Презентация "Сколиоз в моей жизни" презентация к уроку по биологии (8 класс) на тему. Искривление позвоночника. Сколиоз. Работу выполнила ученица Краснопресненской СОШ им.В.П.Дмитриева Полякова Анастасия. Скачать презентация на тему сколиоз

Слайд 1

Сколиоз Урок здоровья

Слайд 2

Постановка проблемы

В последние годы наблюдается увеличения количества школьников с нарушением осанки. Нарушение осанки в детстве приводит в дальнейшем к искривлению позвоночного столба – сколиозу.

Слайд 3

По результатам медицинского осмотра в нашей школе:

в 2007 – 2008 учебном году из 266 учащихся начальных классов нарушение осанки обнаружилось у 32 человек (13%), а из 756 учащихся всей школы нарушение осанки оказалось у 150 человек, а 9 человек больны СКОЛИОЗОМ! По данным медицинской статистики в Маслянинском районе больны сколиозом 20 детей до 15 лет и 35 подростков от 15 до 18 лет. В нашем классе в 2006-2007 г.(1 класс) ни у кого не было обнаружено нарушения осанки. Во 2 классе с нарушением осанки 1 человек. В 3 классе – 2 человека. Если так пойдёт дальше, то сколько человек с искривлением позвоночника будет среди нас в 11 классе? Кто уже сосчитал? Не пора ли задуматься над этим?

Слайд 4

Цель урока

Обратить внимание учащихся, родителей и учителей на проблему сохранения правильной осанки учащихся и поиск путей решения данной проблемы

Слайд 5

Что мы узнали о сколиозе

Сколиоз – искривление позвоночного столба. При этом заболевании человек испытывает постоянную сильную боль в спине, фигура становится некрасивой, меняется походка. Человек не может вести полноценный образ жизни: заниматься физическим трудом, спортом, танцами. Кроме того, нарушается работа внутренних органов – лёгких, сердца, почек и т.д.

Слайд 6

Если вовремя не начать исправлять неправильную осанку, это может привести к сильному искривлению позвоночника, которое очень тяжело поддаётся лечению. Чем раньше начать лечение (выполнение комплекса упражнений, массаж, ношение корсета), тем легче исправить нарушение осанки.

Слайд 7

Так выглядит спина при сколиозе.

Так искривлён позвоночный столб при сколиозе

Слайд 8

Причины нарушения осанки в школьном возрасте:

Неправильное положение тела ученика во время работы за письменным столом. Ношение сумок с ремнём через одно плечо или портфелей вместо ранцев. Ношение слишком тяжёлых ранцев, сумок. Дети ведут малоподвижный образ жизни, вместо занятия спортом, сидят у компьютеров. Поэтому мышцы их тела развиты слабо и не могут удерживать позвоночник в прямом положении. Дети мало бывают на улице, не занимаются физическим трудом. Многие ребята отказываются от пищи, содержащей витамин D (печень, рыбий жир, яичный желток и пр.) А витамин D нужен для того, чтобы кости были прочные и правильно развивались.

Слайд 10

Можно ли вылечить сколиоз?

Лечение проходит успешно, если заболевание обнаружено на ранних этапах развития. Способы лечения: гимнастика, массаж, ношение корсета. Рекомендуется занятия спортом (плаванием), солнечные ванны, прогулки, богатое витаминами питание. Спать нужно на твёрдом матраце.

Слайд 11

А сколько весят ранцы учеников в нашем классе?

Чтобы ответить на эти вопросы, мы решили: Взвесить пустые ранцы наших учеников. Несколько раз взвесить полные ранцы. Подвести итоги по номинациям: самый лёгкий пустой ранец; самый тяжёлый пустой ранец; самый лёгкий полный ранец; самый тяжёлый полный ранец; «чемпион по ношению тяжестей»;

Слайд 12

Интересно, сколько должен весить ранец ученика?

Согласно гигиеническим нормам масса пустого ранца не должна превышать 500 граммов. А масса полного ранца должна составлять не более 10% от массы тела ученика.

Слайд 13

Итоги исследований в нашем классе и выводы

Самый лёгкий ранец (пустой) весит 250 граммов. Самый тяжёлый ранец (пустой) весит 1 кг Самый тяжёлый ранец с учебными принадлежностями весил 5 кг. Самый лёгкий ранец с учебными принадлежностями весил 1 кг 200 г Постоянно следят за тем, чтобы в портфеле не было лишних предметов 3 человека. Часто, но не всегда – 9 человек. Часто носят в школу лишние вещи – 7 человек. Очень часто носят в школу лишние вещи – 6 человек. В нашем классе учатся 4 «чемпиона по ношению тяжестей». Масса их портфелей превышает норму от 900 граммов до 1 кг 400 граммов.

☺ ПРОСИМ ВАС: НЕ ПОКУПАЙТЕ ТЯЖЁЛЫЕ РАНЦЫ! ВРАЧИ РЕКОМЕНДУЮТ СРЕДНИЙ ВЕС ПУСТОГО РАНЦА ДЛЯ УЧЕНИКА НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ –500 Г. ☺ ВАШИ ДЕТИ БЫСТРЕЕ УСТАЮТ, ТАСКАЯ ЗА СВОЕЙ СПИНОЙ ТЯЖЕЛОВЕСЫ ☺ ПОЖАЛУЙСТА, ПОЗАБОТЬТЕСЬ О ВАШИХ ДЕТЯХ И ОБ ИХ ЗДОРОВЬЕ! ☺ РАССКАЖИТЕ ДЕТЯМ СКАЗКУ О ЗЛОМ СКОЛИОЗЕ И НАПОМИНАЙТЕ О НЕОБХОДИМОСТИ СЛЕДИТЬ ЗА СВОЕЙ ОСАНКОЙ

Слайд 15

Сказка о Сколиозе

В одной ужасной стране – стране Болезнии высоко в Горбатых горах жил – был очень вредный и злой колдун Сколиоз. Он был очень маленького роста, у него был большой горб и очень длинные руки. Но самым неприятным в нём было его лицо: всегда угрюмое и нахмуренное, зеленоватого цвета с красными глазами, наверное, от злости. Сколиоз никогда не улыбался и не смеялся, и терпеть не мог человеческие улыбки и смех. Когда он вылетал из своего логова и пролетал над человеческими поселениями, то надевал на себя шапку – невидимку, и поэтому никто из людей его никогда не видел. Но когда Сколиоз слышал человеческий смех, или видел, как люди улыбаются, то ему казалось, что они смеются над ним, над его некрасивой внешностью. Из-за этого он ненавидел всех людей! Особенно он ненавидел красивых, стройных и здоровых людей.

