Развитие познавательных универсальных учебных действий младших школьников на уроках окружающего мира. Формирование познавательных ууд на уроках окружающего мира через использование информационно коммуникационных технологий Познавательные универсальные уче

Скажи мне, и я забуду,
Покажи мне, и я вспомню,
Вовлеки меня в процесс, и я пойму,
Отойди, и я буду действовать.
(Древняя китайская пословица).

Цель мастер-класса : познакомить с методами и приемами по формированию и развитию УУД на уроках математики и проектированию заданий по математике, формирующих познавательные (логические) УУД.

Методы и формы работы с участниками: Представление теоретического материала; практическое выполнение и проектирование заданий, направленных на формирование и развитие УУД.

В национальной президентской инициативе «Наша Новая школа», утверждённой Президентом РФ Д.А. Медведевым в феврале 2010 г., говорится о том, какой должна быть школа в 21 веке. Даются характеристики новой школы. Идёт речь и об учителях – «это новые учителя, открытые ко всему новому, понимающие детскую психологию и особенности развития школьников, хорошо знающие свой предмет…». Принципиально меняется роль учителя в современной школе. Идёт речь о новых учителях, открытых ко всему новому, понимающих детскую психологию и особенности развития ребенка, хорошо знающих свой предмет. Эти изменения связаны с введением Федеральных государственных образовательных стандартов нового поколения, концептуальной основой которых является системно-деятельностный подход к уроку, обеспечивающий:

  • формирование готовности личности к саморазвитию и непрерывному образованию;
  • проектирование и конструирование социальной среды развития обучающихся в системе образования;
  • активную учебно-познавательную деятельность обучающихся;
  • построение образовательного процесса с учётом индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся.

Традиционный подход к определению целей образования ориентирует на объём знаний. С позиций этого подхода, чем больше знаний приобрёл ученик, тем лучше, тем выше уровень его образованности. Но уровень образованности, особенно в современных условиях, не определяется объёмом знаний, их энциклопедичностью. С позиций компетентностного подхода уровень образованности определяется способностью решать проблемы различной сложности на основе имеющихся знаний. Современное образование предполагает перенос акцента с предметных знаний, умений и навыков как основной цели обучения на формирование общеучебных умений, на развитие самостоятельности учебных действий, потому что наиболее актуальными и востребованными в общественной жизни оказываются компетентность в решении проблем (задач), коммуникативная компетентность и информационная компетентность. Современная школа должна направить свои усилия не на передачу готовых знаний, а на стимулирование поиска знаний, развитие умений применять эти знания на практике. Основная цель деятельностного подхода в обучении: научить не знаниям, а работе. Для реализации этой цели ставятся и решаются такие вопросы как: какой учебный материал отобрать и как подвергнуть его дидактической обработке; какие методы и средства обучения выбрать; как организовать собственную деятельность и деятельность учащихся.

Структура урока с позиций деятельностного подхода состоит в следующем: учитель создает проблемную ситуацию; ученик принимает проблемную ситуацию; учитель управляет поисковой деятельностью; ученик осуществляет самостоятельный поиск; обсуждение результатов. Развитие личности в системе образования обеспечивается через формирование универсальных учебных действий. Овладение универсальными учебными действиями создает возможность самостоятельного успешного усвоения новых знаний, умений и компетентностей, включая организацию усвоения, т.е. умения учиться.

Сейчас, когда за плечами более 35 лет педагогического стажа, на вопрос в чем суть профессии учителя, я ответила бы так: ни с чем не сравнимая радость стоять у колыбели мысли и личности ученика, возможность видеть невидимое для многих - процесс взросления, становления человека.

  • «на что похоже»;
  • «поиск лишнего»;
  • «лабиринты»»;
  • упорядочивание;
  • «цепочки»;
  • хитроумные решения;
  • составление схем-опор;
  • работа с разного рода таблицами;
  • составление и распознавание диаграмм.

Более подробно рассмотрим формирование таких логических УУД как синтез, сравнение, подведение под понятие. Для того, чтобы обучающийся овладел алгоритмом того или иного универсального учебного действия учителю очень важно составить подводящий диалог. Подводящий диалог - это прием, который направлен на освоение алгоритма, соответствующего УУД.
Таблица №1. Алгоритмы УУД.

Название УУД

Алгоритм

Подводящий диалог

1.Определение цели синтеза. Обозначение (наименование) синтезируемого целого.
2. Перечисление частей.
3. Соединение частей в единое целое.
4.Проверка образа синтезируемого целого.

1. В чем проблема? Какова цель?
2. Что должно получиться?
3. Какие части будущего целого у нас есть?
4. Каким образом мы соединяем?
5. Что у нас получилось?

Сравнение

1. Цель сравнения.
2. Объект сравнения.
3. Аспект сравнения.
4. Признаки сравнения.
5.Установление сходства и различия.
6. Вывод.

1. Что нужно сделать? (Какую проблему мы решаем?)
2. Какие объекты для этого необходимо сравнить?
3. Какие признаки объектов нам нужно сравнить для решения этой задачи?
4. Чем сходны и чем различны эти объекты по выделенным признакам?
5. К какому выводу в результате сравнения мы пришли? Мы достигли цели?

Подведение под понятие

1. Цель подведения под понятие.
2. Выделение (наименование) понятия, под которое будет подводиться объект.
3. Определение объекта, который необходимо подвести под понятие.
4. Выделение всех свойств, зафиксированных в определении понятия.
5. Установление логических связей между ними
6. Проверка наличия у объекта выделенных свойств.
7. Соотнесение результата с поставленной целью

1. Зачем тебе следует выполнять эту работу? Зачем нужно распознать (именовать) этот объект (явление)?
2. С каким понятием мы будем работать? Каково его определение?
3. Про какой объект/явление мы должны узнать, является ли он/оно частью целого или он/оно относится к целому. Как можно назвать этот объект? Каким научным термином?
4. Какие свойства должны быть у объекта, чтобы он относился к целому/являлся частью целого?
5. Должны присутствовать все эти свойства или достаточно одного из них? Какого именно?
6. Есть ли эти свойства у объекта?
7. Какой вывод мы можем сделать?

Результатом формирования познавательных УУД будет являться умение ученика:

  • выделять тип задач и способы их решения;
  • осуществлять поиск необходимой информации, которая нужна для решения задач;
  • различать обоснованные и необоснованные суждения;
  • обосновывать этапы решения учебной задачи;
  • производить анализ и преобразование информации;
  • проводить основные мыслительные операции (анализ, синтез, классификации, сравнение, аналогия и т.д.);
  • устанавливать причинно-следственные связи;
  • владеть общим приемом решения задач;
  • создавать и преобразовывать схемы необходимые для решения задач;
  • осуществлять выбор наиболее эффективного способа решения задачи исходя из конкретных условий.

Знания учащихся к данному уроку:

  • Параллелограммом называется четырехугольник, у которого противолежащие стороны попарно параллельны.
  • Свойства параллелограмма:
  • противолежащие стороны равны и параллельны;
  • противолежащие углы равны;
  • сумма углов, прилежащих к одной из его сторон, равна 180 градусов;
  • диагонали точкой пересечения делятся пополам.
  • Признаки параллелограмма:
  • Четырехугольник является параллелограммом, если:
    а) диагонали четырехугольника точкой пересечения делятся пополам;
    б) противоположные стороны попарно равны;
    в) две противоположные стороны равны и параллельны.

На этапе актуализации знаний решается задача №1. (Логическая операция синтез).

Задача №1.

Начертите острый угол и отрезки длиной 4 см и 3 см. Как используя наши знания о параллелограмме, построить параллелограмм?

Таблица №2. «Подводящий диалог при формировании УУД»

Действия учителя

Действия учеников

Какой угол называется острым?

Острым называется острый угол, градусная мера которого меньше 90 градусов.

Начертите острый угол и отрезки заданной длины.

Чертят углы и отрезки.

Какая проблема поставлена перед нами?

Построить параллелограмм.

Что у нас должно получиться?

У нас должен получиться параллелограмм.

Какая геометрическая фигура называется параллелограммом?

Параллелограммом называется четырехугольник, у которого противолежащие стороны параллельны и равны.

Какие части параллелограмма, который мы строим, у нас уже есть?

У нас есть угол и две стороны параллелограмма.

Что надо еще построить, чтобы получился параллелограмм?

Нам надо построить еще две стороны.

Какие свойства сторон параллелограмма для этого мы должны вспомнить?

Противоположные стороны параллелограмма равны и параллельны.

