Альфредо Ди Стефано: биография, интересные факты из жизни. Футболист Альфредо Ди Стефано: биография и интересные факты Биография и карьера футболиста

«Кто этот парень?! Он забирает мяч у вратаря, он говорит защитникам, что делать на поле, где бы он ни находился, он всегда готов принять мяч, он влияет абсолютно на всё… Никогда не видел такого разностороннего игрока. Такое ощущение, он создал командный пункт в центре поля», - сидел на трибунах «Сантьяго Бернабеу» и размышлял 20-летний Роберт Чарльтон, который к тому времени не был не то что сэром, но и твёрдым игроком основы «Манчестер Юнайтед». Похожие ощущения испытывал в то же время и человек в футболе куда более опытный - 60-летний главный тренер сборной ФРГ Зепп Хербергер, легендарный творец «бернского чуда». «Пеле, безусловно, величайший индивидуалист в истории игры, но этот парень – настоящий творец команд», - твердил Хербергер. Два величайших футбольных деятеля, настоящие глыбы вида спорта номер один думали об одном и том же человеке - об аргентинском нападающем мадридского «Реала» Альфредо ди Стефано .

«Прибыв в «Ривер Плейт», на вопрос о том, кто его порекомендовал, ди Стефано ответил честно: «Моя мама!»

Если хотите вкратце узнать, кто такой Альфредо ди Стефано, достаточно прочитать эти высказывания - они дадут об аргентинском гении куда лучшее представление, чем его титулы и регалии, перечисленные в «Википедии». Для своего поколения он остался немного в тени Пеле, именно поэтому в спорах о том, кто самый великий футболист в истории, имя ди Стефано всплывает нечасто. Однако в отличие от Пеле аргентинец рискнул переехать в Европу. Он ничего не добился на уровне сборных (так что хотя бы из уважения к нему не оценивайте уровень величия Лионеля Месси сквозь призму национальной команды), хотя успел поиграть за три страны. Однако клубный футбол двух самых футбольных континентов мира был у его ног.

Так же как и большинство южноамериканских звёзд своего времени, ди Стефано вырос как футболист на улице. После школы он отправлялся пинать мяч, под вечер возвращался домой – так проходили недели и месяцы. Семья ди Стефано жила в южном районе Буэнос-Айреса Барракас, а десятком кварталов западнее рос маленький Хорхе Марио Бергольо. Пара кварталов и определила футбольные предпочтения двух ребят: ди Стефано представлял себя скорее в «Расинге» или «Индепендьенте», а Бергольо фанател от «Сан-Лоренсо» из своего района Флорес. Позже семья ди Стефано тоже переехала во Флорес, и ребята жили совсем близко друг от друга. Легендарный футболист вполне допускал, что хоть и был на 10 лет старше, в каком-то из дворов они гоняли мяч с Бергольо друг против друга. Через два десятка лет Альфредо ди Стефано стал известен всему миру, а путь Хорхе Марио Бергольо из Флореса к мировой популярности получился на полвека дольше – теперь его знают как Папу Римского Франциска.

Сам ди Стефано позже признавался, что на улицах против него играли ребята талантливее, чем он сам, но до футбольных секций они просто не доходили. Он сам оказался в большой игре по счастливой случайности: электриком в их районе был бывший голкипер «Ривер Плейт», друг отца ди Стефано. Однажды он зашёл что-то починить и осведомился у мамы будущей звезды о здоровье членов семьи, чтобы поддержать беседу. Мама отвечала долго, рассказав и о том, что сыновья играют в футбол, а Альфредо играет очень здорово. Через несколько недель 17-летний ничего не подозревающий ди Стефано получил телеграмму с приглашением на просмотр в «Ривер Плейт». Прибыв в клуб, на вопрос о том, кто его порекомендовал, он ответил честно: «Моя мама!» Просмотр из трёх десятков парней прошли только двое. С того момента юный ди Стефано начал ежедневно преодолевать полуторачасовой путь от дома до базы «Ривера» через весь Буэнос-Айрес на трамвае.

«Белокурая стрела»

К сожалению, увидеть игру ди Стефано вживую мне не удалось по причине возраста, однако один факт на тех, увы, немногочисленных видео, что остались от великого «Реала» рубежа 50-60-х годов, бросается в глаза в первую очередь: скорость гениального аргентинца была просто невероятной! Футбол в то время был куда менее скоростным, чем сейчас (оттого записи и кажутся немного комичными – мяч передвигается по полю несоизмеримо быстрее игроков), но ди Стефано мчался по полю как ураган, за что и получил прозвище Белокурая Стрела. Именно эти качества – скорость, координация и умение обращаться с мячом в рывке – аргентинец позже называл главным залогом своего успеха в Европе.

«Я приспособился к европейской игре мгновенно. Футболисты, которые приезжали и приезжают из Аргентины в Европу, имеют большую дополнительную проблему – здесь коротко стригут газоны. В Южной Америке любят пасовать, а не бегать», - говорил ди Стефано.

«Самым главным в футболе гениальный аргентинец считал забитый мяч: «Футбол без голов – всё равно что день без солнца». Представителю нации, поместившей солнце на флаг страны, можно в этом доверять, не правда ли?»

Их дуэт с Ференцем Пушкашем, дуэт лучших футболистов европейского клубного футбола своего времени, просто завораживал. В финале Кубка чемпионов - 1959/60 «Реалу» противостоял доблестный франкфуртский «Айнтрахт», который не побоялся сыграть с «Королевским клубом» в открытую. 20 минут немцы играли просто великолепно, забили, попали в перекладину и имели ещё несколько моментов. Однако затем ди Стефано пару раз включил скорость, оформил дубль за три минуты, Пушкаш сделал покер, и «Айнтрахт» был укатан в газон вместе со своей доблестью – 7:3.

Доступный гений

Ни во время, ни после завершения своей карьеры Альфредо ди Стефано не изменял себе. Он был прекрасным собеседником, и вот что удивляло в его интервью: даже будучи на девятом десятке жизни, он досконально помнил едва ли не всё, что связано с карьерой. Он мог сам поправить журналиста: «Это писали не в Аргентине, а во France Football, писал Габриэль Ано , можете проверить». Он обладал абсолютно доступным чувством беззлобного, незаносчивого юмора: «С чем у меня ассоциируется немецкий футбол? Настойчивость. Футболисты, всегда готовые принять мяч. Что ещё? Ну, этот парень, как там его имя, из центра поля… Как? Беккенбауэр? Ах, совершенно верно»… Это был один из тех футболистов, которого в интервью можно было со спокойной душой напрямую попросить рассказать футбольный анекдот (приём, с журналистской точки зрения, весьма спорный) и знать, что это будет забавно: «Был такой левый вингер Энрике Гарсия, играл за «Расинг». Однажды он пустился в дриблинг по тому участку поля, где была одна земля, без травы, обыграл всех, забил и пошёл обратно той же дорогой, шаркая ногой. Мы спрашиваем: «Ты что делаешь?!» А он сурово отвечает: «Следы заметаю, чтобы вы не скопировали дриблинг».