Слайд 17

Шемонаева Анна Тарасова Саша

Слайд 18

Думал он, думал и придумал, как навредить людям. Он сварил колдовское зелье, которое делало людей похожих на самого Сколиоза. Сколиоз брызгал зельем на спину людям, и у них постепенно искривлялся позвоночник, вырастал горб, руки опускались ниже колен. Люди переставали улыбаться и смеяться. Конечно, когда имеешь такую фигуру, то не до смеха. И в наши дни злой колдун Сколиоз летает невидимкой среди людей и брызжет на них своё зелье. Но не на всех действует это зелье! Оно совершенно не действует на спортсменов и на людей, которые всегда следят за своей осанкой. Задумайтесь, ребята, а на вас подействует зелье Сколиоза?

Слайд 19

Черепанова Вика

Слайд 22

Литература:

Практическое пособие для работников общеобразовательных учреждений. – 4-е изд. испр. и доп. – М.: АРКТИ, 2007, 80 с. (Методическая библиотека). Сказки о здоровье. – Управление федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по новосибирской области. Новосибирск, 2008. Проекты и исследования. // Начальная школа, 2008. - №5, с22 – 24. Медицинская энциклопедия; Редкол.:Е.Б. Еновская (отв. ред.), А.А. Горчицина, М.В. Гонгарта (пер. с англ.). – Тверь: «Мой мир», ОАО «Тверской полиграфический комбинат», 2004. – 414 с.

Сколиоз (scoliosis; греч. skoliosis искривление) - это заболевание опорно- двигательного аппарата, характеризующееся искривлением позвоночника во фронтальной (боковой) плоскости с разворотом позвонков вокруг своей оси, ведущее к нарушению функции грудной клетки, а также к косметическим дефектам.



Сколиоз может быть врожденным (неправильное развитие позвонков – клиновидные дополнительные позвонки и др.) и приобретенным. Наиболее часто возникает у детей в возрасте от 5 до 15 лет. К сожалению, большую роль в развитии у детей сколиоза играет неправильная поза во время школьных занятий. Некоторые исследователи даже выделяют отдельный вид сколиоза – «школьный». При неправильном положении тела во время занятий происходит перенапряжение одних групп мышц и расслабление других. Гипертонус (повышенное напряжение) сохраняется и после окончания занятий. При активном росте позвоночника длительное его нахождение в неправильном положении вызывает изменения как в связочном аппарате, так и в строении самих позвонков, что способствует «фиксации» указанной деформации и ее прогрессированию. Образуется стойкое боковое искривление позвоночника.


Сколиоз у взрослых может развиться вследствие длительных ассиметричных нагрузок на мышцы спины (профессиональный сколиоз скрипачей, носильщиков и др.). В этих случаях искривление развивается медленно и редко достигает такой степени, как в детском возрасте. Это и понятно, так как воздействие оказывается на уже сформированный позвоночный столб.


Наиболее часто клинические проявления приобретенного сколиоза начинаются с того, что позвоночник слегка искривляется вбок при утомлении мышц спины. После отдыха искривление исчезает. Именно поэтому осмотр целесообразно проводить во второй половине дня, а не утром, когда начальные проявления сколиоза могут быть незаметны. Со временем, по мере прогрессирования процесса, изменения делаются постоянными, изменяется осанка больного, меняется форма грудной клетки, плечо и лопатка на выпуклой стороне искривленного грудного отдела позвоночника выше, чем на другой. Подвижность позвоночника резко уменьшается. Часты жалобы на мышечные и межреберные боли – невралгии. В особо тяжелых случаях сколиоза наблюдается изменение положения внутренних органов, что может нарушать их функцию. Клинические проявления


Для больного сколиозом характерен небольшой наклон головы в сторону выпуклости искривления (дуги) позвоночника в грудном отделе, таз же смещается в противоположную сторону. Надплечье и лопатка при этом приподняты со стороны выпуклости дуги и часто отходят от туловища («крыловидные лопатки»). Остистые отростки позвонков отклонены от средней линии спины в сторону искривления. Ноги максимально разогнуты в коленях и слегка наклонены вперед. В области талии углубления более выражены со стороны вогнутости дуги (асимметричны). Имеется реберное выбухание (чаще при грудном и верхние грудном сколиозе), в поясничном отделе выражен мышечный валик вдоль позвоночника со стороны выпуклости дуги искривления (при поясничном и грудопоясничном сколиозе). Появляется асимметрия в положении сосков молочных желез, смещается пупок (со средней линии живота). Нередки боли в спине. Наиболее характерные признаки сколиоза



Классификации сколиозов: На сегодняшний день применяются следующие классификации сколиозов: Этиологическая (по происхождению) I группа - сколиозы миопатического происхождения. В основе искривления лежит недостаточность развития мышечной ткани и связочного аппарата. II группа – сколиозы неврогенные (на почве полиомиелита, нейрофиброматоза и др.). III группа – сколиозы на почве аномалий развития позвонков и ребер (клиновидные дополнительные позвонки, одностороннее сращение ребер и поперечных отростков позвонков). IV группа – сколиозы, обусловленные заболеваниями грудной клетки и позвоночника V группа – идиопатические сколиозы (от невыясненных причин)


Классификации сколиозов: По тяжести деформации сколиозы подразделяются на четыре степени: Сколиоз I степени характеризуется небольшим боковым отклонением позвоночника. Угол искривления не больше 10 градусов. Сколиоз II степени характеризуется заметным отклонением позвоночника в пределах градусов. Сколиоз III степени характеризуется еще более выраженной деформацией, наличием реберного горба, деформацией грудной клетки. Угол искривления градусов. Сколиоз IV степени проявляется тяжелой деформацией туловища. Угол основного искривления достигает градусов, возможны легочно-сердечные осложнения.


