Тарифы и субсидии для водителей яндекс такси. Как обманывают водителей в Яндекс.Такси Почему яндекс доплачивает таксистам

Олег Чанчиков из петербургской компании «Доступный город» - партнёра крупных такси-сервисов - рассказал сайт о способах фрода, которые могут применять таксисты, и объяснил, как пассажирам их избежать.

В закладки

Олег Чанчиков

Привет, я Олег, и иногда я рассказываю о том, как устроено такси изнутри. Вот писали про девушку, пытавшуюся обмануть Uber. Сегодня я расскажу о том, как и кого еще фродят таксисты.

Моя компания придумывает и реализует интеграционные решения для водителей такси - от аренды автомобилей до финансовых инструментов для выплаты денег за безналичные заказы. Мы находимся между провайдерами заказов и водителями такси. Это на наш счет приходят деньги от Uber, и это мы выплачиваем их дальше - тому, кто вас везет.

Один из продуктов нашей компании - моментальные выплаты. Мы умеем выплачивать деньги водителям сразу после выполнения заказа - при том, что деньги от провайдеров приходят с задержкой от трех дней до месяца. Любая попытка обмана со стороны водителя - наш риск не получить деньги от провайдера. Так появился проект «Антифрод», который нужен нам, чтобы быстрее провайдеров узнавать о том, как еще водитель такси может обмануть пассажира или провайдера.

Что-то мы рассказываем провайдерам - когда фрод угрожает нашему бизнесу. Что-то не рассказываем совсем - когда дырка очевидна всем (и самому провайдеру в том числе). С чем-то работаем самостоятельно и не выносим сор из избы - как правило, с новичками, решившими, что уж их-то точно никто не заметит.

Жизнь богаче фантазии и то, с каким фродом мы столкнемся завтра, наверняка удивит нас еще больше, чем эта статья.

Как любой нормальный человек, водитель хочет денег. Не всегда больше, но всегда - легче. Ему не важно, кто именно эти деньги заплатит - пассажир или провайдер. Главное, чтобы никто не заметил и все остались довольны.

1. Дублер

«Яндекс.Таксометр» (софт для водителей «Яндекс.Такси») позволяет водителю, помимо заказов самого провайдера, работать с заказами «от борта» - пойманными на улице. Водитель может создать для таких заказов любой тариф, который его устроит.

В начале поездки по такому тарифу софт произнесет ровно те же слова, что и при заказе от «Яндекс.Такси»: «Добро пожаловать. В целях безопасности просим вас пристегнуться». И интерфейс ничем не будет отличаться от того, который и вы, и водитель видите, когда едете по заказу от «Яндекс.Такси».

Алгоритм обмана вас не слишком сложный:

  • Водителю на устройство А поступает заказ «Яндекс.Такси». Он его принимает, подает автомобиль и ставит статус «На месте».
  • Пока вы выходите, водитель включает таксометр «от борта» на дублирующем устройстве Б с фейковым тарифом. Устройство Б находится на самом видном месте автомобиля - так, чтобы вы всегда видели, сколько именно стоит ваша поездка, это важно.
  • Вы садитесь в автомобиль. Водитель незаметно ставит статус «В пути» на устройстве А и убирает его в карман. Вам приходит SMS о начале поездки.
  • Водитель ставит статус «В пути» на устройстве Б. Магия начинается.

Этот способ безопасно использовать, если разница в финальной стоимости поездки не будет превышать 50% от оригинальной - ее все еще можно обосновать пробками, маршрутом и ошибками «Яндекса».

На ваш аргумент «А вот у меня в приложении другая сумма написана» ответят, что в приложении указана примерная стоимость поездки (это не так), а в реальности были пробки, навигатор повел иначе и вообще «Яндекс» считает поездку по прямой от точки А в точку Б, а машина ездит по дорогам (и это тоже не так). В реальности «Яндекс.Такси» по завершении поездки показывает вам точную стоимость этой поездки.

