Какое наказание за перегруз легкового автомобиля. Актуальные штрафы за перегруз грузовых машин для физических и юридических лиц. Сколько составляет штраф гибдд за перегруз

Перевозка грузов автомобильным транспортом – популярная и быстро развивающаяся ниша бизнеса в России. Однако, предприниматели в погоне за прибылью нагружают свои грузовики «под завязку», игнорируя правила дорожного движения и технические возможности грузовых машин.

Перегруженные дальнобои сильно разбивают дорожное полотно. Перегруженный автомобиль больше «ест» технических жидкостей и топлива. И, как уже говорилось, дорожное покрытие быстрее приходит в негодность. Чтобы с этим как-то бороться власти приняли несколько законов, относительно правил проезда грузовиков по разным типам трасс и размеров штрафов за нарушения.

Перегруз автомобиля определяют по нагрузке на каждую ось: задняя плюс передняя. В сумме получается , передаваемая через колёса на полотно дороги. Часто задняя ось автомобиля несёт большую часть нагрузки, по сравнению с передней.

Так как, по сути, на переднюю ось «давит» только кабина и силовой механизм, тогда как на заднюю приходится груз. Кроме того, перегруз быстро изнашивает детали грузовика, а именно:

Водители знают, что есть дорожные знаки, установленные на некоторых отрезках дорог и перед мостами, ограничивающие проезд автомобилей по весу, например, 3:12. То есть, по мосту или участку дороги после этого знака нельзя двигаться автомобилям, нагрузка на оси которых больше, чем указано на знаке.

Если водитель нарушает это правило, он будет подвергнут штрафу, закреплённому в КоАП, пятой части статьи 12.21.1. В ней говорится, что водитель перегруженного легкового или грузового автомобиля со спецразрешением или без, может быть оштрафован за проезд по непредназначенным для такого веса дорогам или мостам.

Допустимый вес груза для транспорта категорий «А» и «Б»

Есть разные категории трасс, по которым разрешено ездить разным группам грузовых автомобилей. Для группы «А» разрешено движение по трассам 1, 2, 3 категории (обычные дорогие, не являющиеся скоростными, количество полос в одну сторону может быть до четырёх).

Для автомобилей группы «А»:

  • Между осями больше двух м – 10 тонн.
  • До двух м – 9 тонн.
  • До одного м 65 см – 8 тонн.
  • До 1 м 35 см – 7 тонн.
  • До одного м – 6 тонн.

Для группы «Б» установлены следующие нормы:

  1. Между осями больше 2 м – 6 тонн.
  2. До 2 м – 5,7 тонны.
  3. До 1 м 65 см – 5,5 тонн.
  4. До 1 м 35 см – 5 тонн.
  5. До 1 м – 4,5 тонн.

Штрафы за превышение нормы нагрузки на ось

Соответственно, если вес всего авто или нагрузка на ось превышает 2, но меньше 10 процентов, то водителю, должностному лицу, разрешившему выезд, и юридическому лицу, владеющему машиной, грозит штраф за перегруз в размерах 1000–1500; 10000–15 тыс. и 100000–150 тыс. рублей соответственно.

Если превышение массы больше 10, но менее 20%, то штраф за перегруз будет – 3000–3500; 20000–25000; 200000–250 тыс. рублей. Если масса превышает норму на 20, но не достигает 50%, то штрафы за перегруз грузового автомобиля будут 4000–5 тыс. или лишение прав до 3 месяцев ; 30000–40000; для юридических лиц 300000–400 тыс. рублей.

Если перегруз по осям более 50%, штрафы водителю – 7000–10 тыс. или лишение прав на срок до 6 месяцев; должностному лицу – 45000–50000, юридическому лицу – 400000–50 тыс. рублей.

Если такое нарушение было зафиксировано с помощью фото или видео, то размер штрафа будет равен верхней планке штрафа для организации, производившей загрузку машины. Но ответственность и выплату штрафов понесёт и перевозчик.

Дела об административных правонарушениях, связанных с перегрузом или превышением габаритов, согласно Гражданскому процессуальному кодексу рассматриваются судами общей юрисдикции.

Судебная практика на данный момент уже, можно сказать, сформировалась и суды в полном объёме удовлетворяют подавляющее большинство исков к грузоотправителям или перевозчикам. Причём обжалование решений ничего не даёт.

Почему законом предусмотрены такие большие штрафы за перегруз? Это способ избежать ещё больших расходов и человеческих жертв, поскольку перегруз влечёт за собой:

  • выбивание дорожного полотна (расходы на ремонт, аварии из-за ям и трещин на дороге);
  • большие шансы возникновения аварий при движении по старым сооружениям и мостам;
  • увеличение тормозного пути, что повышает вероятность аварий.

Тормозной путь становится длиннее из-за инерции груза (чем тяжелее груз, тем сильнее инерция). А это может быть чревато заносом грузовика , особенно в гололёд или дождь. Имеет значение и то, насколько хорошо груз закреплён.

Потому что если он во время движения перемещается по кузову, это может стать причиной опрокидывания грузовика и, соответственно, аварии. За это несёт ответственность водитель.

За соблюдением правил перевозки грузов следят передвижные или стационарные контрольно-весовые пункты , инспектора которых имеют полномочия выписывать штраф и забирать автомобили на штрафстоянку до его уплаты.

Пункты оборудованы специальными весами , которые показывают нагрузку на оси грузовика и инспектор определяет, есть перегруз на ось или нет. Взвешивание автомобиля может производиться двумя способами:

  • Без остановки авто. Его скорость при этом не должна превышать 5 км/ч. Погрешность измерений может достигать 3%, поэтому этот способ используют не часто.
  • Когда автомобиль остановлен. Этот способ даёт более точные результаты.

Если обнаружен перегруз или габариты груза превышают норму, то это будет являться нарушением и водителю придётся платить штраф . Даже если есть спецразрешение и, разумеется, когда его нет.

Спецразрешение для тяжеловесных, крупногабаритных и опасных грузов выдаётся в органах исполнительной власти или подведомственной им организации, или собственником дороги, по которому следует груз.

Его заблаговременно должен получить грузоотправитель. В случае когда получение спецразрешения на проезд является обязательным или водитель отклонился от маршрута в нём указанного, ему также может быть выписан штраф.

Кроме того, вес груза должен быть точно указан в товарно-транспортных накладных. Если в документах указан вес, не превышающий допустимых норм, а в действительности определён перегруз, инспектор составит протокол и назначит штраф.

И все эти неурядицы достаются водителю. Чаще всего ему и приходится расплачиваться за то, что его начальство не оформило все необходимые документы должным образом.

Штрафы для крупногабаритных грузов

Для перевозки крупногабаритных грузов также предусмотрены свои правила. Крупногабаритным считается груз, выступающий на более чем один метр сзади или 10–50 сантиметров с каждого борта.

В этом случае груз должен быть оформлен специальными знаками , которые видны днём и светоотражающими элементами или фонарями, чтобы было видно ночью.

Это описано в правилах дорожного движения. КоАП добавляет к этому, что если габариты груза на 10–50 см больше нормы или больше чем указано в спецразрешении, то инспектор контрольно-весового пункта имеет право выписать штраф. Диапазон штрафов тот же, что указан выше 1000–400 тысяч рублей .