Классификации сколиозов: По форме искривления: С-образный сколиоз (с одной дугой искривления). S-образный сколиоз (с двумя дугами искривления). Z-образный сколиоз (с тремя дугами искривления). Рентгенологическая классификация (согласно приказам МО РФ): 1 степень сколиоза. Угол сколиоза 1° - 10°. 2 степень сколиоза. Угол сколиоза 11° - 25°. 3 степень сколиоза. Угол сколиоза 26° - 50°. 4 степень сколиоза. Угол сколиоза > 50°. 50°.">


Перед началом лечения сколиоза необходимо провести тщательную диагностику этого заболевания: каждый организм индивидуален, и в процессе лечения сколиоза позвоночника должны быть учтены все его особенности. При обследовании необходимо выяснить и причину сколиоза В первую очередь, доктор будет беседовать с пациентом, тщательно выясняя, что, где и когда его беспокоит. Затем проводится осмотр спины пациента в прямом и согнутом положении. Мануальный терапевт обращает внимание на асимметрию позвоночника, лопаток, мышц. Проверяет симметричность плеч и бедер, измеряет длину ног. Рентгенографию позвоночника обязательно проводят в двух проекциях при горизонтальном и вертикальном положении тела больного. Рентгенологически можно определить любое искривление позвоночника, превышающее 10°. Диагностика и лечение сколиоза


Несколько раз в день проверяйте осанку в исходном положении - ноги вместе, носки стоп слегка разведены, руки опущены, голову держать прямо: выступающие точки пяток, икроножных мышц, ягодиц, лопаток и затылка должны лежать на одной вертикальной прямой. Определить это можно, встав спиной к двери, стене (без плинтуса), по касанию названных точек.


Перед началом тренировок надо, будет не лишним, посмотреть на каких мышцах будем делать особый акцент. Комплексы упражнений (гимнастика) для укрепления мышц спины при сколиозе Если в процессе выполнения упражнения возникли болевые ощущения, то следует прекратить его выполнение.


Лечение сколиоза сводится к мобилизации позвоночника, коррекции деформации и удержанию коррекции. Все это достигается с помощью средств ЛФК или путем применения регрессирующих корсетов, гипсовых кроваток, специальных тяг либо комбинированными способами, включающими в себя все перечисленные выше средства. Основным методом лечения сколиоза в настоящее время считают комбинированный. Лечение сколиоза


Одним из основных методов профилактики и консервативного лечения деформаций позвоночника является лечебная физкультура. Под влиянием лечебной физкультуры повышается мышечный тонус, вырабатывается и укрепляется "мышечный корсет", стабилизируются процессы деформации и формируется правильная осанка, улучшаются кровообращение, дыхание, общее состояние и самочувствие больного. Основная задача лечебной физкультуры - исправление существующей деформации, формирование и закрепление правильной осанки. Упражнения лечебной физкультуры выполняют обычно лежа на спине и на животе. У детей с нарушением осанки лечебную физкультуру можно сочетать с физкультурой в школе и занятиями спортом. Такие дети, в основном, должны заниматься лечебной физкультурой дома самостоятельно, а те, у которых имеются значительные нарушения, занятия должны проводить в кабинете лечебной физкультуры под наблюдением и руководством методиста. Лечебная физкультура


Лечебная физкультура при сколиозе - это длительный процесс, и от больного требуются большая настойчивость, терпение и сознательное отношение к занятиям. Формы и методы лечебной физкультуры должны быть индивидуальными. Главное правило лечебной физкультуры - дозированная тренировка больных, то есть постепенное приспособление их к возрастающим физическим нагрузкам, так как дозированные физические упражнения укрепляют ослабленную мышечную систему и способствуют функциональному и анатомическому восстановлению деформации опорно-двигательного аппарата. Лечебной физкультурой дети со сколиозом должны заниматься систематически. Следует соблюдать основной принцип лечебной гимнастики: постоянное, длительное корригирующее действие. Проводимые в течение многих лет лечебные упражнения повышают силу мышц и дают им возможность сопротивляться деформации. Эффект от лечения можно ожидать в том случае, если больной занимается лечебной физкультурой систематически и регулярно (минимум два раза в день - утром и вечером в течение минут). Пропускать занятия нельзя.


В комплексной терапии сколиотической болезни используют в основном корригирующие, асимметричные и симметричные упражнения. Корригирующие упражнения предусматривают максимальную мобилизацию позвоночника, на фоне которой проводится коррекция дуги искривления с помощью специальных противоискривляющих (корригирующих) упражнений. Асимметричные упражнения также направлены на коррекцию позвоночника, но оказывают оптимальное воздействие на его кривизну, умеренно растягивают мышцы и связки на вогнутой стороне дуги искривления и обеспечивают дифференцированное укрепление ослабленных мышц на выпуклой стороне.


При сколиозе II степени на фоне общеукрепляющих упражнений применяют самокоррекцию, асимметричную коррекцию, деторсионные упражнения (по показаниям). Обязательны дыхательные упражнения. И. И. Кон предлагает корригирующее воздействие на позвоночник, эффективное у больных со сколиозом III степени. Исходное положение лежа на спине, нога на стороне вогнутости искривления, согнутая под углом 90°, преодолевает сопротивление груза, который крепится у ножного конца кровати. При динамическом упражнении вес груза колеблется от 5 до 15 кг, а число движений - от 10 до 50. При статической нагрузке вес варьирует от 10 до 40 кг, а время его удержания от 10 до 30 с. Это упражнение рассчитано на сокращение главным образом подвздошно-поясничной мышцы, уменьшающее сколиотическую дугу, торсию и лордоз.