Вы расплачиваетесь, выходите из машины, и у водителя начинается следующий этап магии: надо сделать так, чтобы суммы на устройствах А и Б совпали. Это нужно для того, чтобы ваше приложение показало вам ту же стоимость поездки, что и сумма, которую вы в реальности заплатили.

Это делается так:

  • Водитель не заканчивает поездку сразу, а проезжает еще несколько километров, добиваясь идентичности сумм на устройствах А и Б.
  • Водитель может никуда не уезжать вообще, а просто постоять минут 30 около конечной точки маршрута, не закрывая заказ. Минута ожидания стоит недорого, но зато не надо никуда гонять машину.
  • Водитель всегда может добавить дополнительные услуги - вы этого не увидите. Так вы становитесь владельцем животного или багажа в салоне.

Самый крутой случай из нашей практики - пассажир ехал из Пулково на Московский вокзал и трижды проехал через Кронштадт. Поездка по КАД через Кронштадт по желанию клиента - платная услуга в «Яндекс.Такси», она стоит 400 рублей.

Удивительно, но этот способ работал почти без сбоев. Ключевая задача водителя - сделать так, чтобы пассажир был доволен поездкой настолько, чтобы ему не хотелось разбираться, почему суммы разнятся настолько сильно. Я уже писал о том, что среди водителей такси невероятно высокая доля людей с судимостью за мошенничество: с даром убеждения у коллег все тоже неплохо.

2. Подмена таксометра

Провайдеры, безусловно, хотят, чтобы водители не фродили пассажиров. Каждая новая версия софта для водителей оставляет все меньше и меньше дырок. Но голь на выдумку хитра. В этот способ фрода довольно сложно поверить: настолько он абсурден. Однако я делал это своими руками, и это работало.

Осенью 2015 года «Яндекс.Такси» обновило «Таксометр» с версии 6.37 до версии 6.39, в которой не было функции платного ожидания пассажира (как использовать для фрода - смотрите выше). При выходе обновления старая версия, естественно, перестает работать.

Я совсем не разработчик. Я совсем не понимаю, как устроены мобильные приложения. Однако даже у меня получилось выдернуть из интернета.apk-файл «Таксометра» версии 6.37, разобрать его первым подвернувшимся под руку декомпилятором (или как это правильно называется), поменять номер версии и сборки на 6.39 и собрать обратно.

Вы уже догадались, да, что фейковая сборка заработала, сохранив функциональность оригинальной? Сейчас это, впрочем, уже не работает: «Яндекс» научился бороться с подобным фродом.

3. Другой пассажир

Представьте: вы вызвали автомобиль с оплатой поездки пластиковой картой. И почему-то не вышли вовремя: передумали, уехали на другой машине, задержались в душе. И не отменили заказ - так часто бывает, потому что вы считаете, что это проблема водителя.

Водитель подает автомобиль, ждет пассажира и честно едет из точки А в точку Б, которую вы заботливо указали, когда заказывали машину. Затем водитель закрывает заказ, и с вашей карты списывается стоимость поездки.

Вы, естественно, получаете SMS от банка и пишете провайдеру, что никуда не ездили. А водитель говорит: «Вышел человек, сел в машину. Я его спросил: "В аэропорт" (ну, допустим)? Он сказал: "В аэропорт". Откуда мне знать, что это не тот пассажир?».

Доказать правоту или, наоборот, фрод невозможно - что со стороны водителя, что со стороны пассажира (вам же тоже никто не мешает так фродить). Обычно провайдеры встают на сторону пассажира, возвращают деньги, а водителя блокируют. А наша задача - разобраться с тем, что произошло на самом деле. Фрод по отношению к пассажиру автоматически снижает рейтинг водителя в нашем антифроде, потому что в следующий раз на деньги можем влететь и мы.

4. Подменная координата

Это один из тех фродов, в которые мы не вмешиваемся совсем. Во-первых, они не ведут к прямым финансовым потерям ни с какой стороны. Во-вторых, мы считаем технические дырки провайдеров недоработкой и уверены, что на стороне любого оператора из «большой тройки» больше одного человека отвечает за отсутствие таких дырок.

