Будущее беларуси мнение ясновидящих. Об отношениях с беларусью пора сказать правду

Разбиралась, что стоит за громкими заявлениями и к чему приведет обострение в отношениях Москвы и Минска.

«Мы постоянно страдаем»

Выступление Александра Лукашенко было выдержано в стиле эмоционального стендапа. На протяжении нескольких часов он вещал обо всем на свете: водке, детях, спорте, социально-экономическом развитии и внешней политике. Критике подверглись практически все аспекты российско-белорусского сотрудничества. По его словам, Москва «в хвост и в гриву» пинает двусторонние договоренности. «Мы договаривались, что Россия поставит нам 24 миллиона тонн нефти, а теперь нам собираются поставлять уже 18, потом 14, а теперь уже речь идет о 12 миллионах тонн. Возможно, никто еще не оценил - может, это и не страшно, но вы представьте себе, что есть межгосударственное соглашение [о границах], а один министр, пусть сильный (директор ФСБ России - прим. «Ленты.ру» ), одним росчерком пера его нарушает. Это что, нормально?» - белорусский лидер. Он добавил, что считает введение пограничных зон на российско-белорусской границе политическим выпадом.

Объединение с Россией было бы выгодно для Беларуси как в экономическом, так и в социально-политическом отношении. По мнению опрошенных EADaily экспертов, это привело бы не только к расцвету сохранившейся белорусской промышленности и повышению благосостояния жителей Беларуси, но и к воссоединению двух частей русского народа.

Историк Егор Холмогоров о возможном воссоединении

«После воссоединения с Россией Белоруссия со своей сохранившейся промышленностью может рассчитывать на серьезный экономический расцвет. Россия - богатая страна и в годину экономического бума, и даже в эпоху кризиса. Она осуществляет такие проекты и может производить такие инвестиции, которые маленькая Белоруссия просто не могла себе позволить. Все отлично знают, что она сейчас работает на износ, практически все товары конкурентоспособного качества отправляя в Россию.

В своем Обнинске я могу купить белорусскую индейку с черносливом, а в самой Белоруссии я её не видел ни разу. И так практически со всем. Будучи частью огромной экономической системы, Белоруссия в её рамках будет процветать, наслаждаясь отдачей от масштаба. Будучи форпостом на западном направлении, Белоруссия еще и будет наслаждаться выгодами от этого положения „моста“. Произойдет органичная интеграция военной, политической, управленческой и научной элиты, причем выходцы из Белоруссии смогут, на мой взгляд, рассчитывать на достаточно весомые карьеры, поскольку пользуются репутацией низкокоррумпированных кадров», - уверен публицист Егор Холмогоров.

При этом, по его словам, все те выгоды, которые раньше лукашенковская Белоруссия рассчитывала получить от промежуточного положения, сейчас сходят на нет. «Уровень жизни и развития в России несопоставимо выше. Даже российская бедность зачастую лучше белорусского среднего достатка. В обостряющемся внешнеполитическом положении лучше быть „чьими-то“, чем „ничьими“, территория которых используется для конфликтов. И это всё не говоря о главном: белорусы и великорусы - один народ, одна цивилизация, одна вера. Наше разделение абсолютно искусственно. Сепаратность Белоруссии ведет к выдумыванию фантомных идеологий типа „литвинизма“, форменной исторической глупости. Напротив, появление Белоруссии в одном государстве с Россией резко усилит славянское начало, от чего будет выгода для всех частей русского народа. Воссоединение с Белоруссией сможет помочь сделать саму Россию более славянским, более социальным, более в хорошем смысле слова европейским государством», - заключил эксперт.

Политолог Павел Святенков на тему единства России и Беларуси

Политолог Павел Святенков также придерживается мнения о том, что воссоединение Белоруссии с Россией было бы выгодно каждой из сторон.

«Объединение России и Белоруссии могло бы дать серьезный психологический эффект. Это был бы крупный национальный успех после распада СССР. Кроме того, белорусские производители получили бы тогда доступ на огромный российский рынок, будучи уравненными с внутрироссийскими производителями. Естественно, белорусы также были бы полностью уравнены в правах с гражданами России. Что касается России, то она бы в этом случае получила прямой выход к границе Европейского Союза, а не только через Калининградскую область, которая является эксклавом РФ. Население России в данном случае увеличилось бы на 10 млн человек - на численность населения Белоруссии», - сказал Святенков.