За это его любили. А он беззаветно любил футбол, он был уверен, что футбол – это искусство. Искусство, которому Альфредо ди Стефано был предан до конца своих дней, будучи почётным президентом «Реала» и УЕФА. Самым главным в футболе гениальный аргентинец считал забитый мяч: «Футбол без голов – всё равно что день без солнца».

Представителю нации, поместившей солнце на флаг страны, можно в этом доверять, не правда ли?

В мае он увидел десятый Кубок чемпионов своего «Реала» - то, чего так долго ждал. Ровно половину из «десимы» - пять кубков - для «Королевского клуба» завоевал Альфредо ди Стефано.

Если футбол – действительно искусство, то можно ли сравнивать, кто великий, а кто нет? Если нельзя сравнить ван Гога и Дали, Моцарта и Бизе, то почему мы постоянно пытаемся сравнить Марадону и Пеле, Месси и Роналду ? Нельзя оценить степень гениальности, нельзя расставить великих по полочкам.

Альфредо ди Стефано не был просто футболистом ни когда впервые надел майку «Ривер Плейт», ни когда в последний раз снял майку «Эспаньола», в котором завершил карьеру. Альфредо ди Стефано был великим представителем футбольного искусства, настоящим гением. А гении не умирают, даже если проявляли свою гениальность задолго до появления камер высокой чёткости.

В 50-ых годах прошлого века испанский Реал был одной из лучших команд «старого света», 5 выигрынных кубков лиги чемпионов подтверждают эти слова. Один из самых выдающихся игроков старого Реала - Альфредо Ди Стефано.

В новейшей истории футбола такого не смог повторить пока ни один клуб. Да и вряд ли сможет. Уровень клубов становится выше и порой даже самые «записные» середняки или даже аутсайдеры могут обыграть гранда европейского футбола.

Стоит только посмотреть на победителей последних турниров главных европейских клубных турниров и увидим, что практически каждый новый сезон выигрывали разные клубы. В той великой команде кроме Ди Стефано были и другие звезды того времени: Копа, Диди и Ф. Пушкаш. Но именно Альфредо внес наибольший вклад в победу. Копа попал в Реал когда тот был на половине пути к достижению, «золотой мадьяр» смог сыграть однажды. Еще один великолепный игрок - Диди и вовсе отсидел на скамейке запасных. Можно сделать вывод, что успех Реал тех лет почти полная заслуга именно Ди Стефано.

Корни у Альфредо конечно итальянские, хотя неутомимые журналисты и спрашивали его об этом. По рассказам своего отца дед футболиста – Микеле был рыбаком. Всю свою жизнь он провел в море. А когда устал, то решил обосноваться (по стечению обстоятельств) в Буэнос - Айресе в небольшом квартале Бока. От которого получил название футбольный клуб Бока Хуниорс.

Сын за отца не отвечает

Очень скоро семья Ди Стефано переезжает в другой квартал. В это же время Пеучелле нападающий известный в 30-ые годы, отбирает игроков для команды Ривер Плейт. Форвард отметил Альфредо как «способного» игрока. Когда тот прибежал домой чтобы сообщить новость отец не показал ни каких эмоций. В первой команде Ди Стефано сыграл в августе 1944 года. Тогда Ривер Плейт играл матч с Индепьенденте. Игра не заладилась. Альфредо был травмирован в той игре и вынужден был замениться.

Следующие 1,5 года игрок полировал скамейку запасных. Да и статус игрока был до конца не понятен: зарплату ему не платили, но выдавали премии. Совершенно случайно аргентинец узнает, что другие игроки получают более высокие гонорары. Ди Стефано хлопнул дверью и ушел. Место для игрока нашлось почти сразу же. Его давно хотело видеть в своем составе руководство Уракана. Предложения с их стороны поступали неоднократно, но в Ривер Плейте мешали этому переходу.

После выходки игрока его держать не стали и отпустили за 5 тысяч песо. Уракан не пожалел о той сделке. В оставшихся играх Альфредо забивает 11 голов.

Забил гол - в челюсть!

После ухода из команды главной звезды - Педернеры на его место пришел Ди Стефано. Форвард не любил прямых и лобовых атак по центру, как и положено форварду. Более изящный по манере игры, он предпочитал оставаться в тени и проводить свои молниеносные атаки за счет быстрого выхода с фланга в защиту чужой команды. И эта позиция постепенно трансформирует тактику команду именно под этого нападающего. Запоминающийся случай произошел в последней игре.

Тогда Ди Стефано забил гол, но болельщик команды соперников не дал ему порадоваться и четким ударом послал форварда в нокдаун. Моментальная помощь оказанная медицинским персоналом позволила привести Альфредо в чувство и отпраздновать победу вместе с командой.

Бегство в Колумбию

После этого в Аргентине начался кризис. Футболисты устраивали забастовки, требуя выплаты зарплат. Летом 1948 г федерации пришлось приостановить чемпионат. От федерации поступило предложение убрать из клубов всех профессионалов (игроков которым нужно платить деньги) и заменить их любителями.

Почти год продолжалась эта борьба. Болельщики поддержали своих кумиров и перестали ходить на матчи. Многие игроки не стали ждать чем завершиться ситуация и перебрались в клубы Колумбии. Бывший партнер Ди Стефано – Педернера, уехавший чуть раньше не однократно звал его.

Альфредо сомневался и наверно не поехал бы в Колумбию, но опять вмешалась пресса, которая выпустила статью с заголовком: «Ди Стефано продался». После этого Альфредо ничего не оставалось, как принять предложение. Он улетает в Колумбию. За урегулирования вопроса по сбежавшим игрокам взялся президент Ж. Римэ. Всем кто успел уехать, разрешалось вернуться, но новые клубы должны были выплатить компенсации.

В Европу - за интеллектуальным футболом

Альфредо засомневался, а стоит ли возвращаться? И он принимает решение ехать в Испанию. Два великих гранда того времени: Реал и Барселона хотели заполучить этого форварда. После долгих переговоров было принято необычное решение по которому нападающий должен был выступать год в Барселоне, следующий в Реале и так до конца карьеры.

Как то Ди Стефано признался, что Испании нашел то что искал – играть не так как принято, а попробовать какие новые тактические ходы и уловки. Для того времени это был прорыв. Прорыв в новый футбол - интеллектуальный. Более тонкий и изящный чем он был до этого времени. Смена тактики приносит свои плоды и в первый год прихода Ди Стефано Реал начинает как станок штамповать победы в разных турнирах.

Но не только положительные отзывы можно услышать об этом уникальном и неординарном игроке. Всю свою жизнь он отдал фуболу, полностью посвятив себя этому виду спорта. Казалось бы, вот она слава, взято такое количество титулов, которое другим игрокам и снилось и можно уйти. Но он оставался...