Чаще всего этот способ используется около вокзалов и аэропортов - там, где парковка платная, заказы есть почти всегда, и их цена сильно выше средней.

Алгоритмы распределения заказов у провайдеров учитывают расстояние от автомобиля до точки подачи и время, необходимое для подачи (факторов в действительности значительно больше). Следовательно, чтобы с большей вероятностью получить заказ как можно быстрее, нужно оказаться как можно ближе к точке подачи.

Водители используют Fake GPS - софт, который подменяет координаты вашего устройства. Вы с его помощью можете, например, свайпить в Tinder в Нью-Йорке без премиум-аккаунта, а таксисты паркуют автомобили на первой линии зоны прилета или на взлетно-посадочной полосе аэропорта.

Выделяются на фоне этого относительно безобидного фрода те, кто нашел и использует Mock Location. Этот софт позволяет достаточно правдоподобно имитировать движение автомобиля по дороге: он будто бы останавливается на светофорах, снижает скорость на поворотах и может выдерживать среднюю скорость на маршруте из точки А в точку Б.

Схема фрода ничем не отличается от фрода с поездками по картам, кроме того что автомобиль не трогается с места совсем.

5. Пустая карта

Провайдеры списывают деньги с вашей карты либо несколькими небольшими частями, либо одним платежом после окончания поездки. Для пассажира это способ обмануть провайдера: некоторые из них оплачивают поездку водителю, даже если не смогли списать деньги с карты пассажира.

Этот же способ работает и для водителей. Главное - создать историю использования карты пассажиром и фродить того провайдера, который точно заплатит.

6. Докат

Вы же наверняка пользовались промокодами на такси? Провайдеры сжигают безумные миллионы денег на привлечение новых пассажиров и удержание старых.

Как правило, один пассажир может использовать один промо-код один раз. То есть даже если у вас промо-код на 500 рублей, а поездка - на 200, вы не сможете использовать оставшиеся 300 рублей. А водитель сможет. Ему для этого достаточно просто не закрывать заказ - либо не предупреждая пассажира (в этом случае есть риск получить плохую оценку), либо просто спросить: «Можно я промокод на максимум закрою?». Пассажиры редко отказывают: чужие деньги мало кто считает.

7. Самокат

Мало кто из пассажиров знает, что все провайдеры доплачивают водителям за существенную часть поездок - ту, где пассажир платит меньше суммы, за которую водители готовы выполнять заказы провайдеров.

Например, в Петербурге у Gett минимальная стоимость поездки для пассажира - 50 рублей, а для водителя - 220; у «Яндекса» - 50 и 130 рублей, у Uber - 50 и 99 рублей, соответственно.

Технически в биллинге доплата мало чем отличается от безналичного заказа: она так же поступает на баланс водителя. А дальше дело везения: как быстро провайдер или партнер поймают водителя на фроде. Если партнер выплатил водителю эти деньги, а провайдер признал поездку фродовой и не оплатил ее, деньги теряет партнер.

Прошлой весной мы потеряли на таком мошенничестве около 60 тысяч рублей за две недели. Самой увлекательной из историй про резко выросшее количество коротких заказов была вот такая (от первого лица):

Стою я на отстое. Подходит бабулька из соседнего дома. Ей дети подарили смартфон и поставили туда «Яндекс.Такси», чтобы она из магазина сумки не таскала, а на машине ездила. А как пользоваться, не объяснили. Вот она приходит ко мне и просит помочь. Я ей показываю, заказ делаю, а он мне прилетает. Ну, я и везу: магазин в соседнем доме. И бабулек таких в нашем районе - пруд пруди. Все узнали, как за копейки на такси можно ездить.