1 – исходное положение стоя на носках с поднятыми вверх и сцепленными в замок руками; производят покачивание туловищем из стороны в сторону. 2 - исходное положение стоя, ноги на ширине плеч, руки опущены; скользящим движением руки вдоль туловища кверху поднимают руку к плечу и одновременно наклоняют туловище в противоположную сторону, другая рука скользит по ноге, затем то же в другую сторону. 3 - исходное положение стоя, ноги на ширине плеч, руки опущены; одну руку поднимают вверх и отводят назад, одновременно отводя назад другую руку; повторяют несколько раз, меняя положение рук. 4 - исходное положение стоя, ноги на ширине плеч; поднимают вверх руку, одновременно наклоняясь в противоположную сторону. Другую руку заводят за спину. Повторяют несколько раз, меняя положение рук с наклонами в одну и другую сторону. 5 - стоя боком к стенке и держась руками (одной снизу, другой сверху) за перекладины, проводят усиленный наклон в бок. 6 - исходное положение стоя на одном колене, руки на поясе, одну руку поднимают вверх и одновременно наклоняются в противоположную сторону. 7 - исходное положение лежа на животе. Разводят руки в стороны и одновременно прогибаются. 8 - исходное положение лежа на животе. Руки вытянуты вперед, приподнимают верхнюю часть туловища и одновременно одну ногу. Повторяют несколько раз, меняя положение ног. 9 - исходное положение лежа на животе. Вытянув вперед руки с палкой, поднимают руки вверх, прогибаясь, и возвращаются в исходное положение.


10 - исходное положение стоя на четвереньках. Поднимают одну руку и одновременно вытягивают назад противоположную ногу, затем возвращаются в исходное положение. Повторяют несколько раз, меняя положение рук и ног исходное положение сидя на подогнутых под себя ногах. Поднимают вверх руку, прогибаясь, и одновременно вытягивают назад противоположную ногу. Затем возвращаются в исходное положение. Повторяют несколько раз, меняя положение рук и ног исходное положение стоя на четвереньках. Поворачивают туловище, одновременно отводя руку в сторону, и возвращаются в исходно положение. Повторяют несколько раз в одну и другую стороны – стоя на коленях и опираясь на руки, скользящим движением вытягивают вперед руки, затем подтягивают их к коленям. 15 – ассиметричный вис на стенке- одна рука вытянута (со стороны искривления), другая согнута ползание на коленях, вытягивая поочередно правую и левую руку и подтягивая одновременно ногу. 18 – сидя на косом сиденье, поверхность которого должна быть наклонена в сторону искривления позвоночника, одну руку держат на поясе, другую (со стороны искривления) заводят за голову сидя на косом сиденье, поверхность которого должна быть наклонена в сторону искривления позвоночника, производят наклоны туловища в сторону, противоположную искривлению. 20 (заключительное упражнение) – лежа на спине, вытягиваются, руки вдоль туловища.


Симметричные корригирующие упражнения: Исходное положение лежа на животе, под­бородок на тыльной поверхности кистей, положенных одна на другую, локти разведены в стороны, положение туловища и ног прямое. 1. Поднять руки вверх, тянуться в направлении рук головой, не поднимая подбородка, плеч и туловища, вернуться в исходное положение. 2. Сохраняя срединное положение позвоночника, отвести назад прямые руки; ноги приподнять разогнутые в коленных суставах, «рыбка». 3. Приподнять голову и грудь, поднять вверх прямые руки, приподнять прямые ноги, сохраняя правильное положение тела, несколько раз качнуться «лодочка». В качестве симметричных могут быть использованы другие уп­ ражнения для укрепления мышц брюшного пресса и спины из исходного положения лежа при условии сохранения симметричного положения частей тела относительно оси позвоночника


Асимметричные корригирующие упражнения 1. Исходное положение стоя перед зер­калом, сохраняя правильную осанку, поднять плечи с поворотом вовнутрь на стороне вогнутости грудного сколиоза. 2. Исходное положение лежа на животе, руки вверх, держась за рейку гимнастической стенки. Приподнять напряженные ноги и отвести их в сто­рону выпуклости поясничного сколиоза. 3. Ходьба на гимнастической скамейке с мешочком на голове и отведением ноги в сторону выпуклости поясничного сколиоза. При консервативном лечении занятий лечебной гимнастикой недостаточно. Следует шире использовать элементы спорта (под наблюдением врача) и физическую культуру (ходьба на лыжах, катание на коньках, плава­ние и др.). Если консервативные методы лечения недостаточно эф­фективны и сколиоз прогрессирует, показана костнопластическая фиксация позвоночника. Ранняя операция может предупредить раз­витие III степени сколиоза, поздняя может снять боли.


Каковы цели лечебных мероприятий при сколиозе? Во-первых, не допустить прогрессирования болезни, во-вторых, стабилизировать позвоночник (укрепить окружающие его мышцы), в-третьих, добиться по возможности коррекции деформации позвоночника. Рекомендуется включить в образ жизни следующие профилактические меры. Достаточное пребывание ребенка на свежем воздухе, постоянное, систематическое его закаливание в соответствии с возрастом. Полноценное питание включает достаточное потребление белков животного происхождения (мясо, творог, рыба), минеральных веществ, витаминов (овощи, фрукты). Побольше двигаться, спать на ровной поверхности ложа, не сидеть в одной позе длительно, отдых лежа. Равномерно распределять тяжесть тела на обе ноги. Воспитывать правильную осанку, контролируя ее в любом положении тела.


Лечение сколиоза сводится к мобилизации позвоночника, коррекции деформации и удержанию коррекции. Все это достигается с помощью средств ЛФК или путем применения регрессирующих корсетов, гипсовых кроваток, специальных тяг либо комбинированными способами, включающими в себя все перечисленные выше средства. Основным методом лечения сколиоза в настоящее время считают комбинированный. Вывод


Использованная литература 1. Бальсевич В.К. Что нужно знать о движениях человека (лекция профессора В.К. Бальсевича)// Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. – – С Большая медицинская энциклопедия. Гл. ред. Б.В. Петровский. – М.: Т.23., Волков М.В., Дедова В.Д. Детская ортопедия. – М., Ишал В.А., Изаак А.П. Метод производства и графического анализа фронтальных рентгенограмм позвоночника при сколиозе. Методические рекомендации. – Омск, Зацепин Т.С. Ортопедия детского и подросткового возраста. – М: Медгиз, Земсков Е.А. Откуда что берется (о формировании осанки и походки у человека)// Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. – – 1. – С Казьмин А. И., Кон И. И., Беленький В. Е. Сколиоз. – М.: Медицина, Маркс О.В. Ортопедическая диагностика. – М: Наука и техника, Мовшович И. А., Сколиоз. – М., 1964 г. 10. Чаклин В.Д., Абальмасова Е.А. Сколиоз и кифозы. – М: Медицина, Сколиоз и остеохондроз: профилактика и лечение / Медведев Б.А. / Серия "Медицина для вас", – Ростов н/д: Феникс, – 192 с.


