Где зарегистрировать фаркоп. Является ли установка фаркопа изменением конструкции автомобиля. Правильная езда с фаркопом

Фаркоп определяется как тягово-сцепное устройство, призванное обеспечить подсоединение к легковому автомобилю прицепа или фургона. Данное приспособление используется многими автомобилистами. Однако в связи с последними изменениями законодательства возникает актуальный вопрос, на каких условиях фаркоп устанавливают на машину.

Отдельного закона, регламентирующего исключительно использование фаркопа на автомобиле, правилами ПДД не предусматривается. Основное положение, к которому обращаются инспекторы ГИБДД, – это статья 12.5 КоАП РФ. В данном предписании приводится перечень установленного на автомобиль оборудования, за которое полагается взыскание.

Отдельно выделенного фаркопа в статье 12.5 КоАП РФ не имеется. Однако последние изменения и комментарии к ним предписывают, что данное устройство является тем дополнением к транспортному средству, несанкционированный монтаж которого влечет за собой штраф.

Далее обращаются к Техническому регламенту «О безопасности колесных транспортных средств» ТР ТС 018/2011 . Данный закон предусматривает внесение изменений в структуру автомобиля. Если таковые предусматриваются заводом изготовителем, то они считаются регламентированными, то есть законными.

Изменения в законах о фаркопе предусматривают его эксплуатацию при наличии:

  • паспорта устройства с заполненными автосервисом данными о его монтаже;
  • копии сертификата монтированного устройства;
  • акта о выполненной работе по его монтажу.

Решение вопроса, можно ли установить фаркоп по новому закону, зависит от выполненного порядка установки.

Порядок для установки фаркопа

Для правомерного монтажа фаркопа согласно правовым нормам учитывают определенный порядок действий :

  • определяются с возможностью установки – легковой автомобиль должен быть рассчитан на буксировку прицепа, для тягово-сцепного устройства изготовителем подразумевается специальное место;
  • выбирают агрегат у производителя, согласовывая выбор с моделью и маркой автомобиля;
  • обращаются к автосервису для монтажа с дальнейшим оформлением бумаг;
  • получают документы для установки фаркопа, проходят его регистрацию в ГИБДД.

Регистрировать устройство в ГИБДД не обязательно , если соблюдаются условия :

  • установка предусмотрена изготовителем транспортного средства;
  • на приспособление имеется паспорт и сертификат, доказывающий правомерность его монтажа;
  • устройство монтировано согласно инструкции без внесения изменений в конструкцию автомобиля, то есть сверление, сварка и иные действия не проводились.

Регистрация фаркопа в ГИБДД подразумевается в ситуации, когда монтирование проводится самостоятельно или вносятся изменения в конструкцию машины. Стоимость регистрации варьируется в зависимости от типа автомобиля и стоимости самого устройства. Для оформления предоставляются документы :

  • заявку на регистрацию, ее форма для заполнения предлагается на месте;
  • двустороннюю копию ПТС;
  • документы на фаркоп;
  • свидетельство о регистрации легкового автомобиля.

На основании заявки организуется экспертиза для установления возможности использования указанного устройства. Автовладелец должен по ее итогам собрать определенные документы:

  • диагностическую карту, подтверждающую безопасность используемого автомобиля;
  • договор о покупке фаркопа и иные бумаги, связанные с его использованием, включая сертификат;
  • декларацию от автосервиса, где монтировалось устройство;
  • решение экспертизы о возможности эксплуатации автомобиля.

На основании приведенного перечня водителю выдается свидетельство , подтверждающее правомерность использования фаркопа.

Какой штраф за фаркоп без прицепа?

Новый закон о прицепных устройствах по Техрегламенту и статье 12.5 КоАП РФ определяет штраф за незаконное использование фаркопа в 500 рублей . При этом предписывается и альтернатива – устное предупреждение . На основании этого возникает вопрос, каким образом можно избежать взыскания.

Взывать к предупреждению с большей вероятностью успеха могут те водители, которые в течение длительного времени не имели правонарушений. Инспекторы ГИБДД не часто обращают внимание на наличие у автомобиля фаркопа без прицепа. Но даже самые добросовестные будут лояльны к законопослушным гражданам.