Закат карьеры

Эксперты футбола сходятся во мнении, что игроку нужно было повесить бутсы на гвоздь в 1962 г. После великолепного, но проигранного финала против Бенфики. Игроку было на тот момент 36 лет. Что может быть лучше для игрока - уйти в зените своей славы. Уйти, запомниться и остаться таким в памяти болельщиков навсегда.

Но аргентинец остается. После Реала карьера резко пошла на спад. Два года Альфредо играет в Эспаньоле. Но это был уже не тот игрок. Финальная точка была поставлена в 1964 г когда на игрока посыпались претензии от руководства клуба, в том, что он не способен играть на прежнем уровне.

Но что может игрок, которому исполнилось 38 лет, прошедшему огонь, воду и медные трубы в своей долгой футбольной карьере. Ди Стефано как мог до конца цеплялся за свою карьеру, хотя и понимал, что его время уже прошло. Может он хотел играть до 50 лет как великий С. Мэтьюз. Но это увы дано не каждому.

(Родился в 1926 г.)

Играл в аргентинских клубах «Ривер Плейт» и «Уракан», колумбийском клубе «Мильонариос», испанских клубах «Реал» Мадрид и «Эспаньол». В 1947-1961 годах провел 39 матчей в сборных Аргентины и Испании.

С тех пор как ди Стефано сыграл свой последний матч, прошло уже больше четырех десятилетий. Это значит, что подавляющему большинству современных болельщиков, увы, никогда не доводилось видеть его на поле. Немногие, к сожалению, знакомы и с сохранившимися кинолентами, на которых запечатлены фрагменты великих матчей с его участием - хотя бы первого в футбольной истории финала Кубка европейских чемпионов 1956 года, в котором мадридский «Реал» победил французский «Реймс».

В том памятном напряженном финале, выигранном со счетом 4:3, свой гол забил и ди Стефано. И забивал в каждом из четырех следующих финалов, где победу вновь праздновал «Реал». Фантастическая, никем с тех пор не повторенная серия продолжалась - начиная с 1956 года мадридский клуб выигрывал Кубок европейских чемпионов пять раз подряд! А сверх этого, за те 11 лет, что ди Стефано играл в «Реале», клуб однажды завоевал Межконтинентальный кубок, 8 раз становился чемпионом страны и один раз выиграл Кубок Испании. Для сравнения - за предыдущие 25 лет «Реал» лишь дважды завоевал титул чемпиона Испании.

Что же касается личных достижений ди Стефано за эти 11 лет, то он провел в составе «Реала» 510 игр и забил 418 мячей, 5 раз был лучшим бомбардиром испанского чемпионата, еще 49 мячей забил в матчах на Кубок европейских чемпионов, дважды получал приз «Золотой мяч» как лучший футболист Европы.

Даже простой этот перечень свидетельствует, каким огромным футбольным талантом был наделен Альфредо ди Стефано. Те же, кому все-таки посчастливилось увидеть его игру воочию, убеждены, что его вполне можно сравнивать с самим Пеле. Он был наделен блестящей южноамериканской техникой, артистичностью, точным сильным ударом, а сверх того и великой преданностью футболу. В его автобиографической книге «Спасибо, старина!» можно найти такие строки: «Часто даже с высокой температурой мне удавалось убедить тренеров, что я должен выйти на поле. Футбол - великая игра, и когда ты находишься в великом клубе, то каждый матч для тебя - привилегия. И точно такая же привилегия - отдать игре все, что у тебя есть». Этим принципам Альфредо ди Стефано следовал всю свою долгую футбольную карьеру.

Начиналась она в Аргентине, дед будущего великого футболиста был итальянцем, в ранней юности перебравшимся в Буэнос-Айрес с острова Капри. К концу жизни он разбогател, владел целой флотилий баркасов, перевозивших товары из Аргентины в Парагвай и обратно, однако внук родился, когда семья еще жила в бедном предместье Буэнос-Айреса Барракасе. У матери Альфредо были ирландские корни, и поэтому ее сын уродился на свет светловолосым и заметно отличался от большинства аргентинцев.

Отец ди Стефано в молодости тоже увлекался футболом и играл в ведущем клубе Буэнос-Айреса «Ривер Плейт» на любительском уровне. Футбол был для него лишь развлечением, отдыхом. Он перестал играть, когда серьезно повредил колено. Вдобавок как раз к этому времени «Ривер Плейт» стал профессиональным клубом, а у отца ди Стефано были другие занятия: он выращивал картофель, и на полях его ранчо трудились несколько десятков наемных рабочих.

Когда Альфредо исполнилось пятнадцать, отец решил сделать из него управляющего, и почти все время будущий футболист проводил на ранчо. Но когда наезжал в город, все свободное время отдавал футболу. Футбольным полем служила улица, ворота представляли собой пару деревьев или рамку, нарисованную на стене. Поскольку на карманные деньги для юного управляющего отец скупился, мальчишки складывались и покупали самый дешевый литой мяч из легкого каучука. Он был способен на самые невероятные отскоки, чтобы управляться с ним, требовалась немалая ловкость, но зато именно так и вырабатывалась отменная техника.

В 1943 году, когда Альфредо было семнадцать лет, он набрался смелости и отправился на просмотр в «Ривер Плейт». В тот день в клуб пришли несколько десятков юных футболистов, но тренеры отобрали только двоих, и одним был ди Стефано. Так он попал в четвертый дивизион клуба, где играли футболисты от шестнадцати до восемнадцати лет. А 7 августа 1944 года впервые вышел на поле в основной команде в матче против «Уракана». Дебют, надо признать, был неудачным - Альфредо повредил голеностоп и во втором тайме был вынужден уйти с поля, а замены тогда не разрешались.

После того матча особенных перспектив закрепиться в основной команде у него не было, и поэтому Альфредо с радостью принял предложение играть в другом клубе - «Уракане». «Ривер Плейт», не возражая, отдал его в аренду. В «Уракане» ди Стефано провел 25 игр и забил 10 мячей. В 1946 году, когда срок аренды закончился, «Ривер» ввел молодого футболиста в основной состав.

В 1947 году он дебютировал и в сборной Аргентины. Правда, выступить за сборную страны ему довелось лишь 6 раз, но этого хватило, чтобы в том же году двадцатиоднолетний футболист вместе с командой выиграл чемпионат Южной Америки - старейший в мире турнир для сборных команд.

В «Ривер Плейт» ди Стефано играл до 1949 года, провел 66 матчей, забил 40 мячей. За скорость и результативность, а также за цвет волос журналисты прозвали его «Белой стрелой». Когда же футболисты Аргентины, недовольные низкой зарплатой, объявили забастовку, ди Стефано вместе с еще одним футболистом «Ривера» счел за благо перебраться в Колумбию, в клуб «Мильонариос». В первый же сезон клуб стал чемпионом страны. Колумбийские газеты не скупились на похвалы: «Ди Стефано - самый быстрый и самый грозный центрфорвард на континенте».