Если сумма штрафа внушительная и водитель, естественно, не может её уплатить, авто поставят на штрафстоянку. И тогда грузоотправитель потеряет время, репутацию и возможно клиента. Также понесёт дополнительные убытки расходы на отправку ещё одного грузовика, чтобы поделить груз: покупка топлива, зарплата второму водителю и возможно придётся платить неустойку клиенту за несвоевременную доставку груза, если таковое предусмотрено договором.

Перегруз автомобилей – одна из проблем разрушения дорожного покрытия. Только в 2014 году приняли 3 закона, изменяющих правила проезда большегрузных автомобилей. Ниже будет рассмотрено понятие перегрузки автомобиля и ответственность за перегруз.

Перегрузка автомобиля – осевая нагрузка – нагрузка массы автомобиля, которая передаётся на дорожное полотно.

Масса автомобиля рассчитывается суммой нагрузки на заднюю ось и нагрузки на переднюю ось.

На некоторых участках трасс и почти перед каждым мостом можно увидеть знак 3.12, который устанавливает ограничение веса транспорта, проезжающего по нему. Если нагрузка на любую из осей автомобиля превышает установленное знаком ограничение, то водитель обязан проехать маршрут иным путём. За игнорирование знака статьёй 12.21.1 КоАП предусмотрена ответственность в размере 2 – 2,5 тысяч рублей.

Перегруз опасен разбиванием дорог, вероятностью возникновения аварийных ситуаций, удлинением тормозного пути, что также может привести к авариям. При этом ответственность за перегруженный автомобиль несёт всегда водитель.

Проверка массы автомобиля осуществляется на контрольных пунктах. В случае превышения максимально допустимой нагрузки на ось на водителя может быть наложен штраф от 1500 до 15000 рублей, а размер штрафа для перевозчиков - юридических лиц – от 250000 до 400000 рублей. При этом допускается перегруз грузового автомобиля не более 5%.

Для езды с крупногабаритным грузом нужно иметь спецразрешение, которое выдаётся грузоотправителем. Езда без него наказывается штрафом в размере от 2000 до 500000 рублей.

Разумеется, перевозчики зачастую сталкиваются с нечестными грузоотправителями, которые в бумагах указывают один вес, тогда как на самом деле может иметь место серьёзный перевес. В этом случае сотрудники ДПС штрафуют водителя и владельца автомобиля. Законом предусмотрены в этом случае штрафы для физ. лица – 5000 руб., а для юридического лица – от 250000 до 400000 рублей. При этом следует отметить, что за существенное превышение веса груза транспортному средству грозит отправка на штрафстоянку до уплаты штрафа.

Как показала практика, штраф за перегруз в суде оспорить почти нереально. Здесь нужен опытный юрист, который хорошо знаком со спецификой данного направления.

Кто платит за перегруз

Совет перевозчикам и водителям можно дать только один – внимательно проверять груз и его вес перед его принятием. Наложение штрафа на одну из сторон договора перевозки не устраняет ответственность другой стороны. Эту особенность следует учитывать в своей деятельности как перевозчику, так и грузоотправителю. В примечании к ст. 12.21.1 КоАП РФ говорится о том, что за административные правонарушения, предусмотренные настоящей статьей, лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, несут административную ответственность как юридические лица, то есть перевозчики – индивидуальные предприниматели тоже платят повышенный размер штрафа. При этом в случае, если грузоотправитель намеренно исказил сведения о весе груза, то можно подать на него иск о возмещении убытков.

Возмещение убытков за перегруз ТС грузоотправителем.

Пунктом 3 статьи 35 УАТиГНЭТ (Устав автомобильного транспорта) устанавливается ответственность грузоотправителя за неуказание в транспортной накладной особых отметок или необходимых при перевозке груза мер предосторожности, либо за искажение сведений о свойствах груза в размере 20% от провозной платы. Уплата штрафа не освобождает грузоотправителя от возмещения ущерба, причинённого перевозчику такими нарушениями. Таким образом, в случае неверного указания грузоотправителем в транспортной накладной или заявке веса груза перевозчик вправе потребовать уплатить ему 20 – процентный штраф и возместить ущерб, к которому можно отнести:

Административный штраф на перевозчика за нарушение предельно допустимой массы транспортного средства;

Оплату пребывания транспортного средства на специальной площадке (штрафстоянке);

Оплату за причинённый автомобильной дороге вред.

Возмещение ущерба относится к мерам гражданско-правовой ответственности, поэтому её применение возможно лишь при наличии условий ответственности, предусмотренных законом. Требуя уплатить штраф и возместить ущерб, возникший по причине указания грузоотправителем неверных сведений о весе груза, перевозчик обязан доказать:

Факт искажения сведений;

Наличие и размер понесенного ущерба;

Причинную связь между правоотношением и ущербом.

Для доказывания факта искажения сведений о весе груза перевозчик обязан произвести взвешивание отдельно груза и отдельно транспортного средства с предварительным письменным уведомлением грузоотправителя и получить на руки акт взвешивания. Только таким образом будет установлено, что:

Превышение допустимой массы транспортного средства было допущено вследствие недобросовестного поведения грузоотправителя;

В грузовом отсеке транспортного средства отсутствовали посторонние предметы, которые могли привести к превышению допустимой массы транспортного средства.

При этом наличие одного лишь акта взвешивания транспортного средства с грузом будет недостаточным для доказывания факта искажения грузоотправителем сведений о весе груза в транспортной накладной.

Законодательно установлен запрет на движение по дорогам общего пользования тяжеловесных транспортных средств с превышением допустимой массы больше чем на два процента.

Вычисляется перегруз не по общей массе, а по нагрузке на каждую из осей грузовика. Поэтому даже если общая масса груза в пределах нормы, но он был распределен неравномерно, это также является нарушением.

Ответственность грузоотправителя за перегруз автомобиля

Ответственность за него предусмотрена статьёй 12.21.1 КоАП, а выявляется оно двумя основными способами.

1. Взвешивание на постах весового контроля.

Этим способом за перегруз привлекают водителей, людей ответственных за перевозку и организации. Он строго регламентируется. Чаще всего нарушается Приказ Минтранса от 27.04.2011 N125, согласно которому, инспектор может останавливать вас для проверки, только если у него есть «предварительные результаты, полученные с использованием автоматизированных систем весового и габаритного контроля транспортных средств в движении». Остановить большегруз просто так инспектор не может, у него должны быть сведения о предварительном взвешивании, согласно которым конкретный автомобиль имеет определенные отклонения в нагрузке на оси. Если нет таких результатов, то никаких оснований для остановки и направления на какое-либо взвешивание у него нет.

Чрезмерно настаивать на соблюдении этого положения не стоит, т.к. есть риск оказаться подвергнутым наказанию за «неподчинение законному требованию», а недостающие предварительные результаты потом могут появиться неизвестно откуда. Тем не менее нужно уверенно указать инспектору на беспричинность остановки, а также отразить это обстоятельство письменно в самом протоколе, если дело дойдёт до его составления.

2. Автоматическая фиксация.

В этом случае привлекается собственник тяжеловеса. Не имеет значения, кому принадлежит транспортное средство: «физику» или фирме – штраф для всех назначается равный и максимальный.

