода; 10 -манометр давления в баллоне; 11 -гидравлические включатели стоп-сигнала; А -трубопровод выпуска воздуха в атмосферу; Б -трубопровод к воздушному редуктору

Тормозные механизмы

Тормозные механизмы 2 (рис. 4.50) двухколодочные, закрытого типа, установлены на цапфах колесных редукторов. Детали тормоза смонтированы на кронштейне 7 (рис. 4.51).

Тормозные колодки 6 и 12 прижимаются пружинами 1 и 5 к опорному пальцу 3. Нижние концы колодок пружиной прижимаются к регулировочному механизму, состоящему из корпуса 11, в который ввернут регулировочный винт 8 со звездочкой и опорной втулкой 10. К опорному пальцу 3 крепится колесный цилиндр.

Рис. 4.51. Тормозной механизм правого колеса:

1 , 5 и 9 -стяжные пружины; 2 -поршни цилиндра; 3 -опорный палец; 4 - колесный цилиндр; 6 -задняя колодка; 7 - кронштейн; 8 -регулировочный винт; 10 -опорная втулка; 11 -корпус регулировочного механизма; 12 -передняя колодка; 13 -толкатели

Поршни колесного цилиндра толкателями 13 соединены с колодками. Уплотнение каждого поршня осуществляется двумя кольцами.

Все восемь тормозных механизмов собраны из одинаковых деталей. Тормозные механизмы правых колес отличаются от тормозных механизмов левых колес расположением тормозных колодок.

Задние колодки 6 тормозных механизмов имеют накладки большей длины. Поэтому без изменения положения колодок нельзя переставлять тормозные механизмы с колес одной стороны машины на колеса другой стороны.

На рис. 4.51 показан тормозной механизм правого колеса.

При торможении под действием давления жидкости поршни 2 раздвигаются в сторону колодок. Толкатели 13, действуя на колодки 6 и 12, прижимают их к тормозному барабану и тормозят его вращение.

Для контроля за состоянием тормозного механизма, его регулировки и прокачки гидравлического тормозного привода в крышке имеется лючок, закрываемый крышкой с резиновой прокладкой.

КРАТКИЕ СВЕДЕНИЯ О ПОРЯДКЕ ПРОВЕДЕНИЯ И ОПЕРАЦИЯХ КОНТРОЛЬНОГО ОСМОТРА БРОНЕТРАНСПОРТЕРА БТР-80

Гумелёв Василий Юрьевич 1 , Пархоменко Александр Викторович 2 , Постников Александр Александрович 3 , Андрющенко Александр Алексеевич 4
1 Рязанское высшее воздушно-десантное командное училище имени генерала армии В.Ф. Маргелова, канд. техн. наук
2 Рязанское высшее воздушно-десантное командное училище имени генерала армии В.Ф. Маргелова, доцент
3 Рязанское высшее воздушно-десантное командное училище имени генерала армии В.Ф. Маргелова, адъюнкт
4 Рязанское высшее воздушно-десантное командное училище имени генерала армии В.Ф. Маргелова, начальник учебного кабинета


Аннотация
В данной статье кратко рассмотрены особенности проведения контрольного осмотра бронетранспортера БТР-80, представлен перечень операций, выполняемых при этом обслуживании. Работы, выполняемые при ряде операций, рассмотрены более подробно и снабжены иллюстрациями.

A BRIEF INFORMATION OF THE PROCEDURES AND OPERATIONS OF CONTROL EXAMINATION OF BTR-80

Gumelev Vasiliy Yuryevich 1 , Parhomenko Alexander Viktorovich 2 , Postnikov Alexander Alexandrovich 3 , Andryushchenko Alexander Alekseevich 4
1 Ryazan high airborne command school name of the General of the army V. Margelov, сandidate of technical Sciences
2 Ryazan high airborne command school name of the General of the army V. Margelov, associate professor
3 Ryazan high airborne command school name of the General of the army V. Margelov, adjunct
4 Ryazan high airborne command school name of the General of the army V. Margelov, head of the training office


Abstract
This article briefly describes the features of the control examination of the BTR-80, a list of operations performed during this service. The work performed during a series of operations, described in more detail and with illustrations.

Библиографическая ссылка на статью:
Гумелёв В.Ю., Пархоменко А.В., Постников А.А., Андрющенко А.А. Краткие сведения о порядке проведения и операциях контрольного осмотра бронетранспортера БТР-80 // Современная техника и технологии. 2016. № 5 [Электронный ресурс]..02.2019).

При эксплуатации образцов вооружения и военной техники (ВВТ) в Вооруженных Силах РФ руководящими документами определены виды контроля их технического состояния (ТС) согласно рисунку 1.

Рисунок 1 – Виды контроля технического состояния ВВТ в войсках

При использовании по назначению ВВТ важнейшим в войсках из видов контроля технического состояния является контрольный осмотр

Контрольный осмотр (КО) проводится с целью проверки готовности машины к движению (плаванию) и бою. При КО проверяется комплектность и работоспособность машины.

Контрольный осмотр представляет собой совокупность операций, выполняемых в заданной технологической последовательности.

Операция контрольного осмотра – его составная часть, включающая комплекс последовательных действий (работ) по проверке исправности и работоспособности агрегата, системы, механизма . Периодичность, продолжительность и трудоемкость контрольного осмотра бронетранспортера БТР-80 представлена согласно таблице 1.

Т а б л и ц а 1 – Периодичность, продолжительность и трудоемкость контрольного осмотра бронетранспортера БТР-80

Контрольный осмотр проводится как при не работающем, так и при работающем двигателе машины следующим способом:

Наружным осмотром;

По показаниям контрольно-измерительных приборов (КИП).

Безопасность работ при КО машин может быть обеспечена только твердым знанием материальной части и соблюдением правил безопасности экипажами. При этом категорически запрещается сокращать время контрольного осмотра за счет уменьшения объема работ.

Контрольный осмотр выполняется экипажем бронетранспортера в соответствии с должностными обязанностями на местах стоянок боевых машин и на местах остановок машин.

Организует проведение контрольного осмотра командир подразделения. Он контролирует качество и полный объем его выполнения, а также следит за выполнением правил безопасности. Выполнить наиболее ответственные операции (например, операцию № 12) командир подразделения в некоторых случаях может выполнить сам или взять выполнение этих операций на особый контроль.