Спасибо за внимание! Размещено на

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Цели проекта: 1) выявить причины возникновения сколиоза; 2) узнать, какие бывают виды сколиоза; 3) как диагностировать сколиоз; 4) изучить методы лечения сколиоза; 5) ознакомиться с мерами профилактики сколиоза. Задачи проекта: 1) собрать информацию по теме в книгах, через интернет; 2) узнать историю моей болезни, способы лечения; 3) проанализировать собранную информацию; 4) оформить материал, составить презентацию; 5) представить результаты работы.

Строение позвоночника

Сколиоз – это аномальное искривление позвоночника.

Классификация сколиоза. По возрасту: 1) инфантильный – появляется между 1-ым и 2-ым годом жизни; 2) ювенильный – появляется между 4-мя и 6-ю годами жизни; 3) адолесцентный (подростковый) – возникает в возрасте от 10 до 14 лет.

По локализации искривления различают:

По форме искривления сколиоз бывает:

Рентгенологическая классификация выделяет сколиоз: 1-ой (угол сколиоза 1 ° - 10 °), 2-ой (угол сколиоза 11 ° - 25 °), 3-й (угол сколиоза 26° - 50°), 4-ой степени (угол сколиоза более 50°).

По клиническому течению сколиоз бывает: 1) непрогрессирующий; 2) прогрессирующий.

Причины сколиоза: 1) врожденные аномалии развития позвоночника; 2) одна нога короче другой, что приводит к перекашиванию таза; 3) системные заболевания соединительной ткани; 4) рахит; 5) ДЦП.

Факторы, провоцирующие развитие сколиоза: 1) наследственная предрасположенность – сколиоз у родителей может наследоваться ребенком; 2) неправильная осанка; 3) ношение тяжестей – сумка на одно плечо; 4) неправильная посадка – низкий стол, стул без спинки; 5) дефект зрения - близорукость, вертикальное косоглазие; 6) виды спорта, несимметрично развивающие мышцы – теннис, метание ядра, фехтование, хоккей; 7) травмы и чрезмерные нагрузки на позвоночник – легкая и тяжелая атлетика, спортивная и художественная гимнастика.

Признаки сколиоза

Диагностика сколиоза: 1) тест «в наклоне»; 2) рентген; 3) м агнитно-резонансная томография (МРТ); 4) физические тесты (проверка равновесия, силы ног, длины ног, проверка рефлексов); 5) о пределение конца роста кривизны (тест Риссера).

Лечение сколиоза Консервативное Х ирургическое

Консервативное (бескровное) лечение: 1) лечебная гимнастика; 2) массаж спины, грудной клетки, поясницы, плечевого пояса, живота; 3) плавание; 4) физиопроцедуры (электростимуляция мышц, электрофорез); 5) ношение специальных ортопедических корсетов; 6) вытяжение на специальных наклонных кроватях; 7) санаторно-курортное лечение.

Профилактика сколиоза: 1) Ребенка первого года жизни не стоит усаживать раньше положенного срока. 2) Профилактика неравномерных нагрузок на позвоночник и мышцы спины у детей. 3) Рациональный режим труда и отдыха: не стоит долго работать, сидя за столом, подолгу сидеть возле компьютера. 4) Полноценное питание и прием витаминов. Для детей раннего возраста важно получать достаточное количество витамина D для профилактики рахита. 5) Ежедневное занятие гимнастикой. 6) Своевременное лечение нарушений осанки и других заболеваний. 7) Ортопедический матрас, н ебольшая плоская подушка. 8) Правильное рабочее место.

Выводы: 1) Чтобы выбрать метод лечения сколиоза, необходимо правильно определить локализацию искривления, степень, учесть возраст пациента, сопутствующие заболевания. 2) Наиболее эффективным методом лечения сколиоза на начальных стадиях является ЛФК. 3) Хирургическое лечение – только при сильной деформации позвоночника, которая не поддается лечению консервативно. 4) У детей стоит начинать профилактику сколиоза с первых дней жизни.

Спасибо за внимание!


Московский Государственный Университет

РЕФЕРАТ НА ТЕМУ:

«Сколиоз»

Выполнила:

Преподаватель:

Москва 2007

План

    Введение __________________________________________________3

    Краткое описание заболевания сколиоз_________________________4

    Причины возникновения_____________________________________ 5

    Меры профилактики_________________________________________6

    Показания и противопоказания к занятиям физкультурой__________7

    Комплексы лечебной гимнастики_______________________________8

    Заключение_________________________________________________12

    Список использованной литературы____________________________13

Введение

Данный реферат посвящен одной из болезней спины встречающейся чаще всего во врачебной практике любого врача хирурга – сколиоз. Сколиоз– это одна из наиболее актуальных проблем современной ортопедии.

Правильная осанка делает нас не только более привлекательными, но и во многом способствует нормальному функционированию всех органов и систем организма, является профилактикой сколиоза. Но в нашей жизни часто приходится вести неподвижный образ жизни, много нервничать, переживать, также часто нарушать режим питания. Начинается этот процесс, незаметно, с отдельных суставов или сегментов позвоночника. Очень часто он сопровождается возникновением различных деформаций, смещением либо нарушением функций внутренних органов.

Краткое описание сколиоза

Сколиоз (scoliosis; греч. skoliosis искривление) - это заболевание опорно-двигательного аппарата, характеризующееся искривлением позвоночника во фронтальной (боковой) плоскости с разворотом позвонков вокруг своей оси, ведущее к нарушению функции грудной клетки, а также к косметическим дефектам или проще говоря боковое искривление позвоночника.

Сколиоз может быть простым, или частичным, с одной боковой дугой искривления, и сложным - при наличии нескольких дуг искривления в разные стороны и, наконец, тотальным, если искривление захватывает весь позвоночник. Он может быть фиксированным и нефиксированным, исчезающим в горизонтальном положении, например при укорочении одной конечности. Одновременно со сколиозом обычно наблюдается и поворот вокруг вертикальной оси. Поворот способствует деформации грудной клетки и ее асимметрии, внутренние органы при этом сжимаются и смещаются.