Каким же образом мы будем строить недостающие стороны?

На сторонах угла отложим данные отрезки и через их концы проведем параллельные отрезки.

И что мы получим?

Мы получим параллелограмм, потому что у построенного четырехугольника будут параллельными и равными противолежащие стороны.

Как проверить будет ли построенный нами четырехугольник параллелограммом?

Надо измерить противолежащие стороны этого четырехугольника.

Каковы результаты наших измерений?

Противолежащие стороны попарно равны.

Какой вывод?

Мы построили параллелограмм по заданному углу и двум его сторонам.

На этапе изучения нового материала (свойства прямоугольника, квадрата и ромба) учащимся предлагается выполнить практическую работу. Для этого все учащиеся разбиваются на три группы. Каждой группе выдается раздаточный материал: модели прямоугольника, квадрата и ромба; измерительная линейка, транспортир и таблица со свойствами. Перед выполнением работы учащимся сообщается название фигуры, с которой они будут работать.

Подводящий диалог.

Учитель задает вопрос: как вы думаете, есть ли у прямоугольника, квадрата и ромба свойства как у параллелограмма и свои особые свойства, отличные от свойств параллелограмма.

Учащиеся предполагают, что есть, потому что они «похожи» на параллелограмм, но все же отличаются от него.

Учитель : Как вы думаете, что нам предстоит выяснить в ходе выполнения нашей практической работы? Какая цель нашей практической работы?

Учащиеся : Мы хотим сравнить свойства прямоугольника, ромба и квадрата со свойствами параллелограмма и выяснить: какими своими особыми свойствами обладают прямоугольник, квадрат и ромб.

Учитель: Какие признаки этих фигур нам важно сравнить для решения этой задачи.

Учащиеся: Стороны, углы и диагонали.

Учитель : Проведя измерения и заполнив таблицу, мы выясним, что общего, а в чем отличия каждой фигуры?

В ходе выполнения практической работы учащиеся проводят необходимые измерения и заполняют таблицу, каждая группа свой столбик, ставят знак «+», если данное свойство характерно для четырехугольника и знак «-», если - нет.

Во время групповой работы я контролирую ход работы в группах, отвечаю на вопросы, регулирую споры, порядок работы, в случае крайней необходимости оказываю помощь отдельным учащимся или группе. Очень важным в такой деятельности является психологический фактор: надо, чтобы дети видели в учителе надёжного помощника, доверяли ему, шли навстречу требованиям и установкам учителя и естественно верили в свои силы, в возможность достижения лучших результатов. После выполнения работы проводится проверка результатов с помощью таблицы на слайде.

Таблица №3. «Результаты практической работы»

Свойства

Параллелограмм

Прямоугольник

Квадрат

Ромб

Противолежащие стороны равны.

Все стороны равны.

Противолежащие углы равны.

Все углы прямые.

Диагонали точкой пересечения делятся пополам.

Диагонали взаимно перпендикулярны.

Диагонали делят углы пополам.

Диагонали равны

Учитель: Пользуясь таблицей:

1.Сравните свойства прямоугольника со свойствами параллелограмма:

  1. назовите общие свойства прямоугольника и параллелограмма;
  2. назовите свойства прямоугольника, которыми не обладает параллелограмм.

2. Сравните свойства квадрата со свойствами параллелограмма:

  • назовите общие свойства квадрата и параллелограмма;
  • назовите свойства квадрата, которыми не обладает параллелограмм.

3. Сравните свойства ромбасо свойствами параллелограмма:

  • назовите общие свойства ромба и параллелограмма;
  • назовите свойства ромба, которыми не обладает параллелограмм.

4. К какому же выводу мы пришли?

На этапе рефлексии формируется познавательное универсальное учебное действие подведение под понятие учащимся предлагается решить задачи:

Продолжи предложения:

  • Прямоугольником называется параллелограмм, у которого______________________
  • Ромбом называется параллелограмм, у которого_________________________________
  • Квадратом называется параллелограмм, у которого_______________________________
  • Выдели особое свойство диагоналей прямоугольника, квадрата и ромба.
  • Если Вы хотите, чтобы дети усвоили материал по Вашему предмету, научите их мыслить системно (например, основное понятие–пример–применение).
  • Постарайтесь помочь ученикам овладеть наиболее продуктивными методами учебно-познавательной деятельности, учите их учиться.
  • Творческое мышление развивайте всесторонним анализом проблем; познавательные задачи решайте несколькими способами, чаще практикуйте творческие задания.
  • Помните, что знает не тот, кто пересказывает, а тот, кто использует на практике. Найдите способ научить ребенка применять свои знания.

Поэтому на заключительном этапе урока учащимся, очевидно, надо предложить решить задачи практического содержания, направленные на формирование УУД: умение обобщать (подводить под понятие).

  • Мастерская изготовила партию пластин четырехугольной формы. Как проверить, будут ли пластины прямоугольной формы, располагая лишь линейкой.
  • Паркетчик, проверяя, имеет ли выпиленный четырехугольник форму квадрата, убеждается, что диагонали равны и пересекаются под прямым углом. Достаточна ли такая проверка?
  • Для того, чтобы убедиться, имеет ли четырехугольный кусок ткани форму квадрата, этот кусок дважды перегибают сначала по одной, а затем по другой диагонали. Образующиеся треугольники оба раза точно совмещаются. Можно ли утверждать, что этот кусок ткани действительно имеет форму квадрата?

Универсальные учебные действия

Новые социальные запросы общества определяют цели образования как общекультурное, личностное и познавательное развитие учащихся, обеспечивающее такую ключевую компетенцию образования как "научить учиться". Перед школой остро встала и в настоящее время остаётся актуальной проблема самостоятельного успешного усвоения учащимися новых знаний, умений и компетенций, включая умение учиться. Большие возможности для этого предоставляет освоение универсальных учебных действий (УУД). Именно поэтому "Планируемые результаты" Стандартов образования (ФГОС) второго поколения определяют не только предметные, но метапредметные и личностные результаты.

Огромную роль в учебном процессе играет формирование познавательных универсальных учебных действий . Однако обсуждение понятие и роли формирования УУД немыслимы без выявления значения термина "универсальные учебные действия".

В широком значении термин "универсальные учебные действия" означает умение учиться, т.е. способность к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта. В более узком смысле этот термин можно определить как совокупность способов действий учащегося, обеспечивающих его способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса. Формирование универсальных учебных действий в образовательном процессе осуществляется в контексте усвоения разных учебных дисциплин. Каждый учебный предмет в зависимости от предметного содержания и способов организации учебной деятельности учащихся раскрывает определенные возможности для формирования УУД .

Формирование универсальных учебных действий в образовательном процессе осуществляется в контексте усвоения разных учебных дисциплин.

Каждый учебный предмет в зависимости от предметного содержания и способов организации учебной деятельности учащихся раскрывает определенные возможности для формирования УУД .

Универсальный характер учебных действий проявляется в том, что:

  1. они носят надпредметный, метапредметный характер;
  2. обеспечивают целостность общекультурного, личностного и познавательного развития;
  3. обеспечивают преемственность всех ступеней образовательного процесса;
  4. лежат в основе организации и регуляции любой деятельности учащегося независимо от её специально-предметного содержания.

Данная способность обеспечивается тем, что универсальные учебные действия – это обобщенные способы действий, открывающие возможность широкой ориентации учащихся, – как в различных предметных областях, так и в строении самой учебной деятельности, включая осознание учащимися ее целей, ценностно-смысловых и операциональных характеристик. Таким образом, достижение "умения учиться" предполагает полноценное освоение всех компонентов учебной деятельности, которые включают: – учебные мотивы, – учебную цель, – учебную задачу, – учебные действия и операции (ориентировка, преобразование материала, контроль и оценка) .

В настоящее время существует несколько классификаций универсальных учебных действий. Однако, ключевой является классификация представленная на рисунке ниже.

Личностные универсальные учебные действия обеспечивают ценностно- смысловую ориентацию учащихся и ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях. Применительно к учебной деятельности следует выделить два вида действий:

  1. действие смыслообразования, т. е. установление учащимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом, другими словами, между результатом учения, и тем, что побуждает деятельность, ради чего она осуществляется. Ученик должен задаваться вопросом о том, "какое значение, смысл имеет для меня учение", и уметь находить ответ на него.
  2. действие нравственно-этического оценивания усваиваемого содержания, исходя из социальных и личностных ценностей, обеспечивающее личностный моральный выбор".