Отличным решением станет использование съемного фаркопа. В этом случае трактовать устройство, как негативно влияющее на безопасность транспортного средства, инспектор ГИБДД не сможет. Наличие всех документов и вовсе освобождает водителя от взыскания.

Водитель автомобиля может сослаться на пункт 77 главы 5 указанного Техрегламента. Согласно его положениям, транспортное средство не проверяется на безопасность при наличии дополняющих устройств при условии:

  • установленные агрегаты имеют заводское предназначение;
  • имеется свидетельство о пригодности использования на данном автомобиле;
  • наличие документации от производителя и соответствие эксплуатируемой марке и модели машины.

Не получится уклониться от взыскания в том случае, если устройство самодельное или при его монтаже в конструкцию автомобиля были внесены изменения. В этой ситуации понадобятся удостоверяющие от ГИБДД документы, при их отсутствии выписывается штраф.

Среди часто встречающихся приспособлений, дополняющий любой автомобиль, самым популярным является фаркоп, в связи с которым появилась такая процедура, как штраф за фаркоп на легковом автомобиле. Это приспособление используется для одной цели – чтобы к автомобилю можно было прикреплять трейлеры или прицепы. Но сегодня отличается особенной актуальностью такая тема, как штраф за фаркоп.

Фаркоп является специализированным тягово-сцепным устройством для автомобилей, которое служит специально для буксировки прицепов и трейлеров.

В составе этого элемента есть две составные части:

  1. Поперечина. Она ставится в определенные отверстия, уникальные по своему расположению для каждого отдельно взятого автомобиля. Это может быть рама автомобиля или отверстия в автомобильном кузове.
  2. Шаровой узел. Этот элемент крепится к самой балке.

Фаркоп необходим чаще всего тем, кто очень много едет на машине, причем не в пределах города, и на протяженные расстояния. Также это приспособление понадобится тем, кто перевозит грузы небольших размеров.

Так по какой же причине сегодня была поднята такая тема, как штраф за фаркоп?

Важно! При желании к фаркопу можно прицепить даже прицеп жилого типа, если есть необходимость загородных поездок всей семьей.

Некоторые водители ставят фаркоп в качестве дополнительного защитного устройства. К примеру, если будет авария, при которой в автомобиль въедет другая машина, то именно фаркоп сможет принять на себя большую часть удара и его силы.

Тем не менее, это очень большая ошибка и заблуждение, ведь при таком ударе кузов будет поврежден намного сильнее, если фаркопа не будет. По этой причине устройство в обязательном порядке необходимо снимать, если оно не используется.

Виды фаркопов

Есть три вида, которые отличаются друг от друга конструкцией:

  1. Съемный – ставится тогда, когда в нем есть необходимость.
  2. Сварной – наиболее распространенный. Его ставят прямо на заводе-изготовителе, поэтому он не снимается. Главный минус – нарушение эстетики.
  3. Фланцевый.

Как избежать штрафа?

Есть несколько вариантов, согласно которым штраф за фаркоп на автомобиле будет недействительным:

  • Статья 12.5 КоАП предусматривает также альтернативный вид наказания, но в качестве предупреждения. То есть просто сообщить сотруднику о том, что в самое ближайшее время ситуация будет исправлена.
  • Также можно изначально взять съемный фаркоп. При его использовании трудно будет доказать, что съемный фаркоп как-то влияет на изменение конструкции автомобиля.
  • Избежать штрафа можно также в том случае, если фаркоп был поставлен заводом.
  • Существует еще одна лазейка, которая находится во главе под номером V технического регламента. Речь идет о пункте под номером 77 в разделе 4. Согласно ему транспортное средство не может подлежать проверке, если на нем были установленные такие компоненты, которые предназначены для автомобиля. Но они должны пройти оценку соответствия в комплексе с автомобилем.
  • Также важно всегда иметь при себе сертификат соответствия фаркопа, ведь согласно именно этому документу можно будет разрешить любые проблемы, которые могут возникнуть у человека при общении с представителем службы ГИБДД.