Поворотное событие в карьере Альфредо ди Стефано произошло в 1952 году. Тогда «Мильонариос», как и несколько других клубов разных стран, был приглашен в Испанию - на турнир, посвященный 50-летию мадридского «Реала». Игры проводились в нескольких городах и стали настоящим праздником. Победителем турнира стала колумбийская команда - во встрече с юбиляром она победила 4:2, и два гола забил ди Стефано. После игры президент «Реала» Сантьяго Бернабеу произнес свою «историческую фразу», которую потом частенько вспоминали испанские журналисты: «Ди Стефано надо брать».

В 1952 году мадридский «Реал» еще не был тем звездным суперклубом, каким стал в последующие годы, но уже всерьез готовился к этому. У клуба была давняя история. Основала его группа мадридских студентов - энтузиастов футбола. Сначала он именовался «Мадридским футбольным клубом». Название «Реал» - «королевский» - было даровано ему в 1920-е годы королем Испании Альфонсо XIII.

В годы гражданской войны в Испании стадион «Реала» «Чамартин» в Мадриде был полностью разрушен, а клубная касса пуста. Возродить «Реал» казалось уже невозможным. Но в это время клуб возглавил преуспевающий адвокат Сантьяго Бернабеу. Прежде он был игроком «Реала», потом работал в клубе тренером. В 1942 году Бернабеу стал президентом «Реала». Этот энергичный и предприимчивый человек сумел не только вернуть клуб к жизни, но и вывести на первые позиции европейского футбола.

Прежде всего Бернабеу обратился к мадридцам и всей стране с просьбой помочь клубу построить новый стадион. Была объявлена подписка, и собранная сумма в 41 миллион песет превзошла все ожидания, а также показала, как уже в те годы был популярен «Реал» в Испании.

На пожертвования, собранные почитателями «Реала», был куплен обширный участок земли на Кастельяна, одной из престижных мадридских улиц. Бернабеу замахнулся не просто на стадион, а на суперстадион. Поначалу он назывался «Нуэво Чамартин». К концу 1947 года стадион был построен. Тогда он вмещал 75 тысяч зрителей. Вскоре Сантьяго Бернабеу приступил и к реконструкции, после которой стадион мог принять уже 100 тысяч зрителей. Теперь футбольная арена «Реала» стала не только одной из самых больших в Европе, но и самых красивых. Чуть забегая вперед, надо сказать, что в 1955 году в честь президента «Реала», сумевшего возродить клуб, «Нуэво Чамартин» был переименован в «Сантьяго Бернабеу».

На матчах «Реала» стадион никогда не пустовал. Доходы позволили президенту клуба приступить к закупке лучших футболистов со всех концов света. Именно таким образом он намеревался превратить свой «Реал» в сильнейший клуб мира, а для начала стать хотя бы чемпионом Испании. Ведь, несмотря на свою славу и любовь зрителей, «Реал» никак не мог этого сделать с 1933 года.

В 1953 году Альфредо ди Стефано вместе с семьей переехал в Мадрид. Однако его испанская жизнь начиналась с юридического казуса. Кроме «Реала», аргентинским футболистом заинтересовалась «Барселона», сразу же перечислившая деньги за него клубу «Ривер Плейт», который формально все еще оставался хозяином ди Стефано. «Реал» же заплатил за него «Мильонариосу». В результате ФИФА запретила ему вообще выступать в Испании, пока «Реал» и «Барселона» не придут к какому-то соглашению. В конце концов решение было найдено: два года ди Стефано должен будет играть за «Реал», а потом два года за «Барселону».

Но, начав в «Реале», ди Стефано не сразу адаптировался к новым условиям, и «Барселона» продала свою часть прав на футболиста «Реалу». А несколько дней спустя «Реал» играл с «Барселоной», ди Стефано сделал хет-трик, и матч закончился со счетом 5:0. Так началась его легендарная карьера в мадридском клубе.

В 1954 и 1955 годах «Реал» становился чемпионом Испании. А в июне 1955 года начался розыгрыш нового международного турнира - Кубка европейских чемпионов, которому суждено было стать самым престижным соревнованием лучших футбольных клубов Европы. Мадридский «Реал» был включен в число участников как чемпион Испании.

Первым противником «королевского клуба» на турнирном пути стал швейцарский «Серветт». На выездном матче в Женеве вместе с командой был принц Хуан Карлос, будущий король Испании. Восхождение «Реала» к финалу началось с победы над «Серветтом» со счетом 2:0.

Вторым клубом, вышедшим в финал, был «Реймс», сильнейшая в ту пору команда Франции. Но финал проходил не на нейтральном поле, а именно в Париже. Таким символическим жестом ФИФА отблагодарила Францию, поскольку именно французы выдвинули саму идею Кубка европейских чемпионов.

Матч начался для «Реала» обескураживающе: подбадриваемые зрителями, футболисты «Реймса» уже через 10 минут выигрывали 2:0. Но сразу же ди Стефано отыграл один мяч, потом другой мадридский аргентинец - Риал, сравнял счет. Во втором тайме французы снова вышли вперед, но «Реал» опять сравнял счет. А за 10 минут до конца тот же Риал с блестящей подачи испанца Хенто забил победный гол. Так мадридский клуб выиграл Кубок европейских чемпионов в первый раз.

В том же 1956 году Альфредо ди Стефано получил испанское гражданство. Это означало, что отныне он мог выступать за сборную Испании. Дебют в ней состоялся 30 января 1957 года в благотворительном матче со сборной Голландии. Собранные деньги предназначались жертвам венгерских событий 1956 года. Испанцы выиграли - 5:1, и три гола забил ди Стефано.

1957 год стал для великого футболиста одним из самых звездных в карьере. «Реал» вновь чемпион Испании, ди Стефано - лучший снайпер чемпионата, забивший 31 мяч. Вновь выигран Кубок европейских чемпионов, на этот раз в финале обыграна итальянская «Фиорентина» со счетом 2:0. Голы забили ди Стефано и Хенто. В этом году ди Стефано впервые получает от еженедельника «Франс футбол» приз «Золотой мяч» как лучший футболист Европы.

В 1958 году «Реал» вновь чемпион Испании и теперь уже троекратный победитель Кубка европейских чемпионов. Теперь в финальном матче победа одержана над итальянским «Миланом» - 3:2. Один из мячей на счету ди Стефано.

Однако в том году были и огорчения. Сборная Испании не смогла пробиться на чемпионат мира, проходивший в Швеции. Возможность была упущена после нелепого поражения в отборочном матче со сборной Швейцарии.

Зато состав «Реала» постоянно усиливался футбольными звездами первой величины. Еще в 1956 году, сразу же после победы над «Реймсом», Сантьяго Бернабеу присмотрел звезду французской команды Раймона Копа. В 1958 году в клубе появился великий венгр Ференц Пушкаш.