Я, признаться, попробовал представить себе таксиста-отстойщика (это те, у которых посадка в машину начинается от 300 рублей), к которому массово ходят бабушки и который, вместо того чтобы бабушек радостно окучивать, помогает им разобраться с ненавистным этому таксисту «Яндексом», а потом еще и везет этих бабушек. Мыши плакали, кололись, но продолжали жрать кактус.

Особняком стоят водители, которые сами создают короткий заказ на одном устройстве и дожидаются, когда он достанется им на втором устройстве.

У нас работал водитель, который через наши моментальные выплаты так получал деньги на сигареты: ловил заказ, выходил из дома, проходил пешком вокруг квартала, закрывал заказ на 70 рублей, в течение пяти минут получал оплату и оплачивал картой сигареты в соседнем магазине. Круче него, наверное, был только водитель из Краснодара, который даже не выходил из дома.

8. Много SIM-карт

Основной идентификатор вас как пассажира - номер вашего телефона. Именно на него в первую очередь смотрят любые антифрод-алгоритмы. Только после этого идут IMEI устройства, GPS-координаты и все остальное.

Чтобы начать пользоваться приложением, надо получить SMS. Я не настоящий таксист, но у меня есть около 10 SIM-карт, зарегистрированных на меня, и еще столько же - на Санта Клауса. Ну и, конечно, всем нам помогут сервисы аренды номеров.

Коллега из Казани могла не просить пассажира заказать ее еще и по Uber, а сделать это самой. Как правило, алгоритм выполнения заказа позволяет потратить на это пару минут. За исключением случая, когда конечная точка маршрута неизвестна.

Когда провайдер доплачивает за заказ при условии выполнения Х заказов в день, у таксистов включается профессиональная солидарность: сегодня ты закажешь меня, потому что у меня не хватает двух заказов до нормы, а завтра - я тебя.

9. Закрыть заказ раньше

Провайдер и партнеры живут на комиссии - проценте, который они получают с каждого выполненного заказа. Win-win-модель фрода очевидна: водитель предлагает пассажиру заплатить меньше (допустим, 250 рублей вместо 300) и закрывает заказ на как можно меньшую сумму (допустим, на 70 рублей).

В этом случае деньги недополучают провайдер и партнер. Для водителя важны стоимость, после которой ему становится невыгодно мошенничать, и оплата поездки наличными: с картой этот способ работает, только если у водителя есть mPOS-терминал.

10. Отменить заказ

Водитель подает автомобиль и звонит вам: машина ждет. После того как вы подтвердили, что скоро выйдете, водитель отменяет заказ. На ваши вопросы, скорее всего, ответят, что это баг у провайдера.

Даже если с водителя удержат комиссию за отмененный заказ, у него уже есть пассажир, готовый ехать именно с ним, и - это важно - у него больше нет цены, установленной провайдером.

Этот способ редко работает в отрыве от дублера. Справедливости ради, используется он нечасто, и такие случаи, как правило, быстро отлавливаются на стороне провайдеров.

После каждой статьи на сайт находится человек, спрашивающий «Ну и зачем это все?». Вот зачем:

  • Если вы пассажир, следите за руками. Не оставляйте пластиковые карты и экраны своих смартфонов без присмотра. Универсальный рецепт - не указывать конечную точку маршрута при заказе машины, так вас сложнее профродить.
  • Если вы водитель, не попадайтесь на глупостях. Наше отношение к фроду такое: вы делаете это на свой страх и риск. До тех пор, пока это не вредит нам, мы можем не замечать фрод, но не можем не замечать глупость.
  • Если вы провайдер, мы понимаем, что ваши цели и приоритеты впереди - там, где Элон Маск ездит на беспилотной Tesla по Марсу, но прямо здесь и сейчас и мы, и вы теряем деньги. Давайте вместе их не терять хотя бы там, где можем?
  • Если вы партнер провайдера, приходите к нам, мы хотим научиться продавать свой антифрод, и у вас есть шанс попользоваться им бесплатно или очень дешево - пока мы будем на вас тестировать модель монетизации.
  • Если вы инвестор, приходите, у нас открыта вакансия денег. Того, что делаем мы, не делает ни один другой партнер и ни один провайдер.