Порядок установки и регистрации такого оборудования может несколько отличаться. Все зависит от соблюдения нескольких факторов. Если выполняются 3 ниже приведенных условия – то осуществлять регистрацию не потребуется:

  • устройство должно иметь документацию от производителя – подтверждающую безопасность;
  • машина оснащена необходимыми посадочными местами для выполнения монтажа;
  • установка выполнена в специальном сервисе – имеющем разрешение на выполнение подобных работ.
Если хотя бы одно из обозначенных выше условий не выполнено – требуется обязательная регистрация ТСУ и разрешение на установку фаркопа на легковой автомобиль. Наши специалисты помогут решить это проблему.
Мы не осуществляем услуги по монтажу фаркопов на автомобили, но готовы порекомендовать вам лучшие сервисы. Наша работа это юридическое оформление изменений, разработка документации для гарантированной регистрации фаркопа и прохождения проверки сотрудниками ГИБДД и сопровождение на всех этапах переоборудования и отсутствие ошибок.

Фаркопы – необходимый элемент для установки прицепов на автомобилях. Деталь представляет собой металлический крюк, на котором закрепляется тягово-сцепное устройство (ТСУ). С 2015 года вступил в силу Техрегламент ТР/ТС 018/2011, согласно которому, установка фаркопа приравнивается к модификации автомобиля и требует регистрации в ГИБДД. В то же время, регистрировать нужно не все изменения. В частных случаях установка не подлежит обязательному оформлению.

Необходимость в процедуре регистрации фаркопа полностью зависит от марки авто и заявленных производителем характеристик:

  • Если по документам на транспортном средстве уже установлен фаркоп в заводских условиях, никакой регистрации не нужно. Тяговое устройство, если оно подсоединяется к авто, нужно оформить.
  • Если производитель не предусматривал наличия фаркопа на кузове, водители просто приваривают крюк. Этот случай действительно считается модификацией автомобиля и подлежит обязательной регистрации в ГАИ.

Согласно актуальному техническому регламенту таможенного союза, модификации транспортных средств должны соответствовать требованиям безопасности. Чтобы не было проблем с самодельным фаркопом, некоторые автовладельцы покупают заводской крюк. К таким изделиям прикладывают соответствующие документы о безопасности, что упрощает регистрацию.

Регистрировать модификации достаточно трудно. Лучше всего обращаться в ГИБДД заблаговременно, до установки крюка. Если на автомобиле нет заводского фаркопа, установка подразумевает съем бампера, изменение конструкции задней части кузова. Такие усовершенствования достаточно серьезны. Водитель, отказавшийся регистрировать самоделку, рискует получить административное наказание.

Документы на фаркоп

Водителю нужно несколько раз обращаться в ГИБДД с разными пакетами документов до установки фаркопа и после нее. Предварительно понадобятся:

  • Заявление на бланке установленной формы;
  • Двусторонняя копия паспорта на автомобиль (оригинал также нужно предоставить);
  • Документы, подтверждающие соответствие фаркопа государственным требованиям безопасности и характеристикам;
  • Свидетельство о регистрации транспортного средства в ГАИ.

После установки фаркопа нужно еще раз посетить отделение ГИБДД, чтобы зарегистрировать совершенную модификацию. Задача инспекторов – проверить, что фаркоп установлен правильно, не представляет опасности для других участников движения. Пакет документов:

  • Карта диагностики автомобиля;
  • Договор о покупке прицепа, если есть;
  • Сертификат качества, подтверждающий качество фаркопа;
  • Декларация из сервисной мастерской;
  • Заявление о просьбе зарегистрировать модификацию от водителя;
  • Заключение экспертизы.

Диагностическую карту и экспертное заключение выдают в официальных сервисных центрах и мастерских. Дополнительно водителю выдается акт о завершении экспертной работы.