Включают действия исследования, поиска и отбора необходимой информации, ее структурирования; моделирования изучаемого содержания, логические действия и операции, способы решения задач.

Регулятивные универсальные учебные действия обеспечивают возможность управления познавательной и учебной деятельности посредством постановки целей, планирования, контроля, коррекции своих действий и оценки успешности усвоения. Последовательный переход к самоуправлению и саморегуляции в учебной деятельности обеспечивает базу будущего профессионального образования и самосовершенствования".

Крайне важны в современных условиях коммуникативные универсальные учебные действия . Они базируются на коммуникативную компетентность. В качестве первейшего компонента в коммуникативную компетентность входит способность устанавливать и поддерживать необходимые контакты с другими людьми, удовлетворительное владение определенными нормами общения и поведения, владение "техникой" общения.

Познавательные универсальные учебные действия – это система способов познания окружающего мира, построения самостоятельного процесса поиска, исследования и совокупность операций по обработке, систематизации, обобщению и использованию полученной информации.

Направлены на обеспечение конкретных способов преобразования учебного материала. Отдельно следует выделить тот факт, что они представляют действия моделирования и выполняющие функции отображения учебного материала, выделения существенного, отрыва от конкретных ситуативных значений и формирования обобщенных знаний. В ряде работ по проблеме формирования УУД знаково-символические универсальные учебные действия относятся к числу познавательных УУД, но регулярно можно встретить и работы где знаково-символические универсальные учебные действия рассматриваются как отдельная категория.

Функции универсальных учебных действий

Познавательные универсальные учебные действия

В современной педагогической науке под познавательными универсальными учебными действиями подразумевается педагогически обоснованная система способов познания окружающего мира, построения самостоятельного процесса поиска, исследования и совокупность операций по обработке, систематизации, обобщению и использованию полученной информации.

Познавательные УУД включают в себя следующее:

  1. общеучебные,
  2. логические действия,
  3. действия постановки и решения проблем.

Отдельно рассмотрим каждую категорию. Итак, общеучебные универсальные действия:

  1. самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;
  2. поиск и выделение необходимой информации;
  3. применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств;
  4. структурирование знаний;
  5. осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме;
  6. выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
  7. рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности;
  8. смысловое чтение;
  9. понимание и адекватная оценка языка средств массовой информации;
  10. постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера .
Познавательные действия также являются существенным ресурсом достижения успеха и оказывают влияние как на эффективность самой деятельности и коммуникации, так и на самооценку, смыслообразование и самоопределение учащегося.

Этапы формирования познавательных учебных действий

Формирование познавательных универсальных учебных действий происходит в несколько этапов. Данные этапы соответствуют научно обоснованным этапам формирования универсальных учебных действий в целом. Согласно теории планомерного поэтапного формирования действий и понятий П. Я. Гальперина предметом формирования должны стать действия, понимаемые как способы решения определенного класса задач. Для этого необходимо выделить систему условий, учёт которых не только обеспечивает, но даже "вынуждает" ученика действовать правильно и только правильно, в требуемой форме и с заданными показателями. Эта система включает три подсистемы:

  • условия, обеспечивающие построение и правильное выполнение учеником нового способа действия;
  • условия, обеспечивающие "отработку", то есть воспитание желаемых свойств способа действия;
  • условия, позволяющие уверенно и полноценно переносить выполнение действия из внешней предметной формы в умственный план.

Выделены шесть этапов интериоризации действия. На первом этапе усвоение начинается с создания мотивационной основы действия, когда закладывается отношение ученика к целям и задачам усваиваемого действия, к содержанию материала, на котором оно отрабатывается. Это отношение в последующем может измениться, но роль пе6рвоначальной мотивации для усвоения в целом очень велика.

На втором этапе происходит становление схемы ориентировочной основы действия, то есть системы ориентиров, необходимых для выполнения действия с требуемыми качествами. В ходе освоения действия эта схема постоянно проверяется и уточняется.

На третьем этапе происходит формирование действия в материальной (материализованной) форме, когда ориентировка и исполнение действия осуществляются с опорой на внешне представленные компоненты схемы ориентировочной основы действия.

Четвертый этап – внешнеречевой. Здесь происходит преобразование действия – вместо опоры на внешнепредставленные средства ученик переходит к описанию этих средств и действий во внешней речи.

Необходимость материального представления схемы ориентировочной основы действия, как и материальной формы действия, отпадает. Ее содержание полностью отражается в речи, которая и начинает выступать в качестве основной опоры для становящегося действия.

На пятом этапе происходит дальнейшее преобразование действия – постепенное сокращение внешней, звуковой стороны речи, основное же содержание действия переносится во внутренний, умственный план. На шестом этапе действие совершается в скрытой речи и приобретает форму собственного умственного действия.

Эмпирически формирование действия, понятия или образа может проходить с пропуском некоторых этапов данной шкалы; причем в ряде случаев такой пропуск является психологически вполне оправданным, т.к. учащийся в своем прошлом опыте уже овладел соответствующими формами и в состоянии успешно включить их в текущий процесс формирования .

Планируемые результаты формирования универсальных учебных действий.

Виды универсальных учебных действий

Характеристика

Познавательные универсальные учебные действия , отражающие методы познания окружающего мира

различать методы познания окружающего мира по его целям;

выявлять особенности разных объектов в процессе их рассматривания (наблюдения);

анализировать результаты опытов, элементарных исследований;

фиксировать их результаты;

воспроизводить по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи;

проверять информацию, находить дополнительную информацию, используя справочную литературу;

применять таблицы, схемы, модели для получения информации;

презентовать подготовленную информацию в наглядном и вербальном виде;

Познавательные универсальные учебные действия , формирующие умственные операции

сравнивать различные объекты: выделять из множества один или несколько объектов, имеющих общие свойства;

сопоставлять характеристики объектов по одному (нескольким) признакам;

выявлять сходство и различия объектов;

выделять общее и частное, целое и часть, общее и различное в изучаемых объектах;

классифицировать объекты;

приводить примеры в качестве доказательства выдвигаемых положений;

устанавливать причинно-следственные связи и зависимости между объектами, их положение в пространстве и времени;

выполнять учебные задачи, не имеющие однозначного решения

Познавательные универсальные учебные действия , формирующие поисковую и исследовательскую деятельность

высказывать предположения,

обсуждать проблемные вопросы,

составлять план простого эксперимента;

выбирать решение из нескольких предложенных, кратко

обосновывать выбор;

выявлять известное и неизвестное;

преобразовывать модели в соответствии с содержанием учебного материала и поставленной учебной целью;

моделировать различные отношения между объектами

окружающего мира, с учетом их специфики;

исследовать собственные нестандартные способы решения;

преобразовывать объект: импровизировать, изменять, творчески переделывать.

Значимость развития познавательных универсальных учебных действий

Стратегическим направлением оптимизации системы начального общего образования является формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих готовность и способность ребёнка к овладению компетентностью "уметь учиться". Теоретико-методологической и научно-методической основой Программы развития УУД является культурно-исторический системно – деятельностный подход.

Сформированность универсальных учебных действий выступает необходимым условием обеспечения преемственности перехода ребёнка от начального образования и успешности его обучения в основной школе. Организация учебного сотрудничества и совместной учебной деятельности, использование проектных форм, проблемного обучения индивидуально-дифференцированного подхода, информационно-коммуникативных технологий являются существенными условиями повышения развивающего потенциала образовательных программ. Показатели сформированности познавательных универсальных учебных действий

  • логические операции;
  • определение количества слов в предложении;
  • учет позиции собеседника;
  • умение договариваться, аргументировать;
  • взаимный контроль, взаимопроверка.

Литература

1. Антонова, Е. С. Методика преподавания русского языка / Е. С. Антонова, С. В. Боброва. – Гриф УМО. – М.: Академия, 2010. – 447 c.

2. Аргунова, Е. Р. Активные методы обучения / Е. Р. Аргунова, Р. Ф. Жуков, И. Г. Маричев. -- М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2005. -- 104 с.

3. Бархаев, Б. П. Педагогическая психология / Б. П. Бархаев. – Гриф УМО. – СПб.: Питер, 2009. – 444 с.

4. Беркалиев, Т. Н. Развитие образования: опыт реформ и оценки прогресса школы / Т. Н. Беркалиев, Е. С. Заир-Бек, А. П. Тряпицына. -СПб.: КАРО, 2007. -144 с.

5. Бордовская, Н. В. Педагогика: учеб. пособие для вузов / Н. В. Бордовская, А. А. Реан. – Гриф МО. – СПб.: Питер, 2008. – 299 с.