Причины возникновения сколиоза

Различают сколиозы врожденные, в основе которых лежат различные деформации позвонков:

    недоразвитие;

    клиновидная их форма;

    добавочные позвонки и.т.д.

К приобретенным сколиозам относятся:

1. Ревматические , возникающие обычно внезапно и обуславливающиеся мышечной контрактурой на здоровой стороне при наличии явлений миозита или спондилоартрита;

2. Рахитические , которые очень рано проявляются различными деформациями опорно-двигательного аппарата. Мягкость костей и слабость мышц, ношение ребенка на руках (преимущественно на левой), длительное сидение, особенно в школе, - все это благоприятствует проявлению и прогрессированию сколиоза;

3. Паралитические, чаще возникающие после детского паралича, при одностороннем мышечном поражении, но могут наблюдаться и при других нервных заболеваниях;

4. Привычные , на почве привычной плохой осанки (часто их называют “школьными”, так как в этом возрасте они получают наибольшее выражение). Непосредственной причиной их могут быть неправильно устроенные парты, рассаживание школьников без учета их роста и номеров парт, ношение портфелей с первых классов, держание ребенка во время прогулки за одну руку и.т.д.

Меры профилактики

Лечение зависит от возраста больного, типа сколиоза и степени деформации позвоночника.

Детский сколиоз при I и II степенях искривления позвоночника лечат консервативно. Важным условием успешного лечения является полноценное и богатое витаминами питание, регулярное пребывание на свежем воздухе, подвижные игры. Постель должна быть жесткой, для чего на кровать укладывают деревянный щит. Стул и стол на рабочем месте должны соответствовать росту. Нужно следить, чтобы ребенок сидел за столом прямо, а ноги его при этом достигали пола. Важна также правильная установка света, а при нарушении зрения обязательна его коррекция. Систематически проводят лечебную гимнастику и часто назначают ношение корсетов.

Консервативное лечение проводят также в специальных школах-интернатах для детей со сколиозом, в которых одновременно с обучением по обычной программе создан необходимый круглосуточный лечебный режим. Одним из ведущих средств консервативного лечения сколиоза является лечебная физкультура. Физические упражнения оказывают стабилизирующее влияние на позвоночник, укрепляя мышцы туловища, позволяют добиться корригирующего воздействия на деформацию, улучшить осанку, функцию внешнего дыхания, дают общеукрепляющий эффект. ЛФК показана на всех этапах развития сколиоза, но более успешные результаты она дает при начальных формах сколиоза.

Утренняя гимнастика, оздоровительная тренировка, активный отдых –– необходимый каждому человеку двигательный минимум и складывается он из ходьбы, бега, гимнастики и плавания. А это и есть нормальный и типичный (здоровый) образ жизни.

Выполнил:
Студент 4 курса лечебного факультета 35 группы –
Фан Девид Викторович
Москва 2016

Лечебная физическая культура при сколиотической болезни

Сколиоз – «старый крест ортопедии» "Трудно смириться с тем, что это уродство может появиться у совершенно здорового ребёнка и что у нас нет

Сколиоз – «старый крест ортопедии»
"Трудно смириться с тем, что это уродство может
появиться у совершенно здорового ребёнка и
что у нас нет почти никакого представления об
этиологии этого заболевания".

Понятие сколиотической болезни

СКОЛИОЗ (от греческого scolios –
«изогнутый, кривой») представляет собой
прогрессирующее заболевание,
характеризующееся боковым искривлением
позвоночника и скручиванием позвонков
вокруг своей оси (торсией).
При этом нарушаются функции органов
грудной клетки, появляются косметические
дефекты и психологические травмы
Поэтому обоснованно говорить не просто о
сколиозе, а о сколиотической болезни.

СКОЛИОТИЧЕСКАЯ ДЕФОРМАЦИЯ ПОЗВОНКОВ

СКОЛИОТИЧЕСКАЯ ДЕФОРМАЦИЯ
ПОЗВОНКОВ развивается
по
определенным законам и
проходит следующие этапы:
торсия боковое искривление
элементы кифоза,
деформация грудной клетки и
т.д.
Знание этих законов дает
возможность прогнозировать
течение болезни.
Клинически сколиотическая
деформация проявляется
рёберным выбуханием.

Классификация сколиоза

По форме искривления:
С-образный сколиоз
(с одной дугой искривления)
S-образный сколиоз
(с двумя дугами искривления)
Е-образный сколиоз
(с тремя дугами искривления)

Классификация сколиоза

По локализации искривления (типы сколиоза):
шейно-грудной сколиоз (вершина искривления на уровне
ThЗ - Th4), Этот тип сколиоза сопровождается ранними
деформациями в области грудной клетки, изменениями
лицевого скелета.
грудной сколиоз (вершина искривления на уровне Th8 Th9), Искривления бывают право- и левосторонние.
Наиболее распространенный тип сколиоза
грудопоясничньй сколиоз (вершина искривления на уровне
Th11 - Th12).
поясничный сколиоз (вершина искривления на уровне L1 L2), Сколиоз этого типа прогрессирует медленно, однако
рано возникают боли в области деформации.
пояснично-крестцовый сколиоз (вершина искривления на
уровне L5 - S1).
Комбинированный, или S-образный сколиоз.
Комбинированный сколиоз характеризуется двумя
первичными дугами искривления - на уровне восьмогодевятого грудных и первого-второго поясничных позвонков.

Классификация сколиоза

По клиническому течению:
непрогрессирующий сколиоз,
прогрессирующий сколиоз.

ТИПЫ СКОЛИОЗА

По форме искривления сколиозы
делятся на:
простые сколиозы (одна дуга
искривления позвоночника в одну
сторону)
сложные сколиозы (две и более дуг в
нескольких направлениях)

Консервативное лечение сколиоза

Комплексное включает:
1. массаж,
2. иглоукалывание
3. лечебную гимнастику,
4. использования корсетов.
Ведущим методом консервативного лечения сколиоза
позвоночника является лечебная физкультура.
Упражнения, направленные на укрепление
мускулатуры, позволяют добиться формирования
мышечного корсета.
Лечебная физкультура показана на всех этапах
развития сколиоза, но более успешные результаты
достигаются на кровообращение мышечной ткани,
вследствие чего улучшается их питание и мышцы
развиваются более интенсивно.