Применение автоматической фиксации – новшество последних двух лет. Практически на всех выездах из Нижнего Новгорода в 2016 году были установлены так называемые рамки с оборудованием, фиксирующим в автоматическом режиме перегруз по осям грузового автотранспорта. Эти рамки уже вовсю работают в Балахнинском, Семеновском, Шатковском и других районах.

Штраф составляет от 150 до 500 тысяч рублей, и такая практика грозит разорением грузоперевозчикам и способна погубить транспортный бизнес в нашей области. Издёвкой на этом фоне выглядит предложение воспользоваться скидкой 50% в течение 20 дней.

Согласно КоАП собственник автомобиля, получивший штраф с камеры, освобождается от административной ответственности, если докажет вину другого лица. Такими виновниками фактически являются водитель, грузовладелец, осуществивший погрузку и арендатор машины.

Наши юристы смогут доказать вашу невиновность, но чтобы нам помочь в этом, соблюдайте несколько простых условий:

  • Ведите правильный документооборот по перевозкам
  • Сохраняйте ТНки, ТТНки и путевые листы
  • Имейте ОСАГО для неограниченного круга лиц.
  • Помните, срок обжалования — 10 дней

Объясните реальному виновнику, что ответственности он избежит, так как срок давности привлечения составляет два месяца.

Осталось отменить незаконное постановление!

Перегруз автомобиля: контроль за нарушениями, нормы и штрафы

Ответственность за перегруз грузового автомобиля в 2017 году

Штраф за перегруз по осям

Не так давно в силу вступили правила, согласно которым норматив по перегруз автомобилей по осям стал куда строже – раньше допускалось отклонение на 15 %, теперь на только на 5%.

Статья 12.21.1 КоАП РФ. Нарушение правил перевозки крупногабаритных и тяжеловесных грузов

3. Перевозка тяжеловесных грузов с превышением разрешенных максимальной массы или нагрузки на ось, указанных в специальном разрешении, более чем на 5 процентов —
(в ред. Федерального закона от 06.11.2011 N 296-ФЗ)
влечет наложение административного штрафа на водителя в размере от одной тысячи пятисот до двух тысяч рублей; на должностных лиц, ответственных за перевозку, — от десяти тысяч до пятнадцати тысяч рублей; на юридических лиц — от двухсот пятидесяти тысяч до четырехсот тысяч рублей.
3.1. Предоставление грузоотправителем недостоверных сведений о массе и габаритах груза, если это повлекло нарушение правил перевозки крупногабаритных и тяжеловесных грузов, —
влечет наложение административного штрафа на граждан в размере пяти тысяч рублей; на индивидуальных предпринимателей — от десяти тысяч до пятнадцати тысяч рублей; на юридических лиц — от двухсот пятидесяти тысяч до четырехсот тысяч рублей.
(часть 3.1 введена Федеральным законом от 06.11.2011 N 296-ФЗ)

На 2018 год действует и штраф за недостоверные сведения о массе и габаритах груза – накладывается он на юридические лица, и весьма весом – от 5000 для граждан до 400 000 для юридических лиц.
По отдельной статье регламентируются нарушения требований дорожных знаков о максимальной нагрузке или нагрузке по осям. Размер штрафа за перегруз автомобиля в этом случае составит от 2000 до 2500 рублей.

Штраф за искажение сведений о массе и габаритах груза

Еще один штраф предусмотрен на КоАП РФ, а Федеральным законом "Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта":
Если отправитель груза неверно указывает сведения о массе и габаритах груза в накладных документах, он может быть привлечен к штрафу в размере 20% от провозной платы.
В целом введение штрафов за перегруз грузовых автомобилей нацелено в первую очередь на сохранение дорожного полотна.

Юридические вопросы

Чем грозит перегруз легкового и грузового автомобиля?

Регулярно благодаря грузовым транспортным средствам по городам России доставляется множество товаров. Каждыйгрузоперевозчик обязан внимательно следить за показателем загрузки авто, ведь в случае нарушения установленных правил последует штраф.

Перегрузкой является осевая нагрузка транспортного средства, то есть вес автомобиля, который возлагается на дорожное полотно в ходе поездки. Общая масса рассчитывается исходя из двух показателей, это: нагрузка на заднюю ось и переднюю.

Тяжеловесные транспортные средства, в свою очередь, часто обладают большей нагрузкой на заднюю часть, так как перевозят различного рода товары.

На многих трассах, в том числе и перед мостами, водители могут увидеть знак 3.12. Он указывает на ограничения в весе и запрещает проезд автомобилей с перегрузом. В таком случае водитель обязуется проехать указанный участок другим путем, иначе последует штраф, установленный статьей 12.21.1, части 5 КоАП.

Ответственность за перегруз

В соответствии с текущим законодательством, ответственность возлагается на нескольких лиц. В первую очередь от противоправных деяний пострадает сам водитель – административное правонарушение наказывается штрафом.

Если уполномоченным лицом является некая организация или предприятие, занимающееся перевозкой грузов, тогда вследствие подобного правонарушения, пострадает и само предприятие, и ее руководители. В данном случае необходимо отметить, что если автомобиль был арендован перевозчиком, то вся ответственность за правонарушение возлагается на арендатора.

В случае, когда правонарушение было установлено и зафиксировано дорожными видеокамерами, то отвечать за содеянное будет непосредственно сам владелец. Причем это касается не только обычных граждан, но также и юридических лиц и ИП.

Что касается самих штрафов, то за перегруз они для индивидуальных предпринимателей будут такими же, как и для юридических лиц (предприятий). Это указано в примечании статьи за перегруз транспортного средства. Окончательная сумма штрафа рассчитывается в зависимости от массы перегруза, а также большое значение имеет наличие разрешения на работу с крупными грузами, так как за превышение массы в нем, имеется отдельная статья.

Получение разрешения

Чтобы получить разрешение на перевозку грузов необходимо пройти не самую простую процедуру:

  1. Подать запрос на получение разрешения заказчику перевозки.
  2. Заполнить заявление и отправить его в дорожную службу (в зависимости от маршрута следования ТС) с указанием технических спецификаций, метрических данных и другой информации, полученной у заказчика перевозки.
  3. После согласования и проверки маршрута, прибыть в местное отделениеГИБДД для получения пропуска.

Только после получения этого разрешения можно приступать к перевозке грузов. Данная процедура занимает много времени, в зависимости от готовности всей необходимой документации и других факторов – от 7 до 30 рабочих дней.

Контрольные пункты проверки

Контрольные пункты размещаются на многих трассах для проверки веса грузовых транспортных средств, в частности, каждой оси. При нарушении установленных норм, грузоперевозчик понесет наказание по части 3, статьи 12.21.1.

Тем не менее, законодательство предполагает, что небольшой перегруз возможен. В той же статье указывается допустимость в пределах 5%.

На контрольных пунктах, грузоперевозчик может быть оштрафован и по 1 части той же статьи, в случае, если будет обнаружено, что у него отсутствует спецразрешение на перевозку. Водитель получает его на специализированном интернет-ресурсе или у отправителя груза. В данном случае наказание составляет от 2000 рублей до 500000.