Воссоединение двух стран, на его взгляд, привело бы к усилению их оборонных позиций, укреплению положения на постсоветcком пространстве, решению вопросов безопасности. «Белоруссия - результат советского национального конструирования, и если она не воссоединится с Россией, ее может попытаться поставить в зависимость от себя Польша, поскольку и Украина, и Белоруссия - это кресы, восточные окраины средневекой польской империи. Но вряд ли белорусы желают для себя такого будущего», - сказал он.

Для Белоруссии, по словам политолога, возвращение в состав России привело бы к повышению уровня жизни и закрыло бы раз и навсегда вопрос тарифов на энергоресурсы. «Лукашенко ругается, говорит, что тарифы для Белоруссии должны устанавливаться как для Смоленской области, но Смоленская область - несомненная часть России, а Белоруссия является независимым государством. Если белорусские власти претендуют на то, чтобы тарифы были такими же, как и в отношении внутренних регионов России, то, может быть, им имеет смысл и с экономической точки зрения задуматься об объединении», - отметил Святенков.

Закат эры Ислама Каримова в Узбекистане (некоторые ресурсы даже сообщили, что Каримов умер) обострил вопрос о транзите власти и в других авторитарных странах бывшего СССР. Беларусью тоже , с 1994-го, правит самовластный лидер. Режим здесь не столь жесток, как узбекский, но механизм ротации властных элит через де-факто заблокирован, политическая конкуренция сведена к нулю, политический класс по-настоящему не сформирован.

Отметивший 30 августа 62-летие, выглядит бодро, занимается спортом и, судя по всему, в политические пенсионеры подаваться не собирается. Но никто не вечен.

Действующий президент наверняка и сам задумывается над тем, кто и как придет после него. Однако широкая публика об этих мыслях ничего не знает.

После того как в 2005 году глава государства назначил своим помощником по национальной безопасности старшего сына Виктора, о последнем заговорили как о вероятном . Но Лукашенко-отец в ряде интервью отверг возможность передачи власти в нашей стране по наследству (условно говоря, азербайджанский вариант).

Так какой же вариант ждет Беларусь?

Вакуум власти - соблазнительный момент

Психология харизматичного автократа такова, что он сознательно или подсознательно старается избегать в своем окружении сильных, ярких персон. В таких системах сиять харизмой должен один.

В итоге же мы видим серое правительство, серый карманный парламент, серую вертикаль. если и не стерта в пыль, как в том же Узбекистане, то обескровлена, маргинализирована. Народ деполитизирован, привык, что все государственные вопросы решают без него где-то наверху.

Между тем ноша ответственности за страну с небольшим стажем независимости, слабоватым национальным самосознанием, кризисной экономикой, да еще геополитически зажатую между мощными внешними игроками, - эта ноша колоссальна. Кому она достанется? Сможет ли этот человек сохранить независимость, обеспечить гражданский мир и развитие страны?

В случае Беларуси эти вопросы порождают много тревог. В частности потому, что огромна зависимость от России, правящие круги которой традиционно рассматривают Беларусь как зону своих стратегических интересов, транзитный коридор и военный плацдарм. Вакуум власти - соблазнительный момент, чтобы на этом плацдарме.

Кормило останется у номенклатуры

Согласно конституции, «в случае вакансии должности президента или невозможности исполнения им своих обязанностей» его полномочия переходят к премьеру - «до принесения присяги вновь избранным президентом» .

Скорее всего, так в Беларуси и произойдет, предположил в комментарии для сайт руководитель аналитического проекта Belarus Security Blog Андрей Поротников. Затем будут проведены выборы, на которых «с вероятностью 100% победит высокопоставленный представитель номенклатуры» . Им может стать тот же премьер или глава президентской Администрации, считает аналитик.

Другое дело, подчеркивает он, что на сохранение системы в прежнем виде уже не будет ресурсов, поэтому «потихоньку начнут откручивать гайки» .

Перехватившей власть (понятно, при опоре на силовиков) номенклатурной группировке, возможно, потребуются в качестве младших партнеров и некоторые оппозиционные фигуры, допускает Поротников. Он поясняет: белорусские чиновники не привыкли действовать в конкурентной среде, а у оппозиционеров есть некий опыт по этой части, знание политтехнологий, наконец, международные связи.

«Последующие же выборы будут все более свободными и прозрачными» , - прогнозирует собеседник. К этому, в частности, станут подталкивать зарубежные акторы. Силовое вторжение извне в момент транзита власти в Беларуси эксперт считает маловероятным.

А вот «перекупить фаворитов» , чтобы повлиять на дальнейший курс страны, попытаются разные внешние силы, уверен Поротников.