МЕТОДИКА ЛЕЧЕНИЯ И ЛФК ПРИ СКОЛИОЗЕ

Основная цель комплексного консервативного
лечения сколиоза – не допускать его
прогрессирования и по мере возможности
добиться коррекции деформации.
Консервативные методы лечения включают в себя:
1) общеукрепляющее лечение; 2) ЛФК и массаж;
3) методы вытяжения; 4) ортопедическое лечение.
В основе ортопедического лечения должен быть,
во-первых, режим разгрузки позвоночника. Он
включает в себя сон на жесткой кровати, дневной
отдых лежа, а в сложных случаях – обучение лежа
в специализированных школах-интернатах или
санаториях, гипсовые кровати на время сна,
корсеты для ходьбы.

Показания к назначению ЛФК

Занятия
ЛФК направлены в первую
очередь на формирование
рационального мышечного корсета,
удерживающего позвоночный столб в
положении максимальной коррекции и
препятствующего прогрессированию
сколиотической болезни.
ЛФК показана на всех этапах развития
сколиоза; наиболее эффективно ее
использование в начальных стадиях
болезни.

Противопоказания

Бег, прыжки, подскоки, соскоки – любые
сотрясения туловища
Выполнение упражнений в положении
сидя
Упражнения скручивающие туловище
(кроме деторсионных)
Упражнения с большой амплитудой
движений туловищем (увеличивающие
гибкость)
Висы (перерастягивающие позвоночник
- чистые висы)

Задачи ЛФК

Улучшение общего состояния и создание «психического
стимула» для дальнейшего лечения
Закаливание
Улучшение дыхательной функции лёгких и увеличение
экскурсии грудной клетки, повысив тем самым газообмен
и обменные процессы в организме
Постановка правильного дыхания
Укрепление сердечно-сосудистой системы
Укрепление мышечной системы, создание мышечного
корсета
Постановка правильной осанки
Улучшение координации движений
Возможная коррекция деформации
Эти задачи решаются за счет ЛФК, плавания,
адаптивной физической культуры, т.е. комплексно.
Ведущая роль принадлежит ЛФК.

Принципы ЛФК при сколиозе

Применять ЛФК только лишь в комплексе с ортопедическим лечением
Дозировать нагрузку при выполнении упражнений под контролем
проб на силу и выносливость мышц, с учетом состояния сердечнососудистой системы
Выполнять упражнения в медленном темпе с хорошим напряжением
мышц
Избегать висов и пассивных вытяжений. Допустимо только
самовытяжение в исходном положении лежа
Исключить упражнения, мобилизующие позвоночник,
увеличивающие его гибкость. Они рекомендуются лишь при
подготовке к оперативному лечению
Не применять упражнения, вращающие туловище вокруг продольной
оси позвоночника
Коррекция деформации выполняется за счет использования
специальных корригирующих упражнений
Исходные положения коррекции подбираются в зависимости от типа
и степени сколиоза: при 1 степени сколиоза исходное положение
коррекции – симметричное; при 2 степени - рука со стороны
выпуклости дуги позвоночника в сторону. Цель ассиметричного
исходного положения – приблизить центр массы позвоночника к
среднеосевой линии и в этом положении тренировать мышцы.

МЕТОДИКА ЛФК

На занятиях ЛФК целесообразно основную часть их проводить в
исходном положении лежа. Наиболее целесообразен поточный метод
построения занятий, при котором возрастает их плотность.
При выполнении ЛГ проводится общая и специальная тренировка.
Путём общей тренировки весь организм ребенка постепенно
включается в равномерную нагрузку. Общая тренировка является
лишь вступлением к специальной тренировке. При этом учитываются
оси движения.
Комплекс упражнений, назначенный врачом ЛФК, контролируется
ортопедом и периодически заменяется на новый комплекс. Следует
учитывать эмоциональный фактор, особенно для малолетних детей,
которым быстро надоедают однообразные движения. Поэтому в
комплекс упражнений необходимо включать игровые упражнения,
всем детям и подросткам периодически менять упражнения, сохраняя
их лечебную направленность.
Детям и подросткам с не прогрессирующими сколиозами необходимо
назначать упражнения с нагрузкой (гантели, пружинные
приспособления), а также спортивную нагрузку без тренировки
спортивных показателей.
ЛГ применяется при любой степени искривления. Методика ЛГ
меняется в зависимости от этапа лечения и поставленных задач.

СПЕЦИАЛЬНЫЕ УПРАЖНЕНИЯ ПРИ СКОЛИОЗЕ

Специальными упражнениями являются упражнения,
направленные на коррекцию патологической
деформации позвоночника – корригирующие
упражнения
Они могут быть симметричными, ассиметричными и
деторсионными
При составлении комплекса при сколиозе следует
учитывать характер сколиотической деформации,
создающей грубую ассиметрию всех частей и отделов
человеческого тела
Поэтому корригирующие упражнения при сколиозе
направлены на исправление этой асимметрии

СИММЕТРИЧНЫЕ УПРАЖНЕНИЯ

Неравномерная тренировка мышц спины при выполнении
симметричных упражнений способствует укреплению
ослабленных мышц на стороне выпуклости искривления и
уменьшению мышечных контрактур на стороне
вогнутости, что приводит к нормализации мышечной тяги
позвоночного столба
Симметричные упражнения не нарушают возникших
компенсаторных приспособлений и не приводят к развитию
противоискривлений
Важным преимуществом этих упражнений является
простота их подбора и методика проведения, не требующая
учета сложных биомеханических условий работы
деформированного позвоночно-двигательного сегмента и
отдельных частей опорно-двигательного аппарата

АСИММЕТРИЧНЫЕ УПРАЖНЕНИЯ

Асимметричные корригирующие упражнения используются с целью
уменьшения сколиотического искривления
Подбираются индивидуально, воздействуют на патологическую деформацию
локально и с большей вероятностью обеспечивают более равномерную
нагрузку
Тренируют ослабленные и растянутые мышцы, способствуют выравниванию
их тонуса

ДЕТОРСИОННЫЕ УПРАЖНЕНИЯ

Сколиоз – это сложная деформация, включающая
два основных компонента: боковое искривление и
торсию.
Торсия также состоит из двух частей.
Скручивание позвонка происходит в процессе
неправильного роста. Эта деформация не может
быть исправлена консервативными методами
лечения.
Второй частью торсии является вращение одного
сегмента позвоночника относительно другого.
Этот компонент в значительной степени является
функциональным и на него можно воздействовать
деторсионными упражнениями

ДЕТОРСИОННЫЕ УПРАЖНЕНИЯ

Выполняют следующие задачи:
вращение позвонков в сторону, противоположную
торсии
коррекция сколиоза выравниванием таза
растягивание сокращенных и укрепление
растянутых мышц в поясничном и грудном
отделах позвоночника
Разработку деторсионных упражнений проводят с
учётом того, что при правостороннем сколиозе
торсия совершается по часовой стрелке, а при
левостороннем – против часовой стрелки.