Штрафы и наказания за перегруз

Узнать, какая сумма штрафа может грозить — довольно просто. Для этого достаточно обратиться к статье 12.21.1 КоАП Российской Федерации. Следует отметить, что штраф и размеры напрямую зависит от правонарушения, в частности от того, насколько фактическая нагрузка больше установленных норм.
В соответствии с установленным наказанием и правонарушением, водителю может быть выписан не только штраф, но и транспортное средство отправляется на штрафстоянку. Тогда придется дополнительно оплатить и за его пребывание.

Размеры штрафа отличаются, в зависимости от того, для кого он составляется. Так, для обычных граждан он будет минимален – от 2000 рублей, а максимальное количество составляет 500 тысяч рублей, что грозит юридическим лицам в случае нарушения установленных правил. Немаловажно, что нарушители понесут и крайнюю ответственность, которая, возлагается в случае перегруза, на половину превышающего допустимые нормы.

Установленные нормативы в таблице ниже:

К группе «А» относятся автомобили, эксплуатация которых разрешается на дорогах I-III категории, к группе «Б» эксплуатация которых разрешена на всех дорогах.

Под перегрузом автомашины понимается превышение разрешенной или нормативной массы. Если перегруз превысит законодательный предел, водителю или владельцу авто грозят административные санкции. В этом материале разберем, при каких условиях будет караться превышение допустимой массы или нагрузки на ось машины, и какой штраф за перегруз предусмотрен законом.

Какие могут быть последствия перегруза грузового автомобиля

Превышение допустимых габаритов или весовых характеристик влечет не только снижение устойчивости машины и угрозу безопасности для водителя. Выпуск перегруженного автомобиля в эксплуатацию влечет следующие негативные последствия:

  • чрезмерная нагрузка на дорожное полотно влечет его повреждение и разрушение;
  • несанкционированное увеличение массы грузовой машины или нагрузки на ось создает опасность при движении на паромных переправах, мостах, понтонах и иных навесных сооружениях;
  • наличие у машины избыточной массы делает непредсказуемым поведение на дороге, увеличивает тормозной путь, влечет опасность переворачивания транспорта на повороте и т.д.

Обратите внимание! Перегруз машины может быть узаконен путем получения специального разрешения. При выдаче этого документа учитывается разрешенный маршрут движения, предельно допустимый вес машины, иные параметры.


Базовая масса грузового автомобиля и стандартная нагрузка на ось определяется производителем. Возможное превышение данных параметров зависит от специального разрешения, которое водитель большегрузной машины должен иметь при себе в процессе передвижения по дорогам.

Закон устанавливает меры воздействия не только за эксплуатацию перегруженного транспорта. В зависимости от обстоятельств наказание последует за:

  • противоправное движение с превышением весовых характеристик по дорогам;
  • погрузку груза, вызывающую превышение разрешенных весовых характеристик;
  • внесение заведомо недостоверных данных в транспортную и сопроводительную документацию;
  • иные виды нарушений, связанных с превышением массы или допустимой нагрузки на ось машины.

Ввиду указанных обстоятельств, отвечать за нарушение ПДД может не только водитель, но и его работодатель (предприятие или ИП), погрузочная компания и иные субъекты.

Какой размер штрафа за перегруз грузового автомобиля

Отвечать за нарушение будут граждане, должностные лица, организации и предприниматели. Соответственно, размер штрафа будет зависеть от статуса нарушителя и характера допущенного проступка. Рассмотрим, сколько штраф за перегруз грозит в 2018 году при различных обстоятельствах нарушения.

Для физических лиц

Как правило, штраф за перегруз грузового автомобиля назначается водителю, которого остановили на договоре в процессе движения. Поскольку весовые характеристики подлежат точной оценке, водителю предлагается пройти взвешивание автомашины на стационарных или передвижных измерительных пунктах. В зависимости от выявленного превышения веса, санкции для физических лиц будут назначены в следующих суммах:

  • если весовое превышение зафиксировано в пределах 2-10%, санкция составит от 1 до 1,5 тыс. руб.;
  • при использовании данных автоматической системы взвешивания и средств фотофиксации штраф за аналогичный перегруз для собственника будет назначен в сумме 150 тыс. руб.;
  • при перевесе от 10 до 20%, штраф на водителя составит от 3 до 4 тыс. руб., а для собственника – 300 тыс. руб.;
  • штраф за перегруз фуры в 20-50% влечет наказание в 4-5 тыс. руб. либо лишение прав на срок до 3 месяцев, а для собственника – 400 тыс. руб.;
  • максимальный размер наказания последует, если превышение весовых характеристик превысило 50% – водитель получит штраф 7-10 тыс. руб. либо лишение прав до 6 месяцев.

Обратите внимание! Если водитель не является собственником фуры, наказание при использовании автоматических систем взвешивания и камер фиксации ему не назначается.

Таким образом, если зафиксировано превышение веса или нагрузки на ось не более 2%, меры воздействия к физическим лицам не применяются. Такое отклонение массы является допустимым и может являться следствием погрешности приборов учета.

Для юридических лиц

Штрафы ГИБДД за перегруз будут существенно выше для юридических лиц – владельцев автотранспорта. В зависимости от приведенных выше весовых характеристик, санкции будут назначены в следующих пределах:

  • если весовое превышение зафиксировано в пределах 2-10%, санкция составит от 100 до 150 тыс. руб.;
  • при перевесе от 10 до 20%, штраф на предприятие составит от 250 до 300 тыс. руб.;
  • штраф за перегруз фуры в 20-50% влечет наказание 350-400 тыс. руб.;
  • максимальный размер штрафа грозит за превышение веса на 50% – предприятие будет обязано заплатить в бюджет от 400 до 500 тыс. руб.

Факт нарушения будет зафиксирован в процессуальном протоколе, а точный размер санкции определит суд.

Способы оплаты штрафа

Даже при согласии с выявленным нарушением, штрафные санкции не нужно оплачивать на месте составления протокола. Если нарушение выявил сотрудник ГИБДД, протокол будет направлен в суд. Заплатить штраф, назначенный судом, нарушитель обязан добровольно – на это дается не более 60 дней.

Для постановлений, вынесенных по данным камер фото- и видеофиксации, оплата осуществляется по постановлениям должностных лиц ГИБДД. Если штрафная санкция не погашена в течение 60 дней, принудительным взысканием займутся судебные приставы.

Разрешение на превышение массы груза

Если эксплуатация транспорта связана с регулярным или разовым перегрузом фуры, необходимо оформить специальное разрешение. Этот документ выдается по следующим правилам:

  • в зависимости от ведомственной принадлежности дороги, разрешение будут выдавать муниципальные, региональные или федеральные органы в сфере дорожного хозяйства;
  • чтобы получить разрешение, нужно представить схему и согласовать маршрут движения транспорта;
  • для отдельных категорий грузов необходимо согласовать сопровождение ГИБДД, иначе разрешение будет недействительно.

Обратите внимание! Разрешение выдается на определенный срок, который будет указан в документе. Несвоевременное продление разрешения повлечет санкции, как при его отсутствии.