6. Бордовская, Н. В. Педагогика / Н. В. Бордовская, А. А. Реан. – СПб.: Питер, 2000.

7. Бройде, М. Русский язык в упражнениях и играх. / М. Бройде. – М.: Академия, 2001. – 307с.

8. Виды универсальных учебных действий: Как проектировать учебные действия в начальной школе. От действия к мысли / под ред. А. Г. Асмолова. – М.: Академия, 2010. – 338 с.

9. Волина, В. В. Русский язык в рассказах, сказках, стихах / В. В. Волина. – М.: АСТ, 1996. – 462 с.

10. Волков, Б.С. Психология общения в детском возрасте: практич. Пособие / Б. С. Волков, Н. В. Волков. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: ВЛАДОС, 2003. – 343 с.

11. Волков, А. Е. Модель "Российское образование – 2020" / А. Е. Волков и др. // Вопросы образования. – 2008. № 1. – С. 32-64.

12. Гутник, И. Ю. Гуманитарные технологии педагогической диагностики в междисциплинарном контексте / И. Ю. Гутник. СПб.: Книжный Дом, 2008. – 248 с.

13. Дейкина, А. Д. Новации в методике преподавания русского языка / А. Д. Дейкина // Русский язык в школе. – 2002. – №3. -с. 105.

14. Дидактическая система деятельностного подхода. Разработана авторским коллективом Ассоциации "Школа 2000…" и апробированная на базе Департамента образования г. Москвы в 1998-2006.

15. Ефремов, О. Ю. Педагогика/ О. Ю. Ефремов. – СПб.: Питер, 2010. – 351 с.

16. Загвязинский, В. И. Педагогика: учеб. для студ. учреждений высш. проф. образования / В. И. Загвязинский, И. Н. Емельянова; под ред. В. И. Загвязинского. – М.: Академия, 2011.

17. Зайцева, И. И. Технологическая карта урока. Методические рекомендации / И Зайцева // Педагогическая мастерская. Всё для учителя! 2011. – Пилотный выпуск. – С. 4-6

18. Истратова О. Н. Большая книга детского психолога / О. Н. Истратова, Г. А. Широкова, Т. В. Эксакусто. – 3-е изд. – Ростов н/Д: Феникс, 2010. – 569 с.

19. Каменская Е. Н. Психология развития и возрастная психология: конспект лекций / Е. Н. Каменская. – Изд. 2-е, перераб. и доп. – Ростов н/Д: Феникс, 2007. – 251 с.

20. Климанова, Л. Ф. Инновационные технологии в обучении грамоте / Л. Ф. Климанова // Начальная школа. – 2010. – № 9. – С. 10.

21. Климов, Е. А. Педагогический труд: психологические составляющие: учеб. пособие / Е. А. Климов. – Гриф УМО. – М.: Изд-во МГУ: Академия, 2004. – 240 с.

22. Ковалева, Г. С/ Модель системы оценки результатов освоения общеобразовательных программ /Г. С. Ковалева [и др.]. – /www. standart. edu. ru/.

23.Коджаспирова Г. М. Педагогика: учеб. для студ., обуч. по пед. спец. (ОПД. Ф.02 – Педагогика) / Г. М. Коджаспирова. – Гриф УМО. – М.: КноРус, 2010. – 740 с.

24. Концепция федеральных государственных образовательных стандартов общего образования: проект / Рос. акад. образования; под ред. А. М. Кондакова, А. А. Кузнецова. – М.: Просвещение, 2008. – 180 с.

25. Коротаева, Е. В. Психологические основы педагогического взаимодействия / Е. В. Коротаева. – М.: Профит Стайл, 2007. – 362 с.

26. Кузнецов, А. А. О школьных стандартах второго поколения / А. А. Кузнецов. // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. – 2008. – № 2. – С. 3-6.

27. Культурно-историческая системно-деятельностная парадигма проектирования стандартов школьного образования / А. Г. Асмолов, И. А. Володарская, Н. Г. Салмина // Вопросы психологии. – 2007. – № 4. -С. 16-24.

28. Лежнева, Н. В. Урок в личностно-ориентированном обучении: из опыта работы начальной школы / Н. В. Лежнева // Завуч нач. школы. 2002. – № 1. – С.14.

29. Львов, М. Р. Методика преподавания русского языка в начальных классах / М. Р. Львов, В. Г. Горецкий, О. В. Сосновская. – 5-е изд., стер.; Гриф МО. – М.: Академия, 2008. – 462 с.

30. Матюшкин, А. М. Проблемные ситуации в мышлении и обучении / А. М. Матюшкин. – М.: Директ-Медиа, 2008. – 321 с.

31. Медведева, Н. В. Формирование и развитие универсальных учебных действий в начальном общем образовании / Н. В. Медведева // Начальная школа плюс до и после. – 2011. – № 11. – С. 59.

32. Методика преподавания русского языка в школе: учебник для вузов / под ред. М. Т. Баранова. – Гриф МО. – М.: Академия, 2001. – 362 с.


Дата публикации: 26.03.16

Введение

Современное общество неразрывно связано с процессом информатизации. Происходит повсеместное внедрение информационных технологий. Одним из приоритетных направлений процесса информатизации современного общества является информатизация образования, т.е. внедрение средств новых информационных технологий в систему образования.
Владение информационными технологиями ставится в современном мире в один ряд с такими качествами, как умение читать и писать. Человек, умело, эффективно владеющий технологиями и информацией, имеет другой, новый стиль мышления, принципиально иначе подходит к оценке возникшей проблемы, к организации своей деятельности.

Этот уровень соответствует тому способу восприятия информации, которым отличается новое поколение школьников, выросшее на ТВ, компьютерах и мобильных телефонах, у которого гораздо выше потребность в темпераментной визуальной информации и зрительной стимуляции.

Начальное образование – особая ступень в развитии ребенка. Впервые учебная деятельность становится ведущей. Но ученик начальной школы – это еще ребенок, который любит играть. Как построить свою работу так, чтобы детям на уроке было интересно, комфортно, но и в то же время, чтобы они учились думать, напряженно работать с учебным материалом, осваивая новые знания.

Современному обществу нужен человек, который может успешно жить и полноценно трудиться в изменяющемся мире, который способен самостоятельно сделать выбор, принять нестандартное решение.

Перед учителем возникает проблема : как выполнить заказ современного общества, реализовать цели начального образования: научить младших школьников учиться, получить максимальный эффект в развитии мышления и творческих способностей.

Цель моей работы заключается в том, чтобы раскрыть механизм развития познавательных УУД младшего школьника на уроках окружающего мира средствами ИКТ.

Актуальность работы определяется необходимостью в получении качественных знаний учащихся.

В условиях перехода на ФГОС НОО одной из ключевых задач является формирование УУД, ведущее место среди которых занимают познавательные УУД. Познавательные действия являются существенным ресурсом достижения успеха и оказывают влияние как на эффективность самой деятельности и коммуникации, так и на самооценку, обеспечивают способность к познанию окружающего мира.

Объект исследования: процесс обучения младших школьников с использованием информационно – коммуникационных технологий.
Предме т исследования: познавательные УУД младших школьников.
Гипотез а исследования построена на предположении о том, что применение информационно – коммуникационных технологий на уроках окружающего мира способствует формированию познавательных УУД.
В соответствии с целью, объектом, предметом и гипотезой исследования были поставлены следующие задачи :
1. Выделить направления использования ИКТ на уроках окружающего мира для развития познавательных УУД.
2. Разработать систему применения ИКТ на уроках окружающего мира, обеспечивающую развитие познавательных УУД.
3. Определить виды заданий на формирование познавательных УУД посредством ИКТ на разных этапах урока.

1.1. Направления работы

Использование ИКТ на уроках окружающего мира позволяет перейти от объяснительно-иллюстрированного способа обучения к деятельностному, при котором ребёнок становится активным субъектом учебной деятельности.

Применение информационно коммуникационных технологий осуществляю по следующим направлениям:

© Создание презентаций.

Используемые мною мультимедийные презентации на уроках окружающего мира позволяют сделать уроки более интересными, включает в процесс восприятия не только зрение, но и слух, эмоции, воображение, помогают детям глубже погрузиться в изучаемый материал, сделать процесс обучения менее утомительным, отправиться в увлекательные путешествия.

В презентации включаю наглядную информацию в виде видеофрагментов, фильмов о природе и окружающей жизни.
Создаю презентации не только в формате Power Pont, но и Smart Notebook.