Риск войны всех против всех

Основная проблема в том, что в Беларуси нет понятных механизмов преемственности власти, подчеркнул в комментарии для сайт директор Института политических исследований «Политическая сфера» Андрей Казакевич . Раскладка же в высших эшелонах власти, по его словам, «непрозрачна и нестабильна» .

Вопрос о новом лидере будет решаться в узком кругу влиятельных лиц, прогнозирует собеседник. При этом вероятна ситуация, когда никто никому не доверяет и начинается «война всех против всех» .

В таком случае Россия может попытаться «стать гарантом, посредником». Так или иначе Москва попытается выдвинуть наверх людей, на которых ей легко будет влиять (например через компромат), предполагает Казакевич.

Еще одна опасность, по мнению политолога, в том, что президентские полномочия огромны и победитель может использовать их для сведения счетов с врагами.

Проблема транзита власти может обостряться даже в таких хрестоматийно демократических странах, как США, где многих сейчас пугает вероятная победа Дональда Трампа . Но американцы, по крайней мере, знают, между кем конкретно разворачивается борьба за президентство, так или иначе могут влиять на ее сюжет. В конце концов, система сдержек и противовесов не даст и Трампу разгуляться во всю ивановскую.

А вспомним гибель в авиакатастрофе в 2010 году президента Польши Леха Качиньского и многих других высокопоставленных лиц. Да, это был удар по политической элите страны, но на смену погибшим четко и быстро пришел новый кадровый эшелон. Демократическая система в подобных ситуациях несравненно устойчивее, срабатывает на автомате.

В Беларуси тоже нужно развивать, европеизировать политическую систему, расширять для граждан и политических структур пространство свободы. Это простой и понятный рецепт снижения рисков в случае транзита власти. Но рецепт противоречит логике авторитарного персоналистского режима, когда даже на пол-оборота открутить гайки боязно.

Эпоха Лукашенко вряд ли увенчается . А это значит, что дальнейшее будущее Беларуси туманно, тревожно и малопредсказуемо.

Оригинал взят у antisemit_ru в Что ждет Беларусь? Или два прогноза будущего.

By courtesy of valery_brest_by . Я щас приведу оба эти прогноза и слегка откомментирую.


Белорусский среднесрочный прогноз от Колерова

(Модест Колеров : кандидат исторических наук, Действительный Государственный советник России 1-го класса, руководитель портала REGNUM.RU)
1. Продолжится быстрое сближение правящей номенклатуры с Западом и его клиентами внутри страны.
2. Национализация номенклатуры сделает именно ее главным носителем националистические риторики.
3. Отношения с Россией ухудшатся до такой степени, что Минск станет инициатором фактического замораживания своего участия в Союзном государстве, ОДКБ и ЕАЭС.
4. Транзит из центральной России в Калининград по территории Белоруссии и Литвы станет практически невозможным.
5. Транзит из России в Польшу и далее по территории Белоруссии будет переведен в режим ручного управления.
6. Политическая номенклатура приведет к власти одобренной Западом экономическое правительство либертарианцев, которое начнет «шоковые» реформы, главным призом в которых будет свободный доступ граждан Белоруссии на рынок труда в ЕС.
7. Идеологией власти станет «национальное возрождение», быстро переходящее в этнический национализм и русофобию под видом борьбы против «русского империализма».
8. Москва будет молча наблюдать за этими переменами, лишь изредка выступая с обращениями Государственной думы к Минску в защиту «великой дружбы»
9. Западная граница Смоленской области снова станет полноценной границей России.