При контрольном осмотре перед выходом машины из парка выполняются операции (работы) согласно позициям № 1 – 18 рисунка 2. При контрольном осмотре на остановках (привалах) выполняются операции (работы), позиции которых нанесены в квадраты с зеленым полем (рисунок 2).

Рисунок 2 – Последовательность выполнения операций при контрольном осмотре бронетранспортера БТР-80

Ниже приведен список операций контрольного осмотра БТР-80. Работы, выполняемые при наиболее ответственных операциях, рассмотрены подробно.

Операция № 1. Проверить заправку топливом . При необходимости дозаправить (емкость каждого из двух топливных баков – 150 литров). Поверхности у мест заправки топливом должны быть тщательно очищены от пыли и грязи.

Операция № 2. Проверить уровень масла в картере двигателя (рисунок 4.5). Следует помнить, что проверять уровень масла в картере двигателя следует не ранее, чем через пять минут после остановки двигателя. При проверке уровня масла машина должна находиться на ровной горизонтальной площадке.

Уровень масла проверяется по меткам на маслоизмерительном стержне. Перед проверкой маслоизмерительный стержень следует протереть ветошью из ткани без ворса (рисунок 3, а). Проверка уровня масла в картере двигателя представлена согласно рисунку 3, б. Уровень должен быть между метками «В» и «Н» стержня (рисунок 3, в).

а – протирка маслоизмерительного стержня перед проверкой уровня масла в картере двигателя; б – проверка уровня масла; в –допустимый уровень масла при проверке маслоизмерительным стержнем

Рисунок 3 – Проверка уровня масла в картере двигателя

Если уровень масла доходит только до метки Н или ниже ее, то необходимо дозаправить масло до метки «В». Для дозаправки масла от метки Н до метки В требуется 3,5 л масла.

При уровне ниже метки Н пуск двигателя запрещен . Поверхности у места заправки должны быть тщательно очищены от пыли и грязи.

Операция № 3 . Проверить заправку машины охлаждающей жидкостью . При необходимости дозаправить до нормы. Охлаждающую и низкозамерзающую жидкость заправлять только через воронку с сетчатым фильтром .

Уровень охлаждающей жидкости (воды) должен быть:

В радиаторе – до уровня нижней кромки отверстия пароотводной трубки;

В расширительном бачке – воды от 30 до 40 мм от дна бачка, низкозамерзающей охлаждающей жидкости – от 10 до 20 мм от дна бачка.

Операция № 4. Убедиться в отсутствии течи из систем питания, смазывания и охлаждения двигателя. Тщательно осмотреть моторное отделение машины при работающем двигателе. Не должно быть течи из систем питания, смазывания и охлаждения двигателя. При обнаружении течи следует выяснить ее причину и устранить.

Операция №5. Проверить работу подъемного и поворотного механизмов башенной установки, ее стопоров и тормозов (рисунок 4).

а – проверка работы подъемного и поворотного механизмов башенной установки, ее стопоров и тормозов; б – проверка подъемного механизма; в – проверка поворотного механизма

Рисунок 4 – Проверка работы подъемного и поворотного механизмов башенной установки, ее стопоров и тормозов

Операция № 6. Проверить работу электроспусков пулеметов . Электроспуски установлены на рукоятке ручного механизма поворота башни. Проверка производится в предвидении использования башенной установки (рисунок 5). Перед проверкой необходимо убедиться, что пулеметы не заряжены .

а, б – щиток башенной установки и его размещение в башне; б, в – проверка работы электроспусков пулеметов КПВТ и ПКТ, соответственно

Рисунок 5 – Проверка работы электроспусков пулеметов

Операция № 7 . Пустить двигатель и прослушать его работу на разных режимах, проверить работу контрольно-измерительных приборов и сигнальных ламп.

При нажатии кнопки КОНТРОЛЬ ИСПРАВНОСТИ СИГНАЛЬНЫХ ЛАМП должны загореться лампы: ПОЖАР, ВОДА В КОРПУСЕ, ПЕРЕГРЕВ ОХЛ. ЖИДКОСТИ, МАСЛЯННЫЙ ФИЛЬТР, ТОРМОЗ, ГОТОВНОСТЬ К ПУСКУ.

При открывании боковых люков корпуса и заслонки водомета должны загореться лампы: БОКОВЫЕ ЛЮКИ и ЗАСЛОНКА (на гидрораспредилительном аппарате).

При включении стояночного тормоза и указателя поворота должны загореться лампы: СТОЯНОЧНЫЙ ТОРМОЗ и УКАЗАТЕЛЬ ПОВОРОТА.

При включении водометного движителя и аккумуляторных батарей должны загореться лампы: ДВИЖИТЕЛЬ на гидрораспредилительном аппарате (рисунок 6), ДАВЛЕНИЕ МАСЛА (в двигателе), ДАВЛЕНИЕ МАСЛА (в раздаточной коробке).

а – установка гидрораспределительного аппарата на БТР-80; б – гидрораспределительный аппарат

Рисунок 6 – Гидрораспределительный аппарат

Операция № 8. Проверить давление воздуха в шинах колес. Проверку проводить по показаниям манометра шин на щитке приборов (рисунок 7, а). При необходимости довести его при помощи маховичка вентиля воздушного редуктора (рисунок 7, б) до требуемого по условиям движения. Снижать давление воздуха в шинах ниже 0,5 кгс/см 2 запрещено . Воздушные колесные краны следует оставить в открытом положении.

а – манометр шин на щитке приборов; б – маховичок воздушного редуктора

Рисунок 7 – Проверка давление воздуха в шинах колес и его регулировка

Операция № 9. Проверить раздельно работоспособность каждой генераторной установки. На бронетранспортере БТР-80 установлено две одинаковые генераторные установки. Каждая из них состоит из генератора Г 290В (рисунок 8, а, б) и реле-регулятора РР390-Б1. Работа и взаимозаменяемость реле-регуляторов подробно рассмотрена в публикациях . Два реле-регулятора установлены в отделении силовой установки на нишах четвертых левого (рисунок 8, в) и правого колес.