В 1959 году в четвертом уже подряд своем финале Кубка европейских чемпионов «Реал» вновь встретился с «Реймсом», и снова победа - 2:0. Опять один гол забил ди Стефано. В национальном чемпионате Испании он вновь лучший бомбардир. «Франс футбол» в этом году вручил ему второй «Золотой мяч».

На следующий год «Реал» выиграл Кубок европейских чемпионов в пятый раз подряд. Финальный матч с «Айнтрахтом» из Франкфурта, состоявшийся в Глазго, вошел в футбольную историю, как один из самых красивых и захватывающих. Ди Стефано сделал хет-трик, Ференц Пушкаш забил 4 гола. Матч закончился с небывалым для финальных поединков счетом 7:3.

Однако и самые сильные клубы не могут побеждать всегда, а великие футболисты играть вечно. В 1961 году в розыгрыше Кубка европейских чемпионов «Реал» проиграл в матче одной восьмой финала своему извечному сопернику «Барселоне». В 1962 году хоть и вышел в финал, но проиграл португальской «Бенфике» 3:5, хотя поначалу вел 2:0. У победителей два гола из пяти забил Эйсебио. У побежденных все три были на счету Пушкаша.

Неудачно сложился тот год и для сборной Испании. Ди Стефано отправился вместе с ней на чемпионат мира в Чили, но не сыграл ни одного матча из-за травмы. Испанцам не удалось даже пройти групповой турнир.

Зато в 1963 году именно ди Стефано доверили капитанскую повязку сборной мира, которая проводила матч со сборной Англии в честь 100-летия английского футбола. В звездную команду, кроме него самого, входили Копа, Пушкаш, Эйсебио, Лоу… Ворота в первом тайме защищал Лев Яшин, не пропустивший ни одного мяча, во втором югослав М. Шошкич. Выиграли именинники-англичане со счетом 2:1.

В 1964 году, после того как «Реал» вновь проиграл в финальном матче Кубка европейских чемпионов итальянскому «Интеру» - 1:3, великий футболист покинул клуб, в котором провел одиннадцать лет. Ему предлагал очень выгодный контракт шотландский «Селтик», но ди Стефано не хотелось покидать Испанию, к которой он уже привык. Два сезона он еще доигрывал в барселонском «Эспаньоле». В 1965 году вновь выступал в сборной мира в прощальном матче в честь великого английского футболиста Стэнли Мэтьюза. И наконец, когда ему уже было сорок, решил перейти на тренерскую работу.

В его карьере тренера были взлеты и падения. Он уезжал из Испании в Аргентину, возвращался, чтобы потом снова уехать и опять вернуться. Побывал в Лиссабоне, где был тренером «Спортинга». В Аргентине в разное время он выводил в чемпионы клубы «Бока Хуниорс» и свой родной «Ривер Плейт». В Испании побеждал в чемпионате с «Валенсией», дважды некоторое время возглавлял мадридский «Реал».

В последний раз это случилось в 1990 году. А в настоящее время Альфредо ди Стефано является почетным президентом «Реала». Он - признанный патриарх испанского футбола, настоящая гордость страны.

Международная федерация футбольной истории и статистики (IFFHS) включила Альфредо ди Стефано в десятку лучших полевых игроков XX столетия под четвертым номером - вслед за бразильцем Пеле, голландцем Йоханом Кройфом и немцем Францем Беккенбауэром.



| |

Ди Стефано принадлежит к замечательной плеяде певцов, выдвинувшихся в послевоенный период и ставших гордостью итальянского вокального искусства. В.В. Тимохин отмечает: "Созданные Ди Стефано образы Эдгара («Лючия ди Ламмермур» Доницетти), Артура и Эльвино («Пуритане» и «Сомнамбула» Беллини) снискали ему мировую известность. Здесь певец предстает во всеоружии своего мастерства: поразительно его певучее, плавное легато, выразительная скульптурная фразировка и кантилена, полная страстного чувства, спетая «темным», необычайно насыщенным, густым, бархатистым звуком.

Многие историки вокального искусства находят Ди Стефано-вокалиста, например в роли Эдгара, достойным наследником великого тенора прошлого века Джованни Баттиста Рубини, создавшего незабываемый образ возлюбленного Лючии в опере Доницетти.

Один из критиков в отзыве на запись «Лючии» (с Каллас и Ди Стефано) прямо писал, что, хотя имя лучшего исполнителя роли Эдгара в прошлом столетии окружено сейчас легендарной славой, как-то трудно себе представить, чтобы он мог производить на слушателей большее впечатление, чем Ди Стефано в этой записи. Нельзя не согласиться с мнением рецензента: Эдгар - Ди Стефано действительно одна из самых замечательных страниц вокального искусства наших дней. Пожалуй, если бы артист оставил только одну эту запись, то и тогда его имя стояло бы в ряду крупнейших певцов современности.

Джузеппе Ди Стефано родился в Катании 24 июля 1921 года в семье кадрового военного. Мальчик первоначально также собирался стать офицером, в то время ничто не предвещало его оперной карьеры.

Лишь в Милане, где он учился в семинарии, один из товарищей, большой любитель вокального искусства, настоял, чтобы Джузеппе обратился к опытным педагогам за советом. По их рекомендации юноша, оставив семинарию, стал заниматься вокалом. Родители поддержали сына и даже перебрались в Милан.

Ди Стефано занимался у Луиджи Монтезанто, когда началась Вторая мировая война. Его призвали в армию, но на передовую он не попал. Ему помог один из офицеров, которому очень нравился голос молодого солдата. А осенью 1943 года, когда части Ди Стефано предстояло отправиться в Германию, он бежит в Швейцарию. Здесь и дал певец свои первые концерты, в программу которых вошли популярные оперные арии и итальянские песни.

После окончания войны, возвратившись на родину, он продолжил учебу у Монтезанто. Двадцать первого апреля 1946 года в муниципальном театре города Реджио-Эмилия состоялся дебют Джузеппе с партией де Грие в опере Массне «Манон». В конце года артист выступает в Швейцарии, а в марте 1947 года впервые выступает на сцене легендарного «Ла Скала».

Осенью 1947 года Ди Стефано прослушал директор нью-йоркского «Метрополитен-опера» Эдуард Джонсон, отдыхавший в Италии. С первых же фраз, спетых певцом, директор понял, что перед ним лирический тенор, каких уже давно не было. «Он должен петь в „Метрополитен“, и непременно в этом же сезоне!» - решил Джонсон.

В феврале 1948 года Ди Стефано дебютирует в «Метрополитен-опера» в партии Герцога в «Риголетто» и становится солистом этого театра. Искусство певца отметили не только зрители, но и музыкальные критики.

Пять сезонов подряд Ди Стефано пел в Нью-Йорке, главным образом лирические партии, такие как Неморино («Любовный напиток»), де Грие («Манон» Массне), Альфреда («Травиата»), Вильгельма («Миньон» Тома), Ринуччо («Джанни Скикки» Пуччини).