Ключевое сообщение каждого из моих рассказов про такси, конечно, другое. Локомотивы-провайдеры тянут этот рынок в будущее. Чем лучше мы (или любой другой партнер) понимает это будущее, провайдеров и сам рынок, тем больше у нас возможностей оказаться в будущем теми, без кого оно невозможно. А дальше вы додумаете сами.

Чем больше поездок - тем больше бонус

В Воронеже продолжает действовать бонус – гарантия минимального дохода за сутки. Размер бонуса зависит от того, сколько заказов удалось выполнить с 00:00 до 23:59, а начисления отобразятся в Таксометре на следующий день.

Как это работает?

За сутки работы доход от заказов (до вычета комиссии) составит не меньше гарантированной суммы – даже если по факту стоимость поездок оказалась ниже. А чем больше поездок вы совершаете - тем больше бонус.
Например:

вы сделали 5 поездок в сутки → гарантия дохода не менее 800₽ ,

25 поездок → не менее 5000₽ ,

Для получения бонуса ваш показатель принятых поездок должен быть не ниже 50%, а выполненных – не ниже 90%.

Расчёт бонуса для любого количества поездок:

Количество поездок Размер бонуса
1 150
2 308
3 468
4 632
5 800
6 972
7 1148
8 1328
9 1512
10 1700
11 1892
12 2088
13 2288
14 2492
15 2700
16 2912
17 3128
18 3348
19 3572
20 3800
21 4032
22 4268
23 4508
24 4752
25 5000
26 5200
27 5400
28 5600
29 5800
30 6000

Зарплата водителя Яндекс Такси зависит от многих факторов. Зная актуальные тарифы и коэффициенты, можно эффективнее планировать рабочее время и больше зарабатывать.

Тарифы для водителей

В службе такси Яндекс установлено несколько тарифов, по которым рассчитывается цена заказа.

Они зависят от:

  • класса автомобиля;
  • региона.

Компания самостоятельно относит автомобиль водителя к определенному классу, исходя из его рыночной стоимости, модели и года выпуска:

  • эконом (при стоимости 400.000 - 600.000 рублей);
  • комфорт (более 600.000);
  • комфорт+ (седаны определенных марок);
  • бизнес (автомобили Mercedes, BMW, Audi определенных моделей);
  • премиум (новый тариф, действует в Москве и Подмосковье, автомобили представительского класса от 2015 года выпуска, в отличном состоянии)
  • минивэн (транспорт, где посадочных мест 6 и более).

Наибольшим спросом пользуется «Эконом» – стоит дешевле, получает больше вызовов. Тариф нельзя сменить самостоятельно, его устанавливает сама компания Яндекс.

Итоговая стоимость зависит также от времени суток и дня недели.

Существует два варианта расчета:

  • дневной. Действует в будние дни с 8 до 21 часа;
  • ночной. Действует в будние дни с 21 до 8 часов и круглосуточно в выходные дни.

Минимальная цена поездки одинакова для любого времени - 99 рублей (пример для города Москвы). Разница в том, что на дневном тарифе в эту сумму входит 4 минуты и 2 км пути, а на ночном - 3 минуты и 2 км. Дальше поездка рассчитывается одинаково: не более 9 рублей за километр или минуту.

Если клиента придется ждать, цена этой услуги добавляется к базовой сумме за поездку. 3 минуты ожидания бесплатны (зависит от города), а за большее время полагается доплата.

Важно! Если клиенты поехали по маршруту и решили остановиться у магазина, ожидание дольше трех минут также оплачивается дополнительно.

В сервисе Яндекс Такси работают фиксированные цены для поездок в определенные точки. Это аэропорты, вокзалы, некоторые станции метро. На сайте Яндекс можно посмотреть, в каких городах есть такие маршруты. Например, в Москве трансфер из аэропорта обойдется клиенту в 300 рублей за подачу такси и 8 за минуту или километр маршрута.