в

а – генератор Г 290В; б – установка генераторов; в – установка реле-регулятора

1, 2 – генераторы; 3 – ремни генераторов

Рисунок 8 – Установка генераторов и реле-регуляторов

Порядок проверки работоспособности генераторных установок следующий:

На щитке приборов машины включить выключатели ПРАВ. ГЕНЕРАТОР и ЛЕВ. ГЕНЕРАТОР;

Пустить дизель, а затем рукояткой подачи топлива установить частоту вращения коленчатого вала в пределах от 1100 до 1500 об/мин, контроль за частотой вращения осуществлять по показаниям тахометра на щитке приборов. Сразу после пуска двигателя амперметр вольтамперметра ВА-440 должен показывать зарядный ток, работать указатели термометров ОХЛ. ЖИДК. и МАСЛО, манометра МАСЛО и уровня топлива ТОПЛИВО.

Для проверки левой генераторной установки :

Выключить выключатель ПРАВ. ГЕНЕРАТОР. При этом должны выключиться указатели термометра ОХЛ. ЖИДК. и уровнемера ТОПЛИВО;

Нажать на кнопку вольтамперметра ВА-440, показания его вольтметра должны быть в пределах от 27 до 28 В. Кнопку отпустить;

Включить нагрузку (электродвигатели отопителей, электродвигатели вентиляторов охлаждения масла РК, фары, радиостанцию и т. п.). При исправной левой генераторной установке разрядный ток I Р, А, на ВА-440 должен быть равен нулю (рисунок 9).

Если сразу после пуска при n= (1100–1500) об/мин амперметр ВА-440 не показывает зарядный ток, а вольтметр ВА-440 – показывает напряжение ниже 27 В, а также при включении потребителей амперметр показывает разрядный ток, то левый генератор Г290В и реле-регулятор РР390-Б1 неисправны.

Рисунок 9 – Показания вольтамперметра (I Р = 0)
при исправной генераторной установке

Для проверки правой генераторной установки не изменяя частоту вращения коленчатого вала двигателя, включить на щитке приборов выключатель ПРАВ. ГЕНЕРАТОР и выключить выключатель ЛЕВ. ГЕНЕРАТОР.

Указатели термометра и манометра МАСЛО должны выключиться.

Проверить значение напряжения правой генераторной установки и зарядный ток так же, как и при проверке левой генераторной установки.

Операция № 10. Проверить исправность фар, передних и задних фонарей, звукового сигнала, внутреннего освещения и работу переключателя режимов светомаскировки. Установить в нужное положение крышки светомаскировочных устройств фар, передних и задних фонарей (рисунок 10).

Включаются фары ФГ-127 и габаритные огни передних и задних фонарей выключателем ФАРЫ СМУ. Для обеспечения режимов светомаскировки при работе фар, кроме СМУ, служит переключатель режимов светомаскировки СМУ ЧАСТ – ПОЛН (слева от щитка приборов). Указатели поворотов в фонарях включаются переключателем поворотов. Кнопка звукового сигнала – на рулевом колесе.

а – фара ФГ-127 со светомаскировочным устройством (СМУ) и поисковая фара ФГ-126;
б, в – передний и задний фонари; г – выключатель ФАРЫ СМУ и переключатель поворота; д – кнопка звукового сигнала; е – плафон внутреннего освещения; ж – переключатель режимов СМУ; з, и – передний и задний фонари со светомаскировочными насадками

Рисунок 10 – Проверка приборов систем освещения, световой

и звуковой сигнализации

Операция № 11. Проверить исправность электрических цепей к пиропатронам баллонов автоматической системы противопожарного оборудования (ППО). При включенном выключателе аккумуляторных батарей должны гореть лампы 1 БАЛЛОН и 2 БАЛЛОН на щитке механика-водителя (рисунок 11).

Рисунок 11 – Проверка исправности электрических цепей к пиропатронам баллонов ППО

Операция №12. Проверить, завернуты ли пробки отверстий в днище корпуса машины, закрыты ли клапана водоотливной системы.

Операция № 13. Осмотреть состояние деталей и узлов подвески, шин и наружных шлангов на надежность крепления и отсутствие подтекания тормозной жидкости.

Операция № 14. Проверить видимость через приборы наблюдения, их крепление и состояние .

Операция № 15. Проверить включение и работу водометного движетеля, открытие и закрытие водоотражательного щитка, заслонки водомета и клапанов откачки (рисунок 12).

а – бронетранспортер БТР-80 с открытой заслонкой гребного винта водометного движетеля; б – гребной винт; в – проверка открытия и закрытия водоотражательного щитка

Рисунок 12 – Проверка включения и работы водометного движетеля, открытия и закрытия водоотражательного щитка, заслонки водомета

Операция № 16. Проверить наличие, состояние и надежность крепления ЗИП снаружи и внутри машины.

Операция № 17. Проверить правильность настройки радиостанции и приемника на частоты заданные для связи. Проверить работу внутренней связи между членами экипажа.

Операция № 18. Проверить наличие свободного хода педали рабочей тормозной системы, действие рабочей и стояночной тормозных систем.

Свободный ход педали рабочей тормозной системы должен быть от 14 до 20 мм. При нажатии на педаль привода рабочей тормозной системы с усилием 70 кгс ход ее не должен превышать 150-180 мм (рисунок 13).

Рисунок 13 – Проверка рабочего хода педали привода рабочей тормозной системы

Тормозной путь машины, движущейся со скоростью30 км/ч на ровном участке шоссейной дороги должен быть не более 10 метров (рисунок 14) .

Рисунок 14 – Проверка исправности рабочей тормозной системы


Библиографический список
  1. Гумелёв, В.Ю. Эксплуатация многоцелевых машин. Контроль технического состояния и техническое обслуживание бронетранспортера БТР-80: учеб. пособие. Ч. 1. [Текст] / В.Ю. Гумелёв, А.В. Пархоменко, О.В. Пестов, С.Н. Бистерфельд, А.Г. Картуков. – Рязань: РВВДКУ, 2014. – 189 с.
  2. Рогачёв В.Д., Писарчук А.В., Гумелёв В.Ю. Особенности устройства генератора Г290В и его установки на дизель тягача МТ-ЛБ // Современная техника и технологии. 2014. № 10 [Электронный ресурс]. URL: (дата обращения: 03.04.2016).
  3. Рогачёв В.Д., Писарчук А.В., Гумелёв В.Ю. Особенности устройства и работы реле-регулятора РР390-Б // Современная техника и технологии. 2014. № 11 [Электронный ресурс]. URL: (дата обращения: 12.04.2016).
  4. Рогачёв В.Д., Писарчук А.В., Гумелёв В.Ю. Особенности устройства и работы реле-регулятора РР361-А // Современная техника и технологии. 2014. № 9 [Электронный ресурс]. URL: (дата обращения: 12.04.2016).
  5. Рогачёв В.Д., Гумелёв В.Ю., Писарчук А.В., Постников А.А. Совместная работа генераторных установок бронетранспортера БТР-80 // Современная техника и технологии. 2015. № 2 [Электронный ресурс]. URL: (дата обращения: 12.04.2016).
  6. Техническое описание и инструкция по эксплуатации объекта 5903 [Текст]: – Рязань: Министерство обороны Российской Федерации. Главное автобронетанковое управление. – 2006. – 494 с.