© Использование ИД на уроках окружающего мира.

Сделать процесс обучения ярким, наглядным, динамичным в моей работе помогает использование интерактивной доски.

Галерея встроенных интерактивных инструментов, функциональные возможности программы Smart Notebook дают мне простор для создания различных познавательных заданий, тестов, кроссвордов, занимательных игр, благодаря которым каждый ученик оказывается вовлеченным в познавательный процесс и является действительно активным участником урока.

Использование интерактивной доски на уроках окружающего мира значительно экономит время, увеличивает учебную нагрузку учащегося в классе за счёт увеличения потока информации, стимулирует развитие мыслительной и творческой деятельности, включает в работу всех учащихся класса, повышает мотивацию обучения.

© На уроках использую разнообразные ресурсы Интернет , провожу познавательные виртуальные путешествия, экскурсии: "Мое тело. Как оно устроено?"

Виртуальная экскурсия по московскому Кремлю, по Новгородскому кремлю, экскурсия по Большому театру виртуальное путешествие в Кижи;

- организую работу с электронными энциклопедиями;

- подбираю интерактивные задания, плакаты, карты Приложение

Примеры использования мной Интернет-ресурсов оформлены в приложении 1 , стр. .

На своих уроках использую готовые обучающие программы. «Природа и человек» «Уроки Кирилла и Мефодия» Для эффективного поиска информации мы обращаемся к электронным детским энциклопедиям.

© Разрабатываю и использую в работе собственные авторские программы .

Презентации PowerPont;

Smart Notebook;

Викторины;

Тренажеры. Приложение 2, стр.

В рамках реализации ФГОС НОО в декабре 2012 года в нашу школу поступило новое цифровое оборудование. Современная цифровая лаборатория помимо цифровой электронной доски включает в себя ноутбуки, микроскопы, цифровые датчики. Изучив возможности использования цифрового лабораторного оборудования, стала активно использовать его в своей работе.

Организую на уроках разные виды работ на ноутбуках:

P тесты;

P тренажеры;

P редактирование сообщений;

P поиск информации;

P задания творческого характера;

P проектирование, моделирование;

P частично-поисковая работа;

Включаю работу на ноутбуках на разных этапах урока – во время актуализации знаний, постановки проблемной ситуации, при введении новых знаний, их обобщении, закреплении, во время словарной работы, для контроля знаний, умений и навыков, в мониторинге по отслеживанию результатов обучения, при индивидуальной и групповой работах.

Развиваю на уроках окружающего мира информационную грамотность обучающихся на основе работы с разными источниками информации.

Поддерживать стремление ребенка к самостоятельной деятельности, развивать интерес к экспериментированию, создавать условия для исследовательской деятельности помогает работа с микроскопом.

Система работы по использованию цифрового микроскопа на уроках окружающего мира УМК «Перспективная начальная школа» оформлено в Приложении 3, стр.

Работа с микроскопом позволяет вести урок на высоком современном уровне, повышает интерес учащихся к изучаемому предмету, значительно расширяет их знания.

Работа с цифровыми датчиками на уроках окружающего мира. (Доделаю этот пункт)

- «Измерение частоты пульса при различной физической нагрузке» Измеряли пульс до и после урока физкультминутки.

Замеры температуры окружающей среды в классе после каждого урока и на переменах после проветривания. Данные представили в виде столбчатой диаграммы и графика.

1.2 Виды деятельности, способствующие формированию познавательных УУД:

Использование в работе опорных схем, таблиц позволяет управлять познавательной деятельностью обучающихся, повышать информационную ёмкость урока, использовать разные формы работы, облегчает усвоение нового материала на уроке.

- Организую исследовательскую и проектную деятельность обучающихся

P Исследовательские проекты:

Ÿ «Красная книга Череповецкого района…»

Ÿ «Вспомним нашу старину»

Ÿ «Значение леса в жизни человека» - районный конкурс социальных проектов «На благо Отечества»

Ÿ «Тенелюбивые и светолюбивые растения нашего класса»

P Творческие проекты:

  • Проект «Птицы – наши друзья!»
  • «Комнатные растения нашего класса»

P Информационные:

Ÿ «Мои домашние животные» создание мини-энциклопедии

P Практикоориентированные:

Ÿ «Лекарственные растения Вологодской области».

Значимую помощь детям оказывают родители: (подбор материалов для сообщений и презентаций, проведение совместных опытов, посещение исследовательских лабораторий)

Использование краеведческого материала (регионального компонента) на уроках окружающего мира. Включаю задания на поиск дополнительной информации относительно Вологодской области, Череповецкого района, п. Тоншалово, закладываю основы познавательного интереса к изучению своего края, как окружающего микромира, создаю условия для формирования нравственных чувств, этики поведения, умения адаптироваться в окружающей жизни, воспитания чувства любви к малой родине. Сухомлинский В.А. писал: “Пусть в сердце каждого малыша на всю жизнь останутся воспоминания о маленьком уголке далекого детства. Пусть с этим уголком связывается образ великой Родины”.

Одним из приёмов, активизирующих познавательную деятельность обучающихся, являются кроссворды. На уроки подбираю, разрабатываю кроссворды, предлагаю составить их и самим обучающимся. Приложение 4.

Практикую активные формы работы с обучающимися: игры - викторины. При ответе на вопросы которых необходимо применить полученные знания. (Игра включает в себя 4 темы. Каждая тема разбита на вопросы разной сложности. Предлагаются варианты ответов, один из которых является правильным.) Приложение 5.

В уроки, в качестве домашнего задания включаю работы, требующие поисковой деятельности, принятия самостоятельного решения.

Организую систематическую работу по подготовке к мониторингу ОКО.

Провожу работу с одаренными детьми.

Ещё Ян Амос Каменский призывал сделать труд школьника источником умственного удовлетворения и душевной радости.Чтобы ребенок успешно освоил начальную программу образования, он должен мыслить. Поэтому свои уроки стремлюсь строить так, чтобы дети могли расширить свой кругозор, развивать любознательность и пытливость, тренировать внимание, воображение, память, мышление.

Для оптимизации познавательной деятельности, наряду с традиционными уроками провожу:

Уроки-путешествия;

Уроки-КВНы;

Соревнования;

Экологические сказки;

- заседания клуба «Мы и окружающий мир»;

Как правило, это уроки закрепления ранее изученного материала.

1.3 Виды заданий на формирование познавательных УУД.

По мнению А.Г. Асмолова, для успешного обучения в начальной школе должны быть сформированы следующие универсальные познавательные учебные действия:

s общеучебные;

s логические;

s постановка и решение проблем.

I . Задания, которые позволяют обучающимся овладеватьлогическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей на уроках окружающего мира.

Например:

- Установи соответствие между датами и событиями. Для каждой даты

подбери историческое событие. Соедини стрелками.

- Рассмотри фотографии птиц . Какая из птиц, обитающая на территории Вологодской области, вероятнее всего, питается мелкими млекопитающими? Обоснуй свой ответ.

- Ниже приведены названия животных и растения:

Вставь названия трёх живых организмов в схему так, чтобы получилась

пищевая цепь:


II . Использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач.

Расскажи по схеме на ИД: «Какой бывает транспорт?».

Посмотри, какие знаки по охране природы нарисовали юные натуралисты в своём лесу. Придумай и нарисуй свой знак по охране природы.

Использование познавательных УУД на уроках окружающего мира позволяет осуществлять:

Познавательные УУД

Примеры заданий для формирования познавательных учебных действий.

Умение извлекать необходимую информацию, представленную в разной форме (вербальной, иллюстративной, схематической, табличной, условно-знаковой и т.д. в разных источниках (учебник, атлас карт, справочная литература, словарь, Интернет и др.);

Объяснять движение Земли, относительно Солнца и его связь между сменой дня и ночи, основные правила обращения с газом, электричеством, водой, влияние человека на природу природных зон;

находить географические объекты на карте

готовить рассказы с помощью презентации о семье, домашнем хозяйстве, профессиях, составлять родословное дерево семьи;

Исследовать

Связи жизнедеятельности растений, животных и времён года);

Проводить групповые наблюдения во время экскурсий

Различать и сравнивать

Используя ноутбуки, информацию на слайдах ИД, растения и животных, природные объекты и изделия, изученные полезные ископаемые, деревья, кустарники и травы, дикорастущие и культурные растения, диких и домашних животных, день, ночь, времена года, разные формы земной поверхности, разные формы водоёмов, твёрдые тела, жидкости и газы;

Группировать

Объекты природы по признакам:

домашние – дикие, культурные – дикорастущие,

живая – неживая природа

Анализировать

Примеры использования человеком богатств природы, влияние современного человека на природу, оценивать примеры зависимости благополучия жизни людей от состояния природы,

Обсуждать в группах; объяснять;

Наблюдать

Объекты и явления природы, простейшие опыты по изучению воздуха, природных ископаемых, почвы; наблюдать за погодой.