Если клиент хочет получить дополнительные услуги, их придется оплатить отдельно. К таким опциям относятся:

  • предоставление ;
  • перевозка животных;
  • транспортировка крупногабаритных вещей (лыжи, велосипеды, сноуборды);
  • выезд за пределы города.

Опции указываются при оформлении заказа, чтобы водитель мог оценить свои возможности до начала поездки. Услуги «Трезвый водитель» в Яндекс нет, таксисты работают на своих автомобилях.

Комиссия с заказов

После поездки из суммы, оплаченной клиентом, вычитается комиссия. Она складывается из двух составляющих:

  • комиссия Яндекс Такси;
  • комиссия партнера.

Комиссия Яндекс Такси отображается и списывается сразу после поездки. Ее размер отличается в зависимости от региона и класса автомобиля.

Важно! Для Москвы комиссия фиксированная и составляет 18% на тарифах «Эконом», «Комфорт», «Минивэн», ; 20,47% на тарифах «Комфорт+», «Бизнес» и 16% для тарифа «Премиум». В других городах комиссия меняется в зависимости от цены заказа.

Какой процент берет партнер, зависит от политики компании. В среднем процентная ставка - 3-4% от цены поездки. Иногда таксопарки набирают водителей работать за фиксированную сумму и комиссию не берут. Бывают акции с выгодными условиями старта. Точные условия подключения уточняют у своей компании-партнера.

Повышающие коэффициенты и бонусы

Таксисты получают больше, если принимают заказы с надбавками или повышенными коэффициентами.

В каких ситуациях расценки на проезд увеличиваются:

  • час пик;
  • сложные погодные условия;
  • праздники;
  • общественные мероприятия (концерты, салюты, спортивные события).

Повышенная стоимость видна через телефон в Таксометре для водителя и в приложении для клиента. При оплате безналичным расчетом по карте стоимость такая же, как и за наличные.

Таким образом, есть два способа увеличить цену заказа:

  • надбавка;
  • повышающий коэффициент.

Надбавка фиксированная и не зависит от длительности заказа. Это бонус, который клиент заплатит в любом случае. В приложении это отражается как «+100 рублей» к цене.

Повышающий коэффициент - это цифра, на которую умножается базовая сумма. Если в приложении указан коэффициент 2, то цена заказа будет увеличена в два раза. Рассчитать новую стоимость просто. Поездка за 100 рублей с коэффициентом 2 будет стоить 200 рублей.

Важно! Увеличенная стоимость отражается на карте фиолетовыми молниями. Зоны низкого спроса - серым цветом. Больше зарабатывают таксисты, работающие в фиолетовых участках карты.

Расчет стоимости заказа для водителя складывается из класса автомобиля, тарифа, возможности предоставить особые услуги и дополнительных надбавок. Вы можете самостоятельно выбрать выгодное время для работы, условия, увеличивая свой доход.

Сохрани, чтобы не потерять ↓↓

Дважды в сутки можно выбрать, какой заказ придёт следующим: за наличные или с оплатой картой. Зайдите в раздел «Водитель» на верхней панели управления, и под списком тарифов увидите кнопку:

Способ оплаты не влияет на стоимость поездки и дополнительных услуг, размер комиссии Яндекс.Такси и распределение заказов между водителями. А если пассажир поменял способ оплаты в процессе поездки, следующий заказ мы снова будем искать по заданным вами условиям.

Выбор способа оплаты может временно отключиться - сразу подскажем, почему это произошло:

  • вы в зоне повышающего коэффициента,
  • уже использовали опцию два раза за день,
  • баланса не хватает для списания комиссии сервиса.

Подробнее обо всех способах оплаты, доступных пассажирам в сервисе Яндекс.Такси:

Чаще и охотнее всего пассажиры расплачиваются за такси наличными. Поэтому ещё перед выходом на маршрут водитель обязан позаботиться о том, чтобы иметь на руках размен купюр любого номинала.