Известная певица Тоти Даль Монте вспоминала, что не могла удержаться от слез, когда слушала Ди Стефано на сцене «Ла Скала» в «Миньон», - настолько трогательным и одухотворенным было исполнение артиста.

Как солист «Метрополитен» певец выступал в странах Центральной и Южной Америки - с полным успехом. Только один факт: в театре Рио-де-Жанейро впервые за многие годы нарушено правило, запрещавшее бисирование по ходу спектакля.

Начиная с сезона 1952/53 года Ди Стефано снова поет в «Ла Скала», где с блеском исполняет партии Рудольфа и Энцо («Джоконда» Понкьелли). В сезоне 1954/55 года он исполнил шесть центральных теноровых партий, в то время наиболее полно отражавших его возможности и характер репертуарных поисков: Альваро, Туридду, Неморино, Хозе, Рудольфа и Альфреда.

«В операх Верди и композиторов-веристов, - пишет В.В. Тимохин, - Ди Стефано предстает перед слушателями певцом яркого темперамента, живо чувствующим и мастерски передающим все перипетии вердиевско-веристской лирической драмы, покоряющим насыщенным, массивным, свободно „парящим“ звуком, тонким разнообразием динамических оттенков, мощными кульминациями и „взрывами“ эмоций, богатством тембровых красок. Певец славится замечательно выразительной „лепкой“ фразы, вокальной линии в операх Верди и веристов, будь то раскаленная жаром страсти лава или легкое, сладостное дуновение ветерка. Даже в таких широко популярных оперных отрывках, как, например, „Сцена у корабля“ („Манон Леско“ Пуччини), арии Калафа („Турандот“), заключительный дуэт с Мими из „Богемы“, „Прощание с матерью“ („Сельская честь“), арии Каварадосси из первого и третьего действий „Тоски“, артист добивается удивительной „первозданной“ свежести и взволнованности, открытости эмоций».

С середины 50-х годов продолжились успешные гастрольные поездки Ди Стефано по городам Европы и США. В 1955 году на сцене западноберлинской Городской оперы он участвует в постановке оперы Доницетти «Лючия ди Ламмермур». Начиная с 1954 года певец регулярно в течение шести лет выступает в чикагском Лирическом театре.

В сезоне 1955/56 года Ди Стефано возвращается на сцену «Метрополитен-опера», где поет в «Кармен», «Риголетто» и «Тоске». Часто выступает певец и на сцене Римского оперного театра.

Стремясь расширить свой творческий диапазон, к партиям лирического плана певец добавляет роли драматического тенора. На открытии в «Ла Скала» сезона 1956/57 года Ди Стефано спел Радамеса в «Аиде», а в следующем сезоне в опере «Бал-маскарад» исполнил партию Ричарда.

И в ролях драматического плана артист имел огромный успех у слушателей. В опере «Кармен» в конце 50-х годов Ди Стефано ожидал подлинный триумф на сцене Венской государственной оперы. Один из критиков даже писал: ему представляется невероятным, как Кармен могла отвергнуть такого пламенного, нежного, пылкого и трогательного Хозе.

В дальнейшем на протяжении более десяти лет Ди Стефано регулярно пел в Венской государственной опере. Например, только в 1964 году он пел здесь в семи операх: «Бал-маскарад», «Кармен», «Паяцы», «Мадам Баттерфляй», «Андре Шенье», «Травиата» и «Любовный напиток».

В январе 1965 года, спустя десять лет, Ди Стефано вновь поет в «Метрополитен-опера». Выступив в роли Гофмана в «Сказках Гофмана» Оффенбаха, преодолеть трудностей этой партии он уже не смог.

Продолжение последовало в том же году в буэнос-айресском театре «Колон». Ди Стефано выступил только в «Тоске», а спектакли «Бала-маскарада» пришлось отменить. И хотя, как писали критики, в отдельных эпизодах голос певца звучал превосходно, а его волшебные пианиссимо в дуэте Марио и Тоски из третьего действия и вовсе вызвали восторг слушателей, стало ясно - лучшие годы певца позади.

На Всемирной выставке в Монреале «ЭКСПО-67» состоялась серия спектаклей «Страны улыбок» Легара с участием Ди Стефано. Обращение артиста к оперетте оказалось успешным. Певец легко и естественно справился со своей партией. В ноябре 1967 года в этой же оперетте он выступил на сцене венского «Театра ан дер Вин». В мае 1971 года Ди Стефано на сцене Римской оперы спел партию Орфея в оперетте Оффенбаха «Орфей в аду».

Артист все же вернулся на оперную сцену. В начале 1970 года он исполнил партию Лориса в «Федоре» в барселонском театре «Лисео» и Рудольфа в «Богеме» в Мюнхенском национальном театре.

Одно из последних выступлений Ди Стефано состоялось в сезоне 1970/71 года в «Ла Скала». Знаменитый тенор пел партию Рудольфа. Голос певца, по отзывам критиков, звучал достаточно ровно во всем диапазоне, мягко и проникновенно, но порой он терял контроль над голосом и в последнем действии выглядел значительно уставшим.

Дебютировал в 1946 (Реджо-нель-Эмилия, партия Де Грие в "Манон" Массне). С 1947 в Ла Скала. В 1948-65 пел в Метрополитен Опера (дебют в партии Герцога). В 1950 исполнял на фестивале "Арена ди Верона" партию Надира в "Искателях жемчуга" Бизе. В 1954 на сцене Гранд-Опера выступил в партии Фауста. Пел на фестивале в Эдинбурге (1957) партию Неморино ("Любовный напиток" Доницетти). В Ковент Гардене в 1961 партию Каварадосси. Частой партнёршей Ди Стефано на сцене и в записях была Мария Каллас. С ней он предпринял в 1973 большое концертное турне. Ди Стефано - выдающийся певец второй половины XX века. В его обширном репертуаре были партии Альфреда, Хозе, Канио, Калафа, Вертера, Рудольфа, Радамеса, Ричарда в "Бале-маскараде", Ленского и другие. Среди записей певца выделяется целый цикл опер, записанных на EMI вместе с Каллас: "Пуритане" Беллини (Артур), "Лючия ди Ламмермур" (Эдгар), "Любовный напиток" (Неморино), "Богема" (Рудольф), "Тоска" (Каварадосси), "Трубадур" (Манрико) и другие. Снимался в кино.

Альфредо ди Стефано Лаулье – уникальный человек! Ему удалось стать гражданином сразу трех стран – Аргентины, Испании и Колумбии. Невероятно! Еще более невероятен тот факт, что Альфредо удалось поиграть за сборные этих трех стран! Вот это уж точно невероятно! Ди Стефано был уникален как на поле, так и вне его. Такова его судьба, такова судьба большого таланта.

Альфредо добывал титулы везде, где играл. Как итог, Ди Стефано является чемпионом Южной Америки, чемпионом Аргентины, четырехкратным чемпионом Колумбии, восьмикратным чемпионом Испании, пятикратным обладателем Кубка европейских чемпионов, обладателем Кубка Испании и дважды обладателем "Золотого мяча". Современники Альфредо сравнивали его с Пеле . И действительно Ди Стефано слыл большим универсалом – был одинаково хорош как в атаке, так и в защитной линии.