Классифицировать

Природные и социальные объекты на основе их внешних признаков (известных характерных свойств)

Устанавливать причинно-следственные связи и зависимости

Между живой и неживой природой, между живыми существами в природных сообществах, прошлыми и настоящими событиями и др.;

Моделировать

Моделировать ситуации по сохранению природы и её защите, ситуации по применению правил сохранения и укрепления здоровья, формы поверхности из песка, глины или пластилина, ситуации вызова экстренной помощи по телефону, ситуации, касающиеся отношения школьников к представителям других народов;

Работать с готовыми моделями (интерактивной картой, глобусом, пользоваться готовыми моделями для изучения строения природных объектов, объяснения причин природных явлений, последовательности их протекания, моделировать объекты и явления окружающего мира);

ориентироваться;

Создавать и преобразовывать модели;

Проводить несложные наблюдения и опыты

Изучение природных объектов (их свойств) и явлений, ставя задачу, подбирать лабораторное оборудование и материалы, проговаривая ход работы, описывать наблюдения во время опыта, выдвигать гипотезы, делать выводы по результатам, фиксируя их в таблицах, в рисунках, на ИД, в речевой устной и письменной форме.

При выполнении заданий обучающиеся приобретают навыки работы с информацией: учатся обобщать, систематизировать, преобразовать информацию из одного вида в другой (из изобразительной, схематической, модельной, условно-знаковой в словесную и наоборот); кодировать и декодировать информацию (состояние погоды, легенда карты, дорожные знаки и др.).

Таким образом, большинство сведений, подлежащих изучению на уроках по курсу «Окружающий мир», необходимо вводить через наблюдения, сопоставление иллюстраций, выполнение заданий, а также решение на уроках проблемных ситуаций. Как показал опыт работы задания, приведенные выше, которые требуют от детей размышлений и доказательств, способствуют формированию и развитию познавательных универсальных учебных действий.

Опытом своей работы делюсь на заседаниях МО учителей начальных классов, школьных педагогических советах, районных семинарах, профессиональных конкурсах:

С уверенностью могу сказать, что применение ИКТ в учебном процессе начальной школы даёт возможность формировать мотивацию к обучению. У ребёнка развивается и познавательный интерес, и познавательная активность, и познавательная деятельность. А всё это в совокупности даёт хорошие результаты. Успеваемость в моём классе по окружающему миру составляет 100%. Качество обученности по предмету - 89 %. Мои ученики активные участники различных конкурсов по окружающему миру:

P Дипломант конкурса «Лисёнок» ученица 3 «Б» класса Шамова Дарья (декабрь 2014г)

P Лауреат Российского межрегионального интеллектуально-творческого конкурса «Мир нас окружающий» ученик 3 «Б» класса Городишенин Даниил; (ноябрь 2014 г)

P Дипломанты конкурса «Видеоуроки. ru» дистанционной олимпиаде по окружающему миру

Городишенин Даниил – диплом 2 степени;

Шамова Дарья – диплом 2 степени;

Степичев Дмитрий – диплом 3 степени;

В результате исследования получены следующие результаты:

1. Выделены направления использования ИКТ на уроках окружающего мира для развития познавательных УУД.
2. Разработана система применения ИКТ на уроках окружающего мира, обеспечивающую развитие познавательных УУД.
3. Определены виды заданий на формирование познавательных УУД посредством ИКТ на разных этапах урока.

РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ
К результативности данного опыта можно отнести:
Рост положительной мотивации на уроках с применением ИКТ на уроках окружающего мира; приложение 6, стр.
Повышение производительности учебно-воспитательного процесса;
Повышение концентрации внимания; приложение 7, стр
Формирование компьютерной грамотности; приложение 8, стр

Рост качества знаний, приложение 9, стр

На основе вышеизложенного можно сделать вывод о том, что цель достигнута, поставленные задачи выполнены.

Таким образом , труд, затраченный на управление познавательной деятельностью с помощью средств ИКТ оправдывает себя во всех отношениях – он повышает качество знаний, продвигает ребенка в общем развитии, он становится ищущим, жаждущим знаний, неутомимым, творческим, настойчивым и трудолюбивым, помогает преодолевать трудности, вносит радость в жизнь ребенка, создает благоприятные условия для лучшего взаимопонимания учителя и учащихся, их сотрудничества в учебном процессе.

Выступление Гусаровой С.А. на педсовете по теме:

Формирование познавательных УУД на уроках в начальной школе

«Ребенок не хочет брать готовые знания и будет избегать того, кто силой вдалбливает их ему в голову. Но зато он охотно пойдет за своим наставником искать эти самые знания и овладевать ими»

Современное общество характеризуется стремительным развитием науки и техники, созданием новых информационных технологий, коренным образом преобразующих жизнь людей. Приоритетной целью школьного образования становится формирование умения учиться.

Поэтому главная цель моей педагогической деятельности – это формирование личности, желающей и умеющей учиться.

Достижение данной цели становится возможным благодаря формированию системы универсальных учебных действий .

Универсальные учебные действия (УУД) – это действия, обеспечивающие овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться.

В широком смысле слова «универсальные учебные действия» означают саморазвитие и самосовершенствование путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта.

Универсальные учебные действия группируются в четыре основных блока: 1) личностные; 2) регулятивные; 3) коммуникативные действия; 4) познавательные.

ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ УУД – это система способов познания окружающего мира, построение самостоятельного процесса поиска, исследования и совокупность операций по обработке, систематизации, обобщению и использованию полученной информации.

Поэтому я чуть подробнее хотела бы остановиться на формировании познавательных универсальных учебных действий, которые для успешного обучения должны быть сформированы уже в начальной школе.

Познавательные универсальные учебные действия включают: общеучебные действия, действия постановки и решения проблем, и логические действия и обеспечивают способность к познанию окружающего мира: готовность осуществлять направленный поиск, обработку и использование информации.

К познавательным УУД относятся умения: осознавать познавательную задачу; читать и слушать, извлекая нужную информацию, а также самостоятельно находить её в материалах учебников, рабочих тетрадей, другой дополнительной литературе; осуществлять для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения, выводы; выполнять учебно-познавательные действия в материализованной и умственной форме; понимать информацию, представленную в изобразительной, схематичной, модельной форме, использовать знаково-символичные средства для решения различных учебных задач.

С ледует помнить, что при формировании познавательных УУД необходимо обращать внимание на установление связей между вводимыми учителем понятиями и прошлым опытом детей, в этом случае ученику легче увидеть, воспринять и осмыслить учебный материал.

Я определила для себя следующие цели - адаптировать методы и приемы базовых технологии, начать разработку системы заданий, которые помогли бы формировать у учащихся познавательные универсальные учебные действия.

Для достижения поставленной цели считаю необходимым решение следующих задач :

    научить детей мыслить логически, научно, творчески; сделать учебный материал более доказательным и убедительным для учащихся;

    вводить в свою практику формы организации образовательного процесса, которые содействовали бы формированию прочных знаний на основе самостоятельно добытых учащимися сведений;

    использовать методы, способы и приемы, направленные на обеспечение развития познавательной активности школьников, формирование элементарных навыков.

Рассмотрим образовательные технологии , направленные на формирование познавательных УУД: технология проблемно-диалогического обучения, технология проектного обучения, игровые технологии, уровневая дифференциация, ИКТ.

1. Технология проблемно-диалогического обучения

Например, на уроке окружающего мира в первом классе по теме «Кто такие птицы?» мы можем создать следующую проблемную ситуацию:

Назовите отличительный признак птиц. (Это животные, которые умеют летать.)

Посмотрите на слайд. Каких животных вы узнали? (Летучая мышь, бабочка, воробей, курица.)

Что общего у этих животных? (Умеют летать.)

Можно их отнести к одной группе? (Нет.)

Умение летать будет отличительным признаком птиц?

Вы что предполагали? А что получается на самом деле? Какой вопрос возникает? (Что является отличительным признаком птиц?)