Разрешительный документ водитель обязан предъявлять инспекторам ДПС на стационарных постах либо при остановке на дороге. В содержании документа будет указана допустимая масса фуры или разрешенная нагрузка на ось – по этим параметрам будет выявляться перегруз.

Чем грозит уклонение от административного наказания за перегруз автомобиля

Помимо наложения санкций по ст. 12.21.1 КоАП РФ, для водителя или владельца большегрузного транспорта могут наступать следующие последствия:

  • автомашина может быть помещена на штрафстоянку, а за хранение потребуется оплатить услуги спецучреждения;
  • деятельность предприятия или ИП может быть приостановлена в административном порядке;
  • если штраф не будет оплачен добровольно в срок 60 дней, наказание будет удвоено по постановлению суда.

Оспорить наказание крайне сложно, так как приборы учета регулярно проходят поверку и сертификацию, а их показания имеют низкую погрешность. Для оспаривания целесообразно обратиться за помощью к профессиональным юристам, которые помогут выявить нарушения норм материального и процессуального права.

Резюме

Какой штраф грозит за перегруз авто? По ст. 12.21.1 КоАП РФ карается превышение весовых характеристик свыше 2%, а наиболее серьезный штраф будет назначен за перегруз более 50%. В зависимости от обстоятельств нарушения, наказание назначается водителю или предприятию-собственнику фуры. Устранить претензии сотрудников ГИБДД поможет специальное разрешение, в котором указывается предельно допустимый перегруз.

Если у вас возникли вопросы о привлечении к ответственности за перегруз грузового автомобиля либо вам нужно обжаловать штраф, обратитесь за помощью к нашим юристам. Получить консультацию вы можете по телефонам, указанным на сайте, либо через форму обратной связи.

ВНИМАНИЕ! В связи с последними изменениями в законодательстве, информация в статье могла устареть! Наш юрист бесплатно Вас проконсультирует - напишите в форме ниже.

Уважаемые покупатели и продавцы нерудных материалов!

24 июля 2015 г. вступил в силу Федеральный закон от 13.07.2015 № 248-ФЗ, который внес существенные изменения в статью 12.21.1 Кодекса об административных правонарушениях РФ, устанавливающую ответственность за нарушение правил перевозки тяжеловесных грузов (в т.ч. нерудных материалов).

Что изменилось в перевозках песка и щебня и какие нормы действуют в 2018 году?

Теперь ответственность за правонарушения, связанные с перегрузом ТС, распространяется не только на перевозчика, но также и на грузоотправителя.

Раньше за последствия перегруза отвечал только один участник доставки нерудных материалов - перевозчик. Грузоотправитель, который нанимал перевозчика для доставки, мог даже и не знать, с какими рисками сталкивается транспортная компания при перевозке нерудных материалов.

После вступления в силу вышеупомянутого закона ситуация кардинально изменилась. Теперь при перевозке песка и щебня рискуют не только перевозчики. Риски несут грузоотправители, а также карьеры (перевалки), которые осуществляют погрузку этих материалов в автотранспорт.

В таблице ниже представлены наиболее важные изменения ст. 12.21.1 КоАП РФ.

Нормы законодательства Было до 24 июля 2015 года Действует в 2018 году
Возникновение ответственности на этапе загрузки автомобиля Ранее такая ответственность в законе отдельно не прописывалась. Если юридическое лицо (ИП), осуществляющее погрузку автомобиля, допустило превышение допустимой величины полной массы или нагрузки на ось автомобиля, такому лицу грозит штраф:
- для юридического лица - 250-400 тыс. руб.;
- для ИП - 80-100 тыс. руб.
Ответственность грузоотправителей Ответственность грузоотправителя могла наступить только в случае, когда грузоотправитель указывал в документах недостоверные сведения о весе груза (занижал вес).
Например, если на посту останавливали самосвал, в котором фактический вес груза 45 т, а в накладной было указано 20 т, тогда помимо перевозчика штраф грозил и грузоотправителю.
Если в накладной грузоотправитель указывал вес 45 т, тогда штраф платил только перевозчик.
Добавлена ответственность грузоотправителя за неуказание в накладной номера, даты и срока разрешения на перевозку тяжеловесного груза, а также маршрута перевозки этого груза.
Т.е. теперь, если грузоотправитель указывает истинный вес груза 45 т, но не указывает сведения о специальном разрешении на перевозку этого груза (если эти сведения необходимо указать) или маршрут движения этого груза, тогда грузоотправителю грозит штраф.
Ответственность водителей При возникновении перегруза по массе или осям более чем на 5% водителю грозило лишение прав в независимости от размера такого превышения (5%, 20% или более %). Водителю грозит лишение прав только при перегрузе более 20%.
Ответственность ИП Ответственность индивидуальных предпринимателей, за редким исключением, была приравнена к ответственности физических лиц. Ответственность индивидуальных предпринимателей, также за редким исключением, приравнена к ответственности юридических лиц.
Возникновение ответственности за правонарушение и штрафы Ответственность возникала при превышении веса груза или осевой нагрузки более чем на 5% от допустимой величины.
Размер штрафа не зависел от такого превышения (за превышении контрольной величины на 5% и на 50% грозил один и тот же штраф).
Снижен порог превышения допустимого веса груза или осевой нагрузки, при котором возникает ответственность, - до 2%.
При этом штраф теперь зависит от размера такого превышения (чем больше превышение - тем больше штраф).

Прописана возможность фиксации правонарушения в автоматическом режиме с помощью специальных технических средств (фото, видео). В случае фиксации такого правонарушения штраф грозит юридическому лицу (ИП) - владельцу автомобиля.

Поскольку ситуация с ответственностью за указанные правонарушения кардинально изменилась, мы решили рассказать сначала в целом, что такое перегруз, а в дальнейшем с помощью экспертов в этом направлении разобрать этот вопрос более детально.

1. ВИДЫ АВТОМОБИЛЕЙ ДЛЯ ПЕРЕВОЗКИ НЕРУДНЫХ МАТЕРИАЛОВ

Для перевозки нерудных материалов используются различные виды грузовых автомобилей.

По своему составу самосвалы подразделяются на 2 вида:
1) одиночный автомобиль ;
2) автопоезд (седельный или прицепной).

Одиночный грузовой автомобиль - это единое (неделимое) транспортное средство. Иными словами, это автомобиль без прицепа или полуприцепа.

Ниже показаны наиболее часто встречающиеся виды одиночных автомобилей - самосвалов.

Автопоезд - это два и более соединенных (сочлененных) для перевозки грузов транспортных средства.

Автопоезда подразделяются на 2 вида:
1) седельный автопоезд (в состав автопоезда входит седельный тягач и полуприцеп);
2) прицепной автопоезд (в состав автопоезда входит грузовой автомобиль и прицеп(ы)).

Ниже показаны наиболее часто встречающиеся виды самосвальных автопоездов.

Грузовые автомобили (как одиночные, так и автопоезда) могут иметь одиночные оси и сближенные оси (сдвоенные, строенные и др.).

Одиночные оси автомобиля расположены друг от друга на расстоянии не менее 2.5 м.
Сближенные оси находятся на более близком расстоянии и могут объединяться по 2, 3, 4 или даже более осей, образуя так называемую "тележку".