Где получить документы на ТСУ

Получать необходимые документы придется в нескольких инстанциях:

  • Сертификаты качества предоставляются в комплекте с фаркопами, если автовладелец покупает изделие, произведенное на заводе;
  • Самодельные фаркопы нужно дополнительно проверять на соответствие марке автомобиля, характеристикам, заключение можно получить в сервисе или у сотрудников ГИБДД;
  • Диагностическую карту также оформляют в сервисных центрах;
  • Бланки заявлений выдаются в ГАИ;
  • Технические паспорта на авто и прицеп должны быть у водителя на руках;
  • Договор на покупку ТСУ и крепежного элемента можно заменить квитанцией и гарантийным чеком.

Рекомендуется предварительно позвонить в ближайшее отделение, запросить информацию по необходимым документам и адресам, где их можно получить. В некоторых отделениях процедура осмотра и проведения экспертизы отличаются.

В каких случаях устанавливать нельзя?

Согласно ПДД, установка фаркопа не допускается в следующих случаях:

  • Деталь закреплена на кузове самостоятельно сваркой или самодельными болтами. Без специальной экспертизы использовать фаркоп опасно.
  • Изделие уходит далеко за пределы бампера авто. Машины, едущие за таким ТС, рискуют столкнуться с металлическим фаркопом.
  • Автомобиль относится к категории грузовых. На них не рекомендуется использовать прицепы, это создает опасность для всех участников движения.
  • На фаркоп нет документов. Соответственно, нет уверенности, что изделие соответствует государственным нормативам.

Езда с самодельными, не сертифицированными крюками незаконна. Если водителя остановит сотрудник ДПС и окажется, что фаркоп установлен неправильно или не соответствует регламенту, автовладельцу грозит административное наказание.

На что обратить внимание при покупке фаркопа?

Главное, что нужно внимательно отследить – наличие документов. Фаркоп обязательно должен быть сертифицирован. К нему прикладываются технический паспорт, сертификат соответствия. Дополнительно следует учесть:

  • Подходит ли фаркоп к марке авто;
  • Как его нужно будет закрепить на кузове;
  • Размеры, вес изделия;
  • Соответствие характеристик требованиям государства;
  • Подходит ли крюк для соединения с прицепом.

На некоторых марках установка крепежных изделий запрещается. Кроме того, нельзя использовать фаркопы неправильного размера, характеристик. Крепеж не должен мешать передвижению автомобиля, загораживать собой номерные знаки.

Как оформить установленный фаркоп?

Если крюк уже установлен, а документов на него нет и регистрировать водитель не начинал, следует предпринять несколько действий. На фаркопы, купленные у официальных производителей, бумаги можно восстановить. Для этого нужно связаться с компанией, поставляющей их на рынок:

  • Через официальный сайт;
  • В региональном отделении, если есть;
  • Заказным письмом на юридический адрес производителя.

Крупные компании идут на встречу владельцам продукции, высылают дубликаты бумаг. Если устройство самодельное или достать дубликаты документов не вышло, следует воспользоваться вторым способом:

  1. Если авто покупалось на вторичном рынке, можно связаться с предыдущим владельцем, попросить поискать сертификат на ТСУ крепеж;
  2. Обратиться в ГИБДД с заявлением о том, что автовладелец планирует зарегистрировать модификацию транспортного средства;
  3. Ездить на авто до того, как фаркоп зарегистрируется, не стоит, это повлечет штраф;
  4. Пройти все проверки, оформить документы соответствия характеристик крюка требованиям безопасности и качества;
  5. Документы не обязательно возить с собой, можно хранить дома.

Если оформить модификацию не получается, лучше снять изделие. Специально для таких случаев производят съемные фаркопы. Самодельный придется спиливать.

Ответственность за неоформленное ТСУ

Автовладельцы, эксплуатирующие транспорт с установленным незарегистрированным ТСУ, облагаются административным штрафом в размере 500 руб. (ч. 1 ст. 12.5 КоАП). Выше уже говорилось, что возить документы на фаркоп с собой необязательно. Это так. Штрафы назначаются в следующих случаях:

  • Изделие не соответствует установленным образцам, самодельное, нет информации о том, что фаркоп зарегистрирован;
  • Устройство установлено неправильно или на автомобиле, на котором его установка запрещена (категория В);
  • Изделие закрывает обзор водителю или номера автомобиля.