Предлагаю ученикам высказать предположение, попробовать самим ответить на проблемный вопрос, а потом проверить или уточнить ответ по учебнику. Создаётся ситуация противоречия между известным и неизвестным. Одновременно повторяются знания, необходимые для изучения нового материала. Учителю необходимо научить детей наблюдать, сравнивать, делать выводы, а это, в свою очередь, способствует подведению учащихся к умению самостоятельно добывать знания, а не получать их в готовом виде.

2. Проектное обучение представляет собой развитие идей проблемного обучения.

Роль учителя - это роль куратора, советника, наставника, но не исполнителя.

Цель проектного обучения: овладеть общими умениями и навыками в процессе творческой самостоятельной работы, а также развить социальное сознание.

В 1и 2 классах с успехом в нашем классе реализуются следующие проекты:

учебные : «Книжки - малышки», «Числа в загадках, пословицах и поговорках», «Живая Азбука», «Самая красивая буква», «Моё любимое домашнее животное».

творческие : «В гостях у королевы Золотой осени и осенних братьев месяцев», «Первооткрыватели космоса»;

исследовательские : «Семь чудесных мест села Кошки».

3. Игровые технологии

Формы проведения уроков с применением игровой технологии могут быть самыми различными. Наиболее часто я использую уроки, стимулирующие познавательный интерес такие как «Урок - игра», «Урок -викторина», «Урок - сказка», «Урок - путешествие», «Деловая игра», «Урок-исследование».

Мои ученики с большим интересом занимаются исследованиями. Вместе мы исследуем на уроках обучения грамоте: звуковые схемы слов, согласные и гласные звуки, по окружающему миру: «Почему в снежках грязь?», « Где живут белые медведи?»,

«Когда наступит лето?», по математике: «Сложение и вычитание с переходом через десяток».

На уроках математики использую схемы-опоры для решения различных видов задач. Такие схемы хорошо использовать при составлении краткой записи. В зависимости от условия задачи она видоизменяется самим учеником. Использование данных схем приносит результаты. На уроках русского языка широко использую различные символы, схемы, таблицы, алгоритмы. Например, у нас есть таблица, в которой зашифрованы все изучаемые орфограммы. 1. Безударная гласная в корне, проверяемая ударением.
2. Звонкие / глухие парные согласные на конце слова и перед другими согласными
3. Разделительный Ь.

Использование информационно – коммуникативных технологий .

Использование ИКТ на различных уроках в начальной школе позволяет перейти от объяснительно-иллюстрированного способа обучения к деятельностному, при котором ребенок становится активным субъектом учебной деятельности. Это способствует осознанному усвоению знаний учащимися.

Безусловно, что такая четкая, целенаправленная, организованная система в большей степени способствует достижению желаемого результата. Но для достижения более качественного конечного результата необходима чёткая диагностическая система изучения промежуточных результатов формирования метапредметных и личностных планируемых результатов. Именно в этом возникло множество вопросов при непосредственной организации образовательного процесса в школе.
Один из них: « Как правильно организовать мониторинг формирования УУД.
К сожалению, новыми стандартами не предусмотрены материалы (таблицы, бланки, оценочные листы и т. д.) для фиксирования показателей диагностики формирования и развития метапредметных и личностных результатов. Что затрудняет отслеживание показателей развития школьника на протяжении всего обучения в начальной школе.
Проектирование и реализация процесса формирования универсальных учебных действий в рамках внедрения ФГОС нового поколения подвело к проблеме создания программы мониторинга уровня сформированности УУД как приложения к Программе развития универсальных учебных действий.

Программа составлена на основе методического пособия под ред. А. Г. Асмолова «Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе». Программа рекомендована для осуществления психолого-педагогического сопровождения учебного процесса в условиях реализации ФГОС в начальной школе.
Для диагностики и формирования познавательных универсальных учебных действий целесообразны следующие виды заданий:

- «найди отличия» (можно задать их количество);

- «на что похоже?»;

Поиск лишнего;

- «лабиринты»;

Упорядочивание;

- «цепочки»;

Хитроумные решения;

Составление схем-опор;

Работа с разного вида таблицами;

Составление и распознавание диаграмм;

Работа со словарями.

Проанализировав результаты за 2 года, пришла к выводу, что применение описанных выше современных технологий и методик приводит к стабильным результатам.

Я считаю, что при такой организации учебно-воспитательного процесса у обучающихся закладывается прочная основа для успешного формирования в основной школе: внутренняя потребность и мотивация к усвоению нового, умение учиться в условиях коллектива, вера в свои силы. У ребенка есть возможность реализовать свои способности, он учится жить в обществе.

Познавательные универсальные действия включают в себя общеучебные, логические, действия, постановки и решения проблем.

Общеучебные универсальные действия самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств: знаково-символические - моделирование – преобразование объекта из чувственной формы в модель, где выделены существенные характеристики объекта (пространственнографическую или знаково-символическую) и преобразование модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область; умение структурировать знания; умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме; выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;

рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности; смысловое чтение как осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели; извлечение необходимой информации из прослушанных текстов различных жанров; определение основной и второстепенной информации; свободная ориентация и восприятие текстов художественного, научного, публицистического и официально-делового стилей; понимание и адекватная оценка языка средств массовой информации; постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера.

Универсальные логические действия - анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных) - синтез как составление целого из частей, в том числе самостоятельно достраивая, восполняя недостающие компоненты; - выбор оснований и критериев для сравнения, классификации объектов; - подведение под понятия, выведение следствий; - установление причинно-следственных связей, - построение логической цепи рассуждений, - доказательство; - выдвижение гипотез и их обоснование.

Постановка и решение проблемы формулирование проблемы; самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера.

Требования к результатам освоения обучающимися основной образовательной программы основного общего образования по формированию познавательных УУД: сформированность целеполагания в учебной деятельности как умение самостоятельно ставить новые учебные и познавательные цели и задачи, преобразовывать практическую задачу в теоретическую, устанавливать целевые приоритеты.

Познавательная деятельность - это активное изучение человеком окружающей действительности, в процессе которого ребенок приобретает знания, познает законы существования окружающего мира и учится не только взаимодействовать с ним, но и целенаправленно воздействовать на него.

Методы формирования познавательных универсальных учебных действий Использование ИКТ: Уроки демонстрационного типа. Этот тип уроков самый распространенный на сегодняшний день. Информация демонстрируется на большом экране и может быть использована на любом этапе урока. В работе используются как уже готовые презентации по темам, измененные их под своё изложение материалы, так и созданные самой. Уроки компьютерного тестирования. Тестовые программы позволяют очень быстро оценить результат работы, точно определить темы, в которых имеются пробелы в знаниях. Используются не так часто, как правило, это возможно в кабинете информатики, в котором существует локальная сеть, а он не всегда бывает свободен. Уроки конструирования. На таком уроке учащиеся индивидуально или в группе работают с конструктивной средой с целью создания буклета, брошюры, презентации, листовки и т. д. На уроках тоже, как правило, это бывает очень редко, чаще всего это выступает как форма подготовки домашнего задания.

Информационный поиск в сети Интернет Информационный поиск позволяет выбрать из множества документов только те, которые отвечают данной проблеме.

Использование мультимедийных пособий. 1) электронные учебники, электронные энциклопедии, медиатеки цифровых образовательных ресурсов; 2) электронные интерактивные тренажеры, тесты; 3) ресурсы Интернета. Эти группы средств могут выступать в качестве источника знаний, а также в качестве средства по формированию умений и навыков учащихся.

Проектная деятельность обучающихся - совместная учебнопознавательная, творческая или игровая деятельность учащихся, имеющая общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленная на достижение общего результата деятельности.

Исследовательская деятельность мыслительные умения и навыки (анализ и выделение главного; сравнение; обобщение и систематизация; определение и объяснение понятий; конкретизация, доказательства и опровержение, умение видеть противоречия); умения и навыки работы с книгой и другими источниками информации; умения и навыки, связанные с культурой устной и письменной речи;

Начиная с 5 класса, ребята учатся делать выписки, работать со справочной литературой (энциклопедиями, справочниками) и работать с ресурсами сети Интернет. В 5 - 7 классах на уроках обществознания необходима организация работы с различными источниками информации: текст учебника, графики, таблицы, иллюстрации и аудио и видеоинформация их анализ, характеристика, сопоставление и сравнение. Составление плана текста, развивает такие умения как выделение логических частей текста и определение главного.