Формирование правильной осанки

Ученик должен сидеть на жестком
стуле с прямой спинкой. Стул
подвигается под стол на четвертую
часть сиденья. Регулировать
положение стоп на полу за счет
подставки. Посадка на стуле должна
быть глубокой с выпрямленной
спиной и головой, симметричным
положением плеч и локтями,
расположенными на столе. Через
каждые 15-20 минут при
выполнении уроков рекомендуется
проводить физкультурную паузу со
сменой положения (стоя или лежа).
В школе дети с нарушениями осанки
и сколиозами должны сидеть только
в среднем ряду, а здоровые
-периодически пересаживаться из
одного бокового ряда в другой.

Воспитание правильной осанки

Закрепление навыков правильной осанки,
посредством гимнастических упражнений
обязательное условие во время занятий
различными формами физической культуры и
спорта. Воспитание правильной осанки
педагогическими методами осуществляется
через мысленное и зрительное представление о
ней. Мысленное представление формируется со
слов специалиста по лечебной физкультуре (или
родителя) как идеальная схема расположения
тела в пространстве (положение головы,
надплечий, грудной клетки, живота, таза, ног) и
как зрительного образа (рисунки, фотографии).
Учить детей принимать правильную осанку и
исправлять замеченные дефекты можно при
помощи зеркала.
Контроль над осанкой требует значительных
волевых усилий, к реализации которых дети
младшего школьного возраста не готовы.
Большая роль в этом процессе принадлежит
родителям в плане терпения и педагогического
такта.

Воспитание правильной осанки

Наличие гладкой стены (без плинтуса), желательно
на противоположной от зеркала стороне. Это
позволяет ребенку, встав к стене, принять
правильную осанку, имея 5 точек соприкосновения:
затылок, лопатки, ягодицы, икроножные мышцы,
пятки; ощутить правильное положение
собственного тела в пространстве, вырабатывая
проприоцептивное мышечное чувство, которое при
постоянном повторении передается и закрепляется в
ЦНС - за счет импульсов, поступающих с
рецепторов мышц. Впоследствии навык правильной
осанки закрепляется не только в статическом
(исходном) положении, но и при ходьбе, при
выполнении упражнений.

Физические упражнения подбираются в соответствии с видами нарушений осанки.

Общеразвивающие упражнения (ОРУ) используются. при всех видах нарушений
осанки.
Корригирующие, или специальные, упражнения. Обеспечивают коррекцию
имеющегося нарушения осанки. К специальным упражнениям при нарушениях
осанки относятся: упражнения для укрепления мышц задней и передней поверхности
бедра, упражнения на растягивание мышц передней поверхности бедра и передней
поверхности туловища (при увеличении физиологических изгибов).
На занятиях лечебной гимнастикой обязательно сочетаются общеразвивающие,
дыхательные и специальные упражнения, упражнения на расслабление и
самовытяжение. Упражнения для укрепления мышечного корсета.ЛГ сочетают с массажем мышц и ношением
корсета, фиксирующего позвоночник. В занятия
ЛГ включают общеразвивающие, дыхательные и
специальные упражнения, направленные на
коррекцию патологической деформации
позвоночника. Растянутые и ослабление
мышцы, расположенные на стороне
выпуклости, необходимо укреплять,
тонизировать, способствуя их укорочению;
укороченные мышцы и связки в области
вогнутости необходимо расслаблять и
растягивать. Такая гимнастика называется
корригирующей.
С целью укрепления ослабленных мышц
(особенно разгибателей туловища, ягодичных
мышц и мышц брюшного пресса) используются
симметричные упражнения различного
характера, способствующие воспитанию
правильной осанки, нормализации дыхания,
созданию рационального мышечного корсета.

Особенности применения ЛГ

При сколиозе 1 степени наряду с
общеразвивающими и дыхательньими
упражнениями используются симметричные
корригирующие упражнения; асимметричные
применяются индивидуально, исключительно
редко.
При сколиозе II степени в занятиях
корригирующей гимнастикой преобладают
общеразвивающие, дыхательные и симметричные
упражнения. По показаниям применяются
асимметричные и деторсионные упражнения;
последние - с коррекционной и профилактической
целью, оказывая максимальный лечебный эффект
именно при сколиозе II степени.
При сколиозах III - IV степеней используется весь
арсенал физических упражнений.

Продолжительность занятия ЛГ

30-45 мин (не менее 3 раз в неделю)
Курсами по 1,5-2 месяца

Структура занятия ЛГ

Занятие ЛГ состоит из трех частей:
подготовительной,
основной
заключительной.

ЗАДАЧИ ЛФК ПОСЛЕ ОПЕРАЦИЙ

стабилизации позвоночника в новых статических
условиях
способствование удержанию коррекции, достигнутой
хирургическим методом

ПРОГРАММА ЛЕЧЕБНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ ДЛЯ ДЕТЕЙ СО СКОЛИОЗАМИ

При 1 степени сколиоза:
Ношение корсета не показано
ЛФК, общеукрепляющее лечение (массаж, физиотерапия,
иглорефлексотерапия, закаливающие процедуры и т.д.)
При 2 степени сколиоза:
Ношение корсета без головодержателя строго по показаниям
ЛФК, общеразвивающие виды спорта, общеукрепляющее лечение
Специальный двигательный режим
При 3-4 степенях сколиоза:
Обязательное оперативное лечение
Обязательное ношение корсета
На всех этапах лечения в любом возрасте больного и при любой
тяжести сколиоза остаётся задача воспитания сознательного
отношения к закреплению правильного положения тела