Иногда у водителей получается избежать административного наказания, отделаться только предупреждением.

Как избежать штрафа?

Согласно ст. 12.5 КоАП РФ, наказание в форме предупреждения уместно, если:

  • Водитель обязуется зарегистрировать или удалить фаркоп с автомобиля в ближайшее время;
  • На кузове установлена съемная модель, которую легко убрать по необходимости;
  • Устройство установлено на заводе или на кузове есть заводские крепежи для установки крюка.

Также невозможно наложение штрафа в случаях, когда фаркоп уже зарегистрирован, прошел необходимые экспертизы.

Фаркоп и его разновидности. Законные способы установки тягово-сцепного устройства. Когда необходимо регистрировать ТСУ в ГИБДД и когда можно без этого обойтись.

Дорогие читатели! Статья рассказывает о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай индивидуален. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему - обращайтесь к консультанту:

ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ .

Это быстро и БЕСПЛАТНО !

Многие автовладельцы используют для своих нужд автомобильные прицепы. Для их крепления в задней части машины монтируется специальное тягово-сцепное устройство - фаркоп.

Но инспекторы ГИБДД склонны проявлять повышенное внимание к этой детали конструкции автомобиля и штрафуют за ее незаконное появление.

Разберемся, в каких случаях установка полезного приспособления на ТС допустима, а когда будет являться правонарушением.

Главные сведения

В России с 2015 года действует , регламентирующий требования к безопасности колесных ТС. Есть в нем и положения касающиеся тягово-сцепных устройств, их установки и применения.

Безопасным считается использование подобных устройств с соблюдением следующих требований:

Если указанные условия не выполняются, то установка фаркопа подпадает под определение изменения конструкции автомобиля.

Согласно действующему законодательству такие изменения должны в обязательном порядке регистрироваться в ГИБДД с проведением технической экспертизы их безопасности для всех участников дорожного движения.

Первоначальные данные

Не все производители предусматривают возможность оснащения своей продукции ТСУ. Это связано с некоторыми характеристиками конструкции автомобиля, которые не позволяют ему производить буксировку прицепа.

Помимо инструкции по эксплуатации, такая информация содержится в нагрузочной таблице под капотом автомобиля.

Разновидности приспособлений

По способу крепления на автомобиль все ТСУ модно разделить на три группы:

  • съемные, закрепляемые специальными замками;
  • условно-съемные для крепления которых используются болты;
  • несъемные, сварные или торцевые.

Законодательство многих стран позволяет автовладельцам использовать только съемные устройства, запрещая их нахождение на автомобиле без прицепа. В России необходимо, чтобы фаркоп соответствовал требованиям безопасности.

Законодательная база

Требования к безопасности автомобилей изложены в международном документе, к которому Россия присоединилась в 2015 г.

Это Техрегламент Таможенного союза под названием «О безопасности колесных ТС». Правилам установки и регистрации ТСУ в нем посвящена ст. 77.

Сотрудники ГИБДД налагают штраф на основании . Ее первая часть, в свою очередь, является отсылочной. Документ, к которому она отсылает — это от 23.10.1993 г.

Этим документом утверждены Основные положения по допуску ТС. В п. 7.18 данного нормативного акта содержится запрет на использование ТС, в конструкции которых произведены изменения без разрешения автоинспекции.

Штраф за фаркоп на легковом автомобиле в 2020 году

Незаконная установка и использование ТСУ на легковом автомобиле относится к нарушениям ПДД. За это для водителей предусмотрена административная ответственность.

Рассмотрим, на каком основании составляется , каков размер штрафа за такой проступок и предусмотрены ли иные виды наказаний.

Нужно ли оформлять регистрацию в ГИБДД

Регистрация установленного фаркопа требуется не во всех случаях. приводит перечень ситуаций, когда обращаться в ГИБДД не нужно.

Не будет изменением конструкции:

  • ТСУ, установленное на заводе;
  • ТСУ, специально предназначенное для данной марки и модели автомобиля;
  • ТСУ, прошедшее проверку на безопасность и снабженное соответствующим сертификатом.