Систематическая работа с понятиями (от заучивания к самостоятельной формулировке, сравнению, определению степени обобщенности) формирует навык работы с определениями и терминами, который необходим для исследовательской деятельности. Проблемное обучение развивает умение выдвигать гипотезу, подбирать аргументы и делать выводы, формулировать собственную точку зрения на проблему, представление которой развивает речь ученика. Умение самостоятельно мыслить, анализировать, делать выводы позволит ученику от умений формулировать личное суждениеответ перейти к умению выбрать альтернативу на основе имеющейся информации и логически освоить практику принятия рациональных решений.

Проблемное обучение предполагает активную «исследовательскую» деятельность ученика, весь путь познания от начала и до получения результата он проходит сам (естественно, с помощью педагога), и поэтому каждое «открытие» какойнибудь научной идеи (закона, правила, закономерности, факта, события и пр.) становится для него личностно важным.

Школьник не только приобретает новые знания и умения, но и становится инициативной, самостоятельной, творческой личностью. Основной методический элемент проблемного обучения - создание проблемной ситуации, при которой ученик встречает препятствие и не может простым путем (например, только с помощью памяти) преодолеть его. Для выхода из создавшегося положения учащийся должен приобрести (углубить, систематизировать, обобщить) новые знания и целесообразно их применить.

Методические приемы формирования познавательных УУД «Ромашка вопросов» («Ромашка Блума») Таксономия (от др. греч. – расположение, строй, порядок) вопросов, созданная известным американским психологом и педагогом Бенджамином Блумом, достаточно популярна в мире современного образования. Эти вопросы связаны с его классификацией уровней познавательной деятельности: знание, понимание, применение, анализ, синтез и оценка.

Простые вопросы. Отвечая на них, нужно назвать какие-то факты, вспомнить, воспроизвести некую информацию. Их часто формулируют на традиционных формах контроля: при использовании терминологических диктантов и т. д. Уточняющие вопросы. Обычно начинаются со слов: «То есть ты говоришь, что. . . ? » , «Если я правильно понял, то. . . ? » , «Я могу ошибаться, но, по-моему, вы сказали о. . . ? » . Целью этих вопросов является предоставление обратной связи человеку относительно того, что он только что сказал. Иногда их задают с целью получения информации, отсутствующей в сообщении, но подразумевающейся.

Интерпретационные (объясняющие) вопросы. Обычно начинаются со слова «Почему? » . В некоторых ситуациях (как об этом говорилось выше) могут восприниматься негативно – как принуждение к оправданию. В других случаях – направлены на установление причинно-следственных связей. Творческие вопросы. Когда в вопросе есть частица «бы» , а в его формулировке есть элементы условности, предположения, фантазии прогноза.

Оценочные вопросы. Эти вопросы направлены на выяснение критериев оценки тех или иных событий, явлений, фактов. Практические вопросы. Всегда, когда вопрос направлен на установление взаимосвязи между теорией и практикой, мы его будем называть практическим.

Прием «Учебный мозговой штурм» Технология «мозгового штурма» Главная задача мозгового штурма – продуцирование идей. Поиск и продуцирование идей – сложный творческий процесс, который может эффективно протекать в групповых формах, если для этого созданы соответствующие условия.

Приём «Верные – неверные утверждения» Используется на стадии вызова, предлагается несколько утверждений по ещё не изученной теме. Дети выбирают «верные» утверждения, полагаясь на собственный опыт или просто угадывая. Идёт настраивание на изучение новой темы, выделяются ключевые моменты. На одном из следующих уроков возвращаемся к этому приёму, чтобы выяснить какие из утверждений были верными, можно на стадии рефлексии.

Прием « Мудрые совы» Учащимся предлагается самостоятельно проработать содержание текста учебника (индивидуально или в группе). Затем ученики получают рабочий лист с конкретными вопросами и заданиями с целью обработки содержащейся в тексте информации. Рассмотрим примеры таких заданий: Азы работы над текстом. Найдите в тексте основные (новые) понятия и запишите их в алфавитном порядке. Что не ждали? Выберите из текста новую информацию, которая является для Вас неожиданной. Ты уже знаешь последние новости? Запишите ту информацию, которая является для Вас новой. Главная жизненная мудрость. Постарайтесь выразить главную мысль текста одной фразой. Или какая из фраз каждого раздела является центральным высказыванием, какие фразы являются ключевыми?

Известное и неизвестное. Найдите в тексте ту информацию, которая является для Вас известной, и ту информацию, которая была ранее известной. Иллюстративное изображение. Постарайтесь проиллюстрировать основную мысль текста и, если возможно, Вашу реакцию на нее в виде рисунка, схемы, карикатуры и т. д. Поучительный вывод. Можно ли сделать из прочитанного такие выводы, которые были бы значимы для будущей деятельности и жизни? Важные темы для обсуждения. Найдите в тексте такие высказывания, которые заслуживают особого внимания, и достойны обсуждения в рамках общей дискуссии на уроке. Далее организуется обсуждение результатов работы. При этом могут быть намечены следующие шаги: поиск дополнительной информации, домашние задания для отдельных учащихся или групп детей; выделение нерешенных проблем, определение последующих этапов работы.

Прием «Фишбоун» Схема «Фишбоун» в переводе означает «рыбья кость» . В «голове» этого скелета обозначена проблема, которая рассматривается в тексте. На самом скелете есть верхние и нижние косточки. На верхних косточках ученики отмечают причины возникновения изучаемой проблемы. Напротив верхних – располагаются нижние, на которых по ходу вписываются факты, подтверждающие наличие сформированных ими причин. Записи должны быть краткими, представлять собой ключевые слова или фразы, отражающие суть факты.

Критериями сформированности познавательных универсальных учебных действий будут являться следующие умения осуществление поиска необходимой информации для выполнения учебных заданий; использование знаково-символические средства, в том числе модели и схемы для решения учебных задач; ориентирование на разнообразие способов решения задач; обладать приёмами смыслового чтения художественных и познавательных текстов; уметь осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков уметь осуществлять синтез как составление целого из частей; уметь осуществлять сравнение, сериацию и классификацию по заданным критериям; уметь устанавливать причинно-следственные связи; уметь строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях; уметь устанавливать аналогии; осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотеки, образовательного пространства родного края (малой родины); создавать и преобразовывать модели и схемы для решения задач; уметь осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения образовательных задач в зависимости от конкретных условий.

Способы диагностики познавательных УУД Контрольные работы. Тестирование. Диагностика, которая предлагаются три вида универсальных умений и навыков: интеллектуальные (восприятие и интеллектуальная обработка информации, результативность интеллектуальной деятельности), организационные, коммуникативные (изложение собственных мыслей, ведение дискуссии, взаимодействие в группе).

Памятка для учителя Как помочь ученику освоить познавательные УУД? Познавательные УУД: 1. Если вы хотите чтобы дети усвоили материал, по вашему предмету научите их мыслить системно (например, основное понятие (правило) - пример - значение материала) 2. Постарайтесь, помочь ученикам овладеть наиболее продуктивными методами учебно-познавательной деятельности, учите иx учиться. Используйте схемы, планы, чтобы обеспечить усвоение системы знаний 3. Помните, что знает не тот, кто пересказывает, а тот, кто использует на практике. Найдите способ научить ребенка применять свои знания. 4. Творческое мышление развивайте всесторонним анализом проблем; познавательные задачи решайте несколькими способами, чаще практикуйте творческие задачи.

Технологическая карта урока Технологическая карта в дидактическом контексте представляет проект учебного процесса, в котором представлено описание от цели до результата с использованием инновационной технологии работы с информацией.

Задача технологической карты урока: отразить деятельностный подход в обучении. Это способ графического проектирования урока. Формы таких карт могут быть самыми разнообразными.

Структура технологической карты включает: название темы с указанием часов, отведенных на ее изучение цель освоения учебного содержания планируемые результаты (личностные, предметные, метапредметные, информационно-интеллектуальную компетентность и УУД) метапредметные связи и организацию пространства (формы работы и ресурсы) основные понятия темы технологию изучения указанной темы (на каждом этапе работы определяется цель и прогнозируемый результат, даются практические задания на отработку материала и диагностические задания на проверку его понимания и усвоения) контрольное задание на проверку достижения планируемых результатов


Дидактическая структура урока Организационный момент. Время: Основные этапы: Проверка домашнего задания Время: Этапы: Изучение нового материала Время: Этапы: Закрепление нового материала Время: Этапы: Контроль Время: Этапы: Рефлексия Время: Этапы: Деятельност ь учителя Деятельность ученика Задания для Планируемые результаты учащихся, Предметные УУД выполнение (Познавательные УУД). которых (Коммуникативные УУД). приведёт к (Регулятивные УУД). достижению запланированных результатов