Src="https://present5.com/presentation/3/36195236_347739971.pdf-img/36195236_347739971.pdf-1.jpg" alt="> Тема № 5 «Силовая установка БТР-80» Занятие № 1 «Общее устройство силовой установки"> Тема № 5 «Силовая установка БТР-80» Занятие № 1 «Общее устройство силовой установки БТР-80» Учебные вопросы: 1. Назначение и состав силовой установки БТР-80. Техническая характеристика двигателя, его размещение и крепление в машине. Общее устройство и принцип работы механизмов двигателя. 2. Система питания двигателя Кам. АЗ-740. 3 топливом. Назначение, техническая характеристика, общее устройство и принцип работы. 3. Система питания двигателя Кам. АЗ-740. 3 воздухом. Назначение, техническая характеристика, общее устройство и принцип работы.

Src="https://present5.com/presentation/3/36195236_347739971.pdf-img/36195236_347739971.pdf-2.jpg" alt="> 1 учебный вопрос: Назначение и состав силовой установки БТР-80. Техническая"> 1 учебный вопрос: Назначение и состав силовой установки БТР-80. Техническая характеристика двигателя, его размещение и крепление в машине. Общее устройство и принцип работы двигателя.

Src="https://present5.com/presentation/3/36195236_347739971.pdf-img/36195236_347739971.pdf-3.jpg" alt="> Назначение силовой установки СУ является источником механической энергии,"> Назначение силовой установки СУ является источником механической энергии, приводящей машину в движение. СУ Размещена в кормовой части корпуса машины в силовом отделении.

Src="https://present5.com/presentation/3/36195236_347739971.pdf-img/36195236_347739971.pdf-4.jpg" alt="> Силовая установка БТР-80 включает в себя: 1. Силовой агрегат: q"> Силовая установка БТР-80 включает в себя: 1. Силовой агрегат: q двигатель q сцепление в сборе q коробка передач 2. Системы, обслуживающие двигатель: Ш питания топливом Ш питания воздухом Ш смазки Ш охлаждения Ш предпускового подогрева

Src="https://present5.com/presentation/3/36195236_347739971.pdf-img/36195236_347739971.pdf-5.jpg" alt=">Силовой агрегат установлен на деталях и узлах подвески в отделении силовой установки. Подвеска силового"> Силовой агрегат установлен на деталях и узлах подвески в отделении силовой установки. Подвеска силового агрегата состоит из двух передних, двух задних и одной поддерживающей опор. Передние опоры расположены с обеих сторон картера сцепления. Задние - с обеих сторон блока двигателя. Поддерживающая опора - под передней частью картера коробки передач. Опоры представляют собой крепления с помощь болтов через кронштейны и резиновые подушки к корпусу машины. Продольное смещение силового агрегата предотвращают две тяги, соединяющие кронштейн поддерживающей опоры и поперечину корпуса.

Src="https://present5.com/presentation/3/36195236_347739971.pdf-img/36195236_347739971.pdf-6.jpg" alt=">Двигатель предназначен для преобразования тепловой энергии сгораемого топлива в механическую работу. Имеет заднее продольное"> Двигатель предназначен для преобразования тепловой энергии сгораемого топлива в механическую работу. Имеет заднее продольное расположение (маховиком вперед)

Src="https://present5.com/presentation/3/36195236_347739971.pdf-img/36195236_347739971.pdf-7.jpg" alt="> Техническая характеристика двигателя: Тип четырехтактный, быстроходный дизель, с турбокомпрессором"> Техническая характеристика двигателя: Тип четырехтактный, быстроходный дизель, с турбокомпрессором жидкостного охлаждения Марка Кам. АЗ 740. 3 Число цилиндров 8 Расположение цилиндров V-образное с углом развала 90º Диаметр цилиндра, ход поршня, мм 120 х120 Рабочий объем, л 10, 85 Степень сжатия 16 Максимальная мощность, л. с. 260 Порядок работы цилиндров 1 -5 -4 -2 -6 -3 -7 -8 Порядок нумерации цилиндров со стороны, противоположной маховику Обороты коленчатого вала, об/мин: Шрекомендуемые 1800 -2600 Шмаксимальные 2930 Шминимальные 600 Масса двигателя, кг 1100

Src="https://present5.com/presentation/3/36195236_347739971.pdf-img/36195236_347739971.pdf-8.jpg" alt=">Двигатель предназначен для преобразования тепловой энергии сгораемого топлива в механическую работу. Состоит:"> Двигатель предназначен для преобразования тепловой энергии сгораемого топлива в механическую работу. Состоит: ь кривошипно-шатунный механизм; ь механизм газораспределения; ь механизм передач. Продольный разрез двигателя Поперечный разрез двигателя

Src="https://present5.com/presentation/3/36195236_347739971.pdf-img/36195236_347739971.pdf-9.jpg" alt=">Кривошипно-шатунный механизм предназначен для преобразования возвратно-поступательного движения поршней во вращательное движение коленчатого вала. "> Кривошипно-шатунный механизм предназначен для преобразования возвратно-поступательного движения поршней во вращательное движение коленчатого вала. состоит: а) неподвижные части: - блок цилиндров; - гильзы цилиндров (8 шт.); - головки цилиндров (8 шт.). б) подвижные части: - коленчатый вал; - маховик; - шатунная группа (8 шт.); - поршневая группа (8 шт.).