Место выполнения работ в данном случае большой роли не играет. При желании можно выполнить все работы самостоятельно, придерживаясь инструкции производителя автомобиля.

Но все же предпочтительнее обратиться в автомастерскую. Акт выполненных работ убедит дорожного инспектора в безопасности не только самого устройства, но и его монтажа.

Для регистрации потребуются:

  • на проведение предварительной экспертизы;
  • свидетельство о регистрации автомобиля;
  • паспорт автовладельца;
  • документы на фаркоп.

В случае положительного решения можно отправляться в сервис для проведения работ. После их завершения потребуется пройти внеплановый техосмотр, а затем зарегистрировать произведенные изменения в ГИБДД.

Обоснования нарушения

Сотрудники ГИБДД, выписывая штраф, ссылаются на п. 1 ст. 12.5 КоАП. Она предусматривает наказание за использование автомобиля с незарегистрированными изменениями в конструкции.

При этом термин «конструктивные изменения» понимается как он приведен в Техрегламенте — установка или, напротив, удаление элементов, оборудования и приспособлений не предусмотренных изначально производителем автомобиля.

Но во внимание берутся лишь те из изменений, которые оказывают влияние на безопасность движения, в частности, вызывая ее снижение.

Влияет ли установленное устройство на безопасность

Одной из характеристик безопасности дорожного движения, согласно , является защищенность в том числе и от ДТП.

Выступающий за основные габариты автомобиля фаркоп эту защищенность снижает. Автомобилям, движущимся позади, приходится выдерживать большую дистанцию.

При столкновении, расположенный сзади автомобиль получит более серьезные повреждения. Небольшая по площади выступающая металлическая деталь причинит больше ущерба, чем плоский и длинный бампер .

Именно этими соображениями руководствуются сотрудники автоинспекции, при применении административного наказания за несогласованное изменение конструкции автомобиля.

Мера наказания за незарегистрированную установку

Установка ТСУ с нарушением требований закона может привести к возникновению аварийной ситуации, то есть угрожает безопасности как самого водителя, так и другим участникам движения.

Для наказания нарушителей ст. 12.5 КоАП применяется денежный штраф. Он поступает в доход государства и в дальнейшем будет использован для реализации различных социальных программ.

Других наказаний, таких как лишение водительских прав или административный арест за данное правонарушение не установлено.

Видео: фаркоп

Размер взыскания

Размер штрафа за незарегистрированный фаркоп составляет 500 рублей. Эта сумма будет указана в постановлении о применении административного наказания.

На уплату штрафа стандартно отводится 2 месяца. Но, поскольку данное нарушение ПДД не относится к категории серьезных, то есть возможность заплатить только половину штрафа.

Для этого деньги необходимо перечислить не позднее, чем через 20 дней с даты, указанной в документе. Меньшую сумму необходимо вписать в квитанцию или в электронную форму самостоятельно.

Как можно избежать наказания

Избежать наказания за установку на автомобиль тягово-сцепное устройство проще всего, зарегистрировав произведенные изменения в ГИБДД, как того требует закон.

Но для начала необходимо убедиться, что это разрешено производителем. Как правило, большинство моделей современных автомобилей предусматривают монтаж ТСУ.

Информация об этом отражена в руководстве по эксплуатации, разработанном компанией-изготовителем. Фаркоп может входить в комплектацию автомобиля изначально, при его продаже с завода.

В этом случае дополнительно проходить процедуру регистрации или экспертизу не требуется, конструкция машины не подверглась изменениям.

Не вызовет вопросов со стороны сотрудников автоинспекции и установка ТСУ, предназначенного именно для данной модели автомобиля. На него производителем выданы паспорт и все необходимые сертификаты.

Если же в документах на фаркоп отсутствует указание на его пригодность для установки на конкретную модель автомобиля, то придется сначала получить документальное подтверждение соответствия выбранного устройства.

Если такой документ имеется, а установка фаркопа допускается производителем автомобиля, то установка будет полностью законной и не требующей регистрации в ГИБДД.