Необходимо еще рассказать о видах автомобильных колес.
Двускатные колеса - колеса, у которых на один диск одновременно устанавливается 2 шины. Диск, соответственно, имеет другие размеры по сравнению с диском для односкатных колес, на который устанавливается только одна шина.
Двускатные колеса устанавливаются, как правило, на задние оси грузовых автомобилей и седельный тягачей, а также на полуприцепы.

Ниже показаны оси с односкатными и двускатными колесами.

2. ПОЛНАЯ И ДОПУСТИМАЯ МАССА ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА

Теперь дадим определение величине полная масса ТС , которая чаще всего используется при перевозке тяжеловесных грузов и дает первоначальную оценку риска перегруза автомобиля.
Полная масса ТС - это масса груза вместе с массой автомобиля, в котором этот груз перевозится.

Рассмотрим пример №1 .

Имеется седельный автопоезд в составе которого:
- седельный 3-х осный тягач массой 9 т;
- самосвальный 3-х осный полуприцеп массой 9 т.

Масса автопоезда будет равна 18 т (9 т + 9 т).
В кузов автомобили загрузили 30 м3 карьерного песка весом 45 т.
Получаем полную массу ТС - 63 т (18 т + 45 т).


Допустимая масса ТС - это максимально допустимая величина полной массы автомобиля.

Допустимая масса ТС зависит как от вида грузового автомобиля, так и от количества установленных осей.

Значения допустимой массы ТС установлены Постановлением Правительства РФ от 15.04.2011 г. №272 "Об утверждении правил перевозок грузов автомобильным транспортом" и представлены в таблице ниже:

Таким образом, если полная масса ТС превышает допустимую массу ТС, возникает перегруз.

Обратимся снова к нашему примеру 1. Наш автопоезд имеет 6 осей (3 оси у тягача и 3 оси у п/прицепа). Получаем из таблицы значение допустимой массы - 44 т. Полная масса нашего автопоезда - 63 т, что значительно превышает допустимое значение (перегруз по массе - 19 т (43%)! ).


3. НАГРУЗКА НА ОСЬ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА

Другой не менее важный контрольный показатель - это .
- это нагрузка, передаваемая на дорожную поверхность колесами одной оси автомобиля.

Полная масса ТС и нагрузка на ось связаны между собой простым соотношением:

Полная масса ТС = нагрузка на ось 1 + нагрузка на ось 2 + .. + нагрузка на ось N

Рассмотрим пример №2 .

Поставим на статические весы 2-х осный седельный тягач массой 9 т (на задней оси установлены двускатные колеса).

Нагрузка на переднюю ось значительно превышает нагрузку на заднюю ось. Это вызвано тем, что центр тяжести тягача сильно смещен к его передней части, т.к. в ней расположены наиболее тяжелые элементы автомобиля: силовой агрегат и кабина.

Масса тягача равна сумме нагрузок на переднюю и заднюю оси.

Теперь зацепим к тягачу пустой 3-х осный самосвальный полуприцеп такой же массой 9 т.

Масса автопоезда равна 18 т (9 т + 9 т). Эта масса также равна сумме нагрузок по всем осям автопоезда.
Как теперь изменились нагрузки на оси тягача? Зацепленный полуприцеп "давит" на седло тягача с усилием 1.8 т, поэтому сумма нагрузок по всем осям тягача увеличилась на 1.8 т и составила 10.8 т (9 т + 1.8 т). Как видно из примера, основная часть усилия, приложенного полуприцепом на седло тягача, перешла на заднюю ось тягача.

Нагрузка на заднюю тележку полуприцепа составляет 7.2 т. Ее можно посчитать 2-мя способами:
1) сложить нагрузки по всем осям задней тележки полуприцепа (2.5 т + 2.6 т + 2.1 т);
2) из массы полуприцепа вычесть нагрузку, которая передается на седло тягача (9 т - 1.8 т).

Загрузим этот автопоезд карьерным песком объемом 30 м3 весом 45 т и снова поставим его на весы.

Теперь полуприцеп передает на седло тягача вес 16.8 т и максимальная нагрузка в данном случае приходится на заднюю ось тягача.
Для груза такой массы более подходящим был бы 3-х осный тягач (со сдвоенной осью сзади). Тогда нагрузка на каждую ось задней тележки тягача уменьшилась бы в приблизительно в 2 раза и составила бы около 8 т.

Допустимые значения массы и осевой нагрузки ТС установлены Постановлением Правительства РФ от 15.04.2011 г. №272 "Об утверждении правил перевозок грузов автомобильным транспортом".

Ознакомимся с допустимыми осевыми нагрузками. Они зависят как от вида оси автомобиля, так и от вида установленных на ней колес.

Допустимые осевые нагрузки транспортного средства установлены также Постановлением Правительства РФ от 15.04.2011 г. №272 "Об утверждении правил перевозок грузов автомобильным транспортом" и представлены в таблице ниже:

Вид колес,
установленных
на оси ТС
Вид оси Расстояние между осями
Для автодорог,
рассчитанных на нагрузку
6 т/ось
Для автодорог,
рассчитанных на нагрузку
10 т/ось
Для автодорог,
рассчитанных на нагрузку
11.5 т/ось

одиночная ось
от 2.5 м 5.5 т/ось 9 т/ось 10.5 т/ось

сдвоенная ось
до 1 м 8 т/тележку 10 т/тележку 11.5 т/тележку
1 - 1.3 м 9 т/тележку 13 т/тележку 14 т/тележку
1.3 - 1.8 м 10 т/тележку 15 т/тележку 17 т/тележку
1.8 - 2.5 м 11 т/тележку 17 т/тележку 18 т/тележку


строенная ось
до 1 м 11 т/тележку 15 т/тележку 17 т/тележку
1 - 1.3 м 12 т/тележку 18 т/тележку 20 т/тележку
1.3 - 1.8 м 13.5 т/тележку 21(22.5*) т/тележку
23.5 т/тележку
1.8 - 2.5 м 15 т/тележку 22 т/тележку 25 т/тележку


4 и более
сближенных осей
до 1 м 3.5 т/ось 5 т/ось 5.5 т/ось
1 - 1.3 м 4 т/ось 6 т/ось 6.5 т/ось
1.3 - 1.8 м 4.5 т/ось 6.5 т/ось 7.5 т/ось
1.8 - 2.5 м 5 т/ось 7 т/ось 8.5 т/ось
Двускатные колеса
одиночная ось
от 2.5 м 6 т/ось 10 т/ось 11.5 т/ось

сдвоенная ось
до 1 м 9 т/тележку 11 т/тележку 12.5 т/тележку
1 - 1.3 м 10 т/тележку 14 т/тележку 16 т/тележку
1.3 - 1.8 м 11 т/тележку 16 т/тележку 18 т/тележку
1.8 - 2.5 м 12 т/тележку 18 т/тележку 20 т/тележку


строенная ось
до 1 м 12 т/тележку 16.5 т/тележку 18 т/тележку
1 - 1.3 м 13 т/тележку 19.5 т/тележку 21 т/тележку
1.3 - 1.8 м 15 т/тележку 22.5 т/тележку 24 т/тележку
1.8 - 2.5 м 16 т/тележку 23 т/тележку 26 т/тележку


4 и более
сближенных осей
до 1 м 4 т/ось 5.5 т/ось 6 т/ось
1 - 1.3 м 4.5 т/ось 6.5 т/ось 7 т/ось
1.3 - 1.8 м 5 т/ось 7 т/ось 8 т/ось
1.8 - 2.5 м 5.5 т/ось 7.5 т/ось 9 т/ось
(*) Для транспортных средств, оборудованными пневматической или эквивалентной ей подвеской.