Src="https://present5.com/presentation/3/36195236_347739971.pdf-img/36195236_347739971.pdf-10.jpg" alt="> Неподвижные части блок "> Неподвижные части блок головки цилиндров Øотлиты из алюминиевого Øчугунный, отлит заодно с сплава верхней частью картера Øимеют полости для ОЖ Øпредставляет собой Øв нижней части жесткую моноблочную V углубления с впускными и -образную конструкцию выпускными отверстиями Øявляется силовым Øна верхней плоскости остовом, к нему крепятся установлен клапанный все детали и узлы механизм двигателя Øкаждая головка закреплена на блоке четырьмя болтами через резиновую прокладку Øклапанный механизм закрыт алюминиевой крышкой, уплотненной прокладкой гильзы цилиндров Øчугунные, мокрого типа, легкосъемные Øдля повышения износоустойчивости и коррозийной стойкости внутри азотируется и хромируется Ø в соединении с блок-картером уплотнены резиновыми кольцами

Src="https://present5.com/presentation/3/36195236_347739971.pdf-img/36195236_347739971.pdf-11.jpg" alt="> Подвижные части маховик "> Подвижные части маховик üчугунный, закреплен болтами к торцу коленвала üимеет зубчатый венец для пуска двигателя стартером üна наружной поверхности имеется паз для регулировок систем питания двигателя топливом и воздухом коленчатый вал üстальной, имеет 5 коренных опор и 4 шатунные шейки, соединенные щеками (на щеках напрессованы приливы для гашения инерционных сил) üшатунные шейки полые, внутри коленвала имеются сверления для подвода масла из ГММ к вкладышам

Src="https://present5.com/presentation/3/36195236_347739971.pdf-img/36195236_347739971.pdf-12.jpg" alt="> Шатун q стальной, двутаврового сечения q обработан в сборе с крышкой"> Шатун q стальной, двутаврового сечения q обработан в сборе с крышкой (на крышке и шатуне нанесены метки спаренности) q кроме того на крышке выбит номер цилиндра Поршень üвыштампован из алюминиевого сплава üдва верхних кольца- компрессионные, нижнее маслосъемное üс шатуном соединен стальным пустотелым пальцем, осевое перемещение которого ограничено стопорным кольцом

Src="https://present5.com/presentation/3/36195236_347739971.pdf-img/36195236_347739971.pdf-13.jpg" alt="> Принцип работы КШМ q Поршень, воспринимая давление газов в камере сгорания,"> Принцип работы КШМ q Поршень, воспринимая давление газов в камере сгорания, перемещается вниз (от ВМТ к НМТ) и воздействует через палец на шатун. q Шатун, действуя на шатунную шейку, обеспечивает проворот коленчатого вала (благодаря наличию плеча между шатунной и коренной шейками). q Воспламенение рабочей смеси в цилиндрах в строго определенной последовательности (1 -5 -4 -2 -6 -3 -7 -8) обеспечивает непрерывное враще- ние коленчатого вала. Возвратно-поступательное движение поршней преобразуется во вращательное движение коленчатого вала

Src="https://present5.com/presentation/3/36195236_347739971.pdf-img/36195236_347739971.pdf-14.jpg" alt=">Механизм газораспределения служит для впуска в цилиндры воздуха и выпуска отработавших газов. Открытие и"> Механизм газораспределения служит для впуска в цилиндры воздуха и выпуска отработавших газов. Открытие и закрытие впускных и выпускных клапанов происходит в строго определенных положениях поршня по отношению к ВМТ и НМТ, которые соответствуют углам поворота коленчатого вала, указанным в диаграмме фаз газораспределения. состоит из: Ш распределительного вала с шестерней привода; Ш толкателей (16 шт.); Ш штанг (16 шт.); Ш коромысел (16 шт.). Ш клапанов впуска и выпуска (8 + 8 шт.);

Src="https://present5.com/presentation/3/36195236_347739971.pdf-img/36195236_347739971.pdf-15.jpg" alt="> коромысло клапан "> коромысло клапан выпуска штанга толкатель клапан впуска распределительный вал с шестерней привода

Src="https://present5.com/presentation/3/36195236_347739971.pdf-img/36195236_347739971.pdf-16.jpg" alt="> Принцип работы ГРМ q При работе двигателя распределительный вал получает"> Принцип работы ГРМ q При работе двигателя распределительный вал получает вращение от коленчатого вала через механизм передач. q При вращении распредвала кулачок набегает на толкатель, приподнимает его и через штангу воздействует на коромысло. q Коромысло, поворачиваясь действует на клапан и преодолевая сопротивление пружины, перемещает клапан, открывая входное (выходное) окно. q При сбегании кулачка клапан садится в седло под действием пружины. Открывание и закрывание клапанов происходит в строго определенной последовательности в соответствиии с диаграммой фаз газораспределения.

Src="https://present5.com/presentation/3/36195236_347739971.pdf-img/36195236_347739971.pdf-17.jpg" alt=">Механизм передач служит для передачи вращения от коленчатого вала к газораспределительному механизму и навесным"> Механизм передач служит для передачи вращения от коленчатого вала к газораспределительному механизму и навесным агрегатам. Смонтирован в задней крышке блок-картера состоит: Шшестерен; Швалов, осей; Шшкивов; Шклиноременных передач. Крутящий момент передается посредством шестерней к: - распределительному валу ГРМ; - кулачковому валу топливного насоса высокого давления; - компрессору; - насосу гидросистемы; через шкивы и ремни к: - насосу системы охлаждения; - гидромуфте привода вентилятора; - генераторам.

Src="https://present5.com/presentation/3/36195236_347739971.pdf-img/36195236_347739971.pdf-18.jpg" alt="> 2 учебный вопрос: Система питания двигателя Кам. АЗ-740. 3 топливом."> 2 учебный вопрос: Система питания двигателя Кам. АЗ-740. 3 топливом. Назначение, техническая характеристика, общее устройство и принцип работы.