"...форварды должны считать помощь обороне частью своей работы. Если соперник атакует ты, естественно, оказываешься вне игры. И что же ты должен делать? Стоять на своей позиции и смотреть, как туго приходится твоей обороне? А если оборона не справляется со своей задачей, то и твоя задача становится труднее - ведь забивать теперь надо больше! Поэтому яснее ясного, что ты должен вернуться назад и помочь защитникам. Это облегчает твою задачу на протяжении всей игры... "

Альфредо ди Стефано нельзя назвать первым нападающим, действующим из глубины, однако именно он дал толчок развитию тактики со "скрытым форвардом". "Как центрфорвард, - говорил он, - я все время в движении: вперед, назад, в сторону. Я стараюсь не застывать на одной позиции, чтобы не давать защитнику возможность все время держать меня в поле зрения. А может, пытаюсь не мешать другим нападающим. А может, предвижу, что будет дальше, и бросаюсь на помощь следующему игроку, у которого окажется мяч..."

Альфредо ди Стефано назвали в честь отца, который, к слову, был неплохим футболистом: он на протяжении нескольких сезонов был форвардом аргентинского "Ривер Плейт" , пока тяжелая травма не заставила отца завязать с футболом. И то, что не получилось у Альфредо-старшего, с лихвой воплотил в жизнь Альфредо-младший!

Ди Стефано рос в небогатой семье, поэтому такой роскоши в виде кожаного мяча и футбольной поляны у него не было – играли самодельными каучуковыми шарами прямо на улице. Уже в десять лет Альфредо, обучаясь азам футбола у более старших товарищей, практически в совершенстве овладел как левой, так и правой ногой. И в период с 10 до 17 лет умудрялся совмещать футбол с основной, зачастую тяжелой, работой. В семнадцать лет Альфредо представилась возможность пройти футбольный кастинг в его любимом "Ривер Плейте" . Среди 32 претендентов, которые в 1944 году пытались оказаться в структуре бело-красно-чёрных, в четвертую команду Ривера отобрали лишь двоих – Альфреда и его близкого друга Сальвучи. И в следующем сезоне Альфредо и его команда выиграли все матчи и потерпели поражение лишь в финале от "Платенсе".

Однако же дебют за основную команду, случившийся 7 июня 1944 года, получился если не провальным, то точно неудачным для Ди Стефано. Парень банально перенервничал, ведь на его игру пришли посмотреть все родные, играл неудачно, а во втором тайме и вовсе на ровном месте получил травму. Тренер "Ривер Плейта" Ренато Чезарини отправил Альфредо в третью команду. Казалось, на тот момент печальнее того парня не было на всём белом свете! За время, проведенное в ссылке, Ди Стефано успел выиграть Чемпионат Аргентины среди дублирующих команд, заодно успел и поучаствовать в массовой драке с игроками "Бока Хуниорс" , за что его команду и лишили заслуженного трофея.

Несмотря на эти подвиги, пробиться в главную команду "Ривер Плейта" Альфредо так и не получилось, и он при участии отца отправляется в аренду в другой не менее популярный клуб из Буэнос-Айреса "Уракан" . Именно там Ди Стефано наконец-то застолбил место в основе, да к тому же заколотил 10 мячей, став лучшим бомбардиром в своем клубе. Владельцы "Уракана" яростно желали выкупить молодое дарование, но он уже тогда стоил неподъемных денег для середняка Чемпионата Аргентины.

После возвращения в "Ривер Плейт" ситуация касательно Альфредо изменилась. Травмы ведущих форвардов клуба дали шанс Ди Стефано. И теперь то он им воспользовался сполна, и уже к 8 туру прочно занял место в основе любимого клуба! В том сезоне Альфредо своей сумасшедшей результативностью (в среднем практически 1 мяч за игру) помог завоевать чемпионство. Стоит отметить тот факт, что в то время Альфредо еще ко всему прочему находился на службе – жил 6 дней в казарме, после чего шел на футбол, откуда опять отправлялся проходить службу. Никаких привилегий, как нынешним спортсменам, ему не полагались. Однако же чиновники "Ривер Плейта" всё-таки добились перевода Ди Стефано на службу попроще – в офис министерства обороны.

После не совсем удачного сезона, в котором "Ривер Плейт" оказался только вторым в итоговой таблице, пропустив вперед "Васко да Гама" , Альфредо Ди Стефано впервые вызывается в сборную Аргентины на Кубок Южной Америки. В этой команде он не был игроком основы, но травма блиставшего тогда Рене Понтони внесла свои коррективы, открыв дорогу 21-летнему Ди Стефано. Альфредо, к слову, не подкачал и уже в первом матче за сборную он отличился забитым мячом. В итоге за весь турнир юный форвард забил 6 мячей, сделав хет-трик в матче с Колумбией. К тому же Аргентина взяла Кубок Южной Америки! С таким результатом легендарный форвард просто не мог не попасть в символическую сборную турнира. Больше за "альбиселесте" Альфредо Ди Стефано на турнирах не играл.

Ну а дальше начались споры об увеличении зарплаты и забастовки футболистов, не предвещавшие ничего хорошего великому Альфредо. После конфликта с президентом "Рифер Плейта" Либерти, Альфредо вынужден покинуть клуб и перебраться в Колумбию. В стране "наркотиков и бандитов" Ди Стефано подписал контракт с клубом из Боготы – "Мильонариос" . Вместе с ним эмигрировали в Колумбию Адольфо Педернера и Нестор Росси, а немного ранее туда перебрался Эктор Риаль. На самом деле, ситуация с их переходом была сложная – на тот момент они еще числились футболистами "Ривер Плейта" , и за этот акт неповиновения им грозила дисквалификация.

В "Мильонариосе" Ди Стефано со-товарищи провели несколько потрясающих сезонов, вручив клубу из Боготы небывалую славу! Болельщики и журналисты назвали её "голубой балет" по причине экипировки и искусного стиля ведения игры. В итоге Ди Стефано провел в Кулумбии 4 года, выиграв кучу трофеев и даже сыграв за сборную Колумбии. Правда, против кого были те матчи, Альфредо даже и не помнит!