Белорусский среднесрочный прогноз от Дзерманта

(Алексей Дзермант : философ, политолог, научный сотрудник Института философии НАН Беларуси, руководитель портала IMHOCLUB.BY)
1. «Разрядка» в отношениях с Западом имеет четкую «красную линию» — стратегические интересы России. И белорусское руководство не переступит эту черту.
2. Республика Беларусь, как национальное государство, сохранит символическую и идеологическую преемственность с БССР и советским проектом. Восточноевропейский национализм по типу прибалтийского или украинского не станет в Беларуси идеологией власти.
3. Отношения с Россией будут зависеть от готовности России строить равноправный союз с Беларусью, учитывать интересы партнеров по евразийской интеграции. Вариант вхождения Беларуси шестью губерниями в состав России исключен как самый деструктивный. Военно-политический союз России и Беларуси будет укрепляться, поскольку именно он является основной гарантией белорусского суверенитета.
4. Именно Беларусь, согласовав свои действия с Россией, используя все доступные рычаги (дипломатические, экономические, политические) воздействия на Литву, будет основным лоббистом деблокирования Калининградской области.
5. Беларусь, сохранив внутреннюю политическую устойчивость, на фоне продолжающегося кризиса в Украине, и далее будет самым стабильным транспортным хабом между ЕС и ЕАЭС, а также станет одним из ключевых пунктов китайского Нового шелкового пути в Восточной Европе.
6. Экономические реформы будут проводиться в Беларуси по китайскому сценарию — под жестким контролем государства, с сохранением значительной доли госсобственности в промышленности. Либеральные экономисты никакого реального влияния не получат.
7. Государственная идеология будет оформляться в качестве социал-консерватизма, с креном в «левую» сторону. Либеральные и националистические идеи не выйдут из маргинального поля. В случае преобладания в России националистической, «белогвардейской» риторики, отрицающей субъектность Беларуси и ее политической элиты, это будет использовано внешними силами и их агентами в Беларуси для нагнетания антироссийских настроений. Оба национализма — русский и белорусский следует воспринимать как инструмент манипуляции и разжигания розни.
8. В ближайшее время Москва должна будет определиться со своей стратегией интеграции, сделав ставку не на этнонационалистическую интерпретацию Русского мира, а на создание полноценного Евразийского союза, вобравшего в себя лучшие черты советской модели отношений с союзными республиками. Только в этом случае России удастся собрать вокруг себя жизнеспособный геополитический и геоэкономический блок.
9. Слабое место России — отсутствие полноценного технологического суверенитета, невозможность существовать в режиме автаркии. Элитные разногласия также не позволят в ближайшее время запустить мобилизационный проект. Это будет вынуждать руководство России вовлекаться «разрядку» в отношениях с Западом, с ЕС. Беларусь, не позволяя втянуть себя в масштабное противостояние на стыке России и ЕС, не дает сомкнуться двум очагам напряженности: в Украине и Прибалтике. Статус Беларуси как регионального гаранта равновесия и безопасности может быть использован Россией как одно из условий и оснований будущей «разрядки».

А теперь - демагогия от Антисемита .

1. Делать какие-либо прогнозы на средний срок, умалчивая при этом главное - абсолютно бессмысленное занятие.

2. А главное тут - сохранится или нет, в Беларуси, авторитарный режим Лукашенко.

3. Предполагаю, что мой блог читают, в основном, здравомыслящие люди, с критическим мышлением. Потому мы такие заклинания, как "демократический выбор беларусского народа", "выборная процедура", "манипуляции голосами", даже обсуждать не будем. Постсоветская власть, в новообразованных государствах, давно научилась получать нужные ей результаты. И - переизбираться столько раз, сколько надо. Что, правда, иногда, дает осечки, о чем хорошо осведомлены бывшие "кыргызбаши" (их там двое, или больше, забыл уже?). Или - украинская панда. Но мы не о грустном же, а прогнозируем?

4. Смена политической парадигмы, в постсовке, невозможна без массированного внешнего влияния . Покойный (ли?) Ислам Каримов, наглядно показал, что достаточно решительная тоталитарная власть умеет легко парировать такие попытки. А украинский Овощ, не менее наглядно, что менее тоталитарная - никак не сможет.

5. РБ - достаточно тоталитарна. Потому, логично предположить, что никаких изменений, под действием внутренних ли сил, или внешнего влияния, не будет. Ни во внутренней политике, ни во внешней.

6.Следовательно, вопрос, как долго протянет сам АГЛ. А здоровья у него - вроде как, хватает. Потому отбросьте все, какие-либо надежды, на "трансформацию режима". Не будет этого, не надейтесь даже!

7. Немного про экономику. Никого же не удивляет, когда какая-нибудь крупная западная корпорация, экономически успешна? При этом, частного собственника там - нет . Не смешите мои тапочки, рассказывая, что собрание акционеров - это и есть тот самый частный собственник. Тут кроется самое большое либеральное суеверие и самый наглый обман, что наемный менеджмент, в акционерной компании, может обеспечить экономическую эффективность, а такой же, но в государственной компании - нет. Так что государственными ли будут основные производства РБ, частными, или акционированными, с участием государства, или без него - не суть важно.

8. Я верю и в разум АГЛ, и в креативность и изобретательность белАрусских экономистов и менеджеров. По моему скромному мнению, они достаточно эффективно организовывали жизнь страны, в условиях всемирного экономического кризиса, с 2008 года. Думаю, в среднесрочной перспективе, экономические коллапсы и Республика Беларусь - в разных вселенных. Тем не менее, какие-то подвижки, небольшие реформы, однозначно, будут.