Src="https://present5.com/presentation/3/36195236_347739971.pdf-img/36195236_347739971.pdf-19.jpg" alt="> Топливные баки Служат для хранения и транспортирования топлива в"> Топливные баки Служат для хранения и транспортирования топлива в машине. q установлены в корме по левому и правому бортам машины, крепятся к корпусу стяжными лентами. q для слива отстоя и топлива имеют клапаны слива q заправочные горловины соединены с корпусом резиновыми рукавами, в заправочной горловине установлен стержневой указатель уровня топлива q соединение с атмосферой осуществляется через воздушный фильтр q забор топлива осуществляется через топливоприемные трубки с сетчатыми фильтрами

Src="https://present5.com/presentation/3/36195236_347739971.pdf-img/36195236_347739971.pdf-20.jpg" alt=">Топливомеры предназначены для контроля топлива в топливных баках. "> Топливомеры предназначены для контроля топлива в топливных баках. Электрический указатель расположен на щитке приборов м/в Переключатель имеет два положения: левое – при замере топлива в левом баке правое – при замере топлива в правом баке Стержневые указатели уровня топлива, расположены в заправочных горловинах. Датчики уровня топлива установлены в топливных баках.

Src="https://present5.com/presentation/3/36195236_347739971.pdf-img/36195236_347739971.pdf-21.jpg" alt="> Топливные краны Два установлены на перегородке силового"> Топливные краны Два установлены на перегородке силового отделения со стороны боевого отделения (у правого борта). Привод обоих кранов сблокирован, поэтому переключение их на любой из баков выполнять одной рукой (на перегородке имеется инструкционная табличка) Нижний кран служит для переключения забора топлива из левого или правого баков; Верхний кран служит для слива излишков топлива из системы в тот бак, из которого происходит забор. третий для подвода топлива к подогревателю Крепится на правом блоке цилиндров двигателя. Верхний кран Нижний кран

Src="https://present5.com/presentation/3/36195236_347739971.pdf-img/36195236_347739971.pdf-22.jpg" alt="> Фильтр грубой очистки предназначен для предварительной очистки топлива, поступающего"> Фильтр грубой очистки предназначен для предварительной очистки топлива, поступающего в топливный насос низкого давления. Сетчатый. Установлен на кронштейне (в силовом отделении) правого борта. Топливо из бака поступает в стакан, крупные частицы и вода собираются в нижней части стакана, из верхней части топливо через сетку подается к топливному насосу низкого давления корпус уплотнительное кольцо фильтрующий элемент успокоитель стакан сливная пробка

Src="https://present5.com/presentation/3/36195236_347739971.pdf-img/36195236_347739971.pdf-23.jpg" alt="> Фильтр тонкой очистки Сдвоенный. Служит для окончательной очистки топлива,"> Фильтр тонкой очистки Сдвоенный. Служит для окончательной очистки топлива, поступающего в ТНВД, а также для сбора и удаления воздуха из системы. Установлен на двигателе в самой высокой точке системы питания для сбора и удаления в бак проникающего в систему воздуха вместе с частью топлива, через клапан-жиклер. Крепится сзади к правому блоку. клапан-жиклер корпус Фильтрующий элемент пружина сливная пробка стаканы

Src="https://present5.com/presentation/3/36195236_347739971.pdf-img/36195236_347739971.pdf-24.jpg" alt="> ТНВД Плунжерного типа, предназначен для подачи"> ТНВД Плунжерного типа, предназначен для подачи через форсунки в цилиндры двигателя в определенные моменты времени строго дозированных порций топлива под высоким давлением. Установлен в развале блок - картера двигателя. всережимный регулятор Состоит из: насосная секция q корпуса q кулачкового вала рейка АМОПТ q 8 насосных секций q всережимного регулятора q рейки с поводками q автоматической муфты опережения впрыска топлива (АМОПТ) Кулачковый вал и АМОПТ получают вращение от коленчатого вала двигателя через МП. Вал имеет 8 кулачков для привода насосных секций. Каждый кулачок обеспечивает работу корпус одной насосной секции. Смазка ТНВД осуществляется под давлением от общей системы смазки двигателя. кулачковый вал

Src="https://present5.com/presentation/3/36195236_347739971.pdf-img/36195236_347739971.pdf-25.jpg" alt="> Насосная секция к форсунке Представляет собой насос поршневого типа "> Насосная секция к форсунке Представляет собой насос поршневого типа включающий поршень особой формы (плунжер) и цилиндр (гильзу). Плунжер и гильза образуют ПЛУНЖЕРНУЮ ПАРУ. ü в стенке гильзы выполнено отверстие для подвода топлива внутрь ü боковая поверхность плунжера имеет винтовую канавку для регулирования порции топлива Плунжер совершает возвратно-поступательное движение под действием кулачка вала и пружины. Для увеличения (уменьшения) подачи топлива плунжер поворачивают рейкой насоса, соединенной с приводом подачи топлива Плунжерная пара: 1 – плунжер; 2 – гильза; а – винтовая канавка плунжера.

Src="https://present5.com/presentation/3/36195236_347739971.pdf-img/36195236_347739971.pdf-26.jpg" alt="> Форсунка закрытого типа, с многоструйным распылителем и гидравлически управляемой иглой Служит для подачи"> Форсунка закрытого типа, с многоструйным распылителем и гидравлически управляемой иглой Служит для подачи порции топлива в камеру сгорания в мелкораспыленном виде под высоким давлением (180 ± 5 кгс/см 2). Работа форсунки: штуцер Ø топливо к форсунке подается от насосной секции ТНВД через штуцер Ø далее по каналам корпуса топливо корпус поступает между корпусом распылителя и пружина иглой Ø отжимая иглу, топливо впрыскивается в цилиндр Ø избытки топлива через зазор между иглой и корпусом отводятся на слив штанга распылитель игла

Src="https://present5.com/presentation/3/36195236_347739971.pdf-img/36195236_347739971.pdf-27.jpg" alt=">Регулятор частоты вращения - всережимный, прямого действия изменяет количество топлива, подаваемого в цилиндры, в"> Регулятор частоты вращения - всережимный, прямого действия изменяет количество топлива, подаваемого в цилиндры, в зависимости от нагрузки, поддерживая заданную частоту. Работа регулятора Регулятор представляет собой две муфты, между которыми установлены 2 центробежных грузика. Ведущая муфта (державка) получает вращение от кулачкового вала ТНВД. Ведомая муфта (подвижная) соединена с рейками ТНВД. ü при работе двигателя державка с грузиками вращается ü при увеличении (уменьшении) скорости вращения коленвала (на спуске или подъеме) грузики расходятся (сходятся), перемещают подвижную муфту ü муфта через рычаги перемещает рейки ТНВД, которые проворачивают плунжеры в сторону уменьшения (движение на спуске)или увеличения (на подъеме) подачи топлива Таким образом, регулятор автоматически поддерживает установленные механиком- водителем число оборотов коленчатого вала, переводя рейки в сторону увеличения или уменьшения подачи топлива при изменяющейся нагрузке.