Обратимся к примеру 2.
Предположим, что на переднюю ось тягача установлены односкатные колеса, а на заднюю ось тягача и на все оси полуприцепа - двускатные колеса. Расстояние между осями полуприцепа составляет 1.31 м.
Допустим также, что маршрут нашего автопоезда проходит по федеральной трассе М1.
Получаем следующую таблицу нормативных и фактических значений нагрузок на оси автопоезда:

Вид показателя Передняя ось
тягача
Задняя ось
тягача
1-я ось
полуприцепа
2-я ось
полуприцепа
3-я ось
полуприцепа
Нагрузка на ось
(нормативное значение)
10.5 т 11.5 т 8.0 т 8.0 т 8.0 т
Нагрузка на ось
(фактическое значение)
8.3 т 17.5 т 12.7 т 12.8 т 11.7 т
Перегруз по осям - 6.0 т
(52%)
4.7 т
(59%)
4.8 т
(60%)
3.7 т
(46%)

Нормативное значение нагрузки на каждую ось полуприцепа получается путем деления нагрузки на тележку, указанной в таблице допустимых осевых нагрузок (24 т), на 3 (количество осей в тележке).
Из таблицы видно, что у автопоезда перегруз по всем осям, кроме передней оси тягача. Есть также перегруз по массе - 23 т (58%).


Получаем новые нормативные и фактические данные нагрузок на оси автопоезда:

Вид показателя Передняя ось
тягача
1-я задняя ось
тягача
2-я задняя ось
тягача
1-я ось
полуприцепа
2-я ось
полуприцепа
3-я ось
полуприцепа
4-я ось
полуприцепа
Нагрузка на ось
(нормативное значение)
10.5 т 9.0 т 9.0 т 8.0 т 8.0 т 8.0 т 8.0 т
Нагрузка на ось
(фактическое значение)
8.3 т 9.0 т 8.5 9.3 т 9.4 т 9.5 т 9.0 т
Перегруз по осям - -
-
1.3 т
(16%)
1.4 т
(18%)
1.5 т
(19%)
1.0 т
(13%)

Нормативное значение нагрузки на каждую заднюю ось тягача получается путем деления нагрузки на заднюю тележку, указанной в таблице (18 т), на 2 (количество осей в тележке). Нормативное значение нагрузки на каждую ось полуприцепа - 8 т.
Как видим из таблицы, перегруз по осям полуприцепа значительно уменьшился, а у тягача перегруза по осям не стало совсем.

Если бы мы решили полностью избавиться от перегруза по осям (например, высыпали бы из кузова 10 т песка), все равно бы остался перегруз по массе 9 т (9 т + 9 т + 45 т - 10 т - 44 т) или 9%.


4. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА ПЕРЕГРУЗ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА

Существуют 3 группы "ограничителей" при перевозках нерудных материалов по автомобильным дорогам:
1) Правила перевозок грузов автомобильным транспортом - основной документ, регламентирующий допустимую массу и допустимые осевые нагрузки, которые были нами рассмотрены ранее:
2) решения о временном ограничении движения транспортных средств по автомобильным дорогам , принимаемые местными органами власти в период весеннего закрытия дорог;
3) запрещающие дорожные знаки 3.11 "Ограничение массы" и (или) 3.12 "Ограничение массы, приходящейся на ось транспортного средства".

Ответственность за перегруз транспортного средства устанавливается ст. 12.21.1 КоАП РФ:

Участник поставки нерудных материалов ПРЕВЫШЕНИЕ ПОЛНОЙ МАССЫ АВТОМОБИЛЯ ИЛИ НАГРУЗКИ НА ОСЬ
НАД ДОПУСТИМЫМ ЗНАЧЕНИЕМ ПОЛНОЙ МАССЫ ИЛИ НАГРУЗКИ НА ОСЬ
(без наличия специального разрешения)
НАД ЗНАЧЕНИЕМ ПОЛНОЙ МАССЫ ИЛИ НАГРУЗКИ НА ОСЬ,
УКАЗАННЫМ В РАЗРЕШЕНИИ
(при наличии специального разрешения)
более 2%
и до 10%
более 10%
и до 20%
более 20%
и до 50%
более 50% более 2%
и до 10%
более 10%
и до 20%
более 20%
и до 50%
более 50%
Водитель Штраф 1-1.5 тыс. руб. Штраф 3-4 тыс.руб. Штраф 5-10 тыс. руб. или лишение прав на 2-4 мес. Штраф 1-1.5 тыс. руб. Штраф 3-3.5 тыс. руб. Штраф 4-5 тыс. руб. или лишение прав на 2-3 мес. Штраф 7-10 тыс. руб. или лишение прав на 4-6 мес.
Должностное лицо, ответственное за перевозку Штраф 10-15 тыс. руб. Штраф 25-30 тыс.руб. Штраф 35-40 тыс. руб. Штраф 45-50 тыс. руб. Штраф 10-15 тыс. руб. Штраф 20-25 тыс. руб. Штраф 30-40 тыс. руб. Штраф 45-50 тыс. руб.
Транспортная компания
(юридическое лицо или ИП)
Штраф 100-150 тыс. руб. Штраф 250-300 тыс.руб. Штраф 350-400 тыс. руб. Штраф 400-500 тыс. руб. Штраф 100-150 тыс. руб. Штраф 200-250 тыс. руб. Штраф 300-400 тыс. руб. Штраф 400-500 тыс. руб.
Собственник транспортного средства
(юридическое лицо или ИП) в случае автоматической фиксации правонарушения средствами фотозаписи (видеозаписи)
Штраф 150 тыс. руб. Штраф 300 тыс.руб. Штраф 400 тыс. руб. Штраф 500 тыс. руб. Штраф 150 тыс. руб. Штраф 250 тыс. руб. Штраф 400 тыс. руб. Штраф 500 тыс. руб.
Грузоотправитель (физическое лицо) в случае занижения веса груза либо неуказания в ТТН номера, даты и срока действия спец. разрешения, маршрута движения Штраф 1.5-2 тыс. руб. Штраф 1.5-2 тыс. руб.
Штраф 5 тыс. руб. Штраф 5 тыс. руб.
Штраф 1.5-2 тыс. руб.
Штраф 1.5-2 тыс. руб.
Штраф 5 тыс. руб.
Штраф 5 тыс. руб.
Грузоотправитель (должностное лицо) в случае искажения веса груза либо неуказания в ТТН номера, даты и срока действия спец. разрешения, маршрута движения Штраф 15-20 тыс. руб. Штраф 15-20 тыс. руб.
Штраф 25-35 тыс. руб. Штраф 25-35 тыс. руб.
Штраф 15-20 тыс. руб.
Штраф 15-20 тыс. руб.
Штраф 25-35 тыс. руб.
Штраф 25-35 тыс. руб.
Грузоотправитель (юридическое лицо или ИП) в случае искажения веса груза либо неуказания в ТТН номера, даты и срока действия спец. разрешения, маршрута движения Штраф 200-300 тыс. руб. Штраф 200-300 тыс. руб.
Штраф 350-400 тыс. руб. Штраф 350-400 тыс. руб.
Штраф 200-300 тыс. руб.
Штраф 200-300 тыс. руб.
Штраф 350-400 тыс. руб.
Штраф 350-400 тыс. руб.
Юридическое лицо, осуществляющее погрузку материалов в автомобиль Штраф 250-400 тыс. руб. Штраф 250-400 тыс. руб.
Штраф 250-400 тыс. руб.
Штраф 250-400 тыс. руб.
Штраф 250-400 тыс. руб.
Штраф 250-400 тыс. руб.
Штраф 250-400 тыс. руб.
Штраф 250-400 тыс. руб.
ИП, осуществляющее погрузку материалов в автомобиль Штраф 80-100 тыс. руб. Штраф 80-100 тыс. руб.
Штраф 80-100 тыс. руб.
Штраф 80-100 тыс. руб.
Штраф 80-100 тыс. руб.
Штраф 80-100 тыс. руб.
Штраф 80-100 тыс. руб.
Штраф 80-100 тыс. руб.