Тоска по дому заставляет Ди Стефано возвратиться в Аргентину, хотя контракт с "Мильонариосом" был еще не закончен. Это и послужило зарождению той путаницы, которая произошла с великим голеадором. Дело в том, что в 1953 году глава "Барселоны" Энрик Марти и её наставник Хосеп Самитьер договорились с "Ривер Плейтом" о переходе игрока в стан сине-гранатовых за 400 миллионов песет. Практически одновременно боссы колумбийского "Мильонариоса" заявляют свои права на нападающего и требуют выплаты компенсации в 1 миллион 350 песет. Подобные условия не устраивают Энрика Марти, но приходятся по душе их главному конкуренту – мадридскому "Реалу" . "Сливочные" направляют в Колумбию своих делегатов и на взаимовыгодных условиях заполучают себе Альфредо. Таким образом, парадоксально, Ди Стефано оказался игроком двух клубов одновременно. Эту запутанную ситуацию помогли разрешить лишь члены ФИФА, главным образом бывший президент федерации футбола Испании – Армандо Муньоса Калеро. Согласно его "соломонову решению", аргентинца обязали провести по два сезона за каждый из двух европейских грандов: 1953\1954 и 1955\1956 – за "Реал" , а 1954\1955 и 1956\1957 – за "Барселону" .

В связи с этой катавасией Ди Стефано пробыл вне футбола более 7 месяцев, однако не утратил своих кондиций и отличился в первом же матче за "Реал" . В этот же период времени Альфредо дебютирует в составе сборной Испании и по традиции отличается в первом же матче! В том сезоне Альфредо помог "Реалу" завоевать золото чемпионата, а сам удостоился приза, как лучший форвард соревнования. В следующем сезоне "Реал" снова доминирует в чемпионате, выиграв при это еще и Латинский кубок (что-то похожее на Лигу Чемпионов, просуществовал до 1957 года).

В следующих же сезонах Альфредо не остановить! Бомбардирские планки падают одна за другой и "Золотой мяч" чудом ускользает из рук легендарного футболиста. Альфредо проигрывает всего три балла британцу Стэнли Мэтьюзу. В тот же период времени Ди Стефано с "Реалом" берет Кубок Европейских чемпионов, а сам осознанно переходит на новую для себя позицию "под нападающим".

Со второго раза Альфредо Ди Стефано завоевывает "Золотой мяч", опередив не менее легендарную личность Билли Райта из "Вулверхемптона" на 53 очка.

В сезоне 57/58 "Реал" во главе с Альфредо Ди Стефано вновь выигрывает золото чемпионата Испании, а также Кубок Европейских чемпионов. Альфредо принял участие во всех без исключения поединках этих соревнования и подтвердил ставшее для него уже привычным звание лучшего снайпера чемпионата Испании и Кубка чемпионов. К тому времени Ди Стефано, естественно, уже считался основным игроком сборной Испании, да к тому же, ему удается провести за "красную фурию" матче й больше, чем за две другие его сборные вместе взятые.

В 1958 году на помощь к Ди Стефано призывают великого Ференца Пушкаша, однако даже такая взрывная связка не смогла ничего поделать с великолепной "Барселоной" , которая отбирает лавры лучшей команды в Испании у "Реала" . Однако Кубок Европейских чемпионов снова уже в 4-й раз подряд выигрывают "сливочные".

В сезоне 59/60 в "Реал" был призван лучший игрок Чемпионата Мира 1958 года Диди. Тот сразу влюбил в себя всех – от президента клуба до болельщиков. Однако ни Ди Стефано, ни Пушкаш его так и не признали. Они отказывались взаимодействовать с Диди, на поле практически игнорировали бразильца. Тот, промучавшись сезон, отбыл обратно на родину. В том же 1960 году у себя дома в Буэнос-Айресе Ди Стефано в составе сборной Испании обыгрывает "альбиселесте". Представить невозможно, что на тот момент чувствовал Альфредо...

Когда "красная фурия" добивается участия на чемпионате мира, Ди Стефано уже не хватает на весь матч и всё чаще он начинает матчи со скамейки запасных. Причиной тому – травма спины, не позволяющая Альфредо применять серьезные нагрузки, да и тренер сборной Эленио Эррера невзлюбил Ди Стефано. Как итог – ничья с французами стала последним матче Альфредо за какую бы то ни было сборную.

В 1960-1961 годах "Реал" опять становится лучшей командой Испании, но неудачно выступает в Кубке чемпионов, уступив уже в первом раунде "Барселоне" . В следующем сезоне "галактикос" добираются до финала главного европейского клубного соревнования, но там уступают португальской "Бенфике" . К слову, Альфредо всё равно стал лучшим снайпером всего турнира. Регулярно отмечаясь забитыми голами, он помог своей команде впервые завоевать Кубок Испании. И первое место в регулярном первенстве также досталось мадридскому клубу, несмотря на то, что по причине травм футболист не смог принять участие во всех матчах.

Ко всему прочему Альфредо Ди Стефано стал орудием военных манипуляций и даже пробыл в плену 2 дня, буду выкраденным из собственного дома. Но это не имеет к футболу никакого отношения, поэтому пропустим этот печальный эпизод, благо в том инциденте никто не постадал.

Следующий сезон стал для Ди Стефано последним в составе "галактикос". Он решил покинуть клуб. В итоге за "Реал" Альфредо провел 396 матчей, забив при этом 304 мяча. Данный рекорд долго оставался непокоренным, но не так давно был побит другим не менее легендарным игроком – Раулем и в скором времени побьется, в этом мало сомнений, еще одним гением футбола Криштиано Роналдо. Заканчивать с футболом Ди Стефано не хотел, хотя ему предлагали войти в структуру "Реала" , и перешел в середняк тех лет – "Эспаньол" и Барселоны. Однако силы были не те, и уже в следующем сезоне Альфредо решил повесить бутсы на гвоздь.

Свой прощальный поединок, подводящий итог всей его прекрасной игровой карьере, Ди Стефано отыграл 7 июня 1967 года. В нём встретились мадридский "Реал" и шотландский "Селтик" из Глазго. На поле Альфредо был всего лишь 13 минут, а потом, передав капитанскую повязку Рамону Гроссо, покинул зелёный газон под громовую овацию зрителей. Кстати, Ди Стефано был первым капитаном "сборной мира", это случилось в игре против национальной сборной Англии.

Тренер из Ди Стефано получился неоднозначный. Были прекрасные взлеты и победы, как с "Валенсией" в сезоне 70/71. Но чаще Альфредо не удавалось добиться результата в клубах, которые он, к слову, менял довольно-таки часто. И если в "Бока Хуниорсе" худо-бедно удалось добраться до чемпионства, то вот тренерскую работу в "Эльче" , "Спортинге" , "Райо Вальекано" , "Кастельоне" нельзя занести ему в актив. После короткой передышки Альфредо возвращается в свой родной "Ривер Плейт" и вновь берет золото чемпионата Аргентины. А затем следует тренерская работа в "Реале" в сезоне 90/91, итогом чего становится первое место "сливочных". На этом Альфредо говорит футболу "всё" и завязывает с ним навсегда.

До самых последних дней своей жизни Альфредо Ди Стефано оставался на должности почетного президента "Реала" , радовался успехам сборной Испании и говорил, что "красная фурия" играет в тот футбол, о котором Альфредо мечтал всю жизнь.

7 июля 2014 года легендарного нападающего не стало. Ди Стефано умер от сердечного приступа в возрасте 88 лет.