Src="https://present5.com/presentation/3/36195236_347739971.pdf-img/36195236_347739971.pdf-28.jpg" alt="> Крышка регулятора ТНВД 1 - рычаг управления регулятором 2 - болт"> Крышка регулятора ТНВД 1 - рычаг управления регулятором 2 - болт ограничения минимальной частоты вращения 3 - рычаг остановки 4 - пробка заливного отверстия 5 - болт регулировки пусковой подачи 6 - болт ограничения хода рычага остановки 7 – болт ограничения максимальной частоты вращения 55, 3 -55, 7 мм 5 6 Перед БТР 0, 8 -1, 0 мм 4 3 2 1 7

Src="https://present5.com/presentation/3/36195236_347739971.pdf-img/36195236_347739971.pdf-29.jpg" alt=">Автоматическая муфта опережения впрыска топлива изменяет начало подачи топлива в зависимости"> Автоматическая муфта опережения впрыска топлива изменяет начало подачи топлива в зависимости от частоты вращения коленчатого вала двигателя (для обеспечения полного сгорания горючей смеси в начале такта рабочего хода, при изменении скорости движения поршня). Муфта центробежного типа, установлена на носке кулачкового вала ТНВД

Src="https://present5.com/presentation/3/36195236_347739971.pdf-img/36195236_347739971.pdf-30.jpg" alt="> Устройство муфты: Шестерня "> Устройство муфты: Шестерня Грузик Сервопоршень Пружина Кулачковый привода измерителя Пружина сервопоршня вал ТНВД скорости золотника Золотник центробежная сила Работа муфты: 1. Обороты минимальны: - центробеж. силы малы, золотник в кр. лев. полож. , закрывает подвод масла в бустер. 2. Обороты увеличились: - грузы разошлись, золотник сместился вправо и открыл подвод масла в бустер; - сервопоршень смещается вправо, закрывает подвод масла и фиксируется; - относительное осевое смещение косых шлиц поворачивает кулачковый вал ТНВД 3. Обороты упали: - грузы сходятся, золотник своей пружиной смещается влево и открывает слив масла из бустера; - давление падает и сервопоршень своей пружиной смещается влево, поворачивая вал ТНВД

Src="https://present5.com/presentation/3/36195236_347739971.pdf-img/36195236_347739971.pdf-31.jpg" alt="> Топливный насос низкого давления (ТННД) Поршневого типа, предназначен для подачи топлива"> Топливный насос низкого давления (ТННД) Поршневого типа, предназначен для подачи топлива от бака через фильтры грубой и тонкой очистки к впускной полости ТНВД. Насос установлен на задней крышке регулятора и приводится в действие от эксцентрика кулачкового вала ТНВД. корпус перепускной клапан поршень пружина впускной клапан толкатель эксцентрик

Src="https://present5.com/presentation/3/36195236_347739971.pdf-img/36195236_347739971.pdf-32.jpg" alt="> Ручной топливоподкачивающий насос Поршневого типа, предназначен для прокачки системы топливом"> Ручной топливоподкачивающий насос Поршневого типа, предназначен для прокачки системы топливом и удаления из нее воздуха перед пуском. поршень насоса Насос закреплен на фланце ТННД. пружина клапана впускной клапан

Src="https://present5.com/presentation/3/36195236_347739971.pdf-img/36195236_347739971.pdf-33.jpg" alt="> Принцип работы системы питания двигателя топливом ТННД "> Принцип работы системы питания двигателя топливом ТННД фильтр тонкой очистки ручной топливоподка ТНВД чивающий насос кран переключения топливных баков фильтр грубой очистки

Src="https://present5.com/presentation/3/36195236_347739971.pdf-img/36195236_347739971.pdf-34.jpg" alt="> ПРИВОД УПРАВЛЕНИЯ ПОДАЧЕЙ ТОПЛИВА служит для: q изменения количества топлива, подаваемого"> ПРИВОД УПРАВЛЕНИЯ ПОДАЧЕЙ ТОПЛИВА служит для: q изменения количества топлива, подаваемого в цилиндры двигателя; q установки постоянной частоты вращения коленчатого вала двигателя; q прекращения подачи топлива при остановке двигателя. Состоит: Øпедаль Øмеханизм ручного привода Øмеханизм отключения привода управления подачей топлива Øсистема тяг, рычагов и валиков

Src="https://present5.com/presentation/3/36195236_347739971.pdf-img/36195236_347739971.pdf-35.jpg" alt="> Механизм отключения привода управления подачей топлива Предназначен для остановки двигателя при срабатывании"> Механизм отключения привода управления подачей топлива Предназначен для остановки двигателя при срабатывании системы ППО. Принцип работы: q при срабатывании системы ППО электромагнит втягивает шток q шарики проваливаются внутрь втулки q рычаги разблокируются и под действием пружины рычаг управления топливным регулятором устанавливается в положение нулевой подачи – подача топлива прекращается, двигатель глохнет.

Src="https://present5.com/presentation/3/36195236_347739971.pdf-img/36195236_347739971.pdf-36.jpg" alt="> 3 учебный вопрос: Система питания двигателя Кам. АЗ-740. 3 воздухом. "> 3 учебный вопрос: Система питания двигателя Кам. АЗ-740. 3 воздухом. Назначение, техническая характеристика, общее устройство и принцип работы.