5. КАЛЬКУЛЯТОР ПЕРЕГРУЗА АВТОМОБИЛЯ ПО ОСЯМ И МАССЕ

Стремление получить максимальную выгоду за рейс частенько толкает водителя или владельцев авто на перегрузку машины. Мы расскажем, когда можно говорить о ней, нормах закона в этой сфере, полномочиях сотрудников ГИБДД, ответственности водителей и юридических лиц, правильном оформлении документации на груз.

○ Что такое перегруз по закону, кто и как его проверяет?

Дороги – одна из болевых точек нашей страны. Они разрушаются по многим причинам, начиная с нарушения технологии укладки заканчивая погодными явлениями. Свою лепту вносит и большегрузный транспорт. В стремлении максимально сэкономить на доставке грузополучатель заведомо занижает массу груза, а перевозчик перегружает машину. В результате дорожное покрытие страдает больше чем можно себе представить.

Перегруз определяется массой авто, которая создает нагрузку дорожному полотну колесами оси. Масса автомобиля складывается из нагрузок на переднюю и задние оси. Конечно, задняя ось получить большую нагрузку из – за расположения груза.

Перегруз не только вредит дорожному полотну, но и опасен для самого водителя. Даже будучи хорошо закрепленным он увеличивает, и без того значительный у грузовых авто, тормозной путь, крен автомобиля в поворотах и пр.. Незакрепленный груз опасен в двойне, так как снижает устойчивость, может способствовать заносу и перевороту машины.

Когда можно говорить о перегрузе? Когда нарушен п.23.1 ПДД:

  • «Масса перевозимого груза и распределение нагрузки по осям не должны превышать величин, установленных предприятием-изготовителем для данного транспортного средства.»

В случае, когда не соблюдаются ограничения установленные знаком 3.12, указывающие предельно допустимую нагрузку на ось. Если ваше авто нее превышает этот участок лучше объехать.

Груз не должен ограничивать обзор водителя или световые приборы, быть хорошо закреплен и не снижать устойчивость машины на дороге. Важно учитывать не только вес, но и объем груза.

Кроме того, для перевозки некоторых опасных или крупногабаритных грузов необходимо специальное разрешение.

Обычно речь идет о перегрузке грузовых авто, но и легковые машины имеют предел выносливости.

Не стоит перегружать седан до состояния касания бампером асфальта, или переполнять пассажирами. Конечно, КоАП не говорит о перегрузке в отношении легкового авто, но в нем есть масса других подходящих случаю статей, например количество пассажиров больше нормы.

Инспектор ГИБДД не может определить массу машины в любом месте трассы на глаз. Для этого есть специально оборудованные контрольные пункты.

Сразу отметим, что контролируется не просто масса авто, а нагрузка на каждую ось.

Есть два способа измерения:

Статический – предполагает полную останову машины, а уже затем фиксацию нагрузки.

Динамический - взвешивание в движении на скорости, не превышающей 5 км/ч. Такие посты часто можно встретить на въезде в регион или город.

○ Штрафы и наказания за перегруз:

За любое правонарушение предполагается наказание. После изменений 2015 года штрафов за перегруз стало значительно больше в зависимости от того, кто допустил правонарушение и какое оно.

✔ Для физических лиц.

Штрафы, предусмотренные ст. 12.21.1 КоАП можно разделить на две условные группы:

За нарушение правил перевозки грузов со специальным разрешением и без него.

Разрешение может быть у самого грузоотправителя или оформлять через интернет. Попытка проехать без него, встанет водителю 5000 – 10000р , возможно лишение прав на 2 – 4 месяца .

Допустимый перегруз по этой статье не более 5 %. Превышение этого показателя обойдется работнику в 1500 – 2000 р.

Не важно насколько короче путь по прямой, чем в объезд. Если на дороге стоит знак 3.12 и ваша машине не вписывается в рамки указанных ограничений и нет специального разрешения на проезд, то лучше его объехать. Иначе будьте готовы заплатить штраф в 5000 р .

по ч.11 ст. 12.21.1 КоАП РФ:

  • «Несоблюдение требований, предписанных дорожными знаками, запрещающими движение транспортных средств, общая фактическая масса которых либо нагрузка на ось которых превышает указанные на дорожном знаке, если движение таких транспортных средств осуществляется без специального разрешения, влечет наложение административного штрафа в размере пяти тысяч рублей.»

Если перегруз окажется слишком значителен, инспектор ГИБДД может запретить дальнейшие движение, в таком случае машину ждет штрафстоянка.

✔ Для юридических лиц.

Ответственность для индивидуальных предпринимателей и юридических лиц за такие правонарушения значительно выше, чем для самого водителя. Более того, теперь отвечать будет не только грузоперевозчик, иногда ответственно ляжет и на отправителя. Предприниматели, ведущие свою деятельность без регистрации юр. лица будут отвечать наравне с полноценными юр. лицами. Примечание к статье 12.21.1 КоАП РФ:

  • «За административные правонарушения, предусмотренные настоящей статьей, лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, несут административную ответственность как юридические лица.»

В зависимости от степени перегруза размер штрафа варьируется от 250 до 400 тысяч рублей. Безусловно размер значителен, это сделано с единственной целью – превратить перегрузку авто в неприбыльное занятие, потери должны стать больше прибыли. Ч. 10 ст. 12.21.1 КоАП РФ:

  • «Превышение допустимой массы транспортного средства и (или) допустимой нагрузки на ось транспортного средства, либо массы транспортного средства и (или) нагрузки на ось транспортного средства, указанных в специальном разрешении, либо допустимых габаритов транспортного средства, либо габаритов, указанных в специальном разрешении, юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями, осуществившими погрузку груза в транспортное средство, влечет наложение административного штрафа на индивидуальных предпринимателей в размере от восьмидесяти тысяч до ста тысяч рублей; на юридических лиц - от двухсот пятидесяти тысяч до четырехсот тысяч рублей.»