Кажется, что наличных может не хватить?

Приехав по адресу, лучше позвонить пассажиру и уточнить, с какой суммы понадобится сдача.

Пассажир хочет сменить способ оплаты с наличных на карту?

Такое тоже возможно. Мы обязательно проверим, достаточно ли на карте средств для оплаты текущей поездки.

Чтобы получать заказы с онлайн-оплатой, никаких дополнительных программ устанавливать не нужно - достаточно работать в одном из партнерских таксопарков Яндекс.Такси. Банковская карта пассажира тут не понадобится, вводить PIN-код и расписываться в чеке тоже не придется. Для онлайн-оплаты пассажир просто привязывает карту к своему аккаунту в приложении Яндекс.Такси - и деньги списываются автоматически.

Точную сумму безналичного заказа водитель видит в тот момент, когда нажимает в Таксометре кнопку «Завершить поездку». Обычно деньги за неё поступают в течение пяти рабочих дней. Текущий баланс видно на любом экране Таксометра. Эти средства можно использовать для оплаты аренды автомобиля или комиссии таксопарку. Если вывести с баланса заработанные деньги не получается - это повод написать в службу поддержки Яндекс.Такси.

Брать с пассажира наличные за заказ с онлайн-оплатой нельзя. Уже в пути мы проверяем, достаточно ли на карте клиента средств.

Если система заподозрит неладное, то способ оплаты автоматически изменится на «наличные», а водителю и пассажиру придет уведомление от Яндекс.Такси. Только в этом случае можно и нужно рассчитываться наличными.

Для того, чтобы привлечь ещё больше новых пассажиров, Яндекс.Такси проводит акции вместе с магазинами и кинотеатрами, кафе и ресторанами - их посетители получают скидочный купон на первый заказ.

Выигрывают от таких поездок все: пассажир знакомится с удобным, быстрым и вежливым сервисом Яндекс.Такси, водитель получает полную стоимость поездки на свой баланс в Таксометре.

Но только от водителя (его внимательности, аккуратности и чуткости) зависит - сколько звезд пассажир поставит в конце поездки и захочет ли снова вызвать наше такси, уже по обычному тарифу.

Как это работает:

Чтобы воспользоваться скидкой, пассажир должен ввести в приложении персональный код ещё до того, как вызовет такси. И если он всё сделал правильно, то сразу же узнает примерную сумму поездки с учетом промокода.

Водитель видит точную сумму за минусом скидки, когда, приехав по конечному адресу, нажимает кнопку «Завершить поездку». Эту сумму пассажир и оплачивает - с банковской карты или наличными.

Если купон полностью покрыл стоимость поездки (в Таксометре горит «ноль»), то пассажир ничего не должен. Деньги за этот заказ перечислит Яндекс.Такси.

«Для водителей короткие поездки - это риски, поэтому мы берем эти риски на себя и оставляем расчет с ними по старым тарифам», - рассказал РБК сотрудник пресс-службы GetTaxi. Выбирать для себя только доходные короткие поездки таксист, работающий с GetTaxi, не может: «Водитель изначально видит только адрес, откуда нужно забрать пользователя. После того как водитель приезжает по этому адресу и сообщает, что он на месте, на его терминале появляется информация о конечной точке маршрута».

Сколько в общем количестве поездок занимают совсем короткие маршруты, GetTaxi не называет. У «Яндекс.Такси», по его собственным данным (выборка из 2 млн заказов, осуществленных за шесть месяцев), на поездки длительностью меньше 20 минут приходится только 26% запросов, на 20-30 минутные - 30%. «Наша задача - конкурировать с «бомбилами» на коротких поездках», - добавляет представитель GetTaxi.

Парки не в накладе

GetTaxi берет фиксированную комиссию с таксопарков - 15% без НДС, или около 17,7% с НДС. При этом ее можно снизить до 12% без НДС, если, например, оклеить все машины логотипами компании.