Src="https://present5.com/presentation/3/36195236_347739971.pdf-img/36195236_347739971.pdf-37.jpg" alt=">Система питания двигателя воздухом предназначена для: Øотбора воздуха из атмосферы Øочистки его от"> Система питания двигателя воздухом предназначена для: Øотбора воздуха из атмосферы Øочистки его от пыли Øраспределения по цилиндрам состоит: Ш воздушный фильтр Ш индикатор засоренности воздушного фильтра Ш воздуховод Ш устройство для пылеудаления Ш турбокомпрессоры Ш впускные коллекторы Ш устройство для выпуска отработавших газов

Src="https://present5.com/presentation/3/36195236_347739971.pdf-img/36195236_347739971.pdf-38.jpg" alt="> Воздушный фильтр Сухого типа, двухступенчатый, с инерционной решеткой,"> Воздушный фильтр Сухого типа, двухступенчатый, с инерционной решеткой, с автоматическим отсосам пыли и сменным картонным фильтроэлементом. Предназначен для очистки поступающего в двигатель воздуха. входной патрубок Установлен в силовой отделении корпус с крышкой Имеет во внутренней на нише правого части инерционную четвертого колеса. решетку (пылеотбойник), являющуюся первой ступенью очистки воздуха с отсосом пыли фильтрующий элемент патрубок системы выходной патрубок отсоса пыли

Src="https://present5.com/presentation/3/36195236_347739971.pdf-img/36195236_347739971.pdf-39.jpg" alt="> Индикатор засоренности воздушного фильтра Индикатор установлен на экране воздухозаборного патрубка, шлангом"> Индикатор засоренности воздушного фильтра Индикатор установлен на экране воздухозаборного патрубка, шлангом и трубкой соединен с приемной трубой. Индикатор представляет собой полый цилиндр, внутри которого помещен сигнальный флажок. Принцип работы: по мере засорения фильтра, в приемной трубе возрастает разряжение. При достижении разряжения 700 мм вод. ст. индикатор срабатывает, красный флажок закрывает окно индикатора воздуховод индикатор засоренности фильтра

Src="https://present5.com/presentation/3/36195236_347739971.pdf-img/36195236_347739971.pdf-40.jpg" alt=">Устройство для пылеудаления предназначено для отсоса пыли из первой ступени воздушного фильтра и выброса"> Устройство для пылеудаления предназначено для отсоса пыли из первой ступени воздушного фильтра и выброса ее в атмосферу. эжекторы üрасположены на выпускных патрубках глушителей üсоединены с фильтром системой трубопроводов через клапан предотвращает попадание воды и выхлопных газов в фильтр при погружении кормы в воду Имеет два положения: ОТКРЫТ и ЗАКРЫТ. Клапан закрывать только при движении на плаву. После преодоления водной преграды ЗАКРЫТЬ. рукоятка клапана Расположена с правой стороны перегородки отделения СУ со стороны боевого отделения

Src="https://present5.com/presentation/3/36195236_347739971.pdf-img/36195236_347739971.pdf-41.jpg" alt="> Турбокомпрессоры Служат для принудительной подачи увеличенного заряда воздуха в"> Турбокомпрессоры Служат для принудительной подачи увеличенного заряда воздуха в цилиндры двигателя за счет использования энергии отработавших газов. Установлены на выпускных коллекторах по одному на каждый ряд цилиндров. Турбокомпрессор представляет собой фигурный металлический корпус, разделенный перегородкой на две изолированные полости - газоходную и воздушную. В корпусе на подшипниках установлен вал, на концах которого установлены: в газоходной полости - колесо турбины, в воздушной - колесо компрессора. Принцип работы: Øиз выпускных коллекторов газы поступают на колесо турбины, заставляя его вращаться и через систему выпуска выбрасывается в атмосферу Øвращающийся момент с колеса турбины передается на колесо компрессора, которое нагнетает очищенный воздух в цилиндры двигателя Смазка подшипника турбокомпрессора – под давлением от общей системы смазки. Сливается масло в картер маховика через отверстие в корпусе и соединительные патрубки.

Src="https://present5.com/presentation/3/36195236_347739971.pdf-img/36195236_347739971.pdf-42.jpg" alt="> Впускные коллекторы Служат для подвода воздуха к впускным"> Впускные коллекторы Служат для подвода воздуха к впускным каналам головок цилиндров. Коллектор представляет собой алюминиевую отливку с четырьмя боковыми патрубками, которыми он крепится к головкам цилиндров. К торцевому фланцу коллектора крепится турбокомпрессор (воздушной полостью). правый впускной трубопровод левый впускной трубопровод объединительный патрубок

Src="https://present5.com/presentation/3/36195236_347739971.pdf-img/36195236_347739971.pdf-43.jpg" alt="> РАБОТА СИСТЕМЫ ПИТАНИЯ ВОЗДУХОМ. q Воздух через воздухозаборник поступает для очистки"> РАБОТА СИСТЕМЫ ПИТАНИЯ ВОЗДУХОМ. q Воздух через воздухозаборник поступает для очистки в первую ступень фильтра. q В результате резкого изменения направления потока в инерционной решетке крупные частицы пыли отделяются и под действием разря- жения в шланге выбрасываются в атмосферу. q Очищенный в первой ступени воздух, поступает во вторую ступень, где проникая через поры картона, очищается от мелких частиц пыли. q Очищенный воздух через пат- рубок, турбокомпрессоры поступает во впускные воздухопроводы, где распределяется по цилиндрам

Src="https://present5.com/presentation/3/36195236_347739971.pdf-img/36195236_347739971.pdf-44.jpg" alt="> Устройство для выпуска отработавших газов Предназначено отвода в атмосферу отработавших газов,"> Устройство для выпуска отработавших газов Предназначено отвода в атмосферу отработавших газов, снижения шума, их выпуска и отсоса пыли из воздушного фильтра. эжекторы приемные трубы выпускные глушители пылеудаления с гибкими коллектора металлорукавами

Src="https://present5.com/presentation/3/36195236_347739971.pdf-img/36195236_347739971.pdf-45.jpg" alt="> Задание для самостоятельной работы: Изучить: 1. Бронетанковое вооружение. Учебник. –"> Задание для самостоятельной работы: Изучить: 1. Бронетанковое вооружение. Учебник. – М. : ВИ, 1991. с. 103 -117, 149 -164. 2. Бронетранспортер БТР-80. ТО и ИЭ – М. : ВИ, 2001. с. 118 -168; 3. Бронетанковое вооружение. – Новосибирск: НВВКУ, 2009. с. 71 -86, 108 -121, 126 -132. Самостоятельная работа № 8 «Силовая установка БТР» Класс СР, 2 часа. Тема и место проведения следующего занятия: Т 5/2 « Системы, обеспечивающие работу двигателя Кам. АЗ-740. 3» групповое занятие – 2 часа, класс № 210.