9. Об отношениях РБ с Россией и т.н. "западом". Всё будет без изменений. Лукашенко будет маневрировать, российские "поцреоты" - его обличать, "запад" - давиться, но есть кактус. Не так и сложно кивать в обе стороны, тем более, за это плюшки могут быть. А долговременные интересы беларусов - в союзе с Россией. Если у той будет адекватное руководство. Вот в этом - вопрос...

Президент Беларуси Александр Лукашенко 6 декабря на полях саммитов ЕАЭС и СНГ в Санкт-Петербурге сообщил, что встреча с российским коллегой Владимиром Путиным состоится через неделю. В рамках переговоров главы России и Беларуси должны будут расставить все точки над «i» по основным нерешенным вопросам союзных отношений. В преддверии скорой встречи аналитический портал RuBaltic.Ru разобрался, что это за вопросы и какие ответы на них могут дать лидеры Союзного государства.

Цена на газ

Условия поставок российских энергоносителей в Беларусь - самая острая тема в отношениях между двумя странами. На последнем саммите глав государств Евразийского экономического союза Лукашенко и Путин поспорили на эту тему публично.

Президент Беларуси сказал, что для белорусских потребителей цена на кубометр российского газа составляет 130 долларов, тогда как для соседней Смоленской области России - 70 долларов: почти в два раза ниже. «Простой вопрос - как конкурировать в такой ситуации?»

Президент России на это заметил, что если бы цена на газ была рыночной, то Беларусь покупала бы кубометр газа за 200 долларов. Скидка на газ обусловлена тем, что Беларусь - союзная России страна, и после создания общего рынка нефти и газа цены на газ будут одинаковы для всех участников ЕАЭС.

Ускоренное создание единого газового рынка - самый актуальный вопрос для разговора Путина и Лукашенко .

Общий рынок энергоносителей в ЕАЭС планируется создать к 2025 году. Но поскольку Беларусь заинтересована в снижении цен на газ, в ее интересах лоббировать приближение «энергетического дедлайна».

Налоговый маневр

Столь же острая тема - условия поставок российской нефти на нефтеперерабатывающие предприятия Беларуси. Россия осуществляет налоговый маневр - в течение шести лет, начиная со следующего года, экспортные пошлины на нефть будут снижаться, а налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ) - увеличиваться.

Нефтяная реформа в России затронет и белорусскую экономику.

В результате налогового маневра цена на российскую нефть для Беларуси сравняется с мировой, что снизит рентабельность белорусских НПЗ.

Белорусский Минфин сообщил, что цена вопроса для Минска - 10 миллиардов долларов за шесть лет. Торг о компенсациях за налоговый маневр продолжается уже много месяцев.

Российским производителям нефтепродуктов, которые поставляют их на внутренний рынок, правительство компенсирует ущерб от роста НДПИ в виде обратного акциза на нефть. В Минске хотят такой компенсации и для белорусских НПЗ.

Отмена роуминга

Отмена роуминга на территории Союзного государства - еще один вопрос, который будут обговаривать в Бресте. Отказ от роуминговых тарифов для звонков из России в Беларусь и из Беларуси в Россию обсуждается с прошлого года. Переговоры об отмене роуминга застопорились из-за протестов операторов сотовой связи, которым единые тарифы невыгодны.

Пока антимонопольные ведомства и министерства связи России и Беларуси договорились окончательно решить вопрос с роумингом в следующем году.

Если роуминговые тарифы между Россией и Беларусью будут отменены, это станет самым наглядным подтверждением успешности союзного строительства для граждан двух стран, поэтому роуминг - один из тех вопросов, которые будут обсуждаться на высшем политическом уровне.

Признание виз

В Бресте Россия и Беларусь планируют подписать межправительственное соглашение о взаимном признании виз. Из 25 документов, которые намерен рассмотреть Совет министров Союзного государства, к этому соглашению приковано особенное внимание.

Два года назад отсутствие общего визового пространства при отсутствии погранконтроля всерьез обострило отношения между Россией и Беларусью.

Тогда Минск ввел пятидневный безвизовый режим для граждан 80 стран. Москва отказалась принимать иностранцев, которые въезжают на российскую территорию из Беларуси . Дошло до разговоров о возрождении полноценного пограничного режима на российско-белорусской границе.

После этого инцидента активизировались переговоры о взаимном признании виз, которые велись к тому времени почти 10 лет. После двух лет синхронизации миграционного законодательства визовое соглашение между Россией и Беларусью готово к подписанию. Следующий этап интеграции, который могут обсудить президенты двух стран, - введение единой визы Союзного государства.