Руководитель одного из небольших таксопарков Москвы утверждает, что в прошлом месяце у него «по GetTaxi» было 60 тыс. руб. убытка. «Ясно, что нам нужно быстро менять все алгоритмы, только непонятно, как теперь вести бухгалтерию. Я вчера смотрел отчеты: там отдельно идут стоимость поездки для водителя и клиента, а также разница», - переживает он. В GetTaxi, добавляет собеседник РБК, ему сказали, что тариф «экспериментальный» и компания еще посмотрит, как новые расценки будут работать. Он предположил, что водители будут зарабатывать примерно столько же, сколько и раньше, возможно - больше.

«Яндекс.Такси» работает только с таксопарками, GetTaxi и Uber - еще и напрямую с водителями. У «Яндекса», утверждает менеджер компании, работающей на рынке такси, комиссия на текущий момент составляет 9%. Для водителя это означает в среднем 20%, почти как у GetTaxi, считает директор таксопарка «Лето» Сергей Целиков. Но этот показатель может сильно отличаться у разных водителей: например, водитель подключенного к «Яндексу» таксопарка «24/12» Юрий Титов утверждает, что с него взимают только 11% комиссии.

Uber берет фиксированно 20% - и с водителей, и с транспортных компаний, говорит представитель пресс-службы этого онлайн-сервиса. «Дополнительные бонусы за проделанную работу не облагаются комиссией», - отмечает она.

Uber рассчитывает тарифы иначе, чем GetTaxi: к базовой цене добавляют стоимость и километра, и минуты. У компании есть два вида сервисов - бюджетный UberX и премиальный Uber Black. Относительно дешевый тариф UberX (комфорт-класс машин, например, Kia Rio или Ford Focus) устроен так: с клиента берут 50 руб. за посадку, 8 руб. за минуту и 8 руб. за километр. Минимальная стоимость поездки составляет 99 руб., а бесплатное время ожидания - 5 минут.

Махинов уверен, что Uber также доплачивает водителям, потому что «ни один таксист не будет брать заказы по таким тарифам». Таксист, сотрудничающий с Uber, рассказал, что при поездке в час пик кроме денег от пассажира за поездку длиной в 20-25 минут он может получить от компании бонус в размере около 250 руб.

«У Uber сейчас мало клиентов, по их политике водитель должен зарабатывать 500 руб. в час, но этого не происходит. Поэтому водителям компенсируют простой в пробках и прочее - доплачивают по гибкой ставке», - подтверждает менеджер одного из таксопарков. Ставка, по его словам, «плавает» от месяца к месяцу в зависимости от того, сколько водитель получил заказов ранее.

«Uber позволяет водителям зарабатывать порядка 100-120 тыс. руб. в месяц», - говорит сотрудник пресс-службы, но не рассказывает, как устроена система бонусов компании.


До появления «Яндекс.Такси», GetTaxi и UberХ минимальная стоимость поездки по рынку для эконом-класса составляла 300-400 руб., утверждает основатель «РБТакси». «От войны тарифов выигрывают обыватели. GetTaxi, Uber и, возможно, сам «Яндекс» доплачивают водителям. Такие гиганты могут годами возить клиентов условно-бесплатно и особенно этого не почувствовать, ради захвата рынка», - рассуждает Махинов.

Он полагает, что позже возможно либо повышение стоимости для клиентов, либо повышение комиссии для водителей.

В регионах другая ситуация, утверждает Махинов, - крупных игроков, таких как Rutaxi, «Сатурн», «Максим», «Мотор-Сервис», «1000такси», на рынке называют «сетевыми диспетчерскими». «Они входят в максимальное количество регионов, диспетчерская у них централизованная. Дают активную рекламу, зарабатывают заказы и уже с легкостью привлекают водителей, водители идут в их приложение», - объясняет он. Они монетизируются за счет продажи так называемых «водительских доступов»: не берут комиссии или каких‑то дополнительных платежей, а дают пул заказов - например, можно купить «дневной доступ» к ним